Avtomagazin48.ru

Система маневрирования с прицепом

Особенности движения задним ходом на фуре

Вождение грузовика – непростой процесс, тем более, когда речь идет о тягаче с полуприцепом. Для управления этой сложной конструкцией нужен серьезный опыт и теоретическая подготовка. Такое упражнение, как парковка задним ходом или другие подобные маневры, легко даются не всем начинающим водителям. А сдавать задом на фуре с первого раза, наверное, не получается ни у кого.

Принципы движения назад на грузовом и легковом автомобиле с прицепом во многом схожи. Но учитывая габариты грузовой или прицепной техники, при маневрировании на ней имеются свои особенности.

Сложности маневрирования фурой

Главные трудности при движении задним ходом на тягаче с полуприцепом связаны с их размерами, весом и инерцией, а также высотой седла, особенностями распределения груза внутри кузова.

Для новичков может быть сложность в отсутствии возможности использовать зеркало заднего вида в салоне. Но эти привычки водителей легковушек быстро исчезают с приходом опыта вождения грузовиков. Обязательно нужно знать, сколько передач на фуре для езды задним ходом.

При отсутствии навыков управления крупной техникой поначалу будет непривычно с инерцией. Сложно почувствовать габариты машины и предугадать направление ее дальнейшего движения, не имея должного стажа управления прицепной техникой. Какое-то время на появление таких привычек может понадобиться даже опытному водителю при смене одного автомобиля на другой. Однако нужно теоретически знать, как сдавать задним ходом с полуприцепом.

Также очень важно четко представлять и понимать, как поведет себя машина при повороте руля в ту или иную сторону. С опытом к водителям, долгое время управляющим одним и тем же транспортным средством, приходит интуитивное понимание правильного угла захода прицепа в поворот и времени на выравнивание тягача в одну линию с полуприцепом.

Техника вождения задним ходом

Для того, чтобы загнать фуру задним ходом на парковочное место или аккуратно подвести ее к погрузочному пандусу, необходима не только определенная сноровка, приходящая с длительной практикой. Нужно учитывать следующие факторы:

  • правильное расположение тягача и фуры относительно друг друга и окружающих объектов;
  • угол и направление вращения руля в каждый момент совершения маневра;
  • определение оси поворота фуры;
  • своевременное выравнивание кабины и выстраивание тягача с прицепом в одну линию.

Удобнее поставить прицеп под небольшим углом к кабине, завернув его немного влево. При таком расположении автомобиль будет выполнять левый поворот. Это способствует улучшению контроля за поведением полуприцепа или фургона.

Таким «препятствием» может быть стоящий рядом автомобиль, стена здания или даже линия разметки на парковке. Начав движение при таком положении фуры, водитель сможет сразу отрегулировать угол захода прицепа в поворот.

Для корректировки курса грузовика не требуется постоянно вращать рулевое колесо из стороны в сторону. Необходимо, немного повернув руль и придав фуре правильный угол движения, сразу же начать обратное вращение для выравнивания тягача с прицепом. Из-за высокой инерционности тяжелого фургона возвращение руля в начальное положение произойдет одновременно с выравниванием прицепа.

Следует заметить, что условная ось вращения прицепа или полуприцепа обычно находится не в ее геометрическом центре и не на самом конце.

Для контроля правильного поворота водитель должен следить за точкой, которая в районе центральной оси, и за расположением заднего угла фуры относительно этой точки.

Предлагаем посмотреть подробные разъяснения дальнобойщика о технике движения на фуре задним ходом:

Расположение водителя

Расположение водителя в кабине тягача, когда осуществляется движение задним ходом на фуре, должно обеспечивать решение двух основных задач:

  • возможность контролировать окружающую обстановку и направление движения фургона;
  • возможность своевременно реагировать на изменения в характере движения и на возникновение неожиданных обстоятельств.

Для выполнения этих задач необходимо не только видеть все через зеркала, но и выглядывать в окно. При этом в любой момент необходимо иметь доступ ко всем системам управления автомобилем.

Регулировка зеркал

Все современные грузовики и седельные тягачи оборудованы большими зеркалами заднего вида. Они расположены по обе стороны от кабины.

Во избежание появления слепых зон они должны быть отрегулированы таким образом, чтобы водитель мог видеть последнюю треть борта прицепа. Иногда не лишним будет установить дополнительные зеркала.

Выравнивание тягача и прицепа и повороты руля

При необходимости изменить угол поворота прицепа в ту или иную сторону нужно начать плавно вращать руль в требуемом направлении, одновременно контролируя изменение положения прицепа по смещению «точки поворота». Практически сразу после придания фуре нужного угла надо начать плавно крутить руль обратно.

Читать еще:  Сколько осталось жить двигателям внутреннего сгорания

Возвращение рулевого колеса в первоначальное положение должно совпадать с моментом постановки фургона на правильный курс и одновременным приходом кабины на одну линию с прицепом.

Как правильно крутить руль, можно посмотреть здесь:

Где лучше практиковаться

Конечно, практика совершения маневров задним ходом в «боевых условиях» может дать более быстрый результат по приобретению необходимых навыков. Но здесь возможно причинение ущерба автомобилю, окружающим объектам и людям, а также грузу.

Первичные навыки рекомендуется приобретать на тренировочной площадке или пустой парковке, расставив на ней дорожные конусы. Желательно делать это под руководством опытного инструктора.

Для самостоятельной отработки торможения фуры задним ходом можно попросить о помощи напарника, который будет корректировать действия водителя, наблюдая со стороны. Общение можно производить как непосредственно, так и с помощью средств связи – например, портативных раций.

Ознакомьтесь с видеоуроком маневрирования задним ходом от опытного дальнобойщика:

Советы дальнобойщиков

При отработке навыков или для облегчения маневрирования на фуре задним ходом опытные дальнобойщики рекомендуют:

  1. Равномерно распределять груз внутри фургона. Это, а также высокая нагрузка на седло способствуют лучшей управляемости прицепом.
  2. При возникновении сомнений в правильности оценки расстояний до различных объектов желательно выйти из машины и проверить все самостоятельно.
  3. Не нужно стесняться лишний раз остановить фуру и продумать дальнейшие действия.

Только постоянная практика позволяет довести навыки вождения фуры задним ходом до автоматизма и совершенства. Поэтому новичкам не стоит бояться проявить осторожность. Важно не пренебрегать элементарными правилами и советами опытных товарищей по службе.

Пять советов по управлению машиной с прицепом

Прицеп — это удобное приспособление, без которого порой не обойтись, когда нужно отвезти крупные вещи на дачу или транспортировать квадроциклы, снегоходы, лодки, катера или гидроциклы. Но прицеп влияет на управляемость и поведение автомобиля. Поэтому, если вы впервые управляете автопоездом, можете столкнуться со сложностями. Эксперты компании «Прицепы „Экспедиция“ сформулировали пять ключевых советов для новичков.

Íà÷àëñÿ äà÷íûé ñåçîí

Тренировки Впервые сев за руль машины с прицепом, даже опытные водители начинают по-другому чувствовать авто. Ведь теперь приходится управлять транспортным средством вдвое длиннее и ощутимо тяжелее привычного. А это значит, набор скорости автопоезда происходит медленнее, тормозной путь увеличивается, а маневренность ухудшается.

Самым правильным будет потренироваться на пустой дороге, например ночью или за городом, где мало других участников движения. Попробуйте разгоняться, тормозить, поворачивать — так вы почувствуете, как изменилось поведение автомобиля, сколько времени понадобится для торможения, какая скорость будет комфортной и т.д.

Кстати, даже опытному водителю автопоезда следует потренироваться с наступлением зимы, ведь поведение транспортного средства меняется со сменой дорожных условий.

Сбавьте скорость Скорость при управлении автопоездом должна быть ниже привычной на 20 км/ч, ведь резко затормозить в случае необходимости вы не сможете. Часто на скорости прицеп начинает раскачивать; при малейшем вилянии прицепа необходимо плавно уменьшить скорость. Помните, что при обгоне на автомобиле с прицепом нужно в три раза больше времени и пространства. Поэтому начинайте маневр только при хорошем обзоре, без помех и необходимости значительно увеличивать скорость. Вернуться в свой ряд будет намного сложнее.

Аккуратнее на поворотах Двигаясь на автомобиле с прицепом, нужно учитывать, что машина не заканчивается за задней осью. Помните, что на поворотах при езде с прицепом реально занимаемая автопоездом полоса шире, чем у одиночного автомобиля. Опять-таки не забывайте про скорость. Она должна быть ниже привычной при конкретных погодных условиях. Торможения в повороте недопустимы, скорость нужно сбросить заранее, иначе прицеп утащит машину в сторону.

Правильная загрузка Управлять автопоездом будет легче, если загруженная машина тяжелее прицепа. Но не всегда можно создать идеальные условия. Если вам все-таки пришлось везти загруженный прицеп при пустом автомобиле, снизьте скорость. Надежно закрепите груз, чтобы он не выпал в пути. Центр массы должен приходиться на ось прицепа или между осями. Не превышайте максимальную нагрузку на шар тягово-сцепного устройства. Данные можно посмотреть в техническом паспорте транспортных средств.

Движение задним ходом Особенности движения задним ходом — это первое, что рассказывают автолюбители новичкам по управлению автопоездом. Помните, если при движении назад вы повернули руль, к примеру, влево, то прицеп при этом сместится вправо! Поэтому первоначально руль следует поворачивать в противоположную сторону, чтобы прицеп сместился в правильном направлении, и только потом возвращаться к привычным действиям. Вновь советуем тренироваться. Еще до того, как придется заезжать задним ходом в гараж или парковаться рядом с другими автомобилями, попрактикуйтесь на пустой площадке. Важно учитывать, что при движении назад прицеп всегда норовит отклониться в сторону, поэтому необходимо корректировать траекторию, опережая его. Скорость должна быть низкой, а амплитуда поворота руля небольшой. Достаточно немного больше необходимого повернуть руль — и прицеп может встать перпендикулярно к автомобилю. Если прицеп уходит в сторону, сразу же поворачивайте руль в направлении складывания и выравнивайте заднюю часть автопоезда.

  • На рынке представлено огромное количество прицепов. Как не потеряться в их многообразии, расскажет наш автор в материале «Парное катание».
  • Концепция «прозрачного прицепа», ноу-хау компании Land Rover, позволяет свести на нет все неудобства, связанные с буксировкой громоздких грузов. Инновационные устройства помогут не только оценить дорожную обстановку, но и дистанционно заглянуть внутрь прицепа.
  • Существует даже специальная опция на некоторых автомобилях — ассистент парковки прицепа. Она позволяет избавить водителя от необходимости ювелирно ловить угол поворота.
Читать еще:  Новый Cadillac XT5 приехал в Россию

artemspec › Blog › Езда с прицепом: подводные камни и новые ощущения

Бумс! Кочерга переключения передач на рулевой колонке моего Chevrolet Tahoe перескочила в положение R. Щелк! Нажимаю клавишу режима буксировки. Простое упражнение – разворот задним ходом. Но только не сегодня. Ведь в зеркале заднего вида я вижу стоящий на прицепе квадроцикл. Привычный поворот руля, но вместо того, чтобы ехать в нужную сторону, прицеп сворачивает в противоположную, сбивая конусы. Езда с прицепом, оказывается, сильно отличается от обычной!

«Когда при движении задним ходом прицеп появляется в правом зеркале, крутить руль нужно не налево, а направо. Иначе прицеп развернет боком.» Объяснения инструктора Дениса звучат просто, но мозг поначалу отказывается заставлять руки крутить руль влево при развороте направо. Через десять минут, впрочем, это получается уже гораздо легче. Главное не торопиться – при начале разворота сначала выставить угол поворота прицепа, поворачивая руль в противоположную сторону, а потом уже все как обычно. Смотрю на картинку с камеры заднего вида, и не могу нарадоваться – прицеп аккуратно поместился меж конусов.

Овладеть новыми навыками журналистов пригласила компания Chevrolet. Не секрет, что в США одна из основных причин покупки большого SUV (такого, как Chevrolet Tahoe) – буксировка. Буксируют американцы все подряд – автодома, трейлеры, яхты.

Именно поэтому уже в стандартной комплектации Tahoe есть все необходимое. Формально, максимальный вес прицепа, разрешенный для Tahoe, составляет 3900 кг, но прочная рама способна выдерживать гораздо большие нагрузки. Думаю, многие из вас помнят мой видеоролик, в котором мы с коллегой буксировали на Tahoe 25-ти тонный бензовоз.

Это, разумеется, крайности, но вот построенный на той же раме, что и у Tahoe, пикап Chevrolet Silverado совершенно официально может буксировать прицеп массой в десять с половиной тонн! Конечно, там стоит другой двигатель и КПП, но это дает представление о запасе прочности, заложенном в конструкцию.
Горизонтальное положение кузова (без дифферента на корму) помогают обеспечивать пневмобаллоны на задней оси.

В каждом Tahoe есть сцепной рамный порт (так называемый квадрат), 7-ми контактный разъем для подключения электрики (для европейских прицепов понадобится переходник). В трансмиссии всех Tahoe для российского рынка есть дополнительный радиатор охлаждения, а также уже упомянутый в начале текста буксировочный режим: в нем КПП «удлиняет» передачи и смягчает переключения.

Прицепы бывают разные – отличаются и по массе, и по типу крепления. Стандартный вариант крепежа – беззазорное шаровое ТСУ (тягово-сцепное устройство) с петлей-скобой с фиксатором. Для Tahoe есть простой переходник с квадрата на шар, но вот для других автомобилей потребуется установка фаркопа. Имейте в виду, что фаркоп должен быть сертифицирован для вашего авто, а сам автомобиль должен иметь допускающую это конструкцию (это волшебное слово — техрегламент!).

Сами прицепы подразделяются на четыре основные категории по массе.

Легкие прицепы категории О1 имеют максимальную разрешенную массу не более 750 кг (то есть пустой прицеп весит около 400 кг). Тормозной системы у них нет. Для управления такими прицепами не нужно открывать никаких дополнительных категорий в правах – владельцу легковушки или внедорожника достаточно обычной категории B, чтобы погрузить в прицеп квадрик и отправиться на приключения.

Читать еще:  Двойное сцепление, описание и принцип работы

Прицепы категории О2 имеют максимальную массу от 750 до 3500 кг. Для таких прицепов обязательно наличие собственной тормозной системы, для управления которой применяется специальный контроллер. В случае с Tahoe, контроллер может быть и штатным – он есть в списке опций.

Чтобы буксировать такой прицеп – например, большой автодом – владельцу Chevrolet Tahoe однозначно потребуется дополнительная категория E в правах. Причем тут модель автомобиля? Дело в том, что согласно закону, категория Е нужна во всех случаях, когда прицеп имеет максимальную разрешенную массу более 750 кг, а полная максимальная разрешенная масса автопоезда превышает три с половиной тонны. В данном случае, полная масса автопоезда составляет почти шесть тонн (2900 кг у Tahoe, и чуть меньше у прицепа). Но для более легких авто возможны варианты и без получения категории E. Главное, чтобы разрешенная максимальная масса прицепа была меньше, чем снаряженная (т.е. без нагрузки) масса самого автомобиля, а максимальная масса автопоезда не превышала 3500 кг. . То есть, если у вас легковушка с снаряженной массой в полторы тонны, и максимальной разрешенной массой в две тонны, то вы совершенно спокойно можете буксировать прицеп с максимальной массой, скажем, в 1400 кг, и делать это с обычными правами категории B.

Прицепы-гиганты категорий О3 (от 3.5 до 10 тонн) и О4 (более 10 тонн) к легковым автомобилям имеют опосредованное отношение. Чтобы буксировать такие прицепы, нужно иметь грузовые права категорий СE или DE, а в случаях, когда максимальная масса автопоезда не превышает 12т, C1E или D1E.

Ответственность за езду с большим прицепом без категории E такая же, как за езду без прав. То есть от 5 до 15 тысяч рублей штрафа, отстранение от управления, штрафстоянка. Обучение на категорию BE занимает в автошколе полтора месяца (самые важные занятия – две лекции и два практических занятия), после чего вы сдаете два экзамена — внутренний и в ГАИ, и получаете новые права (для этого также потребуется медсправка). Все просто!

Теперь самое интересное. Как ездить с прицепом? Самое главное правило «клуба» – помнить про прицеп! При маневрировании всегда нужно делать поправку на изменившиеся габариты. Во все повороты заходить максимально широко. Движение задним ходом требует тренировки, о которой я уже сказал. В остальном, все как с обычным автомобилем, только очень длинным.

Поскольку категории E у меня нет, мне удалось покататься на Tahoe со стандартным прицепом категории О1. Сначала я отвез каяки в серф-станцию на Плещеево озеро. Там мы отлично провели время, а я даже выиграл соревнования по SUP-серфингу среди журналистов.

Потом в прицеп загрузили квадроцикл, и мы отправились дальше – в кемпинг, где нас уже ждали автодома. Один из них, самый большой, был прицеплен к Tahoe. Если 700-килограммовый «хвост» 409-ти сильный Tahoe совершенно не замечает, то без малого трехтонный дом по имени Hideout на неровностях ощутимо поддергивает автомобиль даже на 70 км.ч. К слову, разгоняться с любым прицепом быстрее семидесяти законом разрешено только на магистрали. На трассах для автопоезда ограничения скорости на 20 километров в час ниже, чем для обычных легковых автомобилей.

В случае резкого маневра, прицеп может уйти в занос и дестабилизировать автомобиль (особенно, если мы говорим про случай буксировки яхты или автодома). Современные автомобили, такие Chevrolet Tahoe, имеют интегрированную систему стабилизации прицепа. В случае раскачки, система самостоятельно активирует тормозные механизмы прицепа, и при необходимости ограничивает тягу двигателя. Все это дает вам уверенность в том, что до кемпинга вы доберетесь без проблем.

Ночевка в автодоме оказалась неожиданно комфортной. Хороший кемпер практически не уступает по функционалу и жилой площади малогабаритной квартире. Тут есть и душ, и туалет, и абсолютно нормальная кухня с газовой плитой и холодильником. Подобное удовольствие не дешево. По словам Булата, менеджера по продажам компании-продавца, приличный подержанный кемпер будет стоить не менее миллиона рублей.

Честно говоря, я не вижу никакого смысла в подобной покупке для человека, имеющего офисную работу – для тех трех-четырех недель в году, когда он может теоретически понадобится, проще и дешевле будет взять его в аренду.

Другое дело – прицеп обычный. В него и стройматериалы погрузить можно, и лодки с серфами. и квадроцикл.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]