Всесезонные шины — достоинства и недостатки
Всесезонные шины: преимущества и недостатки
Не так давно, всесезонный вариант шин очень походил на летний рисунок протектора, где увеличивалась площадь и глубина канавки. Подобные шины предлагали такие компании, как Goodyear и Pirelli. Но сегодня на рынке стали появляться европейские шины всесезонного типа, на первый взгляд больше напоминающие именно летнюю резину. Протектор данного типа больше походит на паутинку со множественными прорезями. Hankook – фирма, предлагающая данные всепогодные шины. Заметим, что на шинной маркировке можно увидеть такие обозначения, как грязь+ снег (M+S) или в треугольнике снежинку – маркировка Snow Flake зимних шин.
По скоростным параметрам отличаются два известных типа всесезонных шин. Простые всесезонные шины обладают отличным сцеплением с дорогой, несмотря даже на то, что поверхность может быть заснеженной или мокрой, а также подобными шинами поддерживается превосходная управляемость. Протектор износоустойчивый и сохраняет чувство комфорта во время движения. В том случае, если вы неожиданно встретили достаточно дешевую покрышку, а маркировка на ней говорит о том, что шина является всесезонной или же всепогодной, помните, подобному доверять не стоит. Дело в том, что это лишь стандартное обозначение, которое принято в большинстве стран, отметим, что при этом качество отечественных дорог или погодные условия могут существенно отличаться от стран Европы.
Шины всепогодные скоростные изготавливаются специально для улучшения скоростной характеристики, и для того, чтобы была возможность эксплуатировать автомобиль в любое время года, даже по льду и снегу, не сбавляя оборотов. Выпускаться всесезонные скоростные шины стали относительно недавно. Подобному поспособствовали стремительные темпы развития в автомобилестроении современных технологий.
Для каждого автомобиля может подойти сразу несколько типоразмеров шин. Обуславливается это тем, что с небольшой шириной профиля больше подойдут шины для эксплуатации в зимнее время года. Летом же, ширина профиля может быть и большей. Важно помнить, что типоразмеры могут иметь примерно один и тот же диаметр внешний окружности. Этот факт не может существенно влиять на показания километражного счетчика и спидометра.
Необходимо также знать, что подбирая типоразмеры всесезонных покрышек, следует учитывать все технические данные и особенности автомобиля – максимальную скорость, ее массу, динамику разгона, возможность боковых заносов и т.п. Требуется выбирать только те шины, которые рекомендованы типоразмером именно для конкретного автомобиля, таким образом, можно достигнуть максимальной гарантии комфорта и безопасности в момент езды. Делая правильный выбор, необходимо руководствоваться и климатическими особенностями местности. Важно определить для себя, по дорогам какого характера вы будете чаще перемещаться: проселочные дороги, бездорожье или городские магистрали. Именно это поможет точно выбрать подходящий типоразмер той или иной резины.
Совершенно неправильно будет полагать, что всесезонные шины смогут решить вопрос их сезонной замены. С потребительской стороны есть определенный ряд ограничений. Весомая часть производителей не воспринимает производство всепогодной резины. Но отметим, что примерно 75% в США легковых автомобилей передвигаются именно на всесезонной резине. Для автомобилей, которые имеют резерв безопасности в достаточном количестве, подобная шина является альтернативным вариантом. Но в том случае, если у автомобиля требования его управляемости повышены к ходовым качествам, в том числе и к безопасному движению по мокрой дороге, то, безусловно, важно делать акцент на летние шины ведущих производителей. Для стремления достигнуть лучшего уровня тяги и большей безопасности передвижения по льду и снегу, наиболее оптимальным и разумным вариантом будет именно выбор зимних шин.
Рассмотрим плюсы всесезонных шин
Главным преимуществом всесезонных шин является то, что необходимость дважды в год менять резину отпадает. Шины всех сезонов неплохо чувствуют себя на асфальте, как сухом, так и на влажном. Они также хорошо держатся на снегу, но могут возникнуть некоторые осложнения при движении по укатанному или рыхлому снегу. Здесь стоит добавить, что всесезонные шины практически бесшумны. Обратим внимание, что по стоимости подобные шины гораздо выгоднее летних и задумываться над тем, где хранить второй комплект нет необходимости.
Главные недостатки шин на все сезоны
Даже вовлекая во внимания весь ряд преимуществ всесезонной резины, зимней по своим показателям она явно проигрывает. В особенности во время передвижения по достаточно скользкой поверхности. Стоит отметить и тот факт, что всесезонная резина чрезмерно эластична при высокой температуре, а при низкой – напротив, ее эластичности недостаточно. Если на улице сильный мороз, подобные шины приобретают достаточно твердую форму и тем самым сцепление с дорогой резко снижается. Учитывая то, что задействованы всесезонные шины в течение круглого года, их срок службы сравнительно недолог и составляет примерно полтора-два года, но это в том случае, если используется новая резина.
Всесезонные шины – альтернатива или нет?
Всесезонные шины появились в результате поисков альтернативы сезонной замене автомобильной резины, требующей времени и средств, при наступлении холодов осенью и тепла весной. Этот вопрос тем более актуален, что многие мировые производители с учётом современных технологических достижений, стали обращать большее внимание на выпуск всесезонных шин.
Желание сэкономить, но при этом сохранить управляемость и контролируемость автомобиля на дороге, подталкивает автолюбителей к поиску новых решений.
- Действительно ли, наконец, найден компромисс между летней и зимней резиной, позволяющий отказаться от сезонной смены колёс?
- В каком диапазоне климатических и дорожных условий использование всесезонных шин допустимо, а в каких условиях нежелательно и даже опасно?
- Какие модели всесезонной резины представлены на российском рынке и как правильно резину подобрать?
Для ответов на все эти вопросы необходимо хотя бы немного ознакомиться с тем, что такое автомобильные шины, и каковы их основные характеристики.
Виды автомобильных шин (летние, зимние, всесезонные) и их отличия друг от друга
Насколько серьёзно отличаются зимние шины от летних, чтобы можно было “нащупать” компромисс “всесезонности”?
Прежде всего, отличия касаются материала – при низких температурах летняя резина “дубеет” (становится жесткой), что весьма негативно сказывается на характеристиках управляемости автомобиля. А зимняя резина, напротив, изготавливается из более мягкого материала и при положительных температурах и езде по асфальту достаточно быстро изнашивается.
Разные температурные диапазоны эксплуатации обуславливают и разное состояние дорожного покрытия: летом – в основном асфальтовое и грунтовое, а зимой – снег в разной степени укатанности и лёд. Соответственно, разные требования предъявляются к характеристикам шины, обеспечивающим пятно контакта с рабочей поверхностью, высоту протектора и геометрию рисунка шины.
Большее разнообразие состояния дорожных покрытий зимой (укатанный снег, рыхлый снег, кашеобразная смесь снега с реагентами, лёд) определяет выбор такого параметра, как ширина рабочей поверхности шины:
- Чтобы шина лучше “цеплялась” за твёрдое дорожное покрытие, присыпанное снегом, она должна быть более узкой, чем летняя.
- В то же время при езде по снежной целине, например, предпочтительнее широкие шины.
Ну, а поскольку первый режим движения используется значительно чаще, зимние шины, как правило, более узкие, чем летние.
Высота протектора у зимних шин существенно больше, чем у летних (допустимая 4мм, против 1,6 у летней резины). Это связано с тем, что с увеличением высоты (глубины) протектора улучшаются “почвозацепные” характеристики, расширяются возможности по отводу влажной массы из пятна контакта и соблюдаются технологические размеры для установки шипов. Правда, при увеличении высоты профиля ухудшается управляемость автомобиля.
Особенности рисунка протектора летних шин в том, что на нём сразу просматривается основная функция: обеспечить отвод влаги из пятна контакта (косые линии-канавки от центра к краям рабочей поверхности). Таким образом, предотвращается, появление очень опасного эффекта – аквапланирования, при котором автомобиль становится практически неуправляемым.
Рисунок зимних шин – как правило, это набор геометрических фигур (прямоугольник, ромб, неправильные многоугольники). Рабочая поверхность шины “изрезана” тонкими насечками – ламелями, которые обеспечивают лучшее сцепление со скользкой поверхностью дороги.
Компромиссное сочетание всех перечисленных выше факторов и должны обеспечить всесезонные шины.
На нашем сайте также есть полезная информация как о летних шинах, так и о зимних (шипах и “липучке”).
Особенности всесезонных шин
Исходный материал для производства всесезонных шин по составу традиционен: каучук, технический углерод, добавки на основе кремния, смолы, активаторы и другие наполнители. Этот состав должен обеспечить приемлемые характеристики управляемости автомобиля в широком температурном диапазоне. И уже здесь начинаются проблемы совмещения непримиримых противоречий.
Дело в том, что даже для зимних шин существуют достаточно выраженные температурные диапазоны использования материалов: до – 20 о С и ниже этой границы. В противном случае им грозит “задубевание” и опасность потери управляемости.
Самая низкая допустимая температура, которой удалось добиться производителям всесезонной резины: – 7 о С. При этом надо понимать, что управляемость автомобиля будет обеспечиваться хуже, чем на зимней резине. Соответственно, при высоких температурах летом – повышенный износ и ухудшение управляемости за счёт того, что всесезонная резина более мягкая, чем летняя.
Высота протектора у всесезонной резины занимает промежуточное положение между летними и зимними шинами. А вот его рисунок больше напоминает рисунок зимней шины: такое же «блочное» строение узора с наличием ламелей в виде отрезка ломаной линии. Одна из основных задач, которая ставилась разработчиками всесезонной резины – обеспечение хороших показателей поперечной устойчивости автомобиля (проще говоря, уверенное прохождение поворотов) на асфальте. Именно поэтому края рабочей поверхности шины (так называемые плечевые зоны) скруглены как и в летних шинах.
Одно из направлений поиска компромисса между летней и зимней резиной – это структура и форма рисунка протектора. Современные всесезонные шины имеют направленный асимметричный рисунок протектора:
- Первая половина рабочей поверхности шины, расположенная ближе к наружной части колеса, имеет в большей степени «зимний» рисунок протектора (прямоугольные или ромбовидные блоки).
- Другая половина, расположенная ближе к внутренней части колеса – рисунок, содержащий направленную структуру для эффективного отвода воды – имеет явно выраженный «летний» характер.
Такие шины хорошо зарекомендовали себя на мокром асфальте и при первых заморозках.
Достоинства и недостатки всесезонных шин
Таким образом, достоинства всесезонных шин относятся исключительно к соображениям экономического характера:
- Экономия на необходимости приобретать дополнительный комплект сезонных шин, а в ряде случаев и дисков (если автовладелец предпочитает иметь меньше хлопот с «переобуванием»);
- Экономия времени на посещение шиномонтажа в межсезонье и места для сезонного хранения в гараже, сарае, на балконе, в кладовке или в ином складском помещении.
Недостатков же у всесезонных шин пока, к сожалению, ощутимо больше, чем достоинств:
- Температурный диапазон безопасного использования всесезонной резины: достаточно узкий: – 7 о С … +15 о С;
- Всесезонная резина практически бесполезна при использовании по укатанному или рыхлому снегу и льду. Исключение составляет наледь, появляющаяся после первых заморозков;
- «Всесезонку» нежелательно использовать при повышенных (более +25 о С) температурах летом: ухудшение характеристик управляемости мягкой резины усугубляется повышенным износом;
- Срок службы «всесезонки» как минимум вдвое меньше, чем у летней или зимней резины просто потому, что она эксплуатируется круглый год. Это ещё при том, что летом она изнашивается быстрее более твердой летней резины (а при температурах выше +15 о С – ощутимо быстрее).
Кстати, экономическая целесообразность использования всесезонной резины также неочевидна. Представители Швейцарского туристического клуба (TCS) выполнили простенький расчет затрат на эксплуатацию комплекта зимней и комплекта летней резины против затрат на эксплуатацию 3-х комплектов всесезонной резины за тот же период. При расчёте предполагалось, что всесезонная резина прослужит вдвое меньше зимней (летней) и учитывались затраты на шиномонтаж. Расчет показал, что затраты в том и другом случае практически одинаковы (разница составила менее 4%).
Популярные марки всесезонных шин
Родоначальником всесезонных шин считают концерн Good Year, впервые выпустивший такую продукцию в 1979 году для американского рынка (зима в США как раз тёплая на большей части территории), однако первая попытка получилась неудачной. Лишь 10 лет спустя компания Dunlop выпустила свои всесезонные шины, и на этот раз они получили признание.
Долгое время известных фирм, активно занимающихся разработкой и продвижением всесезонной резины в мире, было не так уж много. Среди старожилов этого рынка следует отметить компании:
- Goodyear,
- Dunlop,
- Pirelli,
- Hankook.
Последние несколько лет всерьёз занимаются всесезонными шинами такие мировые производители, как Bridgestone, Michelin, Continental. А в России неплохую продукцию выпускает Нижнекамский шинный завод (КАМА).
При выборе всесезонных шин следует иметь в виду особенности маркировки. Дело в том, что никаких стандартных международных обозначений “всесезонности” ещё не принято. В подавляющем большинстве случаев на боковой поверхности всесезонной шины можно встретить символы “M+S” или реже “Mud+Snow” (снег+грязь в переводе с английского). Иногда эти символы сопровождаются пиктограммой снежинки.
Российские производители предпочитают маркировать всесезонные шины надписью “All Seasons”. При маркировке всесезонных шин можно также встретить и набор соответствующих пиктограмм: снежинка, дождь, солнце.
Подробную информацию о маркировке и обозначениях на покрышках смотрите в нашем материале: «Расшифровка маркировки шин».
Именно потому, что подобные обозначения мало что говорят о реальных характеристиках, при покупке всесезонных шин необходимо потребовать и ознакомиться с сертификатом соответствия. Только в этом случае можно быть уверенным в обеспечении декларируемых рекламно-информационным обеспечением шин всесезонных свойствах.
Стоит ли покупать всесезонные шины?
Подводя итоги можно отметить, что по чьему-то меткому выражению, всесезонные шины правильнее было бы называть демисезонными: идеальный с точки зрения безопасности вариант их использования – это переход от ранней до глубокой осени и от ранней весны до начала лета. Правда количество комплектов резины в таком случае вырастает до трёх и полностью выхолащивается начальная идея экономии денег и времени.
Использование “всесезонки” в узком температурном диапазоне для России не очень оправдано. Разве что, годится для некоторых центральных и южных районов (но тогда проблематично постоянно эксплуатировать такую резину в жару).
Единственный вариант безоговорочного преимущества использования всесезонной резины – это подготовка автомобиля к продаже и необходимость непродолжительной эксплуатации в этот период.
В любом случае, если на автомобиль установлены всесезонные шины, следует всегда помнить об ограничениях, которые эта «всесезонность» накладывает. А посмотреть на поведение машины на всесезонных шинах зимой можно в следующем видеосюжете.
Всесезонные шины: правильный выбор и особенности эксплуатации
Cодержание
Введение
Для каждого времени года существует свой тип авторезины (зимний или летний). Использование покрышек по сезону обеспечивает автомобилю уверенную устойчивость и управляемость на дороге, нужную проходимость и безопасность езды.
Однако существует еще один вид резины, который предназначен для всесезонного использования при определенных условиях. Такие шины называют также универсальными или просто всесезонками.
Общие сведения о всесезонных автошинах
Универсальные шины представляют собой нечто среднее между зимней и летней резиной, сочетая в себе их отдельные свойства в определенной степени. Главными особенностями всесезонок являются:
- Особый состав резиновой смеси средней твердости, позволяющий покрышкам сохранять сцепные свойства в различном диапазоне температур и на разных дорожных покрытиях (сухой и мокрый асфальт, слякоть, грязь и пр.).
- Определенный вид рисунка протектора всесезонных шин, который может быть:
- ненаправленный симметричный – имеет универсальный узор с множеством глубоких прорезей, лучше всего подходит для сухих ровных дорог;
- ненаправленный ассиметричный – рабочая поверхность протектора состоит из двух разных половин – внешняя часть с глубокими и широкими каналами для отвода воды, жидкой грязи и снега, внутренняя обеспечивает сцепление и надежную управляемость на дороге;
- направленный ассиметричный – имеет V-образный профиль, обеспечивающий эффективный водоотвод от пятна контакта покрышки с дорогой, снижая аквапланирование.
Важно! Наиболее эффективно применение внесезонок в период межсезонья при температуре около нуля и условиях весенне-осенней распутицы.
Плюсы и минусы всесезонных шин
Основным преимуществом такой авторезины является возможность круглогодичного использования без необходимости периодической сезонной замены, что обеспечивает:
- удобство эксплуатации автомобиля – нет надобности два раза в год менять колеса;
- снижение затрат автовладельца на приобретение двух сезонных комплектов авторезины;
- удобство использования в межсезонье, когда среднесуточная температура нестабильная, и водителям трудно определить момент смены сезонных шин.
Но и недостатков у этих шин достаточно. Главный заключается в том, что условия эксплуатации всесезонной резины не позволяют использование при низких (ниже -10°С) или высоких (выше +20°С) температурах. При этом резко ухудшается качество сцепления с дорожным покрытием, что приводит к снижению устойчивости и управляемости машины, увеличению тормозного пути, потере проходимости даже на легком бездорожье.
Важно! Возникновение такой ситуации может создать аварийную обстановку на дороге, вызвать тяжкие последствия как для водителя, так и для других участников дорожного движения.
К другим существенным недостаткам данных автошин относятся:
- увеличенная шумность при скоростном движении по ровным дорогам;
- повышенный износ рабочей части протектора, особенно в летний период;
- запрет на установку на заднеприводные модели автомобилей;
- непригодность к использованию на внедорожниках и спортивных машинах.
Маркировка всесезонок
Маркировка универсальных автошин, помимо основных параметров (типоразмера, индексов скорости, нагрузки и пр.), включает в себя обозначения, указывающие на особенности условий их применения:
- «All Season» или «Any Season» («AS») – для всех сезонов;
- «Any Weather» («AW») – всепогодные;
- «Road+Winter» («R+W») – для особо холодного климата.
Дополнительно могут присутствовать надписи «Water», «Rain», «Aqua» или подобные, а также логотип в виде зонтика. Это означает что такие покрышки относятся к категории «дождевых». Они способны эффективно снижать аквапланирование колес при движении по мокрому асфальту.
Штрафы – надо ли платить
В российском законодательстве на данный момент не существует какого-либо конкретного нормативного акта, в котором были бы установлены правила использования всесезонных шин и ответственность за их нарушение.
Сотрудники ГИБДД при проверке автомобилей в зимний период обращают внимание в первую очередь на маркировку установленных на них покрышек. Если в ней присутствуют буквы «M» и «S» в различных сочетаниях (а у всесезонок они имеются практически всегда), то никаких претензий к водителю обычно не возникает.
Важно! Итак, решая вопрос о том, какие всесезонные шины выбрать, автовладелец в первую очередь должен учитывать местные погодные условия и состояние дорог, по которым будет ездить транспортное средство.
Учитывая особенности российского климата, более или менее подходящие условия для эксплуатации такой резины возможны только в городских условиях южных регионов страны, где погода похожа на европейскую.
Важно! Следует помнить, что использование всесезонок в зимнее время при температуре ниже -10°С, а также при снежном или ледяном накате на дорожном покрытии опасно для жизни.