Какие автомобильные свечи зажигания лучше
Какие автомобильные свечи зажигания лучше
Автомобиль во многом похож на человека… Как к людям в период болезни приходит осознание значимости того или иного органа, так и близкое знакомство автовладельца с элементами зажигания происходит тогда, когда машина работает с перебоями. Перво-очередное желание автомобилиста — постараться исправить небольшую проблему. С приобретением практического опыта наступает осознание важности простых элементов зажигания. Разумеется, при сбоях в системе оптимальным выходом будет замена. Но не все автолюбители знают, какие свечи зажигания лучше подойдут для конкретного транспортного средства? Об этом мы и поговорим в данном материале.
Свечи зажигания NGK
Что нужно знать о свечах зажигания
Сегодня на рынке предлагается богатейший выбор автомобильных комплектующих – российские и зарубежные производители предлагают все, что требуется в момент поломки, в том числе, и электроразжигательные элементы. А чтобы правильно определить самые лучшие СЗ для машины той или иной модели целесообразно понять устройство и принцип работы данного элемента, узнать ключевые характеристики и отличия основных типов СЗ друг от друга.
Коротко о принципе действия СЗ
Загорание рабочей смеси происходит при сжатии, а точнее в конце этого цикла, дабы в момент достижения верхней/мёртвой точки процесс находился в наибольшем развитии. Поставщиком искры служит воздушный зазор, который образуется у электродов, там собственно и происходит ее образование. На электродах, которые получая электрический заряд напряжением огромной мощности образует пробой, на небольшой интервал времени появляется дуга. Данный процесс идет в сопровождении значительного скачка температуры вверх, что приводит к воспламенению рабочей смеси, при этом направление горения идет от центральной части к перифериям.
При верно выбранных параметрах изделий процесс идет в установленных рамках. И силовой агрегат показывает оптимальные значения. Это происходит из цикла в цикл работы двигателя, а перебои в работе свечей ведут к нестабильности в моторе. Если долго игнорировать проблему, то это может вызвать крайне значительные поломки элементов силового агрегата и остальных жизненно важных систем автомобиля. Длительная эксплуатация двигателя приводит к старению и износу элементов зажигания, а это значит, что уменьшаются заявленные значения и характеристики, что, со своей стороны, тоже отражается на работе силового агрегата.
Свечи зажигания Beru
Характеристики и устройство СЗ
Корректное возгорание топлива в цилиндре происходит лишь при установке максимально качественных элементов. СЗ отличаются элементарной конструкцией, включающей 3 ключевых детали:
- корпус, выполненный из стали;
- центральный электрод, оснащенный проводником;
- изолятор, выполненный из керамики.
На своем уровне, все перечисленные элементы включают в себя несколько частей.
Составляющие стального корпуса:
- Цоколь с резьбой для вкручивания и удержания элемента в установленном месте цилиндрового блока.
- Электрод, располагающийся сбоку и предназначенный для формирования соответствующего зазора. В различных модификациях свечей бывает различное количество электродов (в четырех камерных элементах работа изделий обеспечивается зазором у юбки и центрального электрода).
- Венец ключа, имеющий 6 граней и предназначенный для вкручивания/откручивания узла располагающегося вверху изделия.
Устройство центрального проводника:
- Электрод в центре, являющийся ключевой деталью, непосредственно участвующей в образовании искры.
- Проводник, передающий напряжение с высоковольтных проводов к рабочей части устройства.
- Вывод с контактами – это стержень, имеющий резьбу. К нему крепится проводник, идущий с катушки (трамблера/распределителя). Сейчас многие производители накручивают на него наконечник особой формы, который обеспечивает защелкивание контактов.
Снаружи высококачественных элементов зажигания имеется несколько ребер, которые расположены у корпуса и наконечника. Они обеспечивают защиту от пробоев заряда по изделию. Данный элемент выдерживает температуру в 1 000 градусов и напряжение в 60 кВ. Свеча «одета» в уплотнитель — шайбу, оберегающую от прорыва газов наружу из цилиндра в область посадочного места. Особенности устройства искрообразователей сказываются на рабочем режиме.
Свечи зажигания Champion
Эксплуатационные параметры электроразжигателей
Для обеспечения качественной работы СЗ и всего автомобиля в целом, необходимо знать, как выбрать автомобильные свечи зажигания. Поможет в этом, например, журнал «За рулем» и рейтинг, который публикуется в нем. Его авторами проводится тщательное сравнение элементов различных производителей по ключевым характеристикам и рабочим качествам. На основании этих данных автомобилистам предлагается топ лучших образцов.
При покупке свечей можно руководствоваться и другими авторитетными источниками, но следует учитывать конкретные параметра вашего авто. Это обеспечит качественную эксплуатацию элементов зажигания и их продолжительный срок службы.
Итак, главным назначением элементов зажигания остается детонация искры в топливном отсеке машины. Это реализуется за счет того, что в момент запуска электрод получает громадное напряжение. В итоге появляется разряд.
Искрообразовательные элементы используют во всех транспортных средствах, имеющих ДВС (вне зависимости от заправляемого топлива – газ, солярка или бензин) — автомобили, мотоциклы, моторные лодки, специальная техника.
Примерный срок корректной работы элементов зажигания свечей имеет зависимость от пробега и равняется ориентировочно 30 000 км. Наличие нестабильности при старте мотора и увеличение мощности звука при выхлопе — это начальные симптомы «усталости» электроразжигателей. Обычно, следы копоти на элементах начинают образовываться после пробега в 12-15 тысяч км.
Износ и нестабильная работа элементов
Нестабильность в работе свечей зажигания проявляется в:
- утрате мощности двигателя;
- повышении риска поломок газового нейтрализатора, катушки зажигания и других деталей;
- повышенном расходе топлива.
При выборе СЗ необходимо руководствоваться двумя ключевыми характеристиками.
- Соответствие ключевых значений. Иначе элементы зажигания не получится уставить в отведенное место и обеспечивать их работу в связке с остальными участниками системы.
- Калильный показатель, указывающий на тепловые значения при работе.
Свечи зажигания Bosch
Свечи с малыми значениями КЧ ориентированы под небольшие скорости, размеренную езду, минимальные нагрузки.
Большое значение КЧ говорит об увеличенном запасе прочности при высоких температурах. Их ставят на спортивные/гоночные машины и автомобили категории «Премиум».
Приобретая СЗ, нужно сравнить показатели, которые указал производитель транспортного средства, с числовыми показателями в маркировке изделий.
Важно! Свечи, имеющие большой ресурс, приводят к разрушению изоляции, которая защищает, например, распределительный ротор либо перегородки высоковольтных проводов.
Кроме того, много зависит от климатических условий региона, где эксплуатируется автомобиль. При остальных схожих показателях, нагрузка, приходящаяся на элементы зажигания, на юге нашей страны намного больше, чем в средней полосе либо в северных районах.
Классификация СЗ
Проектируя двигатель, создатели сразу закладывают конкретные параметры эксплуатационного цикла. Искрообразователи, если они правильно выбраны, создают более благоприятные условия для работы мотора в различных режимах. СЗ классифицируют по конкретным параметрам:
- Калильный показатель: потребителям доступны свечи в различных исполнениях от горячих/холодных, до средних/оптимальных и унифицированных.
- Тип и размер резьбы (величина диаметра (М8-М18) и шага (1, 1.25, 1.5 мм), длина).
- Размер головки-шестигранника.
- Способ уплотнения: прокладка, выполненная из мягких металлов либо сопряжение конической формы.
- Число электродов.
Любой из описанных типов свечей ориентирован на установку в конкретных видах двигателей. При необходимости замены этих устройств важно учитывать много факторов, а ошибки приводят к сбоям в двигателе. У автомобилиста часто возникает вопрос, как подобрать свечи зажигания и сделать это правильно.
Основные параметры СЗ
В продукции массового производства в качестве материалов рабочих частей обычно используют хромо-никелевые сплавы, редко — медь и другие проводящие ток металлы. Никелевые свечи имеют невысокую стоимость и пользуются высоким спросом. А образцы, сделанные с использованием иридия, рассчитаны на установку только в современных двигателях.
По количеству проводников, типы искрообразователей различают:
- одноэлектродные элементы и свечи с несколькими электродами. Данный вид свечей имеет более широкое распространение;
- капсюль, имеющий проводник, выполненный из драгметаллов.
Превосходно показали себя изделия, имеющие би-металлические электроды. Преимущество их использования очевидно из 2-го названия — широко-диапазонные свечи. Наряду с привычной формой проводника приобретают популярность гораздо более тонкие электроды.
Свечи зажигания Spark
Некоторые схемы
Одноэлементные СЗ
Бесспорное преимущество одноэлементного изделия его низкая стоимость. Искра вырабатывается двумя электродами. Один расположен в центральной части, другой — сбоку. Лучшим представителем этой группы свечей является торговая марка Champion. Разработчики предлагают использовать электроды из медных сплавов. В итоге в два раза увеличивается время корректной работы (модель RE16MC в рознице стоит чуть больше ста рублей). Хочется отметить искрообразователи бренда NGK, имеющие оригинальную конструкцию ключевого электрода, данные изделия также имеют продолжительный срок службы (цена модификации BPR5ES-11 около 100 рублей).
Но достаточно большое количество изделий этой группы имеет некоторые недостатки:
- нестабильность при срабатывании;
- малый период эксплуатации;
- неспособность полностью раскрывать потенциалы двигателя.
Многоэлектродные СЗ
Стоимость данных свечей несколько выше, чем у их более простых образцов. Искра образуется у центрального электрода и 3 (4) электродами, расположенным по бокам.
Данный тип изделий отличается более высокой надежностью из-за наличия нескольких электродов. При этом в работу включается проводник, на каком скопилось меньше копоти/окала.
Многоэлектродные свечи имеют следующие характеристики:
- корректность в процессе работы;
- помощь мотору в рациональном использовании собственной мощности;
- экологичность в процессе вывода газа, образованного при сгорании.
Кроме брендов, перечисленных ранее, следует отметить продукцию Bosch, Ultra и Brisk.
Элитная категория СЗ
Искрообразователи премиум-класса имеют проводник, выполненный из платины/иридия либо серебра. Как не странно это звучит, но высокая стоимость изделий не является попыткой «сработать» на амбиции обеспеченных людей. Напротив, это способ сэкономить время и средства!
Свечи зажигания Denso
Исследования показывают, что экономия рабочей смеси на впрыске составляет примерно 7-8%. Средняя цена таких свечей раза в три-четыре выше стоимости обычных СЗ. Легко посчитать, что первоначальные вложения окупаются не больше чем через 4 месяца работы, при этом срок службы данных свечей в два раза дольше, чем у хромированных. Лучшими образцами изделий в этом сегменте являются изделия брендов Denso и NGK. Модификации из серебра/иридия/платины имеют цену от тысячи рублей и подойдут ко всем современным автомобилям европейских брендов.
Дорогим элементам зажигания свойственны следующие особенности:
- самоочищение от копоти и окислов;
- оптимизация значений воспламенения;
- улучшение функционирования двигателя;
- легкий старт силового агрегата при минусовых температурах;
- уменьшение объема выбросов угарного газа;
- стабилизация функционирования ЭД и отличная приемистость.
Подведем итог в решении вопроса, как выбрать лучшие элементы зажигания для своей машины:
- если вы располагаете средствами, то имеет смысл отдать предпочтение «драгоценным» изделиям фирм Denso и NGK (ориентировочно 500 рублей).
- при стесненности в деньгах лучше приобрести многоэлектродные элементы из «медной» группы Champion или свечи бренда Denso (расходы составят от 100 рублей).
Главное помните, что от правильного выбора этого «простого» элемента зависит корректная работа ключевых узлов и систем всего автомобиля!
Стабильности в искрообразовании от правильно выбранных элементов зажигания всем автовладельцам!
Какие свечи зажигания лучше подходят для автомобиля
О свечах зажигания многие автомобилисты, как правило, просто забывают. Однако после того как двигатель начинает барахлить (плавают обороты и т. д.), возникает необходимость замены свечей. Некоторые сначала пытаются их почистить и высушить, но эти меры станут лишь пустой тратой времени. При этом, приобретая в магазине новые свечи, многие не вникают в особенности изделий.
Прежде чем покупать этот компонент, рекомендуется ознакомиться с особенностями разных типов свечей и знать критерии, по которым и нужно их выбирать.
По каким параметрам выбирать свечи зажигания
На первый план традиционно выходят 2 показателя:
1. Калильное число
Сперва требуется ознакомиться с рекомендациями производителя, изложенными в инструкции к авто и только потом покупать. Само же калильное число означает рабочие режимы (тепловые). Свечи с низким калильным числом быстро перегреваются, а высокое указывает на то, что свеча может работать при высокой температуре (форсированные силовые агрегаты). Приобретение свечей с высоким числом рекомендуется только тем, кто ездит очень агрессивно либо живет в северных регионах.
2. Габариты свечи
Тут все гораздо проще – нужно посмотреть в инструкцию и купить свечи указанного там размера. Если они будут больше, электроды станут торчать, что чревато ударом по ним поршней и дальнейшим капитальным ремонтом мотора. Если же свечи маленькие, электрод не дойдет до камеры сгорания, да и установить такую свечу не выйдет.
Типы свечей зажигания
Большинство свечей, что устанавливаются в двигатели авто, делятся на 4 большие группы:
- Стандартные;
- Многоэлектродный тип;
- Плазменно-форкамерные;
- Платиновые и иридиевые.
Видео: Какие свечи зажигания лучше
1. Стандартные
Это наиболее распространенная и популярная группа. Такие свечи видел любой автомобилист. Они выделяются корпусом из керамики и стаканом, выполненным из металла. Данный тип свечей располагает парой электродов – один центральный, а второй огибает его со стороны и сверху. Диаметр и ширина электродов достигает 2.5 мм.
Так выглядят стандартные свечи зажигания
Такие свечи ценятся за простоту в производстве, что позволило установить демократичные цены. Однако они не дают раскрыть всю экспрессию двигателя, хотя некоторые способны улучшать определенные показатели.
Многоэлектродный тип
Многоэлектродная свеча зажигания
В данном случае боковых электродов несколько, что и является конструктивной особенностью. Такая свеча располагает центральным электродом, который со всех сторон окружен боковыми, причем они не перекрывают центральный, как в стандартном варианте, а просто примыкают к нему. Визуально такую свечу просто отличить от стандартной.
Данный тип отличается иным принципом возникновения искры. По мере того, как один из боковых электродов засоряется (возникновение нагара), искра начинает подаваться с соседнего. Подобная компоновка обеспечивает не только стабильность работы свечи, но и больший срок службы.
Еще одно достоинство многоэлектродной свечи заключается в том, что на стандартной свече боковой электрод нависает над центральным, перекрывая его. Это несколько ухудшает сгорание горючего. Многоэлектродная свеча отличается открытым центральным электродом, поэтому искре ничего не препятствует. Это гарантирует оптимизацию потребления горючего, экологических показателей и повышает эластичность работы мотора.
Плазменно-форкамерные
Форкамерные свечи зажигания
Новый тип свечей, отличающийся возможностью самостоятельной очистки и повышенным сроком эксплуатации. Их конструкция в корне отлична от стандартной, так как у них нет бокового электрода. Его функция ложится на сам корпус свечи – в нем искра идет по кругу.
Платиновые и иридиевые
Такие свечи выделяются не столько конструкцией, сколько примененным для их изготовления материалом. Своим возникновением они обязаны испытаниям, которые проводились инженерами. Эксперты подметили, что утончение электродов свечи обеспечивает улучшение ее характеристик – повышается мощность двигателя, так как на остром конце электрода возникает мощная искра.
Однако необходимо было решить проблему с быстрым износом, ведь простая сталь (легированная марганцем либо никелем) не выдерживала таких нагрузок. В поисках более подходящего металла были выбраны 2 варианта:
Еще одной сильной стороной такой свечи является ее самоочищение. Причина – выход искры из боковины, а не торца, что позволяет буквально снимать нагар. Однако и цена таких свечей на порядок выше.
Рейтинг лучших свечей зажигания
Они делятся на несколько категорий:
- Бюджетные – до 200 руб.;
- Средний ценовой диапазон – от 200 до 500 руб.;
- Премиум – от 500 руб.
1. Бюджетные – до 200 руб.
BRISK L15Y
Данный тип свечей располагает одним центральным электродом, выполненным из особого сплава на основе никеля. Это позволяет свечам отлично работать на моторах без катализаторов. Имеет 1 боковой электрод. Электроды стойки к образованию нагара. Внешняя сторона свечи гальванизирована цинком для защиты.
- внешняя резьба – 14 мм;
- длина резьбы – 19 мм;
- гаечный ключ – на 16;
- расстояние между электродами – 0.7 мм;
- калильное число– 15 ед.
Цена – около 50 руб. за 1 шт.
DENSO Q20PRU11
Эти свечи выполнены по технологии типа U-Groove. Она подразумевает особый паз, сработанный в U-образной форме. Он и предоставляет нужный объем для создания ядра искры. Также компоновка свечи подразумевает наличие резисторов, значительно снижающих радиопомехи – их работа не будет сказываться на радио, телефонах, комплексах топливного контроля и т. д.
- Внешняя резьба – 14 мм;
- Длина резьбы – 19 мм;
- Гаечный ключ – на 16;
- Расстояние между электродами – 0.8 мм;
- Число полюсов – 1 ед.
Цена – около 100 руб. за 1 шт.
BRISK LR15YS
Свечи модели LR15YS были разработаны специально для применения в двигателях, работающих на газу. Свеча располагает искровым разрядником особой формы, которая гарантирует простой доступ газам к разряду. Центральный электрод выполнен из серебра и имеет малый диаметр. Внешний электрод суженной фурмы. Все это значительно снижает требования к напряжению свечи.
- уплотнение – кольцо;
- длина резьбы – 19 мм;
- гаечный ключ – на 21;
- расстояние между электродами – 0.7 мм;
- Калильное число– 15 ед.
Цена – около 120 руб. за 1 шт.
BOSCH 0 242 225 624
Один из наиболее массовых форматов. Отличительными особенностями являются – боковой электрод (профилированный) заостренной формы, а также центральный, легированный иттрием. Это гарантирует двигателю повышение экономичности, защиту от коррозии, сохранность катализатора и отменную износостойкость.
- Внешняя резьба – 14 мм;
- Длина резьбы – 19 мм;
- Гаечный ключ – на 19;
- Расстояние между электродами – 3 мм;
- Число полюсов – 1 ед.
Цена – около 150 руб. за 1 шт.
Видео: Свечи зажигания BOSCH 503 WR 78 Super 4 краткий обзор
2. Средний ценовой диапазон – от 200 до 500 руб.
DENSO Q20TT
Данная модель свечей стала первой в мире, у которой никелевый центральный электрод имеет диаметр в 1.5 мм. При этом боковой электрод отличается таким же диаметром в 1.5 мм. Это гарантирует свечам оптимизированные характеристики искрообразования – для запуска мотора достаточно незначительного напряжения, что актуально в мороз.
Благодаря таким показателям, применение этих свечей дает возможность использовать бедные топливные смеси. Пропуски зажигания очень редкие, аппетит мотора снижается на 5%.
- внешняя резьба – 14 мм;
- длина резьбы – 19 мм;
- гаечный ключ – на 16;
- расстояние между электродами – 1.1 мм;
- калильное число – 20 ед.
Цена – около 240 руб. за 1 шт.
BOSCH 0 242 135 515
Такие свечи располагают улучшенной компоновкой – у них боковой электрод с острым концом, а центральный электрод легирован иттрием. Подобная конструкция обеспечивает высокие показатели температуроустойчивости и износоустойчивости, отменную надежность, полное сгорание смеси и защиту от коррозии.
- Внешняя резьба – 12 мм;
- Длина резьбы – 19 мм;
- Гаечный ключ – на 16;
- Расстояние между электродами – 3 мм;
- Число полюсов – 1 ед.
Цена – около 250 руб. за 1 шт.
NGK BKR6E
У этих свечей 3-валентное покрытие из металла, что гарантирует защиту от коррозии. Теплоотдача оптимизирована за счет рифленого изолятора из керамики, поэтому возникновение искры вне электродов исключено. Отвод тепла обеспечивается медным сердечником.
За подавление помех отвечает монолитный резистор, выполненный из стекла и графита. Он упорядочивает напряжение непосредственно внутри свечи. Центральный электрод оснащен V-образным наконечником, за счет чего искра направляется к краям, минимизируя площадь контакта при образовании. Также это снижает потребление тепла самим электродом, что повышает эффективность воспламенения.
- внешняя резьба – 14 мм;
- длина резьбы – 19 мм;
- гаечный ключ – на 16;
- расстояние между электродами – 0.8 мм;
- калильное число – 6 ед.
Цена – около 400 руб. за 1 шт.
3. Свечи премиум класса– от 500 руб.
NGK PFR6Q platinum
Средний электрод такой свечи покрыт платиной, которая гарантирует равную и стабильную мощность, независимо от условий работы. Кроме того, за счет применения платины средний электрод тонкий. Следовательно, напряжение, требуемое свечой, ниже, а это означает более низкую нагрузку и эффективное сгорание.
- Внешняя резьба – 14 мм;
- Длина резьбы – 19 мм;
- Гаечный ключ – на 16;
- Расстояние между электродами – 3.5 мм;
- Седло свечи – плоское.
Цена – около 525 руб. за 1 шт.
DENSO IKH20 Iridium Power
Главная особенность таких свечей – рекордно малый диаметр электрода, который составляет 0.4 мм. Применение такого тонкого электрода обеспечивает отменное воспламенение и динамику. Канавка U-образной формы на заземляющем электроде понижает напряжение и увеличивает воспламеняемость. Корпус свечи покрыт сплавом на основе никеля, что защищает свечи от коррозии. Сгорание топлива более полное, да и расход снижается.
- внешняя резьба – 14 мм;
- длина резьбы – 19 мм;
- гаечный ключ – на 16;
- диаметр центрального электрода – 0.4 мм;
- калильное число – 20 ед.
Цена – около 590 руб. за 1 шт.
ILKR7B8 NGK
Это свечи высочайшего качества. Средний электрод оснащен наконечником, выполненным из сплава на основе иридия. Сам наконечник приварен по специальной технологии лазером.
- Внешняя резьба – 12 мм;
- Длина резьбы – 26.5 мм;
- Гаечный ключ – на 16;
- Расстояние между электродами – 3.5 мм;
- Седло свечи – плоское.
Цена – около 1 000 руб. за 1 шт.
Видео: Свечи зажигания азбука для неопытных и самодиагностика
Как видно, выбрать свечи зажигания не так сложно. Несмотря на высокую стоимость, покупать иридиевые и платиновые изделия выгоднее, так как их срок службы значительно выше. Однако в реалиях качества отечественного топлива возможно лучше менять свечи чаще, но покупать дешевые изделия.
Никель, иридий, платина? Выбираем свечи зажигания
На первый взгляд, выбор свечей зажигания прост: открываем инструкцию к машине, находим нужную маркировку, покупаем. Всё усложняется, когда рекомендованных вариантов несколько. Да и производители свечей регулярно что-то усовершенствуют, разрабатывают и выпускают новые модели. И выбор становится не таким уж простым. Посмотрим, какие свечи зажигания есть на рынке и в чём их отличия.
Устройство свечи зажигания
Чтобы понять, чем свечи отличаются друг от друга, нужно разобраться в их устройстве.
Принципиально конструкция свечи зажигания не меняется уже много лет. Внутри металлического корпуса проходит центральный электрод (проводник), отделённый керамическим изолятором. На верхний контактный вывод свечи подаётся ток, который, пройдя внутри по всей длине электрода, упирается в… тупик. Но рядом с ним есть ещё один электрод — заземляющий (боковой), соединённый с корпусом свечи. В воздушном промежутке между электродами возникает мощный (несколько тысяч вольт) электрический разряд — искра, которая и поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндре двигателя.
Искровой зазор свечей
Расстояние между центральным и боковым электродами свечи — искровой зазор — напрямую влияет на работу двигателя. Больше зазор — длиннее искра, лучше сгорание смеси, выше мощность. Но чем шире зазор, тем сложнее создать в нём искру и тем выше риск, что электричество найдёт себе другой путь: пробьёт изолятор свечи, высоковольтный провод или катушку зажигания. Поэтому искровой зазор — это всегда компромисс, тщательно рассчитанный инженерами.
В процессе эксплуатации электроды изнашиваются, и искровой зазор постепенно растёт, увеличивая нагрузку на катушки зажигания. Точно отрегулировать зазор вручную сложно: речь идёт о десятых долях миллиметра. Лучше просто менять свечи вовремя, не дожидаясь их сильного износа и поломок.
Холодные и горячие свечи. Калильное число
При работе свеча ощутимо нагревается (до 800–900 °C) — неудивительно, учитывая количество проходящих через неё вольт. С одной стороны, это хорошо: высокая температура помогает свече самостоятельно очищаться от нагара. Но это же порождает проблему для мотористов: если свеча чересчур раскалится, то смесь в цилиндре может зажечься не от искры, а от контакта с самой свечой. Такой эффект называют калильным зажиганием.
Калильное зажигание не сулит ничего хорошего. Его последствия схожи с детонацией (хотя это разные процессы): неконтролируемое воспламенение смеси ведет к росту температуры двигателя, падению мощности, повреждению деталей.
Старые карбюраторные двигатели при калильном зажигании могли работать, даже будучи выключенными — до тех пор, пока не остынут свечи или не кончится бензин. Этот необычный эффект ушёл в прошлое с появлением электронного впрыска топлива.
Теплостойкость свечей определяется калильным числом: в зависимости от него свечи делятся на холодные (меньше нагреваются при работе) и горячие (нагреваются сильнее). Степень нагрева свечи регулируют конструктивно — длиной изолятора.
К сожалению, не существует единой шкалы калильных чисел: каждый производитель обозначает их, как хочет. Причём у одних брендов меньшему числу соответствуют более холодные свечи, у других — более горячие. Настоящая путаница! Остаётся пользоваться сравнительными таблицами. Ниже приведены значения для свечей Denso, NGK и Bosch.
Как и искровой зазор, калильное число — это компромисс. Холодные свечи применяют в форсированных двигателях, которые часто крутят до отсечки (например, на гоночном треке). В таком режиме стойкость свечей к нагару не важна, а вот стабильная работа под нагрузкой — на первом месте. Горячие свечи нужны маломощным моторам, долго работающим вхолостую (автошколы, промышленность) — здесь требуется хорошая самоочистка свечей. Ну, а для обычных машин производители подбирают что-то среднее.
Иногда автомобилисты меняют свечи зажигания сезонно. На зиму ставят свечи чуть горячее рекомендованных — на них образуется меньше нагара, что упрощает запуск в мороз. А на лето — холоднее, они стабильнее при высоких нагрузках в жару. Нужна ли такая сезонная смена свечей — решать вам. Всё зависит от условий эксплуатации и капризности двигателя. Но инструкции к современным автомобилям такую практику обычно не поощряют.
Количество боковых электродов
Внешние особые приметы свечей — электроды, над ними производители колдуют постоянно. И над центральным, и над боковыми — последних может быть и несколько.
Многоэлектродные свечи понадобились, когда мотористы стали внедрять первые катушки зажигания и принцип холостой искры (например, в системе зажигания Toyota DIS-2 в конце 90-х), где искрообразование происходит в два раза чаще. А значит, в два раза выше и износ электродов. Чтобы компенсировать это, свечам добавили второй боковой электрод: искра каждый раз проскакивает к менее изношенному. Сегодня встречаются свечи и с тремя-четырьмя электродами.
Вопреки расхожему мнению, несколько боковых электродов не улучшают искрообразование и сгорание смеси, зато могут увеличивать ресурс свечей зажигания на некоторых моторах. Если автопроизводитель рекомендует многоэлектродные свечи, значит того требует примененная система зажигания, и нужно использовать именно их.
Толщина центрального электрода
В современных системах зажигания с отдельной катушкой для каждой свечи важнее не количество боковых электродов, а толщина центрального. Лабораторные тесты наглядно показывают: чем тоньше центральный электрод, тем лучше работает свеча. Улучшается искрообразование, эффективнее сгорает смесь, уменьшается расход топлива и вредные выбросы. Свечи с тонкими электродами лучше самоочищаются от нагара и менее чувствительны к увеличению искрового зазора в процессе износа.
Чем тоньше центральный электрод, тем эффективнее работает свеча.
Стандартный материал центрального электрода свечи — сплав никеля и хрома, такие свечи называют никелевыми. Производители экспериментируют и с другими металлами (медью, серебром, иттрием), добавляя их в сплав, чтобы улучшить характеристики свечей. Но толщина электрода никелевых свечей остаётся большой — около 2,5 мм. Сделать его тоньше нельзя — тепловая эрозия быстро «съест» электрод, существенно сократив и так небольшой ресурс никелевой свечи. Решением стали электроды из тугоплавких драгоценных металлов.
«Драгоценные» свечи. Иридий и платина
Электроды из редкоземельных драгметаллов — платины и иридия — получаются в пять раз тоньше никелевых. И в пять раз надёжнее: обычные свечи служат примерно 20 тысяч км, а «драгоценные» — около 100 тысяч. Правда, и стоимость таких свечей выше в 4–5 раз, зато вы существенно сэкономите на работе по их замене.
Платина стала первым редкоземельным металлом, массово применённым в свечах зажигания. Платиновые наплавки на центральном и боковом электродах заметно уменьшили износ электродов и увеличили ресурс свечи. Толщину электрода платиновой свечи удалось уменьшить до 1,1 мм, что заметно снизило необходимое для искры напряжение, а значит и нагрузку на катушки зажигания.
Иридиевые свечи — более современная разработка. Диаметр центрального электрода из иридия довели до рекордных 0,4–0,6 мм, что обеспечило выдающиеся показатели сгорания смеси в цилиндре и увеличение КПД двигателя. Иридий почти на порядок превосходит никель в теплопроводности, что помогает снизить температуру электрода. Для современных машин большинство производителей рекомендуют именно иридиевые свечи.
Когда пора менять свечи зажигания
Свечи нужно менять своевременно, не дожидаясь их выхода из строя. Пропуски зажигания в любом из цилиндров не пройдут бесследно для каталитического нейтрализатора выхлопа, особенно если ехать на троящем двигателе до сервиса. А цена нейтрализатора несопоставима со стоимостью комплекта свечей.
Но даже когда свечи работают нормально, не забывайте про их искровой зазор, который со временем увеличивается. Вместе с ним возрастает и нагрузка на катушки зажигания, а эти детали тоже не из дешёвых. Многие автомобилисты и не задумываются, что между старыми свечами и «внезапно» умершей катушкой есть прямая связь.
Поэтому замена свечей зажигания должна выполняться согласно пробегу, указанному производителем, и не превышать их заявленный ресурс. Поправка на условия эксплуатации тоже не помешает. Вот лишь несколько факторов, сокращающих жизнь свечей зажигания:
- плохое топливо, большое количество железосодержащих присадок (особенно свинца и ферроцена);
- детонация;
- долгие прогревы двигателя;
- частая езда в пробках;
- постоянная езда «в отсечке»;
- перегрев двигателя;
- попадание в цилиндры масла или антифриза;
- слишком богатая или слишком бедная топливно-воздушная смесь.
Всего один пункт из этого списка способен сократить ресурс свечей зажигания на треть. Производители свечей в своих расчётах всегда исходят из нормальных условий работы и исправности двигателя. Будьте готовы, что в реальной жизни обычные никелевые свечи придётся менять каждые 15–20 тысяч км, а иридиевые или платиновые — каждые 50–70 тысяч. И, разумеется, всегда меняйте все свечи разом.
Правильный подбор
Геометрия стандартной свечи: 14-19-16. 14 мм — диаметр резьбовой части, 19 мм — её длина, а 16 — размер верхней гайки, под которую подбирается свечной ключ. Бывают и менее распространённые варианты свечей с другими геометрическими размерами — всё зависит от посадочного места в головке двигателя, предусмотренного инженерами. Важно, чтобы свечи точно соответствовали расчётной геометрии. Установка первой попавшейся свечи может закончиться повреждением поршня двигателя и капитальным ремонтом.
Но подобрать свечи лишь по размерам резьбы невозможно, ведь нужно учесть ещё много характеристик: искровой зазор, калильное число, материал электродов и их количество… Поэтому свечи подбирают по специальным каталогам производителей: Denso, NGK, Bosch. Или по OEM-номеру оригинальных свечей: для этого нужно найти свечу зажигания (spark plug) на схемах узлов автомобиля.
На чьи рекомендации ориентироваться: производителя машины или свечей? В идеале они должны совпадать, но иногда встречаются расхождения. Пожалуй, приоритет стоит отдать свечным брендам — они лучше знают особенности своей продукции и регулярно выпускают новые модели, которых могло ещё не быть при начале производства вашей машины.
Но ключевые требования автопроизводителя нельзя игнорировать. Например, если в инструкции к машине указаны только иридиевые или платиновые свечи, нельзя ставить обычные никелевые, пусть и подходящие по геометрическим параметрам. Ведь катушки и вся система зажигания не рассчитаны на большее напряжение, необходимое свечам с толстым электродом, и подобная экономия рано или поздно выйдет боком. То же самое с количеством электродов. Если инженеры предусмотрели многоэлектродные свечи, значит на то были причины — именно такие свечи зажигания и нужно купить. Подходите к выбору свечей с умом, и за здравие двигателя не придётся ставить свечку.