Как противостоять «дорожной» агрессии
Юшина Н.В.
Куприянова И.И.
Сивухина Т.И.
Сегодня педагоги, психологи все чаще говорят о речевой агрессии — явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества. Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается), то в последнее время особую тревогу вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный — такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.
Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение.
Необходимо различать агрессивное речевое поведение — ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность — как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.
Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. Так, уже четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует криком и гневной мимикой. Средние и старшие дошкольники активно проявляют словесную агрессию, унижая, оскорбляя, запугивая, высмеивая друг друга, ссорясь и «выясняя отношения» на повышенных тонах.
Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей — по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции. Так, пятилетний мальчик неудачно бросает мяч — он попадает в лужу. «Дурак что ли?!» — презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный риторический вопрос мамы «Разве можно так ругаться?!» натыкается на недоуменное: «А что, скажешь, умный?». Вполне очевидно, что механическое одергивание («Так нельзя!», «Что говоришь!»), которым преимущественно ограничивается взрослый, лишь усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную неэффективность подобного воздействия.
Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его проступки («вечно ты. »; «Ты всегда. »).
Возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию — протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло».
По данным психологических исследований, 29 % всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение — посильная задача для цивилизованного человека.
Приемы контроля над агрессией слова — это способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях. Рассмотрим приемы, которые применимы в общении с дошкольниками.
Прямое порицание — самый известный и популярный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка. Иногда этот метод — единственно возможная реакция взрослого на однозначно неприемлемые проступки. В любом случае порицание должно быть хорошо продумано и выражено непременно в корректной форме, с обязательным использованием необходимых форм вежливости:
«Делаю тебе строгое замечание!»,
«Пожалуйста, не надо мне грубить!».
Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что взрослый не реагирует на грубость, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Механизм действия этого метода достаточно прост: часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу «Он мне — слово, а я ему — десять». Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой последнее слово. Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную тактику, которая оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий» (эффект обманутого ожидания).
Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная сильные стороны личности ребенка, взрослый в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ подзадоривания). Возможные формы таких высказываний:
- напоминание «Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!».
- выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит наш Миша?», «Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!».
- выражение разочарования: «Мне стыдно за тебя!», «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!».
Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний. Словесная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы способствуют созданию положительной атмосферы общения, не допускающей речевой агрессии. Формами положительных оценочных высказываний могут быть:
- традиционное выражение похвалы, поощрения «Хорошо!», «Молодец!», «Умница!».
- обращение к прошлым успехам детей: «В прошлый раз вы отлично поработали!».
- выражения согласия, одобрения, поддержки «Мне нравится, как Миша выполнил это задание», «Полностью с тобой согласна!», «Отличный вопрос!».
- цитирование наиболее удачных (интересных, точных, оригинальных) высказываний, ответов детей.
Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию, что позволяет избежать словесного давления, сделать общение с ребенком дружески равноправным.
Варианты словесной реализации: «Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убирал кто угодно, только не ты?», «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?», «Представь себе, что ты оказался на месте. » и т. п.
Юмор, шутка. Установлено, что юмор несовместим с явной агрессией и может использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако шутка — весьма сложный прием, требующий высокого уровня речевой подготовки, умения быстро и нестандартно реагировать на реплики ребенка. Шутки неприязненного и оскорбительного содержания обижают ребенка и провоцируют его на ответную речевую агрессию.
Красноречивое молчание — молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приемом самообрыва речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребенка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой. Данный метод (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и степени выраженности словесных агрессивных проявлений) хорошо сочетается с последующим — порицанием, переключением внимания, проецированием личностных качеств, приемом смены ролей или шуткой.
«Выпустить джинна» — не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью выговориться, после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим «окультуренным воспроизведением» — перефразированием в более корректной форме: «Я поняла, что ты хотел сказать то-то и то-то», «Наверное, ты имел в виду. ».
Преимущества этого приема в том, что последнее слово всегда будет за взрослым, есть возможность разрядки эмоционального напряжения и наличие времени на обдумывание ответной тактики общения.
«Если не можешь чему-то противостоять — возглавь это». Суть метода, используемого в ситуациях, имеющих скорее характер увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативного поведения, доведении его до высшей точки или в утрировании до абсурда: «Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, еще громче! Еще. » и т. п. Возможны два варианта развития ситуации: либо неожиданное разрешение недозволенного и участие в нем самого взрослого вызовут удивление, смущение детей, и негативные реакции утихнут сами собой, либо страсти усилятся и, дойдя до «точки кипения», изживут сами себя.
Частичное согласие (метод «Да, но. ») — внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: «Хорошо, мы пойдем в цирк! Но сначала ты съешь кашу и уберешь игрушки», «Ладно, ты можешь играть еще десять минут, но потом сразу надо будет ложиться спать. Договорились?», «Да, Сережа поступил плохо — он тебя ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него машинку! Так что вы оба виноваты и должны помириться».
Привлечение союзников — заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых клише: «Не кричи, пожалуйста, — на тебя уже тетя смотрит!», «По-моему, ребята не одобряют тебя. Правда?», «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!»
Апелляция к жалости — при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: «Ты делаешь мне очень больно!», «Твои слова меня очень огорчили!», «Пожалей меня, пожалуйста». Это достаточно эффективный прием в процессе общения со старшими дошкольниками.
Самонаказание — предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию: «Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за. », «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то?».
Можно даже заранее — в игровой форме, но самым серьезным образом — предложить ребенку составить список таких самонаказаний и правил общения и далее следовать им в конфликтных ситуациях. Основные требования: не должно быть физических наказаний и наказаний трудом, не должны унижаться достоинство, личность ребенка.
Убеждение — прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения.
Выделим ряд требований, нарушение которых делает убеждение неэффективным или вызывает у детей активное неприятие, раздражение:
- не разъяснять вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека)
- лучше корректно напомнить «На эти слова я могу обидеться», «Мы же знаем, что это плохо»;
- не морализировать отвлеченно: «Надо вести себя хорошо», «Нужно быть умницей»;
- не убеждать в недоступном: «На занятиях всегда надо сидеть молча», «Никогда не надо ни с кем спорить»;
- не повышать тон и не говорить излишне пафосно «Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!».
Особую роль в предотвращении словесной агрессии играют средства речевого этикета. Русский речевой этикет предполагает:
- косвенные выражения побуждения, просьбы: «Может быть, ты все-таки постараешься. », «Стоит ли ругаться?».
- употребление сослагательного наклонения «Хорошо бы нам. ».
- использование не очень сложного намека: «Мне трудно говорить с тобой в таком тоне», «Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь», «Тебя так научила разговаривать Баба Яга?».
Часто взрослые забывают о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее обоснование — разъяснение, то есть объяснение того, для чего необходимо выполнение или невыполнение какого-то действия. Это делает выполнение просьбы более осознанным и комфортным.
Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых или непристойных. Например, «человек, который поступил неправильно» вместо «дурак», «неправда» вместо «вранье», «не разговаривай» вместо «закрой рот».
Со стороны взрослого возможны также косвенное информирование, намеки: «Ты поступил непорядочно», «Мне плохо, когда вы говорите такие слова».
Использование приема «смены адресата» — проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора: «Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то. ».
Итак, формирование, развитие и перевод в практический осознанный речевой план навыков эффективной коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — важнейший момент воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении.
Как избежать агрессии на дорогах?
Чаще всего конфликт на дороге возникает с нецензурных оскорблений, угроз со стороны одного из водителей… и мелкий конфликт незаметно перерастает в настоящее противостояние с применением физической силы, а иногда – оружия. Психологи называют это «дорожной агрессией», означающей проявления неконтролируемой ярости, которой подвержены некоторые из водителей. Угрозы и физическая сила являются для них своеобразным выходом их негативных эмоций.
Проявлениям агрессии за рулем подвержены, в первую очередь, люди, находящиеся под влиянием постоянных стрессов или испытывающие на себе серьезное психологическое давление. Часто это приводит к вспышкам неконтролируемого гнева. Стресс может возникать и из-за жизненных обстоятельств, к примеру, человек, постоянно разъезжающий между офисом и домом, опаздывая на работу или не успевая отвезти детей на занятия. Пробки на дорогах никак не способствуют ослаблению стресса, а наоборот, еще сильнее усиливают его. Если человек во взвинченном состоянии сталкивается хоть с малейшей проблемой на дороге, то он уже не в состоянии сдерживать свой гнев.
Если агрессия за рулем проявляется все чаще, то психологи утверждают, что это уже серьезное психиатрическое заболевание, которое необходимо лечить при помощи специалистов. Опасно это проявление тем, что водитель все чаще реагирует слишком агрессивно даже на те ситуации, которые, на самом деле, этого не стоят.
Как же поступать, если на дороге вы столкнулись с агрессией со стороны какого-то водителя?
Прежде всего, чтобы избежать конфликтов, соблюдайте все правила дорожного движения. Старайтесь не отвлекаться от дороги на телефонные разговоры, на еду, питье.
Понимайте и то, что обгоняя других водителей или намеренно не уступая им дорогу, вы своим поведением провоцируете людей на агрессию. Может быть и так, что вы совершенно случайно совершили что-то, что могло разозлить другого водителя.
Старайтесь держаться как можно дальше от машин, которые едут слишком быстро или медленно. Вполне возможно, что за рулем находится не слишком адекватный человек.
Если другой водитель показывает вам грубые жесты или ругается бранью, ни в коем случае не отвечайте ему грубостью на это. Лучше всего просто не обращать внимания на его проявления агрессии. Старайтесь не смотреть ему прямо в глаза.
Когда же ситуация накаляется и агрессивный водитель направляется к вам, не выходите из машины и закройте все двери. Если ситуация начинает выходить из под контроля, вызывайте милицию.
В тех случаях, когда вы подвергаетесь внезапным вспышкам гнева за рулем, следует придерживаться несложных рекомендаций.
Старайтесь планировать ваше время так, чтобы выезжать намного раньше, учитывая возможные остановки и задержки на пути следования. Если вам не удалось избежать пробки, можете послушать любимую музыку или аудиокнигу. А лучшим будет, если вы освоите специальные расслабляющие упражнения.
Не идите на поводу у оскорбляющего вас, отвечая грубостью на грубость, вы с каждой секундой теряете контроль над собой и позволяете обидчику манипулировать вами. В любом случае сохраняйте спокойствие. Думайте о том, что стресс только отнимет у вас хорошее самочувствие, а постоянный стресс может спровоцировать серьезные проблемы со здоровьем.
Вам нравится наш журнал?! Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен! Следить за обновлениями вы также можете в Instagram, Telegram и Youtube-канале.
Будь в курсе всего самого важного вместе с MEN’s LIFE!
Конфликт на дороге: как избежать неприятностей
Водители, которые молотят друг друга на дороге, – зрелище не самое приятное. Стоит ли избегать стычек, где точка невозврата и что за ней следует? Разбираемся.
Для того, чотбы кровь закипела, на глаза упала пелена и последующей драки некоторым нужно совсем немного. Помните, что на дороге одновремнено присутствует масса психотипов людей – от спокойных и рассудительных, до готовых выплеснуть агрессию при любом удобном поводе. Дорожные потасовки оставляют следы на лицах, вмятины на кузовах, а в некоторых ситуациях способны довести до уголовной ответственности.
Всего-то нужно извиниться
Удивительное дело… Многие люди разучились просить прощения, даже когда полностью осознают за собой промах или неправоту. Простой пример: человекообразное существо перегородило две трети тротуара своим транспортным средством. На простую просьбу убрать автомобиль, оно начинает хамить, угрожать и обзывать пока еще даже не оппонента нехорошими словами.
После этого “не оппонент” превращается в настоящего соперника. Результат – выбитое стекло и подправленное лицо. Ситуация плохая, даже скверная! Это не нужно было ни одному, ни другому. А ведь избежать ее можно было извинившись и переставив машину, снизив накал страстей. “Да, не прав, сейчас уберу. Извини”, – нехитрый набор слов и фраз разрядил бы обстановку. Максимум нарушитель услышал бы в свой адрес крепкое словцо и на этом конфликт можно было бы считать исчерпанным. Но некоторые почему-то выбирают более сложный путь.
“Втащить” или не “втащить”
Иногда руки так и чешутся надрать зад дорожному хаму, правда? Так вот, друзья мои, прежде чем падать в бездну ярости и праведного гнева, учитывайте возможные последствия. Существует вероятность, что вы, решив всего-то дать в глаз, отправите человека прямиком на тот свет или на вечный прикол к больничной койке. Это не так сложно, как кажется. Во-первых, достаточно просто нечаянно ударить “не туда”. Во-вторых, не все из нас в курсе своих физических возможностей. Вы можете оказаться гораздо сильнее, чем вам казалось. Да еще агрессия, превращающая человека в неконтролируемого биоробота.
Для острастки – в сжатой форме напомним, какие бывают телесные повреждения и как их “награждают”. Существует три основных вида повреждений – легкие, средней тяжести и тяжкие. Первая категория наиболее “массовая”. Это ущерб для здоровья, носящий незначительный или кратковременный урон здоровью. А, именно, синяки, ушибы, кровоподтеки и прочее. Кроме того, сюда относят травмы, продержавшиеся не более семи дней. Статья 115 УК РФ, регламентирующая наказание за подобные травмы, состоит из двух частей. Первая не предусматривает какие-либо отягчающие обстоятельства и карает штрафом до 40 000 рублей, либо обязательными работами на 480 часов, либо годом исправительных работ, либо арестом на четыре месяца. Во второй части статьи указано нанесение легких повреждений с различными отягчающими обстоятельствами. Например, с хулиганскими целями и путем применения любого оружия. По второй части наказание строже – максимум до двух лет лишения свободы.
Категория телесных повреждений средней тяжести наиболее обширна и, в частности, включает в себя переломы, колотые и резаные ранения, которые не задели органы. Наказание за этот тип повреждений регламентирует Статья 111 УК РФ. Ее первая часть рассматривает процесс умышленного нанесения телесных повреждений средней тяжести без каких-либо отягчающих обстоятельств. Максимальное наказание – лишение свободы на три года. Вторая часть включает в себя такие обстоятельства как хулиганские мотивы.
Ну а если вас угораздило вырубить человека, да так, что он больше не дышит или получил значительный ущерб здоровью и психике, то вам придется отвечать за тяжкие телесные повреждения. В данном случае – это лишение свободы сроком до 15 лет в зависимости от обстоятельств.
За “чудака” ответить?
Сыгравшее мужское самолюбие – опасный момент при конфликтах. Может, лучше просто выдохнуть и успокоиться?
“В основе любых разногласий лежат определенные причины. Они делятся на три больших группы причин: объективные, социально-психологические и личностные. Первые базируются на столкновении интересов (например, очередность и приоритет проезда). Вторые – на неблагоприятном психологическом и социальном климате в среде автомобилистов (сложная дорожная ситуация, низкий культурный уровень водителей). Большую роль в возникновении конфликтов на дороге играет киноиндустрия (сцены агрессивного доминирования на дороге). Третьи – кроются в особенностях личности в целом. В психологии есть даже понятие “конфликтной личности”, которое может включать такие характеристики, как: стремление к превосходству, чрезмерную принципиальность”, – объясняет Леонид Борисович Рожков, психолог, педагог-эксперт Гильдии автошкол России.
Интересный и важный момент – по словам эксперта, стратегий реагирования на конфликтую ситуацию разработано достаточно много, но на дороге они, к сожалению, чаще всего не работают!
“В дорожном конфликте сработает только стратегии уклонения от конфликта или уступки конфликтующей стороне. Любое другое поведение приведет к необратимым последствиям. То есть, каждый водитель должен заранее продумать свое поведение в конфликтной ситуации, просчитать все выгоды и потери от его развития. Необходимо понимать, что выгода от конфликта только в моральном аспекте, а потери, как правило, будут в материальном и физическом плане. Лучше промолчать и уклониться, чем провести последующее время в отделении полиции или больнице. Ведь не зря водительская мудрость гласит “Дай дорогу дураку””, – суммирует Рожков.
Образования нет
По нашему скромному мнению, человеку, не умеющему держать себя в руках при управлении объектом повышенной опасности, не место за рулем. Но проблема дорожной нетерпимости куда глубже, чем кажется, и усугубляется тем, что в России нет должной психологической подготовки водителей. Да и учить некому.
Вот что говорит по этому поводу Сергей Юрьевич Лобарев, председатель НП “Гильдия автошкол” России, координатор авто и мото-сообщества Комитета Государственной Думы ФС РФ: “Современная система профессионального обучения водителей ТС в России нуждается в совершенствовании ее практической направленности. В частности, следует усилить психологическую составляющую. В Российской Федерации в 2014 году Министерство образования и науки ввело новую программу профессионального обучения водителей ТС. В этой программе предусмотрен отдельный предмет “Психофизиологические основы деятельности водителя” длительностью 12 академических часов. В рамках дисциплины водители изучают этические основы деятельности водителя, основы эффективного общения, профилактику конфликтов. Но тут сразу возникает проблема кадров. Все-таки нужен узконаправленный специалист, понимающий автомобильную специфику. Многие автошколы вообще закрывают глаза на эту дисциплину.
В некоторых европейских государствах при организациях, осуществляющих подготовку водителей, существуют курсы психологической адаптации, посещаемые кандидатами в водители факультативно. Но надо еще понимать уровень самоорганизации и социальной ответственности водителей в этих странах и у нас. Плюс количество профильных специалистов там в разы больше. Кардинально решить проблему в вопросах психологической подготовки будущих водителей ТС можно. Необходимо выстраивать систему непрерывного автообразования, занятия должны проводить дипломированные психологи, прошедшие курс переподготовки по соответствующей программе, все автошколы ответственно подходить к исполнению учебной программы”.
Мы искренне желаем быть вам сдержанными, адекватными и благоразумными. Не позволяйте себе “слетать с катушек” и помните – попытка наказать оппонента может не просто выйти вам (да-да, именно вам!) боком. Вы заплатите за победу непомерную цену. Так что держите себя в руках.