Нужны ли ПДД для сегвеев и гироскутеров?
Гироскутеры, сигвеи и моноколеса — имеют ли преимущество по ПДД
Такие электрические устройства, как сигвеи, моноколеса и гироскутеры, сегодня по ПДД считаются транспортом. Но в Правилах нет прав и обязанностей для их водителей. Скутеристов нельзя считать велосипедистами, пешеходами или мотоциклистами. Однако, сами инновационные устройства считаются механическими средствами передвижения, то есть, транспортом. Давайте разберемся, нужно ли иметь права, чтобы на них ездить, как ставить на учет и какие места определены для движения.
Как определяют ПДД новый транспорт
Из текста документа можно понять, что гироскутер, сигвей и моноколесо – это механические транспортные средства. Они служат для перевозки людей. Это указано в пункте 1.2, где разъясняются названия терминов.
Но вопрос в том, что у таких устройств нет ПТС, они больше подходят под понятие спортивного инвентаря. ПДД точно не определяют, что такое сегвеи, моноколеса или гироскутеры. Поэтому разные специалисты имеют по этому вопросу свои точки зрения.
Сигвей
Его краткая характеристика:
- Два колеса – схоже с мопедом и велосипедом.
- Руль – то же самое.
- Электрический двигатель.
Изучив Правила дорожного движения, можно сказать, что сигвей не подходит по характеристикам под велосипед. На нем есть электродвигатель, а велосипед движется от усилия человека. Ему ближе понятие мопеда, так как есть 2 колеса, похожая скорость и мощность. Кроме того, сегвей даже можно считать электромобилем, так как движется он от электрической тяги.
Гироскутер
Такое устройство отличается от предыдущего тем, что у него нет руля. Как тогда им управлять? А очень просто – скутерист, находящийся на нем, удерживает равновесие за счет гироскопического момента. Если хотите узнать подробнее, что такое гироскоп, то переходите по ссылке. Отсюда и название транспорта. А управление происходит ногами.
По ПДД транспортные средства не классифицируются по наличию руля. Поэтому гироскутеры можно считать таким же транспортом, как и сигвеи.
Моноколесо
А такую «игрушку» сложно считать даже велосипедом, и тем более мопедом, так как колесо всего одно. Но электромобилем его назвать все-таки можно – моторчик ведь электрический.
Изучив новый электрический транспорт, становится очевидно, что ПДД нуждаются в изменениях. Гироскутеры, моноколеса и сегвеи вполне заслуживают звания «транспорта». Это нужно включить в текст Правил. После внесения поправок потребуется получение водительских прав определенной категории. Хотя вряд ли скутеристы, водители моноколес и им подобных электрических устройств хотят таких изменений.
Отношение ГИБДД
Сотрудники полиции, а именно инспекторы Госавтоинспекции относятся к этому вопросу так, что это противоречит ПДД. В чем это выражается?
Они считают, что скутеристы, водители сигвеев или моноколес – это обычные пешеходы. Но если внимательно прочитать Правила, то пешеход должен находиться на дороге, а не на транспортном средстве. Двигателя вообще не должно быть.
Также инспекторы ГИБДД приравнивают моноколеса и гироскутеры к самокатам или конькам на роликах. Однако, у последних нет никакого двигателя. Поэтому по закону такое утверждение неверно. Но если на дороге вас, едущего на гироскутере, остановит сотрудник ДПС, то будет считать пешеходом. Поэтому вам нужно заранее изучить и соблюдать Правила для пешеходов.
У них если следующие обязанности:
- Запрещено ходить по дороге. Можно передвигаться только по тротуару, пешеходной дорожке, либо по обочине.
- При пересечении дороги на сигвее, моноколесе или гироскутере вы можете ехать, не слезая с него, так как вы, согласно утверждениям сотрудников ГИБДД, считаетесь пешеходом.
Вот такой абсурд иногда получается в нашем законодательстве.
Нужно ли водительское удостоверение
Нет, права для таких водителей, как скутеристы, не требуются. Ведь инспекторы ГИБДД видят в вас пешеходов. Поэтому никаких удостоверений или полисов ОСАГО иметь при себе не нужно.
Штрафы для водителей гироскутеров, моноколес и сегвеев
Штрафные санкции накладываются только по 2-м статьям КоАП:
- 500 рублей – за все нарушения ПДД (ст. 12.29 ч. 1).
- 1000 рублей – при создании помех другим водителям (ст. 12.30 ч. 1).
- От 1000 до 1500 рублей – при причинении вреда здоровью (ст. 12.30 ч.2).
Других мер взыскания по административному законодательству не предусмотрено. Лишить прав вас не могут, так как такой документ не предусмотрен по закону. Забрать гироскутер на штрафстоянку или увезти на эвакуаторе – также не могут.
Когда в ПДД появятся гироскутеры
Предложения в правительство РФ с инициативой о включении в Правила таких устройств уже были. Транспортные средства новые, нужно срочное изменение ПДД. Формально водители рассмотренного транспорта не подходят под понятие пешехода. Но для инспекторов ГИБДД это удобнее при практической работе.
Однако попытки сделать изменения в законе по таким электрическим гаджетам уже делались. В 2017 году депутаты предлагали ввести права для водителей моноколес, сегвеев и скутеристов. Также оговаривалось оформление договора ОСАГО, постановка на учет в ГИБДД. Было даже предложение устанавливать государственные номера. Но Госавтоинспекция официально ответила, что таких лиц нужно считать пешеходами, и отказала во внесении изменений.
Другие попытки о проработке Правил для нового электротранспорта для снижения аварийности на дорогах также не увенчались успехом. До сих пор никаких изменений на этот счет в ПДД нет. Надеемся, что наши правители в скором будущем примут правильное решение.
Изменения в ПДД для моноколес, гироскутеров, сегвеев и электросамокатов
Новые правила для средств индивидуальной мобильности в ПДД
Знаете, что такое «средства индивидуальной мобильности», они же СИМ? Навряд ли, ведь этот термин пока слишком молод и мало кому известен. Его Министерство транспорта только-только планирует внедрить во всеобщие Правила дорожного движения; соответствующие обсуждения начались на сайте нормативно-правовых актов (текст проекта), где обнародован проект изменений в ПДД. Документ разрабатывался в тесной кооперации с Госавтоинспекцией.
Давайте немного покопаемся в гуще законодательных событий и выберем самые важные изменения, которые вводятся в ПДД, в нашем любимом формате «Вопрос/Ответ».
ВОПРОС/ОТВЕТ
Термин СИМ – что это такое?
«Средство индивидуальной мобильности» – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.
Как видно, в категорию средств, улучшающих мобильность, попадают не только электросамокаты, разнообразные сигвеи с гироскутерами, но и вполне привычные нам обычные роликовые коньки, самокаты и скейтборды, то есть транспортные средства на мускульной тяге.
Велосипеды тоже подпадут под термин «СИМ»?
Нет, как мы видим в пояснительной записке к проекту, в которой расшифровывается новый вводимый термин, велосипеды не подпадают под это определение. Их законодатели решили не трогать, поскольку в Правилах уже есть подробное объяснение, что такое велосипед:
«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Инвалидные коляски, как видно, также не входят в понятие «СИМ».
Зачем вводится новое понятие?
Для порядка. Думаем, только очень невнимательный человек не видел в Сети и в СМИ темы с обсуждением аварий и происшествий с участием гироскутеристов и другой электрической братии.
Людей сбивают, люди калечатся, получают травмы и становятся участниками судебных разбирательств. В суды подают как автомобилисты, с которыми сталкиваются электросамокатеры, так и пешеходы, на которых нет-нет да наезжает двухколесная братия и сами скутеристы.
Но самое прискорбное в том, что как такового участника дорожного движения «водитель электросамоката или моноколеса» пока в законодательной природе просто не существует! Это большой пробел. Это путает суды, в результате чего выносятся неточные решения и затягиваются разбирательства.
Решение заключается в проработке нюансов использования подобных средств передвижения.
Смогут ли ездить электросамокаты по тротуарам?
Да, смогут. Но при этом устанавливается преимущество пешеходов во всех случаях совмещенного движения с лицами, использующими для передвижения СИМ.
С какой максимальной скоростью можно будет передвигаться по тротуару на СИМ?
Законодатель ограничивает максимальную скорость таких средств 20 км/ч во всех случаях передвижения по тротуару и других местах, где присутствуют пешеходы. Также предложено установить максимальную скорость движения не более 20 км/ч в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.
То есть разгоняться более 20 км/ч будет нельзя?
Если это не запрещено знаками, то можно. Например, по правому краю проезжей части дорог.
Если за рулем электросамоката ребенок, как он должен вести себя, где ехать?
Все зависит от возраста ребенка. Законодатель разделил водителей на три возрастные группы:
дети в возрасте до 7 лет;
дети и подростки от 7 до 14 лет;
лица старше 14 лет.
В первом случае дети могут передвигаться на велосипедах и СИМ по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов), пешеходным зонам;
Во втором – должны двигаться по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения велосипедистов), если едут на электрическом транспортном средстве:
В третьем – установлено:
что лица старше 14 лет, использующие для передвижения СИМ, должны двигаться по велосипедным полосам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон; при отсутствии указанной инфраструктуры возможно движение по тротуарам и пешеходным дорожкам; при отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек разрешается движение по обочине; движение по правому краю проезжей части дорог допускается только на дорогах, имеющих ограничение максимальной скорости 60 км/ч, и для средств индивидуальной мобильности, соответствующих определенным техническим требованиям
Что это за технические требования для выезда на проезжую часть?
СИМ должен быть оборудован электродвигателем, тормозом, звуковым сигналом. Для выезда на проезжую часть у электросамоката должны быть световозвращатели: белого цвета – спереди, оранжевого или красного цвета – с боковых сторон, красного цвета – сзади, а также фара белого цвета спереди, которую нужно включать или выключать в сумерках или в темноте.
Можно ли выезжать на дорогу далее обочины или правой части полосы?
Нет, нельзя. Повторим, что движение разрешено по правому краю проезжей части дорог и допускается только на дорогах, имеющих ограничение максимальной скорости 60 км/ч. То есть на полосу и в междурядье заезжать на скутерах нельзя.
На электроскутерах – только по городу?
Да. Часть дорог, кроме дорог районного значения, улиц и дорог местного значения, а также проездов закрыта для скутеристов. На автомагистралях и дорогах вне населенных пунктов (там в основном ограничение 90 км/ч) на СИМ ездить по закону будет нельзя.
Вернее как, если есть на участке ограничение в 60 км/ч – можно, если нет – уже нельзя. Вот и предполагается, что на скутерах будут рассекать по городам, по спальным районам – там безопаснее. Впрочем, это и логично: кто на электросамокате поедет за город по грибы?
А если выпил – за руль самоката на электричестве – ни-ни?
Да, это запрещено!
«24.12. Запрещается использование для передвижения средства индивидуальной мобильности лицу, находящемуся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.».
Какие-то новые дорожные знаки будут вводиться?
Это тоже предусмотренно законодателем. Из новых дорожных знаков появятся:
3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено»;
новые дорожные знаки (таблички) 8.27 «Лица на средствах индивидуальной мобильности», 8.28 «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».
Штрафы новые будут для водителей сигвеев, гироскутеров и электросамокатов?
Пока о штрафах речь не идет. Лишь о внесении изменений в ПДД и фиксации в законе нового типа транспорта.
Сегодняшняя редакция ПДД приравнивает пользователей таких устройств к пешеходам, максимальное наказание для которых – 1,5 тыс. руб. за нарушение ПДД в состоянии опьянения.
Необходимо ли одевать защитную экипировку?
Об этом в поправках ничего не сказано собственно как и не сказано в законе относительно необходимости одевать шлем велосипедистам. Штрафа за это не будет, а зря!
Сегвеи, гироскутеры, электросамокаты и моноколёса – какой у них статус по ПДД и нужны ли права для них?
Сигвеи, гироскутеры и моноколеса стали распространятся по России совсем недавно, а сейчас на улицах больших городов уже нередко встречаются люди, которые используют эти устройства, как полноценное средство передвижения. На своих «миниэлектромобилях» они ездят как по тротуарам, так и по проезжей части, иногда даже создавая аварийную обстановку или опасность для водителей или пешеходов. Однако до сих пор не ясно, какой же статус по ПДД имеют сигвеи и прочие современные электрические устройства передвижения.
К какой категории по ПДД относятся сигвеи, моноколеса и гироскутеры?
Чтобы понять, чем данные устройства считаются с точки зрения ПДД, нужно обратиться к пункту 1.2 Правил. Именно в нем даны определения всем понятиям и терминам автодорожного права.
Согласно данному пункту сигвеи, гироскутеры и моноколеса являются транспортными средствами, так как они предназначены для перевозки людей. Более того, они приводятся в движение не за счет мускульной силы, а за счет энергии двигателя, значит являются механическими ТС.
Однако ни сигвеи, ни гироскутеры, ни другие подобные электрические устройства не имеют ПТС. А в ПДД нет четкой категории для этих транспортных средств. Их можно отнести как к спортивному инвентарю, так и к некоторым транспортным средствам.
Сигвеи и гироскутеры
Чтобы установить категорию ТС, нужно выделить значимые для классификации характеристики сигвеев и гироскутеров: они имеют 2 колеса и приводятся в движение электродвигателем небольшой мощности. Согласно приведенным параметрам, данные устройства близки к категориям велосипедов, мопедов и электромобилей.
По определению велосипеда, он должен иметь от 2 колес и может иметь электродвигатель мощностью до 250 Вт в режиме постоянной нагрузки. Несмотря на то, что конструктивно сигвеи и гироскутеры сильно отличаются от велосипедов, по обеим характеристикам они подходят под эту категорию.
Мопедом сигвеи и гироскутеры признаваться не могут, так как пиковая мощность их двигателя обычно находится на уровне 350-450 Вт. В таком случае, в режиме постоянной нагрузки такие двигатели однозначно не будут дотягивать до параметра 250-4000 Вт, определяющего принадлежность к мопедам. Однако очень мощные модели сигвеев могут технически подойти под эту категорию.
Ну и последний возможный вариант – электромобиль. Определение этого термина самое расплывчатое, так как электромобилем признается любое ТС, приводимое в движение исключительно электродвигателем. То есть теоретически водители сигвеев или гироскутеров могут быть признаны водителями электромобилей. На практике же никто не будет рассматривать эти устройства как электромобили из-за их незначительных скоростных показателей и веса.
Моноколеса
Моноколеса довольно близки к гироскутерам, однако имеют существеннее отличие: количество колес. Из-за несоответствия данного критерия моноколесо не может приравняться к велосипеду, который должен иметь, как минимум, 2 колеса. В таком случае моноколесо можно отнести только к одной категории – электромобилям, как бы абсурдно это не звучало.
Кем считаются водители сигвеев, гироскутеров и моноколес на практике?
А вот на практике сигвеи и прочие подобные электрические устройства передвижения приравниваются к конькам и самокатам, несмотря на наличие двигателя. Ключевым фактором в определении категории транспорта ГИБДД считает не технические, а эксплуатационные характеристики. Стоит заметить, что в ПДД нет определения понятиям коньки и самокаты, но они встречаются при объяснении термина «пешеход». Согласно этому определению, все лица использующие роликовые коньки или самокаты признаются пешеходами.
Следовательно, если сотрудник ГИБДД остановит человека на гироскутере или сигвее, то будет относится к нему, как к пешеходу. Из этого вытекает необходимость соблюдать следующие правило: передвигаться на таком устройстве по проезжей части нельзя. Ехать нужно по тротуару, а в случае его отсутствия по обочине или краю дороги. Зато владельцы сигвеев, гироскутеров и моноколес, в отличие от велосипедистов, могут не сходить со своих устройств на пешеходном переходе.
Необходимо ли иметь водительские права?
Так как лица, передвигающиеся на моноколесах, сигвеях и т.д. являются пешеходами, то и никаких прав для управления ими получать не нужно. Более того, владельцам этих устройств вообще не требуется иметь с собой никаких документов на них, в том числе каких-либо подтверждений технических характеристик.
Штрафы для владельцев сигвеев, гироскутеров и моноколес
Как уже было установлено выше, владельцы подобных электронных устройств являются пешеходами. Соответственно, и санкции на них накладываются, как на пешеходов, например, следующие штрафы:
- 500р (или письменное предупреждение) за любое нарушение ПДД (ст. 12.29);
- 1000р за нарушение, создавшее проблемы в движении ТС (ст. 12.30);
- 1000-1500р за нарушение, причинившее легкий или средний ущерб здоровью другого лица (также ст. 12.30).
Новый законопроект о средствах индивидуальной мобильности
Создать законы, регулирующие движение электросамокатов, сигвеев и подобных средств передвижения, уже пытались Московская городская Дума и Общественная палата РФ. Помимо этого, на данную проблему публично обращал внимания и Игорь Шувалов еще в 2017 году. Однако конкретные шаги были сделаны лишь в 2019: Министерство транспорта предложило ввести новое понятие «Средства индивидуальной мобильности», включающее в себя как стандартный личный транспорт (по типу самокатов или скейтбордов), так и их электрические версии (сюда и нужно отнести сигвеи, гироскутеры и моноколеса). Проект федерального закона, вносящего правки в ПДД, уже выложен на Федеральном портале.
Существенных изменений он не внесет. Управляющие сигвеями, моноколесами и т. д. также будут считаться пешеходами, однако у них появятся новые обязанности:
- Люди, использующие СИМ, должны будут передвигаться по велосипедной дорожке при ее наличии.
- Скорость движения в любом случае не должна превышать 20 км/ч.
- Также отдельно оговаривается запрет на езду на СИМ, оборудованных системой стабилизации (гироскутеры, моноколеса и сигвеи), по проезжей части, предназначенной для движения автомобилей.
- И последнее существенное нововведение: лица, использующие СИМ, должны будут пропускать обычных пешеходов.
Заключение
На данный момент конкретного статуса или категории по ПДД сигвеи, гироскутеры и моноколеса не имеют. По техническим характеристикам они ближе всего к велосипедам, однако на практике сотрудники ГИБДД считают их владельцев пешеходами. Ситуация может измениться при вступлении в силу законопроекта о средствах индивидуальной мобильности, который исправит недочеты ПДД, определит правовой статус этих устройств и урегулирует их движение в общественных местах.