Закон о тонировке 2014: тонировка по госту и новый штраф
Все, что вы хотели знать про закон 2014 года о тонировке автостекол
Новый закон 2014 года запрещает снимать регистрационные номера с авто, не отменяя при этом штраф за слишком низкую светопропускную способность стекол автомобиля. Разрешенная тонировка регламентируется соответствующим стандартом ГОСТ, изменения в который вносятся регулярно.
Классификация тонировки ТС
Существуют несколько технологий затемнения стекол легковых авто:
- в массе стекла получают темный цвет при изготовлении;
- порошковое покрытие: на поверхность лобовых, задних, боковых светопрозрачных элементов кузова напыляется специальный состав;
- пленка: наносится самостоятельно либо специалистами в автосервисах.
Два первых способа увеличивают ресурс покрытия, однако делают невозможным восстановление прозрачности стекла. Пленку можно при необходимости снять, заменить менее интенсивной, как предписывают правила ДД.
Закон 2014 года не внес изменений по минимальной светопропускной способности передних, задних, боковых стекол. Штраф применяется в любом случае, поскольку, водитель нарушает правила уже в момент включения передачи возле дома.
Изменения коснулись административной ответственности:
- если водитель автовладелец снимает пленку в присутствии инспектора ГИБДД, то он избавляется от нее;
- номерные знаки теперь сниматься за несоответствие пропускной способности пленки ГОСТу не будут.
Ежегодно ужесточая правила тонировки, органы ГИБДД повышают безопасность всех без исключения участников движения. Полезное в солнечную погоду затемнение часто становится опасным в дождь, туман, сумерки, при движении в тоннелях. Снижается обзор водителя, учащаются ДТП.
Разрешения и запреты на специальные покрытия стекол ТС
Существует ряд ограничений на тонировку по регламенту ГОСТ от 1988 года за номером 5227, относящемуся к безопасности стекол наземного транспорта. Основными положениями являются:
- ограничения по светопропускной способности боковых стекол в размере 30%;
- правила тонировки лобового стекла в пределах четверти от его общей площади;
- пропускная способность лобового стекла 75%.
При наличии обоих боковых зеркал штраф в 2014 году для авто с полностью затемненным задним стеклом не предусмотрен. Для удобства эксплуатации технического средства в солнечную погоду рекомендуется использование на переднем стекле в верхней его части горизонтальной тонированной полосы шириной 15 см. В этом случае штраф гарантированно отсутствует, проверка на светопроницаемость не требуется. Отсутствуют ограничения по степени затемненности задних пассажирских стекол.
Кем осуществляется проверка?
В настоящее время, помимо представителя службы технадзора, замерить степень затемнения стекол автомобиля может любой сотрудник ДПС, имеющий при себе соответствующий прибор-тауметр. Независимо от маркировки оборудования (чаще встречаются «Тоник», «Свет», «Блик»), тауметр должен соответствовать требованиям:
- комплектоваться сертификатом;
- быть опломбированным;
- обладать наклейкой с датой проверкой работоспособности.
Кроме того, закон 2014 о разрешенной тонировке предписывает прохождение процедуры исключительно на стационарных постах. В условиях патрульной машины, даже при наличии исправного прибора, определить степень затемнения в соответствии ГОСТу крайне сложно. Владелец авто в этом случае имеет право отказаться от проверки.
Ответственность водителя за неправильное покрытие стекол
Несоответствие стекол автомобиля по степени затемнения в соответствии с ГОСТ, каралось с июля 2012 года по ноябрь 2014 года снятием номеров, штрафом 500 рублей. Последним постановлением первая санкция полностью упразднена, штраф за нарушенные правила тонировки остался прежним.
Владельцам легковых авто следует учесть, что, штрафуется любое несоответствие ГОСТу:
- светопропускная способность;
- величина верхних тонированных полосок.
Закон 2014 не внес изменений в процедуру замера характеристики светопрозрачности. При остановке машины экипажем ДПС, предложении проехать для проверки на стационарный пост, водитель вправе отказаться от этого.
Кратковременное ограничение свободы должно подтверждаться документально, поскольку является административным задержанием. Другое дело, что экипаж может связаться с постом по рации для остановки этого ТС. Однако, за это время владелец может самостоятельно снять пленку, избавившись от грозящего штрафа.
Разрешение на тонировку
В России имеется возможность получения специального разрешения, после чего тонировка стекол автомобиля возможна любыми пленками. Однако владельцы личных автомобилей не попадают в эту категорию: соответствующий ГОСТ после получения подобной документации не действует лишь на спецтранспорт.
Возможность получения аналогичных разрешений на тонировку существует у пациентов с тяжелой формой заболеваний кожи, для которой вреден солнечный ультрафиолет. На них не распространяется закон 2014 года, после предоставления медицинской справки органами ГИБДД выдается специальное разрешение, штраф не грозит лишь при самостоятельном движении в ТС. При передаче автомобиля по доверенности санкциям подвергаются обе стороны.
Пример расчета светопропускной способности стекол ТС
Владельцы авто часто не учитывают заводскую светопропускающую способность стекол, указанную в техническом паспорте каждого изделия при самостоятельном нанесении на них затемняющих пленок. В автосервисах обычно трудятся профессионалы, которые не допускают подобных ошибок, что избавляет от необходимости выплачивать штраф по умолчанию, при выборе их услуг.
Закон 2014 о тонировке запрещает эксплуатацию авто при светопропускной способности меньше 70 либо 75% (боковые и лобовое стекло соответственно). Ориентируясь на этот закон 2014 года, владелец автомобиля смело приобретает 75% пленку, забывая посмотреть данную характеристику самого стекла. В итоге, 95% лобовое стекло в сочетании с 75% пленки дают 71,25%, обеспечивая штраф водителю автомобиля 500 рублей. В ноябре месяце закон 2014 года отменил снятие регистрационных номеров. Поэтому, авто избежит штрафной стоянки лишь в случае снятия пленки водителем на месте обнаружения инспектором неисправности. В противном случае авто не подлежит эксплуатации.
Согласно приведенной выше информации о требованиях к проверяющему персоналу, оборудованию, используемому ими, владелец излишне затемненных стекол автомобиля может легко оспорить результаты проверки в дождливую погоду, зимний период.
Температура зимой гарантированно снижается за отметку +10˚С, влажность снижает показания приборов. В летний период штраф оспорить значительно сложнее, возможными вариантами обжалования проверки могут стать сорванная пломба, отсутствие наклейки о дате проверки, сертификата прибора, которым производятся измерения.
Штраф за тонировку стекол в 2020 году
Многочисленные изменения в законодательстве о дорожном движении вызывают много споров и разногласий среди автолюбителей и штраф за тонировку – едва ли не главная тема обсуждений. Особенно актуальной эта тема стала в конце 2016 года, когда были внесены законодательные инициативы об ужесточении наказания за несоблюдение требований к светопропусканию.
Но в 2020 году ясности о том, какими будут новые штрафы за нарушения правил эксплуатации автомобиля в части нарушения требований к обзорности (а именно к этому разделу относятся критерии допустимого уровня тонировки) так и не наступило. Более того, ещё большие споры вызывают количественные критерии ухудшения обзорности в части светопропускания.
На сегодняшний день размер штрафа за тонировку составляет 500 рублей (статья 12.5 часть 3.1 КоАП РФ). Снятие номеров за тонировку не по ГОСТу отменено. Полная таблица штрафов по ссылке.
Какими же законодательными актами регулируются вопросы тонировки автомобилей на сегодняшний день? Каковы допустимые количественные показатели затемнения стёкол, в чём заключается ответственность за их нарушение и можно ли штрафов избежать? Ответы на эти вопросы могут быть полезными для широкого круга автовладельцев.
Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу
История с законодательными актами, на основе которых представители ГИБДД выносят решения о допустимости тонировки и штрафах за их нарушения, загадочна и удивительна. Вплоть до настоящего времени в Приложении к Правилам дорожного движения упоминается ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта» (ПДД, Приложение к Основным Положениям, п.7.3). В п. 2.2.4 записано, что «…светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол – не менее 70%».
И хотя по всем официальным источникам действие этого стандарта (продержавшегося с 1988 до 1 января 2015 года) утратило силу, на практике инспекторы ГИБДД за неимением ссылки в ПДД на другой документ руководствуются именно такими цифрами. В чём же здесь причина несоответствий и возникающих на этой почве разногласий?
Даже у нового автомобильного прозрачного стекла светопропускание в идеальном варианте составляет не более 90% (а фактически не превышает 85–87%). Лучшие атермальные тонировочные плёнки дают не более 80–82% светопропускной способности. Таким образом, итоговое светопропускание в лучшем случае составит 70–72%, и никак не дотягивает до 75%, регламентированных ГОСТом 5727-88.
В то же время атермальная тонировка стёкол (в том числе и лобовых с показателем светопропускной способности менее 75%) стала активно использоваться производителями автомобилей и массово запрещать эксплуатацию новых машин по этому признаку в Правительстве, видимо, не решились. А чтобы снять возникшую проблему, с 01.01.2015 г. был введен в действие новый ГОСТ 32565-2013, в котором установлено единое пороговое значение светопропускной способности – 70% (п. 5.1.2.5).
Мало того, этот же порог указан в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение 8, п.4.3), введенном в действие и обязательном к применению также с 01.01.2015. При этом не допускается зеркальная тонировка, а ограничений на тонировку задних стёкол не накладывается.
Таким образом, возникло противоречие между нормативами светопропускной способности, указанными в ПДД (ссылкой на отмененный ГОСТ) и новыми нормативами. Правда, Верховный суд России при рассмотрении дела № АКПИ15-382 от 2 июля 2015 года (посвященного рассмотрению именно этих нюансов) установил, что Главным управлением ГИБДД было разослано соответствующее пояснение главным инспекторам субъектов РФ (письмо № 13/7-4126 от 22 июня 2015 г).
Но в этом письме, содержалась фраза о том, что старый ГОСТ отменяется «в части, разрешающей применять тонированные стёкла». Впоследствии именно эта фраза и сыграла злую шутку с истцами в судебных разбирательствах по штрафам за тонировку.
Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля
В табличке ниже приведена статья из Кодекса об административных нарушениях РФ, предусматривающая ответсвенность водителя за тонировку автомобиля.
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств | административный штраф в размере пятисот рублей |
До 2015 года размер первого штрафа за тонировку не соответствующую требованиям ПДД (по сути, ГОСТ 5727-88) составлял 500 руб. и 1000 руб. за повторное нарушение. С введением нового ГОСТа и Технического регламента в 2015 году эта сумма не изменилась, но уже в 2016 году в Госдуму была внесена законодательная инициатива об ужесточении наказания за нарушение требований нормативных документов:
- первый штраф предлагалось повысить в 3 раза – до 1500 руб.;
- повторное нарушение – штраф 5000 руб.;
- при троекратном нарушении – лишение права на управление транспортным средством на срок от двух до шести месяцев.
Правда, к середине 2016 года пункт о лишении права на управление был изъят из законопроекта и в профильный комитет Думы попал документ, содержащий только первые два пункта. В ноябре того же года этот законопроект был комитетом одобрен, но новый закон пока не поступал даже на первое чтение.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2020 года штраф ГИБДД за тонировку остался прежним – 500 рублей.
Отдельно следует отметить, что в том случае, если штраф за тонировку не оплачивается в течение 70 дней с момента наложения, водитель может быть привлечен к ответственности:
- Штраф в размере 1000 рублей;
- Обязательные общественные работы на срок до 50 часов;
- Административный арест на срок до 15 суток.
Однако при оплате штрафа в срок до 20 суток с момента вынесения Постановления об админнарушении его сумма уменьшается вдвое. Подробнее об этом читайте в нашем материале: Скидка 50% на оплату штрафов ГИБДД. (там же вы найдете и информацию о нарушениях, скидка на которые не распространяется).
Основания для наложения штрафов за тонировку
Что же реально происходит с затонированными автомобилями на дорогах, и на каком основании выписывают штрафы за тонировку?
Для ответа на этот вопрос достаточно открыть соответствующий раздел официального сайта ГИБДД. Буквально каждую неделю в субъектах РФ проводятся рейды по борьбе с нарушениями требований к светопропускной способности стекол (проще говоря, с тонировкой). При этом там же часто прямо указываются требуемые сотрудниками ГИБДД нормативы:
- не менее 70% светопропускание передних боковых стёкол;
- не менее 75% – ветрового стекла, что, вроде бы, противоречит действующему Техническому регламенту (там по лобовому стеклу не менее 70%).
Некоторые водители пробовали в судах оспорить применение устаревшего норматива к тонировке лобового стекла. Однако при рассмотрении дел суды делают упор на то, что устаревший ГОСТ 5727-88, упоминаемый в Правилах дорожного движения отменяется лишь «в части, разрешающей применять тонированные стёкла» (упоминавшееся выше письмо Главного управления ГИБДД). Надо так понимать, что в части запрещающей «применять тонированные стёкла» устаревший ГОСТ не отменен?
Подобную же казуистику можно встретить и при обжаловании в суде условий проведения измерений и их точности. Так, при оценке светопропускной способности температура, давление и влажность окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 8.831– 2013 (введен в действие, как и Техрегламент с 01.01.2015) должны находиться в строго определённом диапазоне. Кроме того в соответствии с тем же ГОСТом, области измерений определяются довольно сложным образом, а результаты замеров – как среднеарифметическое трёх измерений в одной точке.
Суды же, принимая сторону ГИБДД, трактуют положения ГОСТа применимыми лишь к новой заводской продукции, как будто для стекол подержанных автомобилей действуют другие законы физики.
Как избежать штрафа за тонировку стекол?
Справедливости ради необходимо отметить, что автомобилей с нарушением всех мыслимых порогов затемнения салона на дорогах России реально много. И это действительно опасно для участников дорожного движения, особенно по ночам. Да и судебные разбирательства по поводу, в общем-то, справедливых штрафов за тонировку, в основном посвящены случаям, в которых реальное светопропускание не дотягивает и до 15%.
Можно, конечно, давать советы как поймать инспектора ГИБДД на нарушении процедуры или несоблюдении условий измерений при глубокой тонировке лобового стекла. Но, следует иметь в виду два момента:
- На практике суды занимают сторону ГИБДД;
- Нет гарантий, что представитель ГИБДД не окажется «упёртым», если всё же суд станет на сторону водителя, и не потребует проведения повторной экспертизы (уже по всем правилам) действительно глубоко тонированного стекла.
Другое дело, когда автовладелец выполнил (и инструментально проверил перед выездом на дорогу) требования действующих нормативных документов по светопропусканию. Тогда, чтобы избежать штрафа за тонировку, в случае проверки необходимо:
- Детально описать (желательно с занесением в протокол и понятыми) условия окружающей среды и чем они были измерены (либо отсутствие измерений);
- Методику измерений светопропускания стекол;
- Описать прибор, наличие у него пломбы и поверочного сертификата.
В этом случае всё будет определяться именно точностью показаний (отличающейся на несколько процентов, а не в разы) и даже при условии предвзятости суда первой инстанции можно с уверенностью продолжать добиваться отмены штрафа за тонировку. Срок обжалования Постановления об административном правонарушении составляет 10 суток с момента вынесения решения суда.
Видео: перспективы увеличения штрафов за чрезмерную тонировку
Штраф за тонировку в 2019 году
В России масштабно начали бороться с затемненными стеклами сравнительно недавно, а точнее в начале 2000-х, и борьба продолжается до сих пор, причем с переменным успехом.
Были времена (до 2010 года), когда наказание за тонирование автомобильных стекол было чисто символическим — штраф 100 рублей. Но с 2010 года штраф заметно подрос и на первую половину 2018 года составляет 500 рублей согласно статье 12.5 КоАП РФ.
Статья 12.5 ч 3.1 КоАП РФ
Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Номера с машины за это нарушение сейчас не снимают, на штрафную стоянку авто не отправляют. Административный штраф за тонировку можно оплатить со скидкой 50 % в течение 20 дней. Если штраф не оплатить вовремя, то по статье ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ штраф увеличится вдвое, то есть до 1000 рублей, или будет наложен административный арест до 15 суток.
Но и это наказание, судя по всему, далеко не предел. В государственных структурах активно обсуждают увеличение штрафа за тонировку до 1500 рублей, а в случае повторного нарушения (в течение одного года) до 5000 рублей.
Какая тонировка разрешена законом?
Тонировка автомобильных стекол регламентируется перечнем неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС и должна соответствовать ГОСТу 5727-88
Светопропускная способность лобовых и передних боковых стекол должна быть не менее 70%
Перечень неисправностей п.7.3:
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
- Задние стекла и задние боковые стекла при условии, что автомобиль оборудован двумя боковыми зеркалами заднего вида.
- Можно нанести тонировочную полоску на верхнюю часть лобового стекла: ее уровень затемнения может любым, а вот ширина – не более 14 сантиметров.
- Тонировка лобового стекла и передних боковых стекол, но при условии, что светопропускание стекла с тонировкой будет не менее 70%
Тут нужно иметь в виду один важный момент: светопропускание стекла новенького автомобиля, только что сошедшего с конвейера, ниже чем 100 процентов.
Простой пример: допустим, естественное светопропускание стекла — 93 процента. Подчеркнем, что 91%-93% — это светопропускание стекла нового автомобиля. Светопропускание бывшего в употребление автомобильного стекла гораздо ниже и колеблется в пределах от 75% до 85% И вот, вы решили тонировать его пленкой со светопропусканием 70 процентов. Посчитаем общее значение светопропускания:
Получается, что пропускается только 65.1 процентов света, а это уже нарушение.Помните: сотрудников ДПС интересует прежде всего светопропускание стекла, а не пленки .
Можно ли избежать штрафа, используя на стеклах съемную тонировку?
Увы, но нет, не поможет. Вам все равно придется платить штраф, поскольку факт управления автомобилем с тонировкой имел место до момента остановки вас сотрудником ГИБДД. Съемная тонировка хороша только в одном: ее можно быстро снять со стекол, не тратя время на удаление клея, как это происходит с обычной пленкой.
Как и кем проверяется, соответствует ли тонировка стекла требованиям?
Тонировку стекол авто может проверять сотрудник ГИБДД в любом месте у которого есть для этого прибор — тауметр. При остановке с тонировкой, особенно лобовых стекол, инспектор ГИБДД предлагает устранить нарушение на месте. Если водитель отказывается, то его могут привлечь к ответственности за невыполнение распоряжения сотрудников полиции. А это может закончиться арестом на 15 суток. Штраф накладывается в любом случае, даже при устранение нарушения на месте.
При замере светопропускной способности стекла необходимо соблюдать определенные правила
Проверяются стекла с помощью специального прибора — тауметра.
Помните о некоторых моментах, чтобы вас не обманули во время процедуры проверки:
- перед началом удостоверьтесь, что тауметр прошел проверку Государственной Метрологической службы, о чем свидетельствует бирка на приборе с датой следующей проверки;
- следите за тем, чтобы на датчиках тауметра не было темной пленки: эта хитрость сотрудников ГИБДД, которая искажает показания тауметра;
- если вы не согласны с результатами проверки тауметром, свяжитесь с подразделением ГАИ, телефон которого есть на дежурной машине, чтобы уточнить всю нужную информацию;
- замеры можно проводить и днем, и ночью. Тауметры используют собственный автономный источник света, поэтому в дневном свете попросту нет необходимости;
- на сыром стекле замерять светопропускание нельзя: это делается исключительно на чистой и сухой поверхности. Поэтому в дождь и в снег измерять нельзя;
Как самостоятельно снять тонировку со стекла автомобиля?
Видео: Как снять тонировку
На самом деле все не так сложно. Тонировка, как правило, снимается со стекла без труда: достаточно подцепить ее с помощью, например, канцелярского ножика. Но вот клей, на который пленка крепится к стеклу, уже не такой податливый. Клей – это фактически единственная проблема при самостоятельном снятии тонировки.
Чтобы большая часть клея снялась вместе с тонировкой, нагрейте пленку, желательно строительным феном. Хотя есть умельцы, которые и обычным феном для волос хорошо справляются.
Оставшуюся часть клеевой основы пленки удаляют при помощи специальных средств, которые легко найти и купить в любом автомагазине. Из народных средств можно выделить различные растворители (жидкость для снятия лака, бензин, керосин и так далее), стеклоочистители с нашатырным спиртом в составе, или простую теплую воду с мылом.
Чем можно заменить тонировку?
Одно из решений — это атермальная тонировка. Она имеет достаточное количество положительных качеств:
- прозрачность атермальной пленки не ниже 75 процентов (в основном 75-80 процентов);
- стекло не затемняется, то есть удобно ездить даже ночью и в другое темное время суток;
- соответствие ГОСТу: атермальная пленка соблюдает все условия для того, чтобы стекло оставалось безопасным для вождения, при этом выполняет все задачи классической тонировки. Кроме того, такая пленка сдерживает инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, что дает вам дополнительную безопасность от вредного воздействия солнечных лучей;
- атермальная тонировка играет роль дополнительной защиты для стекла от мелких царапин и сколов по бокам.