Avtomagazin48.ru

Кто и как ремонтирует региональные дороги в Украине

Самые проблемные дороги Украины: без надежды на скорый ремонт

Несмотря на объявленную правительством войну с бездорожьем, по Украине прокатилась волна акций протеста как местных жителей, так и водителей, которые требовали привести трассы в порядок. УНИАН разбирался, где трудней всего проехать и что делается для исправления ситуации.

Скоро зима, а значит строительно-ремонтные работы на многострадальных дорогах Украины близятся к завершению, вернее, так должно быть. Но на деле уже давно не в диковинку, когда в метель или при лютом морозе в нашей стране кладут асфальт, закатывают ямы, спасают едва отремонтированные дороги, которые «тают» вместе с покрытием, даже не дождавшись весенней оттепели. Хотя в этом году все может быть иначе. По крайней мере, это обещают украинцам.

Правительство, судя по официальным заявлениям, приложило немало усилий, чтобы активизировать объявленную бездорожью войну. Для приведения в порядок 4 тысяч километров автотрасс было увеличено финансирование до рекордных 50 миллиардов гривен, менялись правила для подрядчиков с нечистой совестью, сделали частыми и проверки деятельности дорожников, заработал Дорожный фонд – его наполненность, по итогам года, планируется на уровне почти 34 миллиарда гривен. Правда, по данным Госагентства автомобильных дорог («Укравтодор»), на 1 сентября поступления составили лишь 22,3 миллиарда. Но при этом в госагентстве уверяют, что «риск недофинансирования фонда не ожидается».

Кроме того, была проведена децентрализация – более 123 тысяч километров дорог переданы на баланс местной власти, на местный уровень направлены и средства на их ремонт – 11,5 миллиардов гривен с гарантированным финансированием из Дорожного фонда в объеме 35% от поступлений. «Укравтодор» теперь отвечает лишь за около 47 тысяч километров дорог госзначимости, на ремонт и обслуживание которых планируется освоить 18 миллиардов гривен. По состоянию на 13 сентября, по утверждению «Укравтодора», уже выполнены работы на 12,5 миллиардов – 73% от плана.

Но планы-планами, отчетность-отчетностью, а на деле все как-то пошло не так. Свидетельством тому являются прокатившиеся по стране акции протеста жителей ряда регионов: Ивано-Франковской, Тернопольской, Черкасской и Николаевской областей, причем с перекрытием стратегических трасс. Скандалили водители и на автостраде Киев-Одесса. Люди требовали привести дороги в порядок – без потери колес добраться до места назначения невозможно. Соцсети пестрели фото и видео-доказательствами ужасающего бездорожья.

Возмущались они и нововведением правительства. Кабинет министров изменил перечень объектов ремонта автодорог общего пользования и, соответственно, объемы выделяющихся на них госсредств. И все для рационального использования последних. С тех проектов, где удалось сэкономить, деньги переведут на более нуждающиеся в финансировании. А те объекты, для которых не успели оформить документацию или не готовы к реализации задуманного, и вовсе исключат из перечня финансирования.

Это нововведение как раз и коснулось «бастующих» регионов, власти которых тоже негодовали по этому поводу. Но министр инфраструктуры Владимир Омелян сразу же парировал – в перечисленных областях не используют деньги на ремонт дорог по назначению, а кладут их на депозит, дабы остаться в прибыли от процентов: «В ситуации, когда финансовый ресурс ограничен, мы не можем позволить, что кто-то держит деньги на депозите, получает деньги и рассказывает, что когда-то все будет, это не допустимо».

Кстати, интересное совпадение – вскоре после такого заявления Национальное антикоррупционное бюро вручило Омеляну подозрение в незаконном обогащении и суд избрал ему меру пресечения в виде личного поручительства. Разбирательства продолжаются.

Что же касается ситуации с ремонтом дорог и негодующими по этому поводу украинцами, УНИАН обратился в «Укравтодор» с вопросом – что же делается для разрешения самых скандальных дорожных проблем?

Стратегическая Н-10

В Ивано-Франковской области в августе жители города Болехов перекрыли движение транспорта на автотрассе государственного значения Н-10 (Стрый – Ивано-Франковск – Черновцы – Мамалыга). Бастовали несколько дней. Требовали отремонтировать дорогу, по которой, по их словам, нельзя передвигаться даже при скорости 5 км/час.

В «Укравтодоре» пояснили, что люди требовали отремонтировать дорогу, которая имеет местное значение и находится в управлении Ивано-Франковской облгосадминистрации. Сейчас подрядная организация проводит ремонт Н-10 Стрый – Мамалыга лишь на участке км 41 – 47 км, в районе города Долина.

«По поводу перекрытия движения и требований отремонтировать дороги председатель Ивано-Франковской ОГА провел пресс-конференцию. В частности, речь шла о том, что средства из Дорожного фонда полностью на 2018 год исчерпаны. Чтобы в дальнейшем не было напряжения, местные власти планируют информировать, каким образом в следующем году будут распределяться средства Дорожного фонда», – отмечается в сообщении «Укравтодора».

То есть, остается только надеяться, что местные жители все же смогут доехать до нужного пункта. И стоит напомнить, что стратегическая автотрасса Н-10 проходит по территории Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областей – от города Стрый через опять-таки Болехов, затем Долину, Калуш, Ивано-Франковск, Коломыю, Заболотов, Снятин, Черновцы и заканчивается на пропускном пункте «Мамалыга» на границе с Молдовой. То есть, бездорожный Болехов объехать не получится.

Читать еще:  Skoda Octavia 2016

Невыездные селяне

В Черкасской области жители сел Геронимовка и Русская Поляна перекрывали трассу Р-10 на въезде в Черкассы с требованием немедленного ремонта дороги Н-16.

В «Укравтодоре» сообщили, что все дело в тендере. 1 октября постоянно действующей административной коллегией Антимонопольного комитета было принято решение обязать Службу автомобильных дорог в Черкасской области отменить процедуру закупки услуг по текущему среднему ремонту автодороги госзначения Р-10 Канев-Чигирин-Кременчуг на участке км 77 + 000 – км 79 + 100, которая должна была состояться 3 октября. Не сложилось с квалификационными критериями участников.

«Поэтому Службой автомобильных дорог в Черкасской области будет объявлена повторная процедура тендерной закупки услуг по текущему среднему ремонту автодороги госзначения Р-10 Канев-Чигирин-Кременчуг на данном участке в течение 2018-2019 годов. Сейчас для обеспечения безопасного проезда и, используя благоприятные погодные условия, там проводится ямочный ремонт за счет эксплуатационного содержания», – сообщили в «Укравтодоре».

Остается только пожелать местным жителям не отчаиваться…

Бездорожная Николаевщина

В «Укравтодоре» признают, что состояние дорог в Николаевской области, где акции протеста местных жителей по этому поводу стали обыденным делом, – катастрофическое. Учитывая это, в текущем году на выполнение там ремонтно-строительных работ было выделено 560,7 миллиона гривен, на 60% больше, чем годом ранее. Плюс, субвенция 287 миллионов. Итого – 847 миллионов гривен.

На средства Дорожного фонда было запланировано капитально отремонтировать автодорогу Н-14 (Александровка – Кропивницкий – Николаев), провести текущий средний ремонт дороги Н-11 (Днепр – Николаев) и Т-15-07 (Николаев – Парутино – Очаков – База отдыха «Черноморка»).

«К сожалению, состояние выполнения ремонтно-строительных работ в Николаевской области на начало сентября крайне неудовлетворительное – 17% от запланированного объема работ. Хотя средний показатель выполнения работ по стране – 68,3%, а в некоторых областях – 90-96%», – сетуют в «Укравтодоре».

На одной из самых сложных дорог страны Н-14 (Александровка – Кропивницкий – Николаев) капитальный ремонт вообще не был начат! Более того – к этому времени даже не завершены тендерные процедуры, не заключены договоры. Как пояснили в «Укравтодоре», всему виной – обжалование в Антимонопольном комитете решений тендерного комитета Службы автомобильных дорог.

Более того, эта несчастная Н-14 попала и под нововведение Кабмина – деньги с этого «бесперспективного» объекта должны были быть переведены еще в июне. Но, «понимая важность этой дороги для граждан области и всей страны, Службой автомобильных дорог были изысканы дополнительные возможности ускорить процедуры и начать ремонт».

В «Укравтодоре» подчеркивают, что «строго придерживаются маршрутного принципа ремонта дорог в пределах всей страны и выполнения стратегии 2018-2022. Именно поэтому неиспользованные средства были перенаправлены с автодороги Н-14 на автодорогу H-11 – второй важнейший объект для Николаевской области и страны в целом, ведь эта дорога соединяет порты Николаева и Одессы с Запорожьем, Кривым Рогом, Днепром и другими промышленными центрами Востока страны».

То есть, не успев отремонтировать одну «очень важную для страны» трассу, взялись за другую, и тоже «очень важную». Тут уместно напомнить народную пословицу: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Пока, судя по реакции водителей, которым приходится пользоваться «стратегическими дорогами», проходящими через Николаевскую область, именно так все и выглядит.

В Одессу – без колес

Негодование водителей относительно состоянием трассы Киев-Одесса (М-05) уже стало традиционным. «Сколько можно так ездить? Дороги просто нет». Что они там ремонтируют – не понятно, а вот я свой автомобиль после такой поездки – регулярно», – рассказывает о состоянии этой стратегической трассы постоянный ее пользователь Андрей Колуб.

В «Укравтодоре» отмечают, что основная причина заключается в том, что «подавляющее большинство участков дороги эксплуатируется сверхнормативного срока (строительство дороги началось в 1926 году) и уже давно требуют капитального ремонта, в частности, «потребность в средствах на проведение капремонта на участке от Белой Церкви до Одессы составляет 16 миллиардов гривен».

На сегодня идет капитальный ремонт за счет кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка, а также Дорожного фонда отдельных участков дороги. Кроме того, «в текущем году для обеспечения безопасных условий движения на М-05 Киев-Одесса на участке км 143 + 028 – км 199 + 000 за счет средств эксплуатационного содержания были выполнены работы по ликвидации ямочности и других деформаций покрытия на площади 148 тысяч квадратных метров общим объемом 51,4 миллиона гривен».

В «Укравтодоре» также сообщили, что, по результатам исследований и испытаний, проведенных в этом году институтом ГП «Укргипродор», участка автодороги М-05 протяженностью 39 км, требуется провести капитальный и текущий средний ремонт на сумму 897,7 миллиона гривен. Еще один участок трассы требует неотложных мер – км 143 + 028 – км 152 + 918. Служба автомобильных дорог в Черкасской области уже заказала проектную документацию для проведения работ, правда, только для текущего среднего ремонта.

Читать еще:  Runway полироль для фар: виды и применение

И главное, что отметили в «Укравтодоре», – «работы по ликвидации вновь образовавшихся ям на автодороге М-05 в пределах отведенных лимитов финансирования продолжаются».

Так что латать – не перелатать трассу Киев-Одесса. И ремонту этому, похоже, не будет конца.

И напоследок…

В мировом рейтинге качества дорог Украина, согласно Индекса глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index 2017-2018, заняла 130 место из 137. Наши дороги оценили в 2,4 балла из 7-ми возможных. Украину обошел даже Мозамбик, заняв 129 позицию. За нами идет Парагвай. При этом качество наших дорог хуже, чем у ближайших соседей – Венгрии (62-е место), Польши (65-е место), Словакии (73-е место), России (114-е место), Румынии (120-е место) и Молдовы (128-е место). Правда, Беларусь в рейтинг не включили.

Пятерка лучших – Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур и Швейцария, Гонконг и Нидерланды. Худшие дороги – в африканской Мавритании.

Возможно, хоть на метр приблизить украинские дороги к уровню мировых лидеров «гладких трасс» получится в следующем году – финансирование работ планируется снова увеличить, уже до 57 миллиардов гривен. А автодороги, которые соединяют областные и районные центры, поселки и села, передадут на баланс местной власти.

«Дорогам между райцентрами надо уделить особое внимание. Как мы видим, сегодня деньги есть на местах, и местные власти должны делать дороги между райцентрами. Поэтому давайте ускорим это решение, чтобы с 1 января облгосадминистрации эти дороги забрали и начали их делать», – сказал премьер Владимир Гройсман.

По прогнозу Владимира Омеляна, если будут внесены изменения в Бюджетный кодекс для привлечения кредитного ресурса регионами, полностью отремонтировать местные дороги, которые все, как одна, этого требуют и давно, удастся за 2-3 года. А пока будет уместно пожелать нашим водителям постараться доехать из точки «А» в точку «Б» без потерь.

Кто виноват: почему в регионах Украины не ремонтируют дороги

В Украине не первый год выделяют рекордное финансирование на ремонт дорог. Почему же дороги во многих областях остаются прежними – старыми и разбитыми?

ФАКТ. У украинского правительства большие планы на ремонт дорог. В 2019 году на восстановление дорожного покрытия могут выделить около 56 млрд гривен. В 2018 году было выделено около 47 млрд гривен. При этом во многих областях качество дорожного покрытия неизменно плохое.

РАБОТА КИПИТ. На 2018 год в «Укравтодоре» запланировали ремонт сразу нескольких трасс, среди которых Львов-Тернополь-Умань, Киев-Одесса и Киев-Харьков. В компании отметили, что все запланированные работы уже выполнены или будут выполнены до конца года. По словам представителей «Укравтодора», проекты сдают вовремя, поскольку компания заранее подготовила проектно-сметную документацию.

НЕ ВСЕ ТАК ГЛАДКО. Несмотря на успешный ремонт трасс национального значения, восстановление дорог в регионах проходит совсем не так успешно. За ремонт региональных дорог теперь отвечают местные власти, но деньги на ремонтные работы выделяются из Государственного дорожного фонда. В этом году сумма составила 11,5 млрд гривен – средства областям выделяли в зависимости от протяженности дорог.

Как показывает рейтинг качества дорог в Украине, области с худшими дорогами реализовали меньше всего выделенных из фонда денег. Например, в Херсонской и Николаевской областях смогли использовать лишь, соответственно, 24% и 33% средств.

Читайте на EtCetera

ПРИЧИНЫ. Основными причинами задержек с ремонтными работами в областях называют необходимость готовить проектно-сметную документацию, на которую у некоторых чиновников может уйти до года. Много времени тратится также на экспертизу и тендеры. Некоторые тендеры даже приходится проводить по несколько раз из-за выявления нарушений в процедуре. Отмечается, что области, которые решили ремонтировать большое количество мелких дорог, затянули реализацию проектов. А те области, которые сосредоточились на нескольких ключевых направлениях, смогли вложиться в сроки.

Еще одной причиной, которая влияет на сроки реализации проектов, чиновники называют одновременный ремонт трасс государственного значения и местных дорог. Крупные компании ремонтируют главные трассы, а на регионы специалистов с необходимой техникой уже не остается. Не хватает регионам и сырья, которое обходится слишком дорого (учитывая, что его приходится доставлять на место ремонта автомобилями).

ВРЕМЯ УЧИТЬСЯ. Как выяснилось, неиспользованные в 2018 году средства останутся в областях на следующий год. Это позволит местным властям все-таки отремонтировать дороги местного и районного значения. Более того, в следующем году на децентрализованный ремонт будет выделено еще 17,7 млрд гривен.

В «Укравтодоре» уже активно готовятся к 2019 году: готовят документы и проводят тендеры. Есть надежда, что на местах работа по ремонту дорог тоже активизируется, ведь отговорка в виде недостаточного финансирования больше не работает.

Ремонт дорог в Украине: планы, проблемы, перспективы

О плохом состоянии наших дорог знают не только владельцы собственного транспорта. Практически все направления автотрасс нуждаются в скорейшей реконструкции, представители «Укравтодора» считают, что это около 85% украинских дорог. Что делается в этом направлении, какое финансирование ожидает дорожную отрасль в 2020 году, расскажем в приведенном обзоре.

Читать еще:  Внедорожник кабриолет Range Rover Evoque 2016

Проблемы дорожного покрытия в Украине

Главными «врагами» дорожного покрытия выступают не только условия постоянной эксплуатации, возраст и физический износ материалов. В первую очередь покрытие подвергается повреждениям от перегруза, ведь нет подходящих технологий строительства дорог, способных выдержать вес фуры в 100-1500 тонн. Частично эту проблему должны решить пункты весового контроля, а также установленные с сентября 2019 года внушительные суммы штрафов за превышение веса и габаритов перевозимого груза .

Существующие технологии ремонтных работ постепенно совершенствуются. В частности это касается пресловутого «ямочного» ремонта, который сейчас заменяется «картами». В этом случае снимается больший участок покрытия. В перспективе затраты на аварийный ремонт дорог должны снизиться, а расходы на содержание — увеличиться, как и общая протяженность качественного покрытия.

Большой проблемой является и чисто бюрократический вопрос, касающийся подотчетности проведенных работ. Согласно действующему законодательству нет четко регламентированных норм получения отчетности и информации о ремонте и обслуживании дорожного покрытия. Кабмин ежегодно выдает распоряжение (постановление) с перечнем автодорог местного и государственного назначения, подлежащих восстановлению. При этом данные о проведенных работах, полученные от дорожного агентства, не подкреплены никакими цифрами.

Финансирование на 2019 год

В 2019 году на ремонт, строительство и обслуживание автомобильных дорог выделено порядка 50 млрд. грн. из Государственного дорожного фонда, созданного в начале 2018 года. В него поступают акцизные сборы за продажу автомобильного топлива, транспортных средств и комплектующих. Согласно принятому в сентябре 2019 года закону №1063 еще одним источником финансирования Государственного фонда является сбор штрафов на несоблюдение габаритных и весовых норм грузового транспорта. Дополнительно 5 млрд. грн. на дороги поступило от международных финансовых учреждений. Эти средства планируется направить не только на восстановление дорожного покрытия, но и для регулярного проведения аудита.

Распределение средств дорожного фонда:

  • 60% (33,4 млрд. гривен) — ремонт, реконструкция и строительство автомагистралей государственного значения;
  • 35% (14,6 млрд. грн.) — дороги местного значения;
  • 5% (2,1 млрд. грн.) — мероприятия, направленные на повышение безопасности на украинских дорогах.

Проекты, над которыми планировалась работа в 2019 году

Технологии дорожного строительства меняются, предоставляя больше возможностей для создания качественного покрытия. В частности, на Украине сейчас намечается тенденция возведения бетоно-цементных дорог вместо привычных асфальто-цементных. Первому варианту отдают предпочтение США, в то время как привычные нам асфальто-цементные покрытия больше распространены в странах Европы. Использование такой технологии планировалось еще с 2015 года.

Бетоно-цементные покрытия отличаются износоустойчивостью. Кроме того, бетонные дороги дешевле по себестоимости и обслуживанию, что в перспективе дает большие возможности для реальной экономии.

В 2018 году дорожная отрасль пережила много новшеств, многие из которых рассчитаны на долгосрочную перспективу исполнения. В частности, в 2019 году продолжается работа над реализацией «Программы развития дорог 2018-2022». Немаловажным прорывом является проект Go Highway — транснационального транспортного коридора по соединению украинских черноморских портов Одессы и Николаева с польским Гданьском.

Другие проекты дорожного строительства:

  • Ремонт трассы Одесса – Рени.
  • Ремонт дороги Львов – Меденичи.
  • Расширение и сооружение дополнительных съездов по объездной дороге Львова.
  • Продолжение строительства скоростного шоссе Днепр – Решетиловка.
  • Ремонт трассы Запорожье – Мариуполь.
  • Строительство Южного объезда Днепра.
  • Продолжается ремонт дороги Днепр – Кривой Рог – Николаев.
  • Капитальный ремонт автодороги от Кропивницкого до границы Николаевской области.
  • Ремонт дороги от Запорожья до Донецкой области.
  • Ремонт дороги Васильевка – Бердянск.
  • Продолжен ремонт дороги Житомир – Черновцы.
  • Строительство маршрута Ковель – Луцк.
  • Ремонт трассы Киев – Одесса.
  • Ремонт трассы Днепр – Решетиловка.

Большинство строительных и ремонтных работ подразумевает использование бетона в качестве основного материала покрытия.

Итогами годовой работы по ремонту, реконструкции и обслуживанию автомобильных дорог общего пользования в Украине должны стать следующие цифры.

Планируемый объем дорожных работ:

  • 118900,6 км — ремонт и реконструкция дорог местного назначения.
  • 7750 км — восстановление покрытия вследствие разрушений или деформации на автомобильных дорогах государственного назначения.
  • 744,6 км — капитальный ремонт дорог государственного назначения.
  • 86,5 км — ввод в эксплуатацию дорог государственного назначения.

Приведенная статистика также включает уменьшение мест концентрации ДТП на 24%.

Мнение экспертов о ремонте дорог в Украине

Несмотря на некоторые продвижения и улучшения дорог в стране, отмечаемые автолюбителями, отраслевые специалисты довольно скептически высказываются насчет выделенной для ремонта дорог суммы. Неоднозначную оценку вызвала сама сумма в 55 млрд. грн, ведь для ремонта и поддержания нормального состояния уже существующих дорог в стране ежегодно требуется примерно 200 – 500 млрд. Эта цифра отображает реальное улучшение существующего дорожного покрытия, без учета строительства новых дорог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector