Avtomagazin48.ru

Что такое гидроудар и как его избежать

Гидроудар двигателя

Если на дороге перед автомобилем лужа, многие неопытные водители стремятся проехать ее на большой скорости, чтобы не застрять и не набрать воды в салон. И это – очень серьезная ошибка! Очень часто, влетая на скорости в воду, машина «загребает» в двигатель большое количество воды и мгновенно глохнет, содрогнувшись всем корпусом.

Это первый симптом гидроудара – опасной поломки, при которой вода попадает в движущиеся механические узлы мотора, что вызывает заклинивание и полный выход из строя силового агрегата. Что делать в этой ситуации?

Что такое гидроудар, и как он возникает?

Гидравлический удар двигателя – это резкое попадание большого количества воды в цилиндры движка, в результате которого в камерах сгорания стремительно вырастает давление, резко прерывается рабочий цикл и происходит обрушение механически подвижных деталей.

Если машина резко влетает в глубокую лужу, вода, которая имеет невысокий порог сжатия, под большим давлением заливается в двигатель, захлестывает камеру сгорания и бьет по поршню, выполняющему внутри цилиндра ДВС стремительное сжатие горючей смеси со скоростью до 6000 оборотов. Врезаясь в воду, как в каменную стену, поршень ломается, гнутся шатуны и штоки, обрываются шпильки головки цилиндров, рвутся прокладки ГБЦ и ремень ГРМ, деформируется коленвал. Мотор полностью разрушен, и восстановлению не подлежит.

Иногда гидроудар может возникнуть из-за пробоев в системе охлаждения, прогорания прокладок ГБЦ, неисправностей карбюратора или инжекторов: тогда в камеру сгорания начинает заливаться охлаждающая жидкость, либо слишком много топлива, что обязательно приведет к гидроудару.

Как определить, что произошел гидроудар?

При гидроударе машина содрогается всем корпусом так, что вы почувствуете ее телом, сидя в салоне, после чего ДВС немедленно глохнет. Но надежда остается: возможно, водой просто залило датчик положения коленвала. Дайте ему просохнуть и осторожно попробуйте завести машину. Если двигатель запустится – все нормально, можно ехать дальше.

  • Влажный воздушный фильтр – нехороший симптом, но не критичный.
  • Капли воды на свечах зажигания – тоже еще не трагедия: двигатель «хлебнул» воды, но основные его узлы могут остаться целыми.
  • Если двигатель заглох на холостых оборотах (машина влетела в лужу по инерции) – значит, в двигатель попало немного жидкости, но, скорее всего, критических повреждений не будет.

Важно! Даже при этих спорных признаках следует как можно быстрее доставить машину на диагностику и проверить состояние мотора.

Первый же и достаточно опасный симптом гидроудара – вода, стоящая в корпусе. Как минимум его надо разбирать и сливать воду, иначе она смешается с моторным маслом в эмульсию и обеспечит опасные масляные отложения.

Если же вы влетели в лужу на большой скорости, а мотор работал на высоких оборотах, и вода накрыла движок, после чего машина сильно завибрировала и заглохла – вероятность гидроудара почти 100%-ная. Это значит, что вода попала в камеру сгорания и вывела из строя блок цилиндров.

Дополнительные признаки гидроудара:

  • воздушный фильтр залит водой и деформирован;
  • в цилиндрах – ступенчатый слой нагара (сверху почти стерт, снизу – блестящие следы);
  • поршень в цилиндре опускается ниже стандартного уровня и имеет сильный слой нагара;
  • на вкладышах видны блестящие полосы износа;
  • коленвал нельзя прокрутить вручную, а из гнезд свечей зажигания вытекает вода.

В этой ситуации нельзя заводить мотор – могут начать разрушаться другие механические узлы автомобиля. Необходима эвакуация на СТО.

Что делать при гидроударе?

Конечно, степень разрушения мотора будет зависеть от многих факторов – качества воды, количества залитых цилиндров, количества воды в цилиндрах, скорости машины и оборотов движка. Однако лучше сразу признать, что авто получило максимальный гидроудар, и оперативно действовать по определенному алгоритму:

  • остановить машину и выставить знаки аварийной остановки;
  • выкрутить свечу зажигания и проверить, есть ли на ней вода;
  • разобрать кожух и проверить воздушный фильтр на влажность;
  • попробовать прокрутить коленвал двигателя со снятой свечой – если он проворачивается, а из свечных гнезд не вытекает вода, значит, критических разрушений нет;
  • попробовать прокрутить мотор стартером – если не будет стуков, то нужно продуть цилиндры, вкрутить свечи и попытаться завести машину.
Читать еще:  Особенности нанесения антигравия

Если коленвал вручную не проворачивается, или при попытке прокрутить его стартером, вы слышите посторонние звуки – экспериментировать дальше смысла нет Надо вызывать эвакуатор и везти машину на СТО, чтобы просушить мотор. Если после нее и замены воздушного фильтра авто заведется и поедет – вам повезло.

Если гидроудар оказался небольшой силы, вы можете надеяться на то, что повреждены не все цилиндры, стержни поршневых шатунов получили незначительную деформацию и просто заклинили один-два поршня в гильзах. В этой ситуации потребуется заменить сами поршни и шатуны с пальцами.

Но, чаще всего, в залитых цилиндрах рвет поршни, ломает шатуны, пробивает стенки цилиндров, рвет прокладки и разрушает ГБЦ, разбивает коленвал и обрывает ГРМ, создает трещины в блоке цилиндров. В этом случае – двигатель придется менять.

Ситуация с дизельными авто – еще хуже. У «дизелей» камера сгорания меньше, и для гидроудара нужно меньше воды. Поэтому, если владельцы бензиновых авто еще имеют шансы отделаться легким испугом, то инжекторные машины в 95% случаев гарантированно становятся на капитальный ремонт.

Как предотвратить гидроудар?

Лучший способ уберечь двигатель своего автомобиля от гидроудара – не ездить по лужам и беречь воздухозаборник машины от попадания воды. Но если выбора нет, и сквозь лужу придется проехать, делайте это так, чтобы вода стояла не выше половины высоты колеса.

При проезде луж старайтесь двигаться плавно и на небольшой скорости, чтобы вода не загребала в воздухозаборники. Добавлять газ следует только после того, как преодолено самое глубокое место.

Если вода в луже оказалась выше, чем нужно, лучше остановиться и выключить двигатель, после чего попытаться вытянуть машину из воды тросом. И в обязательном порядке провести двигателю диагностику сразу, на первой же СТО.

В заключении следует отметить, что даже малозначительные для автомобиля водные препятствия следует преодолевать аккуратно, если вы хотите избежать гидроудара, который способен за считанные секунды разрушить ваш двигатель, а вас загнать в длительный и дорогостоящий ремонт.

Если же у вас есть подозрения, что гидроудар произошел, немедленно прекратите попытки завести мотор, проверьте исправность индикатора положения коленвала, состояние воздушного фильтра и свечей зажигания, а также уровень воды в блоке цилиндров. Если не удастся отделаться продувкой цилиндров и просушкой мотора, то движок, скорее всего, придется заменить.

Что такое гидроудар и как его избежать?

Каждый автомобилист, причем как неопытный новичок, так и обученный профессионал, может столкнуться с такой неприятностью, как гидроудар силового агрегата. В большинстве случаев он происходит при быстрой езде по бездорожью и лужам, из-за чего внутрь камеры сгорания силовой установки попадает вода.

Последствия от взаимодействия важных узлов автомобиля с жидкостью могут оказаться непоправимыми, поэтому чтобы предотвратить их, нужно знать, как избежать гидроудара и что предпринять, если он произошел.

Что представляет собой гидроудар

Гидроудар двигателя – опасное явление. В этом процессе задействован воздуховод, всасывающий воздушные массы с частицами брызг. Вскоре в системе формируется водяная пробка, создающая преграды для поршней. Если вовремя не принять соответствующие меры, вся силовая установка может выйти из строя, что повлечет за собой большие расходы и необходимость дорогого ремонта.

На практике гидроудар напоминает настоящее столкновение с физической преградой, из-за чего двигатель останавливается и уже больше не заводится. Да и выполнять повторный запуск агрегата не рекомендуется — это только усугубит ситуацию и полностью выведет из строя шатуны.

Однако при столкновении с такой неприятностью как гидроудар не нужно паниковать. Возможно, силовая установка не получила серьезных повреждений и нуждается в несложном обслуживании. Однако при определенных обстоятельствах проблема становится критической. Зачастую это происходит при:

  • работе мотора на повышенных оборотах;
  • попытке автомобилиста повторно запустить двигатель;
  • самостоятельном ремонте без навыков и опыта.
Читать еще:  Как на магнитоле Pioneer (Пионер) отключить демо режим

Если в момент гидроудара мотор работает на повышенных оборотах, это вызывает выработку внушительного количества кинетической энергии, которая может вывести из строя любую конструкцию из металла.

Причины гидроудара

Не секрет, что у воды отсутствует свойство самостоятельно сжиматься. И вот когда автомобиль заезжает в глубокую лужу, она образует высокую водяную завесу и начинает проникать в самые отдаленные участки силовой установки. Естественно, в таком случае ей несложно будет проникнуть в камеру сгорания. В результате поршень не сможет полноценно сжать горючее, т.к. ему будет препятствовать водяная пробка.

Наиболее серьезным поломкам подвергаются дизельные агрегаты, т.к. показатели давления внутри их цилиндров существенно превышают давление в бензиновых моделях. Существует две основные причины, объясняющие попадание жидкости внутрь камеры сгорания:

  • Проезд по глубокой луже на большой скорости, что вызывает сильные брызги воды. При таких обстоятельствах вода может оказаться в воздушном фильтре, а затем и в камере сгорания.
  • Затекание жидкости в камеру сгорания случается и при преодолении луж с внушительной высотой, которой хватает на то, чтобы влага оказалась в воздушном фильтре.

По опыту, первая ситуация встречается намного чаще и с ней сталкиваются, как правило, неопытные автомобилисты, не имеющие представления об опасности подобного происшествия. Однако от неприятной проблемы не застрахованы даже бывалые водители, при этом последствия будут одинаковыми и для первых, и для вторых – серьезное повреждение внутренних узлов и механизмов двигателя.

Если у автомобиля низкая подвеска, то вероятность получения гидроудара заметно возрастает. Зачастую это касается спортивных машин, которые предназначаются для скоростной езды. Обычные транспортные средства менее уязвимы к такой проблеме, но это никак не значит, что она полностью исключена. Поэтому чтобы избежать пагубных последствий для двигателя, важно избегать преодоления высоких водных преград и езды по глубоким лужам.

Последствия гидроудара и профилактические меры

К сожалению, последствия от контакта основных узлов двигателя с водой редко бывают незначительными. В большинстве случаев они настолько серьезные, что приходится полностью менять ключевые детали, а также осуществлять дорогостоящий ремонт. Наиболее распространенной проблемой является загибание поршней и деформация шатунов. Иногда случается полный разрыв блока мотора, что влечет за собой неоправданные финансовые затраты.

В автомобильной практике известны случаи, когда после гидроудара двигатель вообще не подлежал ремонту и приходилось покупать новый узел. И чтобы предотвратить такое развитие событий, необязательно быть профессиональным водителем — достаточно соблюдать основные правила обращения с автомобилем и не допускать безрассудной езды по пересеченной местности с лужами.

Каждый водитель должен знать, что судьба его транспортного средства напрямую зависит от ответственного обращения и правильного обслуживания. И чтобы избежать такой неприятности, как водяной удар, следует принять несложные профилактические меры:

  • В-первую очередь, нельзя допускать езды по глубоким лужам и водяным преградам на высокой скорости. Важно понимать, что среднестатистические автомобили не предназначены для такой агрессивной среды эксплуатации, поэтому при продолжительных атмосферных осадках и неутешительном прогнозе погоды лучше вообще не выезжать на пересеченную местность. Водитель должен трезво оценивать возможности своей машины и не преувеличивать их.
  • При проникновении воды в двигатель лучше не заниматься его восстановлением своими руками. Вместо этого следует обратиться за помощью к обученному специалисту-автомеханику.

К сожалению, не все водители добросовестно следует этим рекомендациям, да и срочные дела часто подталкивают на быструю езду по сомнительным дорогам. Но если путь к месту назначения хорошо знаком, лучше любыми способами избегать глубоких залитых ям и соблюдать осторожность — в таком случае вероятность получения гидроудара двигателя существенно снизится.

Гидроудар двигателя. Что это такое и как его избежать?

Сильный ливень и глубокие лужи, возникающие на дороге, нередко становятся причиной серьезной автомобильной «болезни», одно название которой наводит ужас на водителей: гидроудар. Для машины это, фактически, приговор. Как для человека – разрыв сердца. Но, в отличие от человеческого, сердце автомобиля можно восстановить.

Читать еще:  Обзор Aston Martin DB11 2018

Что такое гидроудар

Гидроудар двигателя случается, когда в камеру сгорания двигателя, через воздушный фильтр, попадает вода. Эта жидкость по своим свойствам несжимаема, в отличие от топлива и воздуха. Как только капли воды попадают в цилиндры, происходит следующее: на такте сжатия, когда оба клапана закрыты, поршень, двигаясь вверх, упирается в водную пробку. Давление внутри цилиндра возрастает многократно. А двигатель, продолжая цикл, пытается довести шатун до верхней точки. Фактически, поршни в одном или нескольких цилиндрах моментально останавливаются, а коленчатый вал, продолжая вращаться, принимает на себя огромные нагрузки. Он гнет шатуны, ломает пальцы поршней и часто ломается сам. Поршневая группа после гидроудара, как правило, подлежит полной замене и хорошо, если дело закончится только этим. Иногда запредельное давление разрывает блок цилиндров. Особенно опасен гидроудар для дизелей: из-за высокой степени сжатия у них небольшой объем камеры сгорания, а дроссельная заслонка – отсутствует. Поэтому вывести из строя дизельный двигатель значительно проще, нежели бензиновый.

«Реанимация» после гидроудара

Как ни странно, наиболее «щадящий» вариант гидроудара – когда двигатель просто заклинит. Обычно такой «клин» происходит из-за упора деформированного шатуна в стенку блока цилиндров. Если водитель решится завести авто с такой поломкой, он просто “приговорит” двигатель. Машину нужно везти на сервис и там проводить диагностику и ремонт двигателя. Почти наверняка механики скажут, что требуется замена шатуна и поршневых пальцев.

Однако иногда случается, что двигатель, набрав воды в цилиндры, останавливается, но его не заклинивает. Коленвал вращается, но полного такта поршни не делают, их не пускает вода. Вот тут – внимание! Не стоит сразу выбегать из машины, брать трос и пытаться ее завести с «рывка». Этим вы гарантированно «добьете» шатуны. Если не суетиться, крупной поломки можно избежать.

Главное не паниковать. Для начала заглушите двигатель и дайте машине постоять несколько часов. Дальше нужно выкрутить свечи из головки блоков цилиндра и прокрутить стартером коленвал. В результате этого вода из цилиндров уйдет, а вот тогда можно закрутить свечи и попытаться завести двигатель.

Как ремонтировать двигатель

Важно убедиться, что ваш двигатель пострадал именно от воды. Сделать это несложно. Достаньте воздушный фильтр и потрогайте его. Если фильтр влажный – у вашего авто гидроудар. Все детали двигателя придется тщательно исследовать. Важно, сколько времени автомобиль простоял после гидроудара. Если день-два – то нормально. Если месяц – то не исключена коррозия на стенках цилиндров и поршневых кольцах. Возможно, двигателю понадобится расточка и шлифовка стаканов цилиндров. Очень редко после гидроудара можно привести в рабочее состояние искривленные шатуны. Лучше заменить их новыми. В процессе деформации деталь укорачивается примерно на 1-2 мм. Кроме того, шатун будет задевать противовес коленвала.

Хлопот доставляет и головка блока цилиндров. На ней наверняка появятся трещины или даже сквозные дырки, но эта проблема решаема в условиях СТО.

Как избежать гидроудара

Главное правило: никогда не проезжайте глубокую лужу на высокой скорости. Двигайтесь на высоких оборотах, но медленно. Оптимально, если вы будете ехать на первой передаче – это позволит двигателю заглохнуть без фатальных последствий.

На вопрос, как избежать гидроудара, водители-ветераны отвечают новичкам: воздержаться от поездки, если надвигается большой ливень.

Но если уж вас на дороге застала непогода, выезжайте на любую возвышенность и глушите двигатель. Лучше переждать, а движение продолжить потом. Ведь легковушка – не амфибия, водные процедуры ей противопоказаны. И страдает от них не только двигатель. Глубокой воды «не любит» и электропроводка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector