Чистка свечей зажигания своими руками
Чистка свечей зажигания в домашних условиях
Чистка свечей зажигания двигателя автомобиля поможет вернуть ему уверенный старт. В процессе воспламенения топлива все детали машины испытывают повышенные нагрузки, связанные большими температурами и давлением. Это сказывается и на ресурсе. Сгоревшее топливо превращается в газ, а тяжелые присадки и некачественные сорта топлива оставляют на стенках цилиндров и камеры сгорания вредные отложения. Нагар уменьшает теплоотдачу металла, вызывая перегревы двигателя и его поломки. Чтобы он не образовывался, воздушно-топливная смесь должна надежно воспламеняться при любых температурах. Для профилактики свечи зажигания очищают и моют.
Определение необходимости замены свечей и способы этого избежать
Если автомобиль стал дергаться при езде, его стало невозможно завести по утрам, расход топлива резко увеличился, то пора заменить свечи.
Это электрический прибор, работающий на принципе генерации в катушке индуктивности больших значений напряжения при кратковременном включении. Повышенный показатель ЭДС (электродвижущей силы) пробивает искровой промежуток, и возникает электрический разряд, воспламеняя при этом топливо, в смеси которого происходит разряд. Когда на электродах скапливаются пленки нагара, то в искровом промежутке появляется помеха воспламенению.
Чтобы определить состояние этого прибора, оценивают его внешний вид по следующим признакам:
- цвет электрода и изолятора под ним (должен быть равномерно светло-коричневым или белым);
- искровой зазор (определяется по паспорту запчасти и находится в пределах 0,8-1,0 мм);
- отсутствие или наличие маслянистых пленок или нагара (свидетельствуют о неисправности свечи или более серьезной проблеме в двигателе).
Чтобы избежать трат и серьезных поломок, нужно в первую очередь не использовать некачественное топливо и соблюдать рекомендации производителя автомобиля.
Способы очистки свечей зажигания
Для этого существует три методики:
- Механическая ручная.
- Автоматизированная механическая.
- Очистка при помощи органических растворителей.
В первых двух способах есть преимущество. Как очистить свечи зажигания, знает каждый водитель со стажем. Нужно взять мелкую наждачную бумагу и отполировать искровой зазор. Под автоматизированной очисткой подразумевается пескоструйная обработка. Она гораздо быстрее удалит отложения на электродах, но сильно сократит срок их службы. По этой причине чистить иридиевые свечи пескоструйной обработкой лучше под присмотром специалиста или после подготовки специальным химическим составом.
По причине дороговизны и особой хрупкости конструкции иридиевых свечей почистить их своими руками будет непросто. Для этого лучше воспользоваться услугами профессионалов.
Нужно оставить их на ночь в емкости с кислотой. Спустя сутки нагар и окислы, которые покрывают иридий электрода, легко отделятся от него. Далее необходимо снять загрязнения металлической щеткой или грубой тканью. Очищенные таким способом свечи надолго улучшат воспламенение топлива, что благоприятно скажется и на мощности, и на экономичности автомобиля.
avtoexperts.ru
В сервисных книгах на современные автомобили почти у всех моделей ресурс свечей зажигания заявлен на уровне 15-30 тысяч километров, а значит, их нужно менять примерно каждое второе ТО. Почему так мало, разве свеча может физически износиться за такой пробег? Износ имеет место быть, но не такой быстрый, более серьезная проблема, которая приводит к необходимости часто менять свечи – образование на них нагара.
Нагар на свечах – штука неприятная. Да, его используют в качестве диагностики работы мотора (в зависимости от цвета можно понять бедная смесь поступает в двигатель или богатая), но вообще в повседневном использовании ничего хорошего нагар не несет. Ухудшается искрообразование, а значит вырастает расход топлива, падает динамика, труднее даются пуски, возрастает детонация и так далее. Да, ухудшение по всем параметрам не глобальное и свечи с нагаром вряд ли способны обездвижить автомобиль, но машиной становится управлять менее приятно. В общем, с нагаром бороться нужно. Но как это сделать? Расскажем про разные способы.
В автосервисе
Можно поехать на чистку свечей в специализированный сервис. Плюс такого подхода в том, что у нормальных сервисов скорее всего есть специальное оборудование, которые сделает процесс очистки быстрее и эффективнее. Профессионалы свечи обычно чистят двумя способами – пескоструй и ультразвук. Пескоструй считается самым эффективным – песок под давлением очищает компоненты свечи практически до нового состояния и не повреждает электрод.
Ультразвуковая очистка свечей по процедуре похожа на то, как чистят форсунки: их кладут в емкость со специальным растровом и воздействуют ультразвуком. Эффективность тоже высока.
Одно но – за очистку свечей в автосервисе могут взять сумму не многим меньшую чем стоит новый комплект свечей, поэтому экономический смысл в очистке на сервисе есть только когда речь идет о дорогих моделях. Если исходить из разумной экономии, то лучше почистить свечи самостоятельно, тем более, что в этом нет ничего сложного.
Первый очевидный способ – механически очистить свечу. Но это не лучшая идея, если сильно тереть, то на компонентах свечи могут образоваться царапины, которые ухудшат искрообразование и будут сильнее вызывать появление нагара. Поэтому лучше воспользоваться химией или высокой температурой.
Химический способ очистки свечей самый популярный в домашних условиях. В качестве активного вещества можно использовать любое средство, у которого заявлена борьба с ржавчиной, накипью и отложениями – «Силит», «Доместос» и так далее. Конкретный бренд значения не имеет. Вещество нужно налить в емкость (которую потом не жалко будет выкинуть) и положить в нее свечи на 40-60 минут. За это время состав разъест всю «гадость». То, что химия работает, можно судить по мутности раствора, чем мутнее, тем больше «разъел». Сам по себе ни один раствор не сможет полностью очистить свечу, он смывает и размягчает самые крупные куски, для получения идеального результата нужно свечу промыть и немного дочистить руками. Делать это можно старой зубной щеткой, обычной кисточкой для рисования или зубочисткой – и удобно, и свечу не повредишь.
Для химической очистки не обязательно использовать бытовую химию. Жив еще старый дедовский способ, в котором свечи отмачивали в уксусе. Хорошим реагентом для удаления нагара считается и ортофосфорная кислота, которая присутствует во многих газировках («Кока-Кола», «Спрайт», «Фанта» и так далее), они тоже могут хорошо «помыть» свечи. Но, в любом случае, потом придется немного почистить и руками.
А вот уксуснокислым аммонием мы бы чистить не рекомендовали. Это самый эффективный из химии способ, но сложный. Сначала свечи нужно обезжирить в бензине, протереть, высушить, а потом сварить в 20-процентном водном растворе ацетата аммония. Варить нужно при температуре кипения и при этом помнить, что пары раствора ядовиты и нужно проветривать помещение. В общем, получается эффективно, но очень трудоемко, проще уж купить «Колы» и положить свечи откисать.
Помимо химического есть еще тепловой способ очистки свечей. Общий принцип у него простой – нужно свечи нагреть до состояния, пока нагар не засохнет и не превратиться в корочку, которую потом можно легко удалить медной щеткой. Греть можно на чем угодно – подойдут и горелка, и паяльная лампа. Да даже на обычной газовой плите можно прокалить свечи. Единственная сложность – нужно не перестараться, чтобы не расплавить и не сжечь свечу. Прокаливать рекомендуется до появления красного налета, после этого уже можно приступать к очистке.
Выводы
Не всегда есть смысл заниматься очисткой свечи. Если видны явные механические повреждения электродов или изолятора (в том числе и уменьшение толщины), свеча начала ржаветь или разрушаться, то таких пациентов можно сразу выкидывать. Но если проблема только в нагаре, то такую свечу можно реанимировать и отправить служить на второй срок. Мы привели множество разных способов. Выбрать можно любой. Нам по соотношению цена/качество/удобство больше всего нравится химическая очистка «Силитом», но на истину не претендуем.
Самостоятельная чистка свечей зажигания в домашних условиях
Несмотря на кажущуюся простоту, автомобильная свеча зажигания — довольно важное устройство. От этой детали зависит стабильная и устойчивая работа двигателя, развиваемая им мощность и расход топлива. Постоянный контакт с горящим топливом, высокое давление, действие отработанных газов — все это приводит к отложению на поверхности свечи сажи и негативно сказывается на её работоспособности. Поэтому важно время от времени проводить чистку свечей зажигания.
Назначение устройства
Назначение этого устройства — производить искровой разряд, который воспламеняет горючую смесь топлива с воздухом. Топливная смесь обычно сгорает не полностью, поэтому продукты горения постепенно откладываются на контактах свечи в виде коричневого или чёрного налёта. Со временем толщина этих наслоений увеличивается, искровой разряд становится слабым или начинает появляться с перебоями.
Это негативно сказывается на работе двигателя. Часть бензина просто «вылетает в трубу», не сгорая и не производя никакой полезной работы. Воспламенение горючей смеси становится вялым, мощность двигателя теряется.
Многие автовладельцы знают это и производят периодическую замену свечек, не дожидаясь, пока они перестанут работать. Средний срок их работы — 20 тысяч километров пробега или один год.
Эта цифра сильно зависит от качества бензина и состояния топливной системы автомобиля. Поэтому иногда даже новые свечи могут выйти из строя за месяц, а при использовании качественного топлива и при отрегулированной его подаче прослужат 40−50 тысяч километров.
Разновидности свечей
Конструктивно свечи зажигания мало отличаются друг от друга. Основное их отличие — это материал покрытия электрода и их количество. Электрод может быть:
Платиновый электрод имеет более тонкий стержень по сравнению с обычным. За счёт этого обеспечивается более мощная искра. Иридиевые свечи имеют ещё более тонкий электрод. На сегодняшний день это самые мощные, лучше всего противостоящие износу. Количество электродов тоже может быть различным. Их бывает:
Кроме этих параметров, каждая модель имеет свои отличительные характеристики, определяющие, на какие двигатели такие изделия могут устанавливаться. К таким показателям относятся:
- Диаметр резьбы. Стандартные значения — 10,12,14 и 18 мм.
- Длина резьбовой части. Может быть 19 или 26,5 мм.
- Размер под ключ. Чем больше диаметр резьбы, тем больше и этот показатель. Наиболее часто встречаются размеры 14,16 и 20,7 мм.
- Искровой промежуток. Его ещё называют зазором, для разных моделей может изменяться от 0,3 до 1,3 мм.
- Тепловое число. Очень важный показатель, характеризующий скорость отвода тепла от свечи. Быстро отводящие тепло обычно называют «холодными», медленно — «горячими».
В зависимости от всех этих параметров чистку свечей зажигания своими руками тоже нужно делать по-разному.
Самостоятельная чистка
Как и у врачей, в этом случае справедливо изречение: «Не навреди». Причём принцип этот начинает действовать уже с момента извлечения свечей. Делается это аккуратно, специальным ключом. Нужно стараться избегать ударов, чтобы не повредить керамический изолятор. Извлечённые детали нужно осмотреть.
По характеру и цвету налёта на них можно много узнать о состоянии топливной системы автомобиля. Равномерный светло-коричневый налёт говорит о полной исправности. Слишком светлый укажет на обыденность топливной смеси, чёрная сажа — смесь богатая. Красноватый налёт указывает на наличие в бензине вредных присадок, в этом случае есть повод задуматься о смене места заправки топливом.
При визуальном осмотре нужно также обратить внимание на состояние электродов и изолятора. Если боковые и центральный электроды не имею следов коррозии, оплавления или механических повреждений, керамический изолятор нигде не треснут — такую вещь выкидывать рано. Её можно, например, держать в резерве для непредвиденных обстоятельств. Только сначала нужно правильно отчистить её от нагара и прочей грязи.
Способов очистки свечи зажигания от нагара довольно много. Это можно сделать с помощью:
- прокаливания;
- механической очистки;
- химическими средствами;
- ультразвуком.
Ультразвуковой метод заключается в воздействии ультразвука на специальный раствор, в который погружены свечи. Метод очень эффективный, но для чистки в домашних условиях вряд ли применим. Такие установки обычно находятся на крупных СТО, а стоимость процедуры нередко превышает цену нового комплекта. Поэтому в домашних условиях чистить свечи зажигания проще всего первыми тремя способами.
Прокалить свечу можно на газовой плите, подержав над горелкой 12−20 минут. При этом весь нагар просто-напросто выгорит. Однако современные изоляторы такую процедуру вряд ли перенесут, их изолятор не приспособлен к таким термическим нагрузкам. Механическая очистка может делаться либо щёткой с металлическим ворсом, либо с помощью пескоструйной установки. Вряд ли такая найдётся дома, поэтому обычно обходятся только щёткой. Свечи перед очисткой лучше замочить на полчаса в ацетоне или любом растворителе, это немного разрыхлит нагар.
Чистку свечей зажигания в домашних условиях лучше всего делать химическим способом. Для этого можно использовать:
- Жидкость для чистки карбюраторов. В них уже содержится комплекс всех веществ, хорошо удаляющих нагар.
- Любую бытовую химию, предназначенную для чистки канализации (Крот, Санокс и так далее).
- Столовый уксус.
- Лимонную кислоту. Для этого её можно развести 2 столовые ложки на стакан воды.
Для такой процедуры свечи обычно связывают в пучок и опускают в ёмкость с чистящим средством так, чтобы была покрыта вся резьбовая часть. Можно поставить посуду на огонь, при нагревании химия действует сильнее. Не стоит этого делать только с жидкостью для очистки карбюраторов, так как она очень огнеопасна.
Чистить иридиевые свечи зажигания нужно особенно осторожно. Для них неприменима наждачная бумага и разного рода химия.
Наиболее подходящий способ чистки иридиевых свечей — пескоструй. Пользоваться им нужно очень аккуратно, постоянно поворачивая свечу для равномерной её обработки.
После любой обработки электроды нужно хорошенько промыть ацетоном либо любым другим растворителем, продуть сжатым воздухом и вытереть насухо. Необходимо помнить о том, что ни одна почищенная свеча уже не будет работать как новая. Поэтому очищенные будут иметь гораздо меньший ресурс и скорее пригодятся как запасные.