Как отремонтировать стартер автомобиля
Как самому отремонтировать стартер автомобиля
Здравствуйте автолюбители. Сегодня речь пойдет о ремонте стартера автомобиля Мицубиси Спейс Вагон своими руками. Этот стартер имеет редуктор и является достаточно надежным устройством, а если он еще и настоящий от производителя то — цены ему нет, хорошая надежная вещица.
Ну как и любая деталь в автомобиле он способен выйти из строя в самый не подходящий момент.
Как правило, резко и просто он не выходит из строя.
В преддверии поломки наблюдаются характерные симптомы говорящие о скором отказе стартера.
Сегодня я расскажу об одном довольно интересном случаи поломки стартера от Мицубиси Спейс Вагон.
Неисправности стартера
Как нам всем известно отказ стартера происходит довольно резко и в самый неподходящий момент.
Выражается этот в том, что при включении стартера (ключами в замке зажигания) – ни чего не происходило вообще.
Даже лампочки на приборной панели горят, как обычно (не подсаживались), это говорит о том, что либо питание не доходит до стартера, либо одна из его обмоток находится в обрыве.
В моем случаи ремонт стартера автомобиля просто начал напрашиваться сам по себе. После «дерганья» ключом зажигания (туда – сюда) несколько раз, стартер все же начинал крутиться.
А подобное проявление уже подсказывает, что обмотки стартера скорее всего не причем, а причина находится там, где находятся щетки стартера, которые износились.
Ну так, как щеткам которые стоят в этом стартере всего лишь 1,5 года, то это то же наводит на мысль, что это ни они, а если они то качество их ужасное.
В любом случаи стартер требовал, что бы его сняли и отремонтировали.
Основные неисправности стартера
1. Неисправность реле стартера (не путать с втягивающим реле стартера – совершенно разные вещи).
2. Обрыв провода от реле стартера до стартера (самый тонкий провод, который подходит к стартеру).
3. Обугливание (оплавление) пятака во втягивающем реле стартера (это реле не разборное, если конечно у вас не автомобиль «жигули»).
4. Отказ щеток стартера (большой износ, требуется замена).
5. Перегорела катушка либо в самом стартере либо во втягивающем реле стартера (для определения нужно хотя бы немного понимать устройство и принцип работы, иначе только к специалисту).
6. Износ бендикса (механическая поломка).
7. Износ редуктора стартера (при условии, что у вас редукторный стартер).
8. Стартер плохо закреплен к двигателю (отсутствие «массы» — нет связи стартера с «-»).
Ну а мне изучать причину происходящего не было времен, а проблема напоминала о себе при каждой поездке на автомобиле.
Но заняться этим все же пришлось, уж очень сильно все это начало напрягать. Эффект просто начал перерастать в полный отказ автомобиль заводиться.
В итоге пришлось найти время и заняться ремонтом стартера автомобиля своими руками, и как говориться – «вскрытие покажет в чем причина».
Как снять стартер
Я не думаю, что у кого то возникнет проблема со снятием.
Этот этап в ремонте стартера самый простой. Открутите два болта, которыми прикручен стартер к блоку двигателя и коробке передач.
Но конечно перед этим необходимо снять клемму «-» с аккумулятора, иначе можно устроить «короткое замыкание» со всеми вытекающими последствиями.
Разборка стартера
Здесь сложностей возникнуть то же ни у кого не должно.
Всего на всего необходимо открутить два длинных болтика. Крутить правда нужно без фанатизма, так как они тонкие и длинные – могут отломаться.
Поэтому, если они «прикорели» воспользуйтесь любой жидкостью для облегчения откручивания болтов.
Если с подобными жидкостями проблема, подойдет обычный спей даже от комаров (вообще удивительная вещь — лично проверено).
В общем разборка стартера не такая сложная, вот сборка немного будет посложнее.
Ремонт стартера своими руками
Ну, что же стартер разобран и на первый взгляд все в порядке и даже щетки стартера выглядят очень хорошо.
Хотя признаки неисправности стартера указывали именно на них. Были даже приобретены новые щетки для замены.
В общем дело не в щетках, а это значит, что проблема плавно перемещается в сторону серьезной неисправности, например на неисправность, какой то из катушек стартера, или втягивающего реле.
Если при ремонте стартера автомобиля дело оказалось в катушках — не мучайтесь, покупайте стартер целиком или стартер без втягивающего реле, или втягивающее реле стартера отдельно.
Поверьте, что все эти перемотки и тому подобное дают очень плохой результат, а по цене, так еще и дороже получится, чем купить исправную рабочую деталь.
Не знаю, что меня «дернуло» но я попытался развальцевать втягивающее реле стартера, хотя как писал выше, это ни к чему не приведет, разве, что проводом медным обзавелся бы.
Дело в том, что у меня есть небольшой опыт по ремонту не разборных втягивающих реле, так что посмотрим, что получится.
Развальцевав реле я понял, что у меня отсутствует паяльник, без которого не обойтись.
Мне пришлось замазав образовавшуюся щель герметиком аккуратно завальцевать молоточком все обратно.
О попытке ремонта втягивающего реле я написал в статье «Почему втягивающее щелкает а стартер не крутит» , а о том какие еще могут быть проблемы отказа стартера можно почитать в статье «Стартер щелкает но двигатель не крутит» .
В этой статье я разобрал это втягивающее реле и отремонтировал его, а затем собрал обратно.
Поверьте не обладая достаточным опытом, отремонтировать вам там ни чего не удастся.
Все проверяется гораздо проще. Снятый с автомобиля стартер надо подсоединить к АКБ, как говориться на весу (любым удобным способом).
И провести своеобразный тест на включение стартера и выброса бендикса.
Как показал эксперимент, стартер был полностью исправен. Что само по себе по меньшей мере не логично.
Ведь установленный на автомобиль он практически отказывался работать.
Поиск причины отказа стартера
С этого момента начинаются поиски причины, почему не работает стартер.
Пришлось стартер испытывать в полуразобраном состоянии, по другому ни как не получалось определить неисправность.
Таким образом проверка стартера показала, что так называемая скоба (как эта деталь правильно называется я понятия не имею), которая как оказалась выполняет функцию тормоза выдвигающегося цилиндра бендикса перестала тормозить, а напротив теперь она начала просто удерживать этот цилиндр совсем не в том положении, в котором он должен был быть (на фото видно).
Почему она себя начала так вести можно только гадать, я думаю это просто самый обычный износ и усталость металла.
Потому что подогнув ее, как бы в нормальное состояние стартер включался без перебоев раз 10 – 11, затем история полностью повторилась, эта скоба опять отгибалась обратно.
Ну не хотела эта деталь работать.
По этому проведя еще пару тестов без этой скобы я убедился, что ее отсутствие положительно сказывается на работе стартера.
Из 30 попыток завести автомобиль, стартер щелкает и автомобиль завелся 30 раз, а это означает, что в данном случаи эта деталь абсолютно не нужна.
А так, как проблемы больше нет, то можно собрать стартер и установить обратно на автомобиль.
Все болты и гайки перед сборкой обязательно надо смазать.
Клемму «-» АКБ подключать в самую последнюю очередь, когда все будет установлено и подключено.
На этом все, ремонт стартера автомобиля своими руками закончен, всем удачи на дорогах.
С уважением автор блога Doctor Shmi
Ремонт стартера своими руками
Ремонт стартера своими руками вполне возможен даже в гаражных условиях, но условии, что нет необходимости полностью разбирать стартер. Хотя у человека, который профессионально занимается обслуживание стартеров даже в обыкновенном гараже, Вы найдете много интересных инструментов для самостоятельного ремонта стартера и устранения практически всех его неполадок.
Признаки поломки стартера
Первыми признаками того, что необходимо проводить ремонт стартера своими руками, является наличие не характерных для его работы шумов при его запуске, а также медленное вращение маховика. Параллельно с этой проблемой может еще и быстро разряжаться аккумуляторная батарея. Тут уже без ремонта стартера не обойтись.
Устройство стартера
Чтобы проводить ремонт стартера своими руками необходимо хотя бы на начальном уровне знать как он устроен и его принцип работы. В статье устройство стартера автомобиля вы сможете получить полную информацию про его устройству и принципу работы. А принцип действия его очень простой.
По сути это обыкновенный электродвигатель, который работает короткий промежуток времени.
Стартер не рассчитан на долгую работу, поэтому не стоит держать ключ зажигания во включённом положении более 10 – 20 сек.
Отличает его от электродвигателя наличия втягивающего реле, и бендикса благодаря которым и происходит схватывание стартера с маховиком и передачи ему вращения.
Если Вы хоть немного разбираетесь в вопросах ремонта и дома ремонтировали бытовую технику, то ремонт стартера своими руками обойдется Вам на много дешевле, чем в автосервисе.
Причины поломки стартера
Ремонт стартера своими руками – причины выхода стартера из строя.
Так как стартер во время запуска двигателя переносит очень большие нагрузки, особенно в зимний период, в это промежуток времени он обычно и выходит из строя.
Представьте, что во время запуска двигателя у Вас под машиной заработал сварочный аппарат, да не удивляйтесь, именно сварочный, так как сила тока в этом момент в стартере достигает около 450 А, что характерно для сварочных аппаратов.
Но если стартер включен на короткое время, то ничего страшного не произойдет. Но если ключ зажигания держать включенным долгое время, то в результате продолжительной работы стартера и воздействия большой силы тока на силовые медные контакты в тяговом реле, может произойти подгорание этих контактов, а бывает, что они вообще выгорают в результате плохих контактов.
Это приводит к тому, что стартер полностью выходит из строя. В таком случае ремонт стартера своими руками просто необходим.
Еще одной причиной, по которой не стоит перегревать стартер, это наличие специального бакелита, которым пропитаны обмотки статора и ротор.
Данный бакелит очень стойкий к большим температурам, но при продолжительном перегреве и он может не справиться с поставленной задачей и оплавиться, в результате чего может произойти замыкание проводов в обмотках, т.е. межвитковое замыкание.
Так же при длительной эксплуатации стартера и не уделения к нему должного внимания с Вашей стороны, могут износиться внутренние втулки у стартера. Это приводит к тому, что ротор вращается асимметрично и ударяет об обмотку и изоляцию статора, а это опять же может привести к поломке стартера.
Следует знать, что на стартере, как и на генераторе, имеется щеточный узел. В результате плохого контакта щеток с коллектором ротора, вследствие их износа, или выхода из строя прижимной пружины, щетки начинают искрить, а как следствие подгорать. Это в свою очередь тоже влияет не правильную работу стартера и уменьшает общую продолжительность его работы.
Итак, у Вас плохо работает или вообще не работает стартер, и Вы решили проводить ремонт стартера своими руками. Решение правильное, так как поломка может быть не значительная, а в автосервисе с вас возьмут по полной программе.
Порядок ремонта
Проверяем реле стартера или тяговое реле.
Как правило, реле стартера можно разобрать без каких либо проблем. Не будет вникать во все технические моменты разборки не только реле, но и других деталей стартера, с гайками и винтами умею обращаться практически все.
После разборки втягивающего реле, обратите внимание на контакты, которые расположены на болтах, если подгорания серьезные то стоит болты-контакты заменить, а если не значительное, то убираем нагар с помощью притирочного камня или другим способом. Если на болте-контакте вы заметили глубокую выгоревшую ступеньку, но не широкую, то можете повернуть болт на 180 градусов (это практикуется) и собрать реле.
Обратите внимание на качество резьбы, которая находится на прижимных болтах. Если резьба повреждена, болты необходимо заменить, так как в результате плохого прижима, будет отсутствовать хороший контакт.
Следующее, что касается тягового реле, это пятак реле, который замыкает описанные выше болты-контакты. Он тоже может быть подгоревшим. Для того, чтобы очистить пятак реле от нагара можно использовать мелкую наждачную бумагу, мягкий напильник или надфиль.
Бывает, что на некоторых моделях стартера, встречается тяговое реле не разборное, в таких случаях ремонт стартера своими руками становится затруднительным.
В данном случае реле лучше заменить новым, так как развальцевать его получится не у каждого.
Обратите внимание на плюсовой вывод на тяговом реле, он самый большой в сечении. На данный вывод поступает ток с большим амперметрожом от замка зажигания. В этом месте между клеммами должен быть идеальный контакт.
Щетки
С щетками ситуация на много проще, да и добраться до них не составляет большого труда.
При необходимости замените щетки и пружины, которые лопнули новыми, в принципе, ремонт стартера своими руками здесь самый легкий.
Переходим к ротору стартера.
Обратите внимание на коллектор ротора, в том месте где он контактирует с щетками, при необходимости зачистите его.
На роторе может быть специальное тормозное кольцо, изготовленное из пластмассы. Найти Вы его сможете в крышке щеточного узла. Если оно лопнуло, то замените его.
Так же производится замена втулок стартера. Втулки подбираются в соответствии под вал ротора.
Далее проверяем бендекс.
Для того чтобы проверить бендекс его звездочка зажимается в тески, но зажим производят через мягкий металл, чтобы саму звездочку не повредить.
Проворачивая муфту (стальное кольцо, которое идет сразу за звездочкой) то в одну, то в другую сторону убеждаемся в исправности бендекса. Кольцо должно проворачиваться только в одну сторону. Если это не так, то замените бендекс.
Подводим итоги
Вот мы и рассмотрели основные неисправности и способы их устранения. Как можно убедиться, ремонт стартера своими руками вполне возможен даже в гаражных условиях.
Но это при условии, что поломки, которые возникают, относятся к категории средних. Если со стартером произойдет что то более серьезное, то максиму, что вы сможете сделать, это его разобрать.
А дальше ремонт стартера своими руками перейдет в фазу «найди того, кто сможет сделать».
Но все же давайте надеяться, что до такого не дойдёт.
Неисправности стартера и особенности ремонта своими руками
Ни один даже современный автомобиль не застрахован он внезапных поломок. Хорошо, когда поблизости есть недорогие сервисные центры, предлагающие квалифицированные услуги ремонта систем авто относительно недорого. Но, что делать, если автомобиль остановился посреди дороги где-то вдали от цивилизации? К таким ситуациям должен быть готов даже начинающий водитель. Чтобы обрести уверенность за рулем, необходимо владеть хотя бы элементарными знаниями в области устройства и ремонта главных систем машины. В число обязательно важных умений входит ремонт стартера своими руками. Но для начала необходимо ознакомиться с основным предназначением этого устройства и принципом его работы.
Назначение и устройство редукторного стартера
Сам по себе стартер – электрический мотор, питающийся от аккумулятора автомобиля. Это устройство преобразует электрическую энергию в механическое усилие. Механический привод способствует раскручиванию коленчатого вала, следовательно, запуску силовой установки. Это значит, что автомобиль без стартера не способен самостоятельно сдвинуться с места. Конструктивно механизм состоит из следующих основных элементов:
- Бендикс – контролирует скорость вращения вала.
- Якорь – воздействует на шестерни бендикса, тем самым обеспечивает их вращение. С запуском двигателя происходит перемещение якоря в исходное положение и разъединение контактов.
- Реле – обеспечивает синхронную работу всех элементов стартера.
- Щетки и их держатель – нужны для увеличения мощности двигателя, способствуют подаче напряжения на пластины якоря.
Более подробное устройство стартера можно увидеть на следующей схеме:
Среди профессионалов бытует мнение, что если водитель смог самостоятельно отремонтировать стартер — ему под силу устранить любую поломку. Так говорят не только в силу того, что это конструктивно сложный механизм.
Практически все производители автомобилей устанавливают устройство в неудобном для мастера положении. Основная сложность заключается не только в том, что стартер нужно корректно отремонтировать. Но и в самом процессе его демонтажа.
Как найти стартер?
В некоторых моделях авто, особенно новых, обнаружить механизм в подкапотном пространстве не так просто. Опытные водители ищут устройство в системе авто так:
- Первым делом приподнимается крышка капота машины.
- Проворачивается ключ зажигания – можно сделать это как самостоятельно, так и попросить у кого-либо помощи.
- В момент проворачивания ключа нужно прислушиваться, откуда поступает характерное работе электромотора жужжание. После чего, руководствуясь интуицией и поступающим звуком, находится механизм.
Чтобы найти и снять устройство придется потратить немало свободного времени. Но достаточно выполнить успешно всю работу самостоятельно одни раз. Последующие возможные проблемы со стартером уже не будут приносить существенных хлопот.
Распространенные проблемы со стартером
Во время работы двигателя конструктивные элементы механизма фактически не подвергаются нагрузкам. Следовательно, они не изнашиваются. Но совсем иная ситуация складывается во время запуска мотора.
Специалисты разделяют все возможные поломки устройства на две большие категории: электрические и механические. Первая категория определяет возникновение неисправностей связанных с электрической частью электромотора. Вторая — с механическими деталями, расположенными внутри корпуса стартера.
Первыми серьёзными симптомами неисправности устройства являются:
- С первым поворотом ключа ничего не происходит. Возможно, возникла проблема со щетками, которые не передают напряжение на ротор стартера.
- Долго раскручивается даже с полностью заряженным аккумулятором. Такой симптом поломки также указывает на проблемы со щетками или подшипником.
- Составные части механизма дольше обычного возвращаются в свое исходное положение после запуска мотора. Подобная ситуация указывает на вероятные проблемы с шестернями бендикса или маховиком силовой установки.
- Составные части стартера продолжают вращаться вместе с мотором после успешного запуска. Возвратная пружина не выполняет свои функции, мог засориться ротор или износились силовые контакты реле.
Как видим, возможных проблем у данного устройства – хоть отбавляй. Именно поэтому важно быть готовым к любому развитию сценария. Если вы заметили странности в работе автомобиля, в частности стартера, следует сразу предпринимать серьёзные решение. Ведь откладывание ремонта даже незначительной поломки может обернуться впоследствии серьезными финансовыми затратами.
Демонтаж и диагностика стартера
Смотровая яма позволит сравнительно быстро осуществить процесс снятия устройства с авто. Хотя у начинающего водителя времени уйдет немало. Перед проведением демонтажного мероприятия следует исключить вероятность возникновения других неисправностей. То есть, прежде чем снимать стартер, убедитесь, что в системе авто нет, например, проблем с аккумулятором. Запуск двигателя авто может быть осложнен по целому ряду других причин.
Диагностику невозможно осуществить без снятия. Механизм необходимо снять с авто, после чего разбирать и проверять. Во время демонтажа записывайте последовательность действий. Так удастся в кратчайшие сроки осуществить обратную установку.
Процесс снятия стартера
Вся работа сводится к следующему порядку действий:
- Отсоединяем клеммы аккумулятора, полностью обесточиваем автомобиль.
- Отсоединяем проводку и отодвигаем её в сторону.
- Снимаем защиту с двигателя.
- Находим стартер, освобождаем его гайки фиксации к блоку.
- После чего демонтируем само устройство.
Для диагностики подойдет самый обычный аккумулятор. К корпусу следует подать массу, а «плюсом» искать вероятнее поломки. С подключением «плюса» к контактам втягивающего реле, должно произойти выдвижение бендикса. В том случае, когда не срабатывает именно реле, оно подлежит замене. Когда «плюс» подводится к контактам расположенным за реле, должен сработать сам механизм.
Если никакого эффекта не произошло, значит, нужен ремонт стартера своими руками, или же помощь опытных специалистов.
Неисправные щетки
Часто именно по причине неисправных щеток весь механизм отказывается работать корректно. Как осуществить ремонт щеток стартера своими руками? Дело в том, что эти элементы работают интенсивнее всех остальных. Поэтому их выход из строя – дело времени. Добавить к этому суровые условия эксплуатации, и получим их преждевременный выход из строя. К тому же, работая на высоком вертикальном темпе, они приводят к расшатыванию держателя. Понять, что проблема имена в этих составных частях, можно по следующим характерным признакам:
- слышен щелчок втягивающего реле, но ничего не происходит;
- во время работы стартера слышен хруст и треск;
- в момент запуск двигателя доносится запах гари из-под капотного пространства.
Рекомендуется менять щетки независимо от того, исправны они или нет. На демонтаж механизма вы потратили немало времени. Даже в профилактических целях полезно заменить их новыми экземплярами. Ведь нет никакой гарантии, что щетки не выйдут из строя в ближайшее время. Установив новые экземпляры, вы тем самым обезопасите себя от повторного трудоемкого процесса демонтажа стартера.
Неисправный якорь и реле
Разобрав устройство, обратите внимание на пусковой якорь. Оцените состояние высоковольтной проводки, контакты которой могли окислиться. Часто подвижная часть якоря просто заедает, что становится причиной выхода из строя всего устройства. О том, что якорь застыл в неподвижном состоянии, укажет отсутствие щелчков реле. Следы гари и копоти на его поверхности укажут на его непригодное для дальнейшей эксплуатации состояние.
Зачастую причиной неисправности стартера становятся скопления пыли и грязи на рабочих контактах. Важно следить за чистотой всех узлов и агрегатов транспортного средства. Главный механизм для запуска двигателя автомобиля в этом плане не является исключением.
Однако эта же проблема может указывать на поломку самого реле. Контакты элемента зачищаются наждачной бумагой, после чего подводятся провода аккумулятора. Если реле исправно – непременно будет слышен громкий щелчок и перемещение бендикса. Когда этого не происходит, нужно менять реле новым экземпляром. Следует также проверить изоляцию статора. Для этой цели лучшим образом подойдет специальный прибор – омметр.
Проверка статора
Сопротивление обмотки можно проверить с помощью мегомметра или специального диагностического стенда. Однако проверка целостности изоляции осуществима даже с помощью обычной лампочки. Катушка с источником питания соединяется одним приводом, а вторым с лампой. Во время подключения лампа не должна гореть, а статор не должен дымиться или искрить. Организуйте рабочее пространство с учетом правил и требований пожарной безопасности.
Показатель исправной обмотки статора не должен быть меньше 10 кОм. Восстановить обмотку можно с помощью пропиточного лака. Но такая работа вряд ли станет под силу неопытному водителю. Поручить процесс восстановления следует мастеру, имеющему соответствующий опыт работы с электромеханическими устройствами.
В некоторых случаях вернуть механизму способность корректной работы не представляется возможным. Всё дело в том, что конструкцию редукторного стартера входят постоянные магниты. Если они повреждены – ремонт их трудоемок и нерационален.
Заключение
Даже незначительный слой гари может стать причиной поломки механизма. Ремонт стартера своими руками возможен, но для этого необходимо обладать некоторыми знаниями в области электромеханики. Перед сборкой устройства вооружитесь графитовой смазкой или на крайний случай моторным маслом. Механические элементы основательно смазываются, после собираются в обратной последовательности. Перед его установкой на авто убедитесь в том, что вся работа была проведена корректно. Для этого подайте на корпус «минус», а на обмотку «плюс». Бендикс должен перемещаться и вперед, и назад.