Avtomagazin48.ru

Как работает бортовой компьютер автомобиля

Бортовой компьютер

Бортовой компьютер – цифровое электронное вычислительное устройство, установленное в автомобиле. По назначению разделяется на два типа – компьютеры универсальные, предназначенные для определения географических координат, получения информации из Интернета, развлечений. И компьютеры узкоспециализированные, к которым относятся маршрутные компьютеры, диагностические (сервисные) компьютеры и электронные системы управления механизмами автомобиля. Обычно компьютер управления совмещен с диагностическим сканером. Управляющим компьютером оснащаются автомобили с инжекторным бензиновым двигателем, с дизелем, но не с карбюраторным ДВС.
“Бортовым компьютером” в обиходе часто называют обыкновенный маршрутный компьютер, а также диагностический автосканер.
На жаргоне Бортовой компьютер часто называют бортовик, онбордер, карпьютер, tripcomputer, onboarder, carputer, car PC

Содержание

Универсальный компьютер

Любой компьютер, установленный в автомобиле – универсальный, сервисный, маршрутный – является бортовым. Поэтому уместней разделять компьютеры по назначению и объему реализованных на его базе функций, повышающих комфорт водителя и пассажиров и улучшающих эксплуатационные характеристики автомобиля.
Универсальный бортовой компьютер совмещает функциональность собственно компьютера РС, плеера DVD, телевизора, спутникового навигатора GPS. Иногда универсальный компьютер дополняют системой датчиков и исполнительных механизмов для реализации функций парктроника, управления двусторонней радиосвязью, звуковыми сигналами, управления форсунками и зажиганием двигателя для регулировки мощности и обеспечения экономичности.
Карпьютеры управляются посредством сенсорного ЖК экрана с диагональю от 7, до 15 дюймов. Выдвижная или присоединяемая клавиатура является опционным устройством управления.
Бортовые компьютеры этого типа обладают слабой степень интеграции в электрическую схему автомобиля, продаются в качестве опции или отдельно. При выходе компьютера из строя основная функциональность автомобиля не страдает.
Устоявшейся стандартизации бортовых компьютеров на сегодняшний день не существует. Поэтому конструктивное исполнение системных блоков универсальных компьютеров может быть любым (стандартизирован монтажный размер автомобильных ЖК мониторов – 1/2DIN, 1DIN, 2DIN). В большинстве случаев универсальный компьютер по устройству совпадает с обычным ПК, то есть содержит все основные узлы. Отличие лишь в том, что в бортовых компьютерах в качестве системного накопителя используются электромеханические винчестеры формата 2,5 дюйма, твердотельные накопители SSD или (в ранних моделях карпьютеров) микросхемы электронной флеш-памяти. Компьютер, изъятый из посадочного места в автомобиле и подключенный к блоку питания 12В может использоваться, как обычный ПК.

Маршрутный компьютер

Если серийные компьютеры впервые впервые появились на рынке в 2000 году (CarPC американской компании Tracer), то у маршрутных компьютеров более давняя история. Они появились на раллийных автомобилях еще в 70-е годы прошлого века, а с 90-х годов стали стандартной принадлежностью многих легковых автомобилей массовых серий.
В «классическом» виде маршрутный компьютер предназначен для вычисления и отображения параметров движения автомобиля и не связан с системой спутниковой навигации GPS. В современных автомобилях маршрутный компьютер может иметь интеграцию со спутниковым навигатором. Такие компьютеры оснащены не символьным, а графическим дисплеем, на котором могут отображаться не только маршрутные параметры, но и карта местности, по которой движется автомобиль (при этом сам набор отображаемых параметров движения может быть значительно расширен).
Маршрутный компьютер вычисляет и отображает следующие параметры – средняя скорость движения за единицу времени, средняя скорость движения за всю поездку, средний расход топлива, время в пути, расстояние до конечного пункта, пройденный путь за поездку, расчетное время прибытия на конечный пункт, время стоянки, расчет стоимости поездки (стоимости израсходованного топлива), другие параметры (вроде вычисления эксплуатационного расхода топлива во время движения в разных режимах – при ускорении, торможении, движении накатом).
Для отображения информации маршрутный компьютер оснащается символьным ЖК или OLED индикатором, встроенным в панель приборов или центральную консоль. Маршрутные компьютеры во внешнем исполнении, предназначенные для самостоятельной или опционной установки на автомобиль, обладают меньшей функциональностью, чем встроенные системы серийных автомобилей. Интегрированный маршрутный компьютер обычно совмещается с сервисным и управляющим компьютерами.

Сервисный компьютер

Сервисный или диагностический компьютер – клиентская часть общей системы выявления неисправностей узлов и систем автомобиля, а также диагностика возникающих в пути неисправностей для облегчения их устранения в условиях сервисного центра. Как самостоятельное устройство диагностический компьютер встречается очень редко. Обычно функции диагностики возложены на компьютер электронной системы управления узлами и механизмами автомобиля (так же, как и функции маршрутного компьютера). Основные диагностические функции сервисного компьютера. Диагностика двигателя с сохранением в электронной памяти кодов возникающих ошибок. Контроль состояния тормозных колодок. Контроль уровня масла в основных агрегатах автомобиля (в двигателе, коробке передач, в картере главной передачи, в раздаточной коробке). Контроль состояния электросистемы – на наличие перегоревших ламп освещения и сигнализации, утечек тока, замыканий.
При обслуживании автомобиля в сервисном центре параметры, сохраненные в памяти диагностического компьютера, считываются серверной частью системы диагностики. На основе полученных данных составляется заключение о необходимости ремонта или дополнительного обслуживания агрегатов автомобиля.

Читать еще:  Как почистить потолок автомобиля

Управляющий компьютер

Управляющий компьютер – главный блок общей системы электронного управления узлами и механизмами автомобиля. Появился в 1981 году, когда компания IBM разработала первый бортовой компьютер для автомобилей BMW. Управляющий компьютер может состоять из нескольких независимых цифровых вычислителей со своими датчиками и исполнительными механизмами, но обычно это единая разветвленная цифровая система со специализированной функциональностью.
Среди основных функций управляющего компьютера можно выделить: систему управления форсунками, систему управления опережением зажигания, антиблокировочную тормозную систему, блок управления АКП, блок управления скоростными параметрами (круиз-контроль), система климат-контроля (управления климатическими параметрами салона автомобиля) и другие.
К основным функциям управляющего компьютера также относят определение мгновенных параметров работы двигателя – температуры охлаждающей жидкости, давления масла, частоты вращения коленчатого вала, расхода воздуха. Управляющий компьютер регулирует напряжение в бортовой сети автомобиля, ток заряда аккумуляторной батареи. Наконец, управляющий компьютер выполняет функции аварийного сигнализатора при перегреве двигателя, превышении напряжения в бортовой электросети, при превышении установленного или рекомендованного предела скорости движения, при начале движения с незастегнутыми ремнями безопасности и так далее.

Тенденции развития бортовых автомобильных компьютеров

В развитии автомобильной цифровой электроники в настоящее время наблюдаются две разнонаправленные тенденции – объединения всех функций в одном центральном компьютере и оснащение автомобилей специализированными автономными компьютерами.
Объединение управляющих, диагностических, маршрутных, информационных и развлекательных функций в одном центральном устройстве удешевляет электронную систему автомобиля в целом, упрощает ремонт. Однако выходе из строя центрального компьютера водитель лишается сразу системы спутниковой навигации, средств связи, диагностики, аварийной сигнализации, а при глубокой интеграции всех систем и возможности продолжать движение в принципе.
Еще одним преимуществом карпьютеров является возможность оснастить электронной цифровой системой автомобиль, который изначально для этого не предназначался, в том числе и машины старых марок. При этом следует заметить, что глубокой интеграции электронных систем диагностики, контроля работы и управления узлами автомобиля добиться не удается, поскольку это связано с дорогостоящими переделками основных агрегатов машины – двигателя, КП, главной передачи, электросистемы и так далее.
Оборотной стороной объединения множества функций в одном центральном устройстве является сложное управление системой в целом.
Система специализированных компьютеров с узкой функциональностью получается очень надежной, простой в управлении, но дорогой в производстве, сложной в наладке и сильно сказывается на стоимость автомобиля. Важным преимуществом подобной системы является возможность постепенного наращивания функций. Автомобили одной модели могут различаться по оснащенности и, соответственно, продаваться по разной стоимости. У владельца автомобиля появляется возможность усовершенствовать функциональность бортового компьютера, получить дополнительные удобства по мере их востребованности.
Развитием концепции бортового компьютера первого типа, объединяющего все функции в одном вычислительном устройстве, занимаются производители цифровой техники. Развитием концепции бортового компьютера второго типа, с применением множества специализированных компьютеров (и компьютеризированных систем) занимаются сами производители автомобилей. В данный момент вектор развития сдвигается в сторону автопроизводителей. На рынке появляется все больше моделей автомобилей, в которых информационная, навигационная и развлекательная системы входят в стандартную комплектацию машины.
В настоящее время без развитой системы компьютерного управления агрегатами автомобиля невозможно создание автомобилей с гибридной силовой установкой. Сегодня это наиболее «компьютеризированный» тип легковых автомобилей, выпускаемых серийно.

Volvo 480 1.8 Turbo › Бортжурнал › Как работает бортовой компьютер на машине 1988 года выпуска? +О комплектациях

Первое что стоит усвоить — машина 1988 год выпуска (!). Чтобы понять, с чем имеем дело: в различных комплектациях были: Кондиционер, АКПП, электро-люк, подогрев сидений, кожаные сиденья с боковой поддержкой, бортовой компьютер, электронные часы с секундомером (вместо них бывают обычные аналоговые), “кнопочное-пневматическое” переключение режимов печки (на видео видно, только вместе с кондиционером ставилось).

Читать еще:  Как выбрать автомобильный пылесос

В любой комплектации было: Гидроусилитель, центральный замок, обогрев зеркал (и заднего стекла, логично), электростеклоподъемники, электрорегулировка зеркал, открытие бензобака и багажника из салона, “провожающие” до дома фары, подсветка замочной скважины на двери (когда дергаешь ручку закрытой машины, включается зеленая подсветка, показывающая куда тыкать ключ).
Если включены передние дворники, то при включении задней передачи автоматически включается задний дворник. 2 режима работы обогрева зеркал и заднего стекла: простое нажатие — подогрев отключается через 12 минут автоматически. если 2 секунды держать кнопку — обогрев будет работать пока водитель не отключит его, либо пока не заглушит автомобиль.
Штатные датчики давления турбины, давления масла и напряжения бортовой сети. После этой машины 88 года новенькая Лада Гранта смотрится немного “устаревшей”, не правда ли?

В данной машине присутствует (кроме стандартного оборудования): Обычный люк, ручной (он намного меньше электрического), кондиционер, бортовой компьютер, часы электронные с секундомером, “кнопочное” переключение режимов печки.

Борт компьютер, справа налево:
Температура за бортом, температура двигателя, температура масла, расстояние до пустого бака, средняя скорость, средний расход, текущий расход.
По центру показометр сколько бензина в баке осталось.
При заводе автомобиля идет диагностика всех систем, если все в порядке, то в окошке под остатком бензина пишет OK, если что-то не то, то показывается пункт меню, с которым проблема (например раздел температура масла — значит что-то с маслом не то), и сообщение (Check — проверить уровень масла вручную, впринципе можно ехать, Fill — долить, ехать нельзя). При заводе холодного двигателя вместо температур масла и двигателя написано “Cold”, пока не появятся циферки ехать надо медленно и аккуратно (40+ градусов показывает, стандартная температура прогретого двигателя — около 85-95. Много еще чего умеет компьютер говорить. Если большая температура — HOT, если очень большая, и ехать дальше нельзя, то попеременно “HOT” и “STOP” и пункт меню, с которым проблема (масло/антифриз). В общем, бортовой компьютер отличный и интересный

Печка тоже полностью электронно-пневматическая, управляется забавно щелкающими (на видео выше) кнопками
ACMAX — максимальное охлаждение (обдув везде идет, включается рециркуляция и идет самый холодный воздух, кондиционер)
AC — кондиционер вкл/выкл
B/L — ноги/лицо
Vent — воздух на лицо
Floor — воздух на пол
Пиктограмка стекла — соответсвенно, обдву идет на стекло (+на боковые стекла из специальных щелей)
OFF — полностью отключить
REC — ручное включение рециркуляции (вкл/выкл).

Одновременно может быть нажата только одна кнопка (кроме REC и AC). На видео видно — я пощелкал их.

Виды бортовых компьютеров

Дата публикации: 20 января 2016 .
Категория: Автотехника.

Раньше автолюбителям приходилось держать в голове кучу данных, касающихся автотранспортного средства. Сегодня показатели скорости, расхода и количества оставшегося топлива, смены масла и прочую информацию можно получить, взглянув на бортовой компьютер (также его называют бортовиком или маршрутным компьютером), которым комплектуются практически все современные автомобили. Это устройство значительно облегчает жизнь шоферов. При этом бортовик может выполнять до нескольких десятков функций и сотни самых разнообразных задач.

Штатные индикаторы, по сравнению с бортовыми компьютерами не отличаются точностью данных, кроме этого, они не указывают где именно произошла поломка, поэтому автолюбителям практически приходится играть в «угадайку» после того как загорелась красная лампочка. БК же позволяет корректировать информацию в зависимости от любых изменений. Например, после установки колес другого радиуса вы можете указать новые параметры в системе, которая автоматически выполнит перерасчет. Стоит отметить, что устанавливаются такие устройства практически на любой автомобиль, например, вы можете без труда найти бортовой компьютер на «Калину», «Приору» и другие модели отечественного автопрома. Для того чтобы приобрести нужную модель БК необходимо в первую очередь определиться с типом системы.

Читать еще:  Что делать при отравлении выхлопными газами автомобиля

Виды бортовых компьютеров

Есть два типа бортовиков:

  • для автомобилей карбюраторного типа;
  • для машин дизельного типа;
  • для авто инжекторного типа.

Первая категория не отличается широким модельным рядом. Кроме этого, БК такого типа обладают минимальным функционалом, что делает такую покупку необоснованной. Если же речь идет об инжекторном типе, то для таких автомобилей существует самый большой выбор БК.

Кроме этого, бортовики можно условно разделить еще на несколько категорий:

  • Универсальные мультисистемы. Такие бортовики подходят для любых машин. Например, бортовой компьютер на ВАЗ 2110 относится именно к таким «универсалам». В этом случае прибор устанавливается на переднее стекло или на кронштейн на заднее.
  • Типовые (модельные). Электронно-бортовые устройства (ЭБУ), произведенные для конкретного вида авто.

В случае если вы решите продать автомобиль с модельным БК, переустановить полезный гаджет на новую машину вы не сможете, а вот универсал можно смело «переселять», для этого понадобится только обновить программное обеспечение.

Какой БК выбрать

Ответить на этот вопрос однозначно сложно, так как выбор БК зависит от того какие задачи вы хотите чтобы он выполнял. Стоимость устройства варьируется исходя из количества функций прибора. Например, выбирая бортовой компьютер на «Приору», следует уточнить:

  • сумму, которую вы готовы потратить;
  • куда вы планируете установить бортовик;
  • характеристики монитора устройства: функциональность, цветность и прочее;
  • возможность смены программного обеспечения.

Самые простые модели БК умеют определять расход топлива на 100 км, показывают температуру двигателя, пройденное расстояние и количество оборотов в минуту. Более дорогие компьютеры объединяются с приборной панелью автомобиля, что позволяет водителю «мониторить» все части авто, снизить расход топлива до 0,5 литров, подключить к системе парктроник и многое другое. Кроме этого, современные БК выполняют функцию сушки свечей.

Важно! Перед покупкой бортового компьютера загляните под капот машины и найдите блок управления. В зависимости от его производителя необходимо подбирать и БК.

Также стоит учитывать рабочую температуру прибора, так как автотранспортное средство будет находиться на улице как при низких температурах зимой, так и в жаркую погоду летом.

Основной критерий выбора БК – это стоимость устройства и его производитель.

Самые популярные модели БК

Как правило, дорогие иномарки комплектуются БК уже на заводе, но производители полезной электроники не забывают и о владельцах машин остальных классов. Поэтому сегодня автолюбители могут приобрести для отечественных или импортных авто следующие модели бортовых компьютеров, пользующихся наибольшей популярностью:

БК Multitronics

Бортовой компьютер «Мультитроникс», инструкция к которому позволяет установить прибор самостоятельно, представляет собой высокотехнологичное устройство, признанное лучшим среди автомобилистов. Самые «ходовые» модели – это:

  • Multitronics МС730. БК универсального типа оснащен цветным дисплеем и контролирует около 30 параметров. ПО обновляется автоматически. Стоимость устройства составляет порядка 5 500 рублей.
  • Multitronics CL550. Прибор стоимостью 4 800 рублей позволяет подключить к нему 2 парковочных радара.

БК Орион

Бортовики Орион позволяют выявить скрытые угрозы и вовремя отремонтировать автомобиль. По сравнению с предыдущим вариантом этот БК отличается простотой, что, тем не менее не сказывается его работе и функционале. Среди широкого модельного ряда Орион стоит выделить следующие бортовики:

  • Орион БК 06. Прибор для инжекторных автомобилей обязательно требует наличие электронного блока управления. Оснащен термометром. Стоимость устройства составляет 630 рублей.
  • Орион БК 08. Также оснащен датчиком температуры, стоит немного больше – 780 рублей.
  • Орион БК 21. Универсальный бортовик, стоимостью 2 600 рублей, подходит как для дизельных, так и для карбюраторных моделей с W-выходом.

Все перечисленные модели устанавливаются на торпедо автомобиля.

БК Гамма

Бортовой компьютер Гамма популярен у владельцев автомобилей ВАЗ. Среди всех моделей стоит выделить:

  • Гамма GF115T. БК оборудован двухстрочным дисплеем с подсветкой и 4 кнопками управления. Стоимость прибора составляет 3 000 рублей.
  • Гамма GF511. БК, разработанный специально для автомобилей LADA 2110, который оснащен дисплеем разрешением 128х64 точки на дюйм. Стоимость 5 500 рублей.

В заключении

Как видите, стоимость БК может сильно варьироваться, поэтому при выборе гаджета в первую очередь определитесь, какие функции он должен выполнять, и вы обязательно найдете модель самого подходящего портативного помощника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]