Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России
Беспилотные автомобили в России – есть ли преграды для будущего?
Сегодня вопрос о беспилотных автомобилях можно считать вторым схоластическим вопросом о первенстве яйца или курицы. Эксперты приводят самые удивительные доводы и стараются убедить окружающих в правоте именно своей точки зрения. Но проблема в том, что для беспилотных автомобилей пока больше преград, чем преимуществ их эксплуатации. По крайней мере, в России это не самое лучшее решение. Вы можете найти на рынке не совсем легально ввезенные авто с автопилотами. Впрочем, и легальных машин с возможностью автоматического управления становится все больше. И уже на этой технологии можно заметить, что до беспилотных авто пока нам далеко. Чтобы убедиться в этом, можно включить автопилот на Tesla Model S и попробовать проехаться из точки А в точку Б в городе и на трассе. Если во втором варианте что-то может получиться, то в первом все будет совсем печально.
Для запуска беспилотников нужно иметь отличную инфраструктуру без единого изъяна. Попробуйте удержите Теслу в беспилотном режиме на дороге в своей полосе, если нет нормальной и логичной разметки. Да и другие особенности российских условий говорят о том, что пока о машинах без водителей думать не приходится. Впрочем, можно рассчитывать на постепенное введение автомобилей без управления водителей. С одной стороны, есть противники этого процесса, которые утверждают, что машинам нельзя доверять столь важное и опасное занятие. Но прогресс движется, и это этого никуда не денешься. Скорее всего, большинство компаний заинтересованы в том, чтобы грузы между городами на фурах возили автомобили без водителей и без человеческого фактора. Но пока это кажется настолько далеким будущим, что и говорить о нем смешно. Или нет?
Как обстоят дела с беспилотными машинами в мире?
Наверное, одна из самых главных задач современного автомобильного мира – создание беспилотника с достаточно хорошими характеристиками. Но на деле сделать это далеко не так просто, как хотелось бы. Проблема отсутствия человека в автомобиле не решает массу непредсказуемых моментов. Плюс есть множество противников, которые боятся восстания машин и утверждают, что такой подход к поездкам на авто вскоре приведет к огромным жертвам, смерти на дорогах. Но дела обстоят не в угоду противникам. Можно отметить такие достижения:
- уже к 2020 году одна из европейских компаний собирается запустить в работу фуры без водителей, такую технику сегодня разрабатывают ведущие компании в данной сфере;
- сегодня в США и Японии продолжается введение беспилотников в аэропортах для перевозки пассажиров от места посадки самолета до выхода из здания и наоборот;
- системы беспилотного вождения, которые устанавливаются в современные авто, усовершенствуются, многие из них могут порадовать невероятными характеристиками;
- простые автомобили в автосалонах уже оснащены практически полноценными автопилотами, но их все еще нужно контролировать (преуспели в этом Volvo и Tesla);
- коммерческая сфера грузоперевозок во всем мире начала активно интересоваться разработками беспилотных фур Илона Маска и других передовых личностей в этой сфере.
Среда беспилотных поездок остается одной из самых перспективных в сфере автомобилей. Если десять лет назад разработка эффективного и качественного электромобиля была таким преимуществом для производителя, то сегодня это автопилот. Интересно, что передовые компании вкладывают миллиарды, которые, похоже, никогда не удастся окупить. Вскоре технологии беспилотного вождения будут нормальным явлением для каждого концерна.
Как работают основные функции машины без пилота?
Есть несколько сотен факторов, которые управляют современной машиной без водителя. Конечно, такой транспорт напичкан датчиками, каждый из которых управляет определенными деталями машины. Все здесь работает исключительно автоматически, все режимы зависят от особенностей окружающей среды. Ест интеллектуальный механизм, который сканирует знаки и разметку, есть датчики приближения объектов со всех сторон. Вождение имеет несколько важных основ:
- автомобиль управляется движением по конкретной полосе, при съезде на обочину с дороги авто останавливается и самостоятельно возвращается на утерянный путь;
- реализован фактически искусственный интеллект, который способен быстро и активно сканировать ситуацию на дороге на многие десятки метров вокруг, реакция незамедлительная;
- если впереди на дороге появится препятствие, беспилотный автомобиль быстрее сможет затормозить, чем это сделает любой человек, машина способна предсказывать выход людей на дорогу;
- реализованы функции превентивных объездов людей и велосипедистов на дороге с определенным запасом, всегда производится сканирование боковых зон и встречной полосы;
- безопасность поездки такого автомобиля оказывается намного выше безопасности передвижения человека за рулем, так как водитель может уснуть или плохо среагировать.
Конечно, такое количество датчиков и функций требует определенных затрат энергии, поэтому аккумуляторы в машинах огромные. Они требуют определенной подпитки, что увеличивает и расход ресурса. Но за счет разумных решений «водителя» расход топлива часто удается сократить на 10-20% в сравнении с живым водителем. Так что технология придется по вкусу корпорациям и представителям бизнеса в любой сфере, где нужны перевозки.
Беспилотные проекты в России – есть ли история?
У нас пока больше противников этого передового решения, чем тех, кто поддерживает развитие сферы беспилотного управления транспортными средствами. Скорее всего, это система менталитета, которая у нас очень сложно принимает все новое. Но затем мы активно начинаем пользоваться новинками и уже забываем о том, что когда-то не хотели принимать все негативные черты этого нового. Итак, в России мнение о беспилотных авто довольно понятное и недвусмысленное:
- это вызовет безработицу в сфере водителей автомобилей, не нужны будут дальнобойщики, не потребуются таксисты, будут бастовать и нервничать миллионы людей;
- русский человек любит управлять автомобилем, ему не нужен никакой автопилот, разве что в качестве интересного дополнения в комплектацию авто, которое даже не будет использоваться;
- инфраструктура не готова – нет нормальной продуманной системы знаков, хороших уверенных дорог, отличной разметки без изъянов и других приятных деталей цивилизации;
- нет истории использования беспилотного транспорта, такой как во многих других странах, наше государство может просто не принять новинку, как и многие другие технологии;
- отсутствует политическая и корпоративная воля, лишь некоторые представители бизнеса заинтересованы в появлении беспилотных автомобилей, как витка развития будущего в транспорте.
Проблема в том, что рабочая сила в России достаточно дешевая. За зарплату в 1000 долларов в месяц многие водители готовы садиться за руль и ехать непрерывно без выходных из Москвы во Владивосток по довольно ужасным дорогам. А вот с беспилотниками дела обстоят иначе – здесь придется полностью соблюдать законы, а также покупать и ремонтировать очень дорогие технологии. Так что пока воли бизнеса практически нет.
Первая заря автопилотов – главные факты для России
Но никуда не денешься от мирового прогресса. Беспилотники рано или поздно придут в Россию и станут важной частью инфраструктуры транспорта в стране. Одной из самых активно инвестирующих в данную сферу компаний является UBER, который сегодня успешно работает в нескольких городах России. Вполне возможно, что такси станет важной первой сферой использования такой техники. Но скорее всего, очередность будет иной:
- технический транспорт на полигонах, который не слишком ограничен в параметрах движения и не несет никакой угрозы, автомобили на военных базах с повышенной секретностью;
- коммерческий транспорт в аэропортах, а также городской пассажирский транспорт, который курсирует по заранее установленному маршруту – его легче контролировать;
- коммерческие авто, такие как большие фуры и прочие грузовые автомобили, которые смогут экономить деньги для бизнеса и снижать расходы компаний на перевозки грузов;
- такси и прочие коммерческие сферы эксплуатации автомобиля, служебный транспорт предприятий, которые не будут вынуждены нанимать и содержать штат водителей;
- сервисы проката автомобилей, а также каршеринга, которые активно развиваются в Европе и в крупных городах России, они также заинтересованы в беспилотных проектах.
Автомобиль без водителя можно контролировать с определенного дата центра. Так что компания сможет смотреть, где находится авто, с какой скоростью движется, сможет подключаться к камерам в конкретной машине, оценивать обстановку. Это дает определенные преимущества и для работы полиции, которая может получить доступ к сети камер и прочих регистраторов. Предлагаем небольшое видео о смысле и наработках беспилотных машин:
Подводим итоги
На сегодняшний день опыт использования беспилотных автомобилей в мире достаточно большой. Google использует для сканирования всех Соединенных Штатов именно такие технологии. Tesla уже разработала миллионы технологий в данной среде и активно запускает их в действие. Компания Mercedes работает над созданием первого в мире беспилотного и автономного проекта грузовика. Есть собственные разработки у UBER, шведских компаний, китайских и японских корпораций. Так что от этого прогресса уже не уйти, он наступает на пятки обычным автомобилям и просит водителей подвинуться в гонке за право владения рулевым колесом.
Нужно заметить, что противников технологии становится все меньше, но они есть, особенно в России. Мы – консервативная страна, которая стремится к стабильности. И автопилоты не радуют своими перспективами в сфере разрушения этой стабильности. Но рядовой гражданин может считать, как ему угодно, а бизнес заинтересован в данном проекте. Любители порулить также могут получить явные выгоды от этого процесса. В частности, они смогут ездить по хорошим дорогам с отличной разметкой и заметной яркой системой знаков. Разве не об этом так долго мечтал российский автомобилист? У каждой новинки есть преимущества и недостатки. А что вы думаете по поводу беспилотных транспортных средств?
Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России
Уже в ближайшие два года мировой автомобильный рынок ждет колоссальный прорыв в области технологического развития, констатировали в октябре 2018 г. аналитики Roland Berger. Благодаря этому к 2030 г. вождение автомобиля станет проще, безопаснее, дешевле и комфортнее, считают аналитики PwC.
«Ведомости&» собрали главные прогнозы, каким будет автомобиль будущего.
Электрификация
Чтобы не допустить бесконтрольного глобального потепления, выбросы углекислого газа от машин (на них сейчас приходится около 14% всего его мирового объема) необходимо снизить к 2050 г. вдвое, а к 2100 г. – впятеро. Об этом предупреждает Credit Suisse в отчете «На какой машине вы будете ездить в 2040 г.: 10 предсказаний».
Как изменится отрасль
«Пришло время переосмыслить всю автомобилестроительную индустрию – с фокусом не на производство, а на использование транспортных средств, чтобы сделать жизнь их пользователей более приятной, эффективной и безопасной», – пишет во вступительном слове к отчету PwC партнер компании Феликс Кунерт. Чтобы предлагать инновации, действительно нужные потребителю, автомобилестроительной индустрии придется в определенном смысле «переизобрести» себя. Особенно важным это станет уже в 2020–2025 гг., считают авторы отчета. Когда это произойдет, общие пробеги автомобилей увеличатся, а сами они будут использоваться более интенсивно. Но и аварий станет меньше – следовательно, увеличится продолжительность жизни машин. Тем не менее продажи все равно будут расти – правда, по подсчетам McKinsey, всего на 2% в год (это примерно столько же, сколько и сейчас). Им помогут, в частности, новые пользователи беспилотников
По прогнозу Credit Suisse, к 2040 г. треть всех производимых и четверть всех эксплуатируемых машин будет на электрической тяге. А электричество для автомобилей, в свою очередь, все больше будет поступать из возобновляемых источников, пишут эксперты PwC в отчете «Пять тенденций трансформации автомобильной промышленности». С общественным транспортом это может произойти еще быстрее: по прогнозу Bloomberg, уже к 2025 г. около половины автобусов будет электрическими, больше всего – 99% – в Китае.
Автономность
Развитие средств передвижения, не требующих человеческого вмешательства, расширит круг их пользователей – кто не захочет полистать социальные сети или немного поработать, пока машина сама везет его в офис? К тому же на беспилотных машинах смогут ездить люди с ограниченными возможностями и пожилые. Ведь им даже не нужно будет получать для этого водительское удостоверение, говорится в прогнозе PwC.
Пока, правда, для этого есть существенное препятствие – страх. В 2017 г. разработчик технологий искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies провел опрос. Оказалось, что 51% опрошенных россиян боятся технического сбоя в системе беспилотника (в США таких 44%). При этом доля опасающихся автономного транспорта растет: в 2018 г. 73% опрошенных американцев заявили, что побоялись бы ехать в полностью автономном автомобиле, хотя в 2017 г. таких было только 63%, свидетельствует опрос американской ассоциации авто- и мотоклубов ААА. Те же 63% чувствовали бы себя менее безопасно, если бы им пришлось делить дорогу с автономным автомобилем.
Тем не менее в той или иной степени автоматизированы к 2030 г. будут все выпускаемые машины, ожидают аналитики Credit Suisse. Uber уже заказал на 2019–2021 гг. поставку 24 000 беспилотных машин. На их базе Uber планирует создать сервис такси, где роль водителей будет выполнять искусственный интеллект, сообщал Techcrunch. А первый беспилотный муниципальный транспорт появится на улицах городов к 2030 г., предполагает KPMG в прогнозе «Будущее машины».
Совместное использование
Возможность совместного использования машин есть во многих городах. Например, в Москве ежедневно на машинах каршеринга совершается около 85 000 поездок, а всего – около 23 млн в год, сообщал представитель департамента транспорта Москвы. Около 6% от всех легковых машин в Москве уже составляют такси и автомобили из каршеринговых сервисов, подсчитало Reuters. Кроме каршеринга в мире есть модели карпулинга (поездки с попутчиками), а также peer-to-peer прокат, когда частные владельцы могут временно одолжить свою машину.
К 2030 г. каждая десятая машина в мире, по расчетам McKinsey, сможет эксплуатироваться по модели совместного пользования. Пока более чем из 1 млрд машин в мире только около 13 млн – это машины каршеринга (данные Future Mind). Плюс такси, общественный транспорт и т. д. Чем больше будет парк машин в общем пользовании, тем эффективнее их эксплуатация, а значит, мобильность в целом будет обходиться дешевле, указывает PwC.
Семена будущего на местной почве
Все перечисленные тенденции уже активно развиваются и в России, отмечает член правления Roland Berger Эдуард Черкин.
По его данным, в стране пока вяло покупают новые электрокары (100–150 шт. в год), но зато на вторичном рынке оживление: за первые девять месяцев 2018 г. ввоз подержанных электромашин вырос на 97% (по данным «Автостата», до 1560 шт.). Он считает, что уже через пару-тройку лет ежегодно в России сможет продаваться 15 000–25 000 машин с электродвигателями. Активный переход на новый тип транспорта начнется с грузовиков для перевозки по городу и автобусов, полагает Черкин. Это станет экономически целесообразно уже в ближайшие 10 лет. В Москве, например, с сентября 2018 г. курсирует 40 электробусов, которые обслуживают пять маршрутов. До марта 2019 г. «Камаз» и ГАЗ должны поставить столице по 100 электробусов и по 31 зарядной станции. Стоимость каждого контракта – 6,35 млрд руб. Всего к концу 2023 г. на маршруты города выйдет 1800 автобусов на электрической тяге, сообщал департамент транспорта.
Впрочем, руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов не разделяет оптимизма: из-за сурового климата и высокой стоимости электромобилей не стоит ждать к 2030 г. широкого их распространения в России. Скорее будет развиваться направление автомобилей на газу – над этим работают газовые монополисты, полагает Тимерханов. Сложно в России и с беспилотными автомобилями: как указывают аналитики Roland Berger в отчете «Новые тренды мобильности: Китай уезжает от конкурентов», у нас пока нет ни регулирующих норм, ни большого интереса у потребителей. Хотя директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артем Фокин заявлял осенью 2018 г. ТАСС, что компания вместе с законодательными органами работает над тем, чтобы «сформулировать простые, понятные правила о допуске таких средств на дороги общего пользования». Руководитель группы распознавания образов «Яндекса» Антон Слесарев также говорил о том, что беспилотное такси компании, которое сейчас проходит тестирование на специальной площадке, пользуется большим интересом, а через несколько лет наверняка появится и в Москве.
А вот совместное использование автомобиля будет все популярнее, солидарны эксперты. По подсчетам Черкина, 70% россиян, опрошенных в 2018 г. Roland Berger, знают хотя бы одного человека, который не хочет покупать машину, потому что есть альтернативные варианты мобильности (такси, общественный транспорт, каршеринг и т. д.). Это даже больше, чем в Европе (45%).
Связанность
Соединены между собой будут и автомобили, и управляющая ими инфраструктура, и даже сами автомобилисты. «В будущем соединенные машины смогут коммуницировать, работать, серфить в интернете или подключаться к мультимедийным сервисам прямо во время поездки», – пишут аналитики PwC.
На практике, объясняют авторы прогноза KPMG, это должно помочь, например, избегать образования пробок. Пока что они нередко случаются из-за одной-единственной притормозившей машины, которая замедляет всех остальных участников движения. «С технологиями, которые обрабатывают информацию многократно быстрее, чем любой человеческий мозг, к 2050 г. это будет нация (имеются в виду США. – «Ведомости&»), которая идеально водит автомобиль. Без людских ошибок количество аварий существенно сократится», – прогнозируется в материале KPMG.
Технологии будущего: в России разработаны «умная дорога» и беспилотный грузовик 16:32, 10 июня 2019 Версия для печати
Эксперты обсудили на ПМЭФ-2019 перспективы развития цифрового транспорта и логистики в стране.
Беспилотный транспорт, «умные» автомобили, технологии, позволяющие доставить товар за неделю из Азию в Европу… Описанная картина — совсем не далекое будущее. Скорее, самое ближайшее.
На Петербургском международном экономическом форуме прошла стратегическая сессия «Цифровой транспорт и логистика — лидерство России в транспортной интеграции Европы и Азии», где состоялась презентация первого в России полностью беспилотного грузового автомобиля и «умной дороги».
Эксперты, принявшие участие в дискуссии, считают, что немалые усилия бизнеса по цифровизации транспортного пространства, помноженные на выстраивание инфраструктуры и новых стандартов работы отрасли властями, позволит нашей стране вырасти до реальной транспортной державы.
Себестоимость перевозок упадет вдвое
«Транзит через Россию быстрее, поэтому должен становиться безопаснее и выгоднее за счет внедрения информационных сервисов. И именно цифровая трансформация дорожных систем позволит сегодня повысить безопасность и комфорт водителей и пассажиров, а в перспективе ускорить запуск беспилотных автоперевозок. Мы поддерживаем работу российских компаний в этом направлении», — отметил Алексей Семенов, заместитель Министра транспорта России.
Тестирование «умной дороги» и беспилотного российского грузовика проводилось компанией «Национальные телематические системы» в течение двух лет на полигоне в Казани.
Решение российских разработчиков предполагает запуск беспилотных автомобилей сначала на выделенных полосах, а затем постепенный перевод в такой режим всей дороги.
Это исключает самый сложный этап по организации движения «беспилотников» на дорогах общего пользования, что пока не получилось у целого ряда разработчиков беспилотников во всем мире.
По словам генерального директора компании «Национальные телематические системы» Алексея Нащёкина, российская «умная дорога» изначально выполняет функцию системы управления дорожным движением нового поколения.
«При этом технология решает сразу несколько задач: организацию движения полностью беспилотных грузовиков и автоматическую передачу «подключенным автомобилям» всей необходимой информации – о скоростном режиме, метеообстановке, об ограничениях на маршруте и предупреждения возможных инцидентах на дороге».
Так дорожная инфраструктура становится гораздо «умнее» самого автомобиля. Больше того, при разработке полностью беспилотного грузовика проектировщики сначала лишили его кабины. Но у живых участников движения такой транспорт вызывал страх. В конце концов, технике все-таки оставили символическую кабину.
По расчетам разработчиков, использование беспилотных грузовиков, например на маршруте из Санкт-Петербурга в Москву, сократит себестоимость перевозки на 60%.
В Россию на тесты
Готово ли государство к таким экспериментам? Вполне.
«На трассе М-11 находится наш первый пилотный проект тестирования технологий и инфраструктуры для движения беспилотного транспорта, который мы запустим», — поделился планами Вячеслав Петушенко, председатель правления госкомпании Автодор.
Зарубежный частный бизнес видит большие перспективы в развитии цифрового транспорта и логистики в России. И даже готов делиться своими технологиями! Так, встреча отраслевых экспертов на ПМЭФ началась с подписания меморандума между «Национальными телематическими системами» и всемирно известным шведским автоконцерном «Вольво».
Речь идет о тестировании на российских дорогах беспилотных грузовиков из Европы, в частности, фуры от «Вольво» с русским именем Вера.
«Мы твердо верим, что Россия является идеальным местом для тестирования и внедрения такого рода инновационных транспортных решений. Сегодня я был очень впечатлен, услышав об амбициозной стратегии развития цифровой инфраструктуры и твердой приверженности российского правительства внедрению современных технологий. Мы готовы внести свой вклад в эту работу», — сообщил генеральный директор «Вольво Восток» Сергей Яворский.
Время договариваться
Другое дело, что создание цифровой инфраструктуры в транспортной и дорожной отрасли – это не только строительство новых машин и дорог. В стране необходимо организовать «бесшовные» перевозки, единое цифровое пространство, возможность заказать доставку груза или купить билеты на все виды транспорта нажатием одной кнопки на своём телефоне и много чего еще.
Что уже сделано? На высокой стадии готовности находятся система пломбирования, где сосредоточена вся информация о грузе в цифровом виде, выстраивается структура Цифровой платформы транспортного комплекса. Другое дело, что
отсутствие взаимосвязи между цифровыми платформами внутри России и разных стран сводят на нет основную часть усилий российского бизнеса и власти.
«С точки зрения создания доверенной среды, данные действующих в разных странах цифровых платформ могут быть использованы как справочные, но никак не могут быть использованы государственными органами при принятии решений для предоставления доступа к сервисам других платформ, — сообщил директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», генеральный директор компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков. – Это ключевая проблема, которую надо решить на площадках ШОС и ЕАЭС. А технологически всё готово».
Проще говоря, необходимо создавать единое транспортное пространство и логическую среду в странах-партнерах на основе единых правил.