Avtomagazin48.ru

Как могут обмануть при оформлении ДТП

Мошенничества с подставными ДТП

Дорожно-транспортные происшествия происходят достаточно часто. Значительная их часть заканчивается причинением ущерба. В связи с этим государство выдвинуло требование о том, чтобы каждый водитель имел полис ОСАГО. Казалось бы, теперь в случае ДТП компенсацию выплачивает страховая компания и смысла заниматься инсценировками аварий больше нет. Однако любители легкой наживы от своих намерений не отказались, и мошенничества продолжаются. Рассмотрим, что собой представляет подставное ДТП.

Какие события относятся к ДТП

Не каждое происшествие с автомобилем или мотоциклом считается дорожно-транспортным. Основными признаками ДТП являются движение хотя бы одной машины и причиненный в связи с этим ущерб. Причем вред может быть нанесен жизни или здоровью людей, а также автомобилям (в том числе единственного участника) или иным материальным объектам.

Выделяются следующие виды дорожных происшествий:

  1. Столкновение нескольких машин.
  2. Опрокидывание автомобиля.
  3. Наезды на:
  • стоящие машины и другие транспортные средства;

    4. Падение пассажиров и грузов.

    Какие ДТП являются подставными

    Большая часть происшествий на дорогах вызвана стечением ряда случайных событий. Подставное, или умышленное ДТП вызвано целенаправленными действиями одного или нескольких участников движения, и это только первый признак происшествий данного типа. Вторым признаком является их цель – получение денежной выгоды. Объектом получения преступного дохода может быть как участник дорожного движения, так и страховая компания.

    В связи с повсеместным распространением ОСАГО в последнее время именно страховщики чаще всего являются жертвами подобных махинаций. В этом случае все участники происшествия могут быть задействованными в преступной схеме.

    До введения ОСАГО основными жертвами подобных преступлений являлись обычные автомобилисты. Преступники действовали группой, последствия подставного ДТП умышленно преувеличивались. Их задачей было запугать водителя и добиться выплаты значительных денежных средств. Кстати, этот метод используется и сейчас.

    Однако теперь основная задача преступников состоит в том, чтобы добиться от жертвы нарушения установленных правил оформления ДТП, а потом потребовать денежные средства.

    В ситуации правильного оформления происшествия основную ответственность несет страховая компания. У страховщиков работают хорошие специалисты, и факт дорожной подставы может быть легко доказан, поэтому преступники, видя настойчивое желание потенциальной жертвы оформить происшествие по всем правилам, просто ретируются.

    Каких водителей чаще всего выбирают в качестве жертвы

    Цель мошенников – получить максимум денег при минимуме риска. Запугать крепких молодых мужчин достаточно сложно, поэтому они предпочитают женщин, юношей и пенсионеров. Сильные мужчины попадают в подставное ДТП только в случае наличия тонировки стекол, когда преступники не могут разглядеть водителя.

    Второй группой лиц, на которую обращают внимание мошенники, являются водители автомобилей, имеющих царапины, вмятины и иные повреждения, которые могли возникнуть при ДТП. Такие машины обычно выискивают на стоянках во дворах. Как правило, под дворник вставляется записка о том, что водитель якобы был участником происшествия, у которого имеются свидетели, но с места происшествия он скрылся. Указывают номер телефона, по которому следует позвонить, «чтобы разобраться». А далее осуществляется психологическое давление с целью выманивания средств. Если вы уверены, что не могли участвовать в происшествии, не заметив его, лучше по указанному телефону не звонить.

    Основные схемы подставных ДТП

    Преступники стараются сделать так, чтобы определить, что это ДТП-подстава, было сложно. То есть стремятся создавать такие ситуации на дороге, в которых жертва преступления совершает нарушение ПДД и формально действительно является виновником аварии. Оказывать психологическое давление на человека, ощущающего вину, намного проще, и мошенники активно это используют.

    Рассмотрим ситуации, в которых сделать подставное ДТП, довольно просто.

    Проезд нерегулируемого перекрестка

    Обычно выбирается пересечение неравнозначных дорог. Преступник паркуется неподалеку от перекрестка на главной дороге. Выбрав жертву, которая начинает пересекать главную дорогу, он стартует, въезжает на перекресток и совершает столкновение, в котором формально виноват водитель, не пропустивший автомобиль по главной дороге. Аналогично мошенники могут действовать на пересечении равнозначных дорог. В этом случае выбирается жертва, имеющая помеху справа.

    На дорогах с примыкающими второстепенными дорогами и разгонными полосами

    Преступники выбирают участки дорог с интенсивным движением. В таких местах автомобилям, стремящимся влиться в поток, приходится долго ждать в нервозной обстановке. Преступник демонстрирует желание пропустить автомобилиста – он может помахать рукой, “поморгать” фарами или снизить скорость. А когда автомобиль жертвы начинает движение, преступник прибавляет газа и совершает столкновение, в котором формально виновата жертва.

    При перестроениях на дорогах

    Изменение полосы движения – очень благоприятный момент для осуществления преступных намерений мошенника. Чаще всего достаточно просто немного поездить по трех- или четырехполосным дорогам с интенсивным движением, чтобы выбрать авто для столкновения. Как известно, при перестроении водитель обязан пропустить весь транспорт на полосе, выбранной для дальнейшего движения. На дорогах с интенсивным движением это практически нереально, поэтому водители пропускают друг друга. Ну а мошенники, конечно, жертву не пропустят.

    Более сложный вариант того же мошенничества практикуют с использованием двух машин. Например, вы едете не в крайней правой полосе. Сзади вас нагоняет дорогая машина, которая, интенсивно сигналя, требует освободить дорогу. Вы начинаете быстро перестраиваться и ударяете авто сообщника мошенников. Формально в аварии виноваты вы.

    При движении по кругу

    На участках дорог, где организовано круговое движение, многие водители, особенно новички, чувствуют себя неуверенно: необходимо пропускать транспорт и одновременно перестраиваться, а это достаточно сложно. Выбирается момент, когда машина жертвы заехала на чужую полосу – для аварии хватает буквально нескольких сантиметров. Чаще всего преступники работают на двух автомобилях, чтобы иметь свидетеля, который и докажет “вину” жертвы в ДТП.

    Подрезание и резкое торможение

    Если водитель ударил впереди идущую машину, он почти всегда признается виновным. Подрезание – это интенсивный обгон, перестроение на вашу полосу и резкое снижение скорости. Избежать аварии в этой ситуации достаточно сложно. Однако такого же эффекта можно добиться и без обгона. Автомобиль, идущий впереди на участке с достаточно высокими скоростями, легко может подпустить вас поближе и ударить по тормозам. На светофорах некоторые мошенники вообще сдают задним ходом до совершения аварии, а потом заявляют, что стояли, а жертва их ударила.

    Имитация наезда на пешехода

    Вариантов этого мошенничества может быть множество. Часто выбирается пешеходный переход, не регулируемый светофором. Перед переходом обычно паркуют машину, которая затрудняет водителям обзор. Далее все просто. Мошенник, естественно, не хочет пострадать реально, поэтому либо создает ситуацию, в которой его едва задевают, либо столкновение имитируется – например, в машину кидают резиновый мячик или картофелину. После этого злоумышленник имитирует серьезный вред, причиненный здоровью или имуществу.

    Решить вопрос без вызова ГИБДД можно, оплатив лечение или возместив ущерб – например, за разбитые дорогие часы или порванный костюм.

    В последнее время набирает популярности схема со «спортсменами». Участников обычно двое. “Пострадавший” не сможет выступить на соревнованиях с крупным призовым фондом. Ущерб от того, что выигрыш не получен, предлагают возместить жертве.

    На стоянках у супермаркетов и развлекательных центров часто используется схема с детьми. Водитель при выезде со стоянки сдает задним ходом, слышит удар и обнаруживает под колесами ребенка или подростка, который очень плохо себя чувствует. Тут же появляются родственники ребенка, предлагающие решить возникшую проблему за деньги.

    Разумеется, мы привели не все сценарии мошенничества. К тому же преступники постоянно придумывают новые. Например, в Украине в последнее время популярна схема с манекенами. В сумерки у дороги устанавливают манекены, которые затем с помощью веревки валят под колеса большегрузного транспорта. Если водитель остановился и вышел посмотреть, грабят кабину, если нет – догоняют автомобиль и требуют денег за молчание.

    Как избежать автомобильной подставы или доказать свою невиновность

    Во-первых, необходимо строго соблюдать ПДД. Сигналящий сзади джип не является основанием для резкого и необдуманного перестроения, как и приглашающий жест водителя, едущего по главной дороге, не освобождает вас от обязанности его пропустить. Качественно оценивайте дорожную обстановку – и вероятность участия в подставном ДТП заметно снизится.

    Купите видеорегистратор. Снимайте последствия аварии на телефон. Обязательно фиксируйте лица других участников происшествия – мошенники часто известны полиции и, возможно, просто уедут.

    Никогда не соглашайтесь на предложения отъехать в сторонку и там договориться. Не покидайте место ДТП, не трогайте машину, если вам будут настойчиво предлагать отъехать к обочине и осмотреть повреждения «в спокойной обстановке». Даже если это будет оживленное место, не убирайте автомобиль до приезда сотрудников ГИБДД.

    Часто преступники, добившись отъезда жертвы, начинают напоминать ей о том, что, покинув место происшествия, она совершила нарушение, за которое лишают прав.

    Если вы видите неадекватное поведение других участников происшествия, закройтесь в машине и вызывайте полицию. Мошенники в такой ситуации, как правило, уезжают.

    Инсценировка ДТП ради получения страховки

    Инсценировка ДТП для страховой выплаты в последнее время встречается достаточно часто. По мнению экспертов, до 15 % всех страховок сегодня попадает в карманы злоумышленников. Способов мошенничества со страховкой довольно много:

    • страховка машины или ответственности уже после происшествия;
    • фиктивные аварии;
    • подмена водителя – если у реального виновника происшествия нет полиса страхования гражданской ответственности, вину на себя берет водитель, имеющий такой полис;
    • при реальной аварии получивший небольшие повреждения автомобиль могут специально разбить сильнее, чтобы увеличить компенсацию;
    • мошенничество с бланками страховых документов.

    Меры, принимаемые страховщиками

    Страховые компании – это в основном мощные в финансовом отношении организации. Некоторые даже создают специальные отделы по борьбе с мошенничеством, другие пользуются услугами сторонних специалистов. В любом случае все обстоятельства аварии и документы будут изучены самым тщательным образом.

    В настоящее время страховые компании широко используют новейшие компьютерные технологии – в частности программы, позволяющие установить, соответствуют ли повреждения, полученные автомобилем, обстоятельствам аварии, на основании которой выдвигаются требования о возмещении ущерба.

    Тем не менее некоторые аферы все же удаются, но случается это все реже. Поэтому, если у вас возникают мысли попытаться преувеличить ущерб или сымитировать аварию ради компенсационных выплат, советуем от них отказаться.

    Ответственность за подставные ДТП

    Если инициаторов или участников подставного происшествия изобличат, они не только не получат планируемых доходов, но и могут быть привлечены к уголовной ответственности. Наказание за инсценировку ДТП наступает по ст.159 и 159.2 УК РФ. В зависимости от обстоятельств и суммы мошенничества наказания могут быть разными. Максимальное – 10 лет лишения свободы и штраф 1 млн рублей.

    В заключение

    Подставные ДТП достаточно распространены. Если вы стали жертвой мошенников, ни в коем случае не соглашайтесь на предложения решить все вопросы без привлечения ГИБДД. Смело снимайте обстоятельства аварии и лица участников, вызывайте дорожную полицию и настаивайте на оформлении происшествия в полном соответствии с правилами.

    Подставное ДТП: Видео

    Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

    Страховщики научились ловить мошенников

    Года обязательного страхования автотранспорта не хватило, чтобы решить основные организационные проблемы борьбы со страховым мошенничеством по ОСАГО. Зато у жуликов было достаточно времени на разработку целого арсенала способов обмана компаний. Все эти способы уже изучены специалистами служб безопасности страховых компаний, и за последние полгода им удалось вывести на чистую воду немало мошенников.

    Бороться с мошенниками страховым компаниям очень трудно. Им не хватает информации. Рассказывает начальник сектора профилактики страховых мошенничеств компании “Ингосстрах” Сергей Карлс: “Поставить надежный заслон на пути мошенников невозможно без следующих мероприятий:

    – единая информационная база ГАИ по зарегистрированным ДТП и предоставление страховщикам права пользоваться этой базой;

    – единая информационная база страховщиков о заявленных страховых случаях;

    – наличие права у страховщиков проводить собственные расследования”.

    В настоящий момент этих баз, стандартов и прав у страховщиков нет. Поэтому остается удивляться, как работники служб безопасности ловят мошенников. А они это делают, судя по статистике, достаточно успешно. Как сообщил нам руководитель департамента безопасности Росгосстраха Александр Мозалев, “в первом полугодии 2004 г. службой безопасности Росгосстраха переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел материалы по 131 выявленному случаю страхового мошенничества. По сравнению с 2003 г. объем переданных в правоохранительные органы дел возрос более чем в 3,5 раза”.

    Способы мошенничества по ОСАГО страховщикам хорошо известны. Самый сложный и изощренный обман – полная инсценировка ДТП, когда уже поврежденные машины расставляются в специально выбранном месте. Здесь для мошенников главное, чтобы виновность обладателя полиса ОСАГО не вызывала сомнения у сотрудников ГАИ. “Другой возможный вариант – когда полис ОСАГО покупается “задним числом”, уже после ДТП, – делится опытом Александр Мозалев. – Подлинное время аварии тщательно скрывается до получения полиса, ну а потом уже происходит инсценировка ДТП. Бывают случаи и замены водителя, виновного в ДТП, если он не имеет полиса ОСАГО или водительских прав. Участники ДТП договариваются между собой, что вину на себя возьмет обладатель полиса ОСАГО, и дают соответствующие пояснения сотруднику ГАИ”.

    Следующий вид страхового мошенничества – т.н. “подстава”. Вот как, например, работают мошенники в Санкт-Петербурге. У обманщиков дорогая иномарка с повреждениями крыла, фар или бампера. В качестве объекта “охоты” они обычно выбирают новый отечественный автомобиль или недорогую иномарку, в салоне которой, кроме водителя, больше нет никого. Когда машина жертвы остается без присмотра, мошенники незаметно наносят на автомобиль несколько царапин, которые потом станут “доказательством” ДТП. Сначала мошенники создают аварийную ситуацию на дороге, близкую к столкновению. Водитель-жертва, избежав аварии, продолжает двигаться по проезжей части. Мошенники догоняют его, вынуждают остановиться, заявляют, что ДТП имело место, и начинают вымогать деньги за якобы поврежденное крыло или бампер, аргументируя это тем, что ГАИ накажет виновника за то, что он уехал с места ДТП, а страховая компания по этой же причине не сможет произвести выплату. Поэтому единственный вариант для жертвы – это расплатиться на месте. “В данной ситуации страхователю необходимо вызывать ГАИ, – советует Александр Мозалев. – Причем звонок необходимо произвести со своего телефона, не слушая заверений мошенников, что у них все звонки бесплатные или что в случае приезда милиции вас лишат прав за оставление места ДТП”.

    А иногда мошенники приобретают автомобили, уже побывавшие в ДТП, и инсценируют аварию. При этом они, обычно, заранее приобретают полис ОСАГО на имя владельца отечественного автомобиля, ну а ДТП происходит с участием дорогой иномарки. Есть и еще один способ, невозможный без участия сотрудников ГАИ. Авария, которой не было в действительности, оформляется документально сотрудником ГАИ, подкупаются свидетели, а в страховую компанию предъявляются требования о выплате.

    И конечно, после введения ОСАГО обрела новую жизнь классика страхового мошенничества – “двойное возмещение и двойное страхование”. Вот случай попытки получить “двойное возмещение” из практики страховой компании “Согласие”.

    – ДТП произошло в г. Ноябрьске с нашим страхователем, который управлял а/м УАЗ 3909, – вспоминает начальник отдела урегулирования убытков по ОСАГО страховой компании “Согласие” Петр Харчевников. – Столкновение произошло с а/м ВАЗ 2113, застрахованным по “Автокаско” в “Росно”. После ДТП стороны самостоятельно урегулировали вопрос в присутствии инспектора ГИБДД (наш страхователь отдал пострадавшему 35 000 рублей, взяв с него расписку). Затем пострадавший обратился в “Росно”, где ему выплатили страховое возмещение в размере 54 905 рублей. Мошенничество вскрылось, когда из “Росно” в “Согласие” поступила претензия на указанную сумму. Компания “Согласие” ответила, что удовлетворить данную претензию не может, так как в имеющейся расписке указано, что пострадавший в связи с получением возмещения претензий к виновнику ДТП не имеет.

    Что касается “двойного страхования”, то вот как мошенники усовершенствовали классическую схему. Недавно совместными действиями ОБЭПа и службы безопасности Росгосстраха банда мошенников была задержана в Магнитогорске. 11 участников банды застраховали пять машин в четырех страховых компаниях и вписали друг друга в полисы. В результате инсценированных ими страховых событий страховая компания “СКМ” выплатила одному из мошенников за два сфальсифицированных страховых события 89 000 рублей, еще одной участнице банды страховая компания “НАСТА” выплатила 20 000 рублей, “Энергогарант” – 71 000 рублей. Попытка получить 160 тыс. руб. в страховой компании “АСКО” и 160 тыс. руб. – в Росгосстрахе для аферистов стала последней.

    12 самых популярных форм страхового мошенничества в ОСАГО

    – Использование похищенных бланков полисов

    – Намеренная порча бланков и их списание – “полис напрокат”

    – Занижение агентом суммы премии по полису

    – Использование поддельных бланков и печатей

    – Внесение в полис дополнительных водителей без уведомления страховой компании

    – Фальсификация обстоятельств ДТП или пострадавшего автомобиля (замена водителя или номерных знаков, фальсификация акта о ДТП, фальсификация времени ДТП, замена исправных деталей на поврежденные и пр.)

    – Провокация ДТП (“подстава”)

    – Двойное страхование и двойное возмещение

    – Оформление полисов после ДТП

    – Фальсификация результатов технической экспертизы

    – Фальсификация результатов медицинской экспертизы

    Как правильно оформить ДТП — сохраните это в закладках

    Произошла авария. «За рулем» рассказывает, как действовать дальше: что должен знать каждый водитель, чтобы не терять на дороге понапрасну время и не упустить главное.

    Сразу останавливайтесь, включайте аварийную сигнализацию и выставляйте знак аварийной остановки, как того требуют ПДД.

    Если нет угрозы здоровью попавших в ДТП, сфотографируйте на телефон расположение столкнувшихся автомобилей, точное место аварии и ее последствия.

    Разошлись как в море корабли

    Дальше начинаем переговоры с другим участником дорожной коллизии.

    Если стороны пришли к согласию в выборе виновника происшествия и пострадавшего, а у автомобилей повреждения легкие и люди не пострадали, самый простой выход — договориться. Пострадавший получит живые деньги на ремонт, а у виновника не будет испорчен стаж безаварийной езды (он влияет на цену будущего страхового полиса). При этом обязательно следует обменяться расписками, подтверждающими, что участники аварии не имеют друг к другу претензий. Известны случаи, когда одна из сторон после устной договоренности об отсутствии претензий «неожиданно» прозревала и обращалась в полицию: дескать,участник ДТП скрылся.

    Оформляем своими силами

    Чтобы оформить аварию по европротоколу, ее обстоятельства должны удовлетворять нескольким обязательным условиям: в ДТП участвовало два автомобиля, разногласий в определении виновника нет, ущерб причинен только автомобилям и не превышает 100 тысяч рублей, у обоих водителей есть полис ОСАГО.

    Если вы пострадавший, удостоверьтесь в том, что полис ОСАГО у противоположной стороны подлинный, иначе никакого возмещения по ОСАГО не полýчите. Для этого на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) нужно ввести номер полиса виновника или отсканировать с помощью камеры телефона QR-код, если таковой на документе имеется. Обнаружилось, что полис у виновника аварии недействителен? Сразу вызывайте сотрудников ДПС.

    Для оформления европротокола водители должны сами составить схему, зафиксировать место происшествия и правильно заполнить извещения. Ничего сложного в этом нет, тем более что все возника­ющие по ходу дела вопросы можно задать по телефону сотрудникам вашей страховой компании. Кто не хочет напрягаться, может вызвать аварийного комиссара от страховой либо независимого специалиста. Стоимость таких услуг начинается с 2000 рублей.

    Закончив оформление всех документов, можно разъезжаться. Но помните, что уведомить свою страховую фирму о случившемся нужно в пятидневный срок с момента происшествия. А если вы виновник, то страховая потерпевшего, скорее всего, захочет осмотреть ваш автомобиль, чтобы убедиться в реальности случившегося ДТП.

    ЧТО ПРИГОДИТСЯ В СЛУЧАЕ АВАРИИ

    • Видеорегистратор, желательно с модулем GPS или ГЛОНАСС. Он зафиксирует ­точное местоположение автомобиля и время аварии.
    • Бланк европротокола. Его можно ­получить в любой страховой компании.
    • Авторучка и рулетка для фиксации расстояния до объектов при составлении схемы ДТП.
    • Автомобильная зарядка для вашего смартфона: придется много снимать и разговаривать с инспекторами ДПС, а также со страховыми компаниями.

    Нужен инспектор

    Если хотя бы по одному из пунктов аварию нельзя оформить по европротоколу, звоните в полицию. Дежурный зафиксирует факт аварии и, спросив о приблизительном масштабе повреждений, отправит на место экипаж ДПС либо предложит проследовать на стационарный пост для оформления, предварительно составив схему ДТП.

    Иногда инспектора приходится вызывать, если автомобиль застрахован по каско — это требование прописывают в договоре. Чтобы не остаться без выплат, не поленитесь позвонить в страховую, уточните, как поступить. Обычно не отказывают в выезде инспектора ДПС, если сообщаете, что машина застрахована по каско.

    Справку о ДТП с осени 2017 года упразднили. Инспектор оформляет ДТП и определяет, кто и какую статью Правил дорожного движения нарушил. Виновному вручается постановление о привлечении к ответственности, а пострадавшему выдают копию. Если инспектор на месте не может определить, кто является виновником ДТП, составляется протокол, который направляется в группу разбора. Участники аварии получают под расписку копии протокола об административном правонарушении.

    Сотрудников ДПС нужно вызывать всегда, если пострадали люди. Если до этого не позвонили в скорую, можете уже не торопиться — полицейские вас опередят.

    Проезд следует освободить — при условии, что состояние потерпевших позволяет передвинуть транспортные средства. При тяжелых травмах, тем более если людей зажало в автомобиле, машины лучше не трогать до приезда квалифицированных специалистов.

    Читать еще:  Очень маленький хэчбек Peugeot 108
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector