Как бороться с заносом автомобиля снегом
Учимся правильно выезжать из снежных заносов
Как выбраться из снега – приемы, которые помогут увереннее ездить зимой.
Как выбираться из снега, трогаться на льду, преодолевать сугробы – знание этих приемов облегчит зимнюю езду. Одна из главных проблем, по которой многие автомобилисты отказываются от поездок зимой за рулем – это боязнь не справиться с трудностями зимних дорог – забуксовать на накатаном снегу или льду, застрять в сугробе, при выезде с парковки и пр. Между тем, простейшие зимние приемы, подкрепленные навыками, помогут побороть боязнь и не отказываться от автомобиля тогда, когда он сильнее всего нужен – в холода, метели, слякоть.
Итак, трогаемся на льду. Современные зимние шины, даже нешипованные, при правильном обращении с органами управления позволяют уверенно и безопасно трогаться даже на участках голого льда или отполированного до блеска укатанного снега. Самое главное в таких случаях – отпускать педаль сцепления как можно плавнее. Не давайте двигателю при этом развивать высокие обороты – чем они ниже, тем лучше. На машинах с коробкой-«автоматом» нужно как можно плавнее давить на газ, если у АКП есть зимний режим (W) или возможность принудительно включить вторую передачу – сделайте это. Также со второй передачи можно трогаться и на «механике» – это уменьшает вероятность буксования колес.
Если из-за буксования после нескольких попыток тронуться не удалось, попробуйте сдать назад и повторить попытки на новом участке, где снег или лед еще не отполированы вашими колесами. Препятствовать троганию могут лунки, которые вырыли под собой во льду (или укатанном снегу) ваши ведущие колеса. Выбраться из них обычно несложно, нужно раскачать машину, попеременно быстро включая то первую, то заднюю передачи. После нескольких таких «качаний» поймайте момент, когда машина движется, к примеру, вперед, включите первую передачу и, используя силу ее инерции, выезжайте из лунки вперед.
Все сказанное не касается случаев трогания на подъеме, которые действительно могут стать проблемой даже для опытных драйверов. Поэтому избегайте парковок, уезжая с которых, вам потребуется трогаться на подъем. Если все же это случится, понадобится небольшая порция песка (отсева, шлака, земли), которую придется подсыпать под ведущие колеса, создав им нескользкую дорожку длиной полтора-два метра. Обычно их хватает, чтобы тронуться и набрать скорость для дальнейшего движения.
Выехать из рыхлого снега малоопытному водителю бывает также проблематично. Выбраться помогут похожие на вышеописанные приемы. Если тронувшись, машина сразу вязнет в снегу, не давайте ей зарываться, прекращайте буксование и возвращайтесь (или скатывайтесь) на задней передаче назад, к исходной точке. Там включайте первую и, набрав по возможности скорость, снова двигайтесь вперед.
Используя силу своей инерции, машина продвинется вперед немного больше. Повторяя эту операцию несколько раз, можно раскатывать колею вперед-назад, прокладывая себе дорогу для более-менее продолжительного разгона и решительного штурма в нужном направлении. Может случиться так, что, буксуя, вы вырыли в снегу лунки под колесами, причем настолько глубокие, что удлинить их для последующего разгона не получается. Тогда придется немного поработать лопатой (монтировкой, веткой): удлините лунку, превратив ее в колею длиной хотя бы полметра, чтобы машина могла хоть немного разогнаться и выехать на ровную поверхность.
Сугробы на дороге следует преодолевать сходу, крепко держа руль и не сбавляя оборотов двигателя. Главное, однако, предварительно убедиться, что перед вами все же – прямой участок заметенной дороги, а не кювет, поворот или перекресток с высокими бордюрами. И еще одно важное замечание – сходу, на относительно высокой скорости можно преодолевать только те глубокие сугробы, в которые ваша машина попадет обоими колесами. Если же сугроб «несимметричный» — перекрывает только одну часть дороги, или очень разной глубины, следует опасаться разворота машины из-за того, что колеса одной стороны (скажем, правые) встретят большее сопротивление, нежели другой (левые). Такие наметы снега лучше преодолевать поэтапно, пробивая дорогу взад-вперед короткими участками, как рекомендовалось выше для выезда из сугробов.
Практически каждый автомобилист хоть раз за зиму попадает в занос. Главное в таком случае – не теряться, не бросать руль и не давить резко на тормоз. В первый же момент, когда задок машины при движении вперед «поплыл» в сторону, нужно коротким движением повернуть руль в сторону заноса и тут же вернуть его назад в центральное положение. Одновременно с тем нужно отпустить акселератор.
Машина стабилизируется, выровнявшись на дороге. Однако, если корректирующие действие рулем оказалось не очень точным (а так в первый раз скорее всего и будет), занос может повториться, но уже в другую сторону. И снова нужно повернуть руль в сторону заноса. Это движение рулем должно стать у вас автоматическим. Чтобы выработать такой навык, стоит немного потренироваться на пустой заснеженной площадке достаточно больших размеров и желательно без каких-либо бордюров.
Не следует думать, что едва ли не каждое зимнее путешествие может закончиться подобными проблемами. Они могут возникнуть только в ваших первых зимних поездках. Однако, самостоятельно преодолев данные трудности, вы получите опыт, который поможет вам уже в следующий раз не попадать в такие ситуации.
Рекомендации по защите дорог от снежных заносов
Для защиты дорог от снежных заносов применяют снегозадерживающие средства, которые работают по принципу задержания и недопущения снега к дороге.
Все снегозащитные средства делят на две группы:
В свою очередь, снегозащитные устройства делят на два вида (в зависимости от принципа действия):
устройства снеговыдувающего или снегопередувающего действия.
Заносимые участки автомобильных дорог можно защитить от снежных заносов тремя путями:
задержать переносимый метелью снег на подступах к дороге и вызвать образование снежных отложений на безопасном от дороги расстоянии;
увеличить скорость снеговетрового потока, когда он проходит над дорогой и этим предотвратить образование снежных отложений на дорожном полотне;
полностью укрыть дорогу от снега с помощью специальных сооружений.
Практическое использование на автомобильных дорогах получили только первые два способа защиты от снежных заносов. Третий способ по технико-экономическим причинам распространения не получил.
Наибольшее применение в России нашел способ защиты дорог от заносов путем снегозадержания с помощью искусственных устройств или насаждений.
Деревянные щитовые ограждения
Переносные щиты применяли в нашей стране для защиты дорог от снежных заносов ещё в дореволюционный период. В настоящее время удельная доля щитов в общем протяжении снегозащитных линий существенно снизилась в основном в виду необходимости применения ручного труда при их установке и переустановке, а также вследствие широкого внедрения снегозащитных насаждений, являющихся более эффективным видом защиты.
Первоначально, применявшиеся на автомобильных дорогах переносные щиты имели конструкцию с равномерно распределённым заполнением из вертикально расположенных планок и размеры 2*2 или 2*1,5 м с одинаковой для тех и других просветностью 42-43%.Крайние планки щитов были немного сдвинуты вниз, благодаря чему при их установке между землёй и низом решётки щита создавался просвет 8-10 см. Такие щиты быстро отрабатывались, и,если работы по перестановке запаздывали, то они могли быть полностью занесены снегом. Исследования показали, что конструкция щитов в очень большой степени влияет на характер из работы по снегозадерживанию. Для обеспечения большей эффективности работы щиты должны отвечать следующим требованиям:
иметь максимальную снегозадерживающую способность;
в наименьшей степени заноситься снегом, т. е. обеспечивать большую продолжительность работы между перестановками, так как занесенные снегом щиты очень трудно переставить;
иметь минимальную стоимость;
иметь наименьшую материалоемкость.
Выполнение этих требований достигается при правильном назначении следующих конструктивных параметров:
общей просветности – отношения суммарной площади просветов к общей площади внешнего контура щита;
коэффициента распределения просветности – отношения просветности нижней части щита к просветности верхней части;
От высоты щитов зависит их работоспособность. Чем выше щит, тем большее количество снега он может задержать без перестановки.
На основе проведенных исследований Росдорнии и транспортно-энергетическим институтом Сибирского отделения рекомендованы четыре типа щитов, представленных в виде таблицы 6.2.
Таблица 6.2 – Типы щитов
Объем снегопереноса, м3/п•м
Скорость ветра, м/с
Для нашего случая, когда объем снегопереноса более 100 м3/м и скорость ветра (даже господствующего) меньше 20 м/с, рекомендовано использование щитов III-го типа. Но чтобы справится с большим объёмом снегопереноса установим щиты в три ряда.
Перестановку щитов осуществлять очень трудно и нельзя при сильном ветре. В районах с интенсивными метелями иногда просто невозможно переустановить щиты. В результате они полностью отрабатываются и перестают работать, т. е. защищать дорогу. В таких случаях щиты ставят в несколько рядов.
Выполним расчет объема снега, задерживаемого многорядной защитой:
гдеn – число рядов;
Нщ – высота щитовых линий;
К – коэффициент, учитывающий влияние снежного покрова.
При трехрядной установке щитов:
Это значение больше объема снегопереносана дорогеIV категории Wn=108,17 м3/ми объема снегопереноса на дороге III категории Wn=147,77 м3/м, следовательно щиты справятся с таким объемом снегопереноса.
Снежные траншеи применяются наиболее широко. Траншеи могут применяться как самостоятельное средство защиты – на дорогах IV-V категорий или в сочетании с другими средствами, чтобы усилить снегозадерживающее действие и повысить надежность снегозащитных линий на дорогах I, II, III категорий. Первую со стороны дороги траншею при отсутствии других средств защиты размещают не ближе 30 м т не дальше 100 м от бровки земляного полотна.
Вначале, когда траншея еще пуста, снег задерживается в ней интенсивно. По мере заполнения траншеи снегозадерживающая способность ее падает, и значительное количество снега начинает проноситься через траншею. Одиночная траншея не может надёжно защитить дорогу от снежных заносов, поэтому их прокладывают в несколько рядов параллельно дороге.
Первая траншея от дороги располагается на расстоянии 20-30 м, а расстояние между двумя ближайшими траншеями должно быть 12-15 с.
Снегосборная способность траншеи – это объём снега, который может задержать 1 метр траншеи.
Снегосборная способность каждой траншеи рассчитывается по формуле:
гдеBср – средняя ширина траншеи равная ширине отвала (3-4 м), м;
hп – средняя высота снегового покрова , 0,7 м;
Lтр – расстояние между осями траншей (10-15 м), м;
Однако одиночная траншея не сможет надолго защитить автомобильную дорогу от снега. Поэтому для задержания общего объема снегопереноса необходимо устраивать n траншей. Количество будет зависеть от объёма снегопереноса и действия других снегозадерживающих мероприятний.
Первая траншея от дороги расположена на расстоянии 30 м, все последующие траншеи на расстоянии 15 м от предыдущей.
Наиболее эффективным и надежным средством защиты дорог от снежных заносов являются снегозащитные насаждения. Они имеют значительно больший срок службы, чем переносные щиты. При соответствующей конструкции они задерживают весь снег, приносимый метелями, а стоимость их, отнесенная к одному году службы, меньше, чем у снегозадерживающих устройств.
Кроме того, насаждения способствуют повышению урожайности сельскохозяйственных культур на прилегающих землях, улучшают сохранность земляного полотна, дают возможность заготавливать некоторое количество деловой древесины.
Кроме выполнения функций снегозащиты, выращивание придорожных лесных полос и особенно их сочетание с пылезащитным лесоразведением является неоценимым природоохранным средством.
Придорожное лесоразведение решает одновременно несколько задач: снегозащиту, ветрозащиту, оздоровление и улучшение ландшафта, уменьшение уровня шума, поглощение загрязнителей атмосферы, возобновление потерь кислорода, предохранение земляного полотна и придорожных земельных участков от последствий водной эрозии и ветровой дефляции.
Даже сравнительно узкая шестирядная лесная полоса снижает уровень дорожного шума на 8-9 дБ с уменьшением звукового давления в 2-3 раза, задерживает свыше 50-60% взвешенной пыли и до 60% сернистого газа. Хвойные деревья усваивают углерод из таких отходов автомобилей, как углекислый газ СО2 и ядовитый угарный газ СО, выделяя чистый кислород. Лесонасаждения смягчают температурные колебания и коренным образом улучшают микроклимат в любое время года.
Снегозащитные насаждения должны удовлетворять следующим основным требованиям:
конструкция и размещение их должны соответствовать объему снегоприносимого снега;
расстояние от посадок до дороги должно быть достаточным, чтобы снежный шлейф не мог выйти на автомобильную дорогу;
породно-видовой состав должен подбираться с уменьшением снегозащитных свойств, декоративных свойств и природных ценностей;
насаждения для защиты автомобильной дороги создаются в виде живых изгородей или лесных полос.
Живая изгородь – густая посадка, формируемая из кустарников и деревьев одной породы и имеющих небольшое количество рядов (1-2).
Лесная полоса – посадка из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки с общим чилом рядов от 4 до 9.
Ширина лесопосадки при различном объеме снегопереноса, рекомендованная Союздорнии и Гипродорнии приведена в таблице 6.3.
Таблица 6.3 – Ширина лесопосадки при различном объеме снегопереноса
Зимняя езда на автомобиле
Как справиться с заносом на зимней дороге
Поведение автомобиля на зимней дороге во многом зависит от того, какой именно у вас автомобиль – с передним или задним приводом. Соответственно, стиль и манера безопасной езды, особенно зимой, на задне- и переднеприводных несколько отличаются.
Надеюсь, эти простые советы и рекомендации по управлению автомобилем на зимней скользкой дороге будут вам полезны!
Однозначно сказать, какой привод предпочтительнее для езды зимой — передний или задний сложно. Передний привод позволяет автомобилю лучше вести себя при прямолинейном движении и лучше «вгрызаться» в поворот на сухом покрытии, но при прохождении скользких поворотов именно передние колеса начинают сразу же прокручиваться. В этой ситуации лучше будет себя вести автомобиль с приводом на задние колеса. Автомобили с задним приводом вообще более манёврены, хотя и менее стабильны.
Что делать, если вас занесло на зимней дороге, мы расскажем чуть ниже, а пока несколько слов о других не менее важных вещах.
Езда зимой. Торможение без заноса
Одно из самых важных умений при езде зимой — умение грамотно тормозить . Если автомобиль оснащен АВS (антиблокировочной системой тормозов), можете смело жать на педаль – электроника сама обеспечит вам максимально эффективное торможение не допуская блокировки колес. Не стоит бояться подрагивании и вибрации педали тормоза – это как раз свидетельство того, что ABS делает свою работу. Если АВS в вашем авто нет, то тормозите очень плавно, так, чтобы не допустить блокировку колёс. Если почуствовали, что колёса автомобиля всё же заблокировались, тормозите фрикционно, т. е. прерывисто. Не выключайте передачу, чтобы предупредить проскальзывание колёс.
Кстати, одно из преимуществ автомобилей с автоматической коробкой передач состоит в том, что АКПП позволяет плавно трогаться на скользком покрытии. А недостаток в том, что передачи переключаются в зависимости от частоты вращения колёс, поэтому есть вероятность, при пробуксовке колес, стартовать с места со второй или третьей передачи.
Езда зимой. Как избежать заноса
Почему машину заносит? Занос может возникнуть при езде по разному покрытию (например, скользкий асфальт и гравий, асфальт и снег). При движении по таким участкам дороги очень аккуратно тормозите и сбрасывайте скорость.
Занести может и на поворотах, особенно, если автомобиль движется по снегу или льду. Чтобы этого избежать, ускоряться надо уже после прохождения поворота, а перед поворотом сбрасывать скорость и плавно ехать в самом повороте.
Что делать, если автомобиль всё-таки занесло?
В таких случаях чаще всего рекомендуют сбросить газ и слегка повернуть руль в сторону заноса. Автомобиль стабилизируется и восстановит траекторию движения. Но это правило применимо только для автомобилей с приводом на задние колеса.
Переднеприводный автомобиль наоборот можно быстро стабилизировать и вытянуть из заноса добавив газ и ускорившись. Руль также плавно поворачиваем в сторону заноса.
Общие рекомендации для всех типов автомобилей: ни в коем случае не нажимать на педаль тормоза при возникновении заноса! Автомобиль просто пойдет юзом и вывести его из заноса в этой ситуации будет уже практически невозможно!
Езда зимой. Вылезаем из сугроба
Главное правило любого автомобилиста, попавшего в сугроб: не закапываться ! Раскачивать машину из вперед – назад и стороны в сторону — это можно, но буксовать на месте, зарываясь колесами ещё глубже, — нельзя. Не можете выехать самостоятельно – зовите на помощь, мир не без добрых людей, вам обязательно помогут!