Avtomagazin48.ru

Регулировка привода (педали) сцепления

Регулировка приводов сцепления

Учебный вопрос № 3

Регулирование привода сцепления заключается в проверке и регулировании свободного хода педали сцепления, свободного хода рычага вала вилки выключения сцепления и полного хода толкателя пневмоусилителя. (СЛАЙД № 27, 28)

Показателем технического состояния механизма сцепления является свободный ход рычага 4 (см. рис. 11) вала вилки выключения сцепления.

В процессе эксплуатации трущиеся поверхности механизма сцепления изнашиваются. В первую очередь изнашиваются фрикционные накладки ведомых дисков 6 (см. рис. 9). Вследствие уменьшения толщины накладок ведомых дисков 6 нажимной диск 11 перемещается в сторону маховика 4 под действием диафрагменной пружины 14. Вместе с нажимным диском 11 перемещается наружный конец диафрагменной пружины 14, при этом внутренние концы ее лепестков передвигаются в противоположную сторону – к муфте 15 выключения сцепления, вплоть до их взаимодействия. При этом диафрагменная пружина 14 не будет с достаточной силой действовать на нажимной диск 11, так как часть ее усилия через муфту 15 и детали привода и пневматический поршень будет передаваться на корпус пневмоусилителя, что приведет к пробуксовыванию сцепления, а следовательно, к ухудшению тяговых свойств автомобиля, повышенному износу трущихся поверхностей и подшипника муфты 15 выключения сцепления.

Для исключения описанного выше явления, а следовательно, для обеспечения полного включения сцепления между подшипником муфты 15 выключения сцепления и внутренними концами лепестков диафрагменной пружины 14 предусмотрен зазор 3-4 мм (см. рис. 9). Этому зазору соответствует свободный ход рычага 4 (см. рис. 11) вала вилки выключения сцепления, равный 3,6-4,7 мм. В процессе эксплуатации, как это было описано выше, зазор между подшипником муфты выключения сцепления и диафрагменной пружиной, а следовательно, и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления, уменьшаются. Восстанавливают зазор отведением внутреннего конца вилки 16 (см. рис. 9) выключения назад за счет изменения положения сферической гайки пневмоусилителя, вследствие чего назад под действием пружины переместится и муфта 15 выключения сцепления, а значит, увеличится зазор.

Увеличение зазора свыше 3-4 мм приведет к невозможности полного выключения сцепления и как следствие затрудненному переключению передач.

Проверка свободного хода рычага вала вилки выключения сцепления производится при контрольном осмотре автомобиля и в ходе периодического ТО.

Свободный ход рычага 4 вала вилки выключения сцепления (см. рис. 11) проверяют перемещением вручную рычага 4 вала вилки от поверхности сферической гайки 5 толкателя 7 пневмоусилителя привода сцепления (при этом необходимо отсоединить пружину 3 от рычага 4). Если свободный ход рычага 4, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то его отрегулировать сферической гайкой 5 толкателя 7 пневмоусилителя до величины 4-5 мм. Затем проверить полный ход толкателя 7 пневмоусилителя нажатием на педаль сцепления до упора, при этом полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм. (СЛАЙД № 28)

При меньшей величине хода не обеспечивается полное выключение сцепления. В случае недостаточного хода толкателя 7 пневмоусилителя необходимо проверить свободный ход педали сцепления, количество жидкости в главном цилиндре привода сцепления, а при необходимости прокачать гидросистему привода сцепления.

Рис. 11. Свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления: (СЛАЙД № 28)

1 – колпачок; 2 – перепускной клапан; 3 – пружина; 4 – рычаг; 5 – сферическая гайка;

6 – контргайка; 7 – толкатель

Порядок выполнения работ следующий (см. рис. 11): (СЛАЙД № 29)

1. Отвернуть контргайку 6.

2. Вращая сферическую гайку 5, отрегулировать свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления в пределах 4-5 мм. Рекомендуется установить 5 мм, так как свободный ход в процессе эксплуатации уменьшается. Для увеличения свободного хода педали сферическую гайку необходимо навертывать на тягу, а для уменьшения – свертывать.

3. Затянуть контргайку 6.

4. Пустить двигатель и проверить сцепление; при проверке сцепления необходимо выполнить следующие операции:

· нажать полностью на педаль сцепления и отпустить, убедиться в отсутствии заеданий механизма выключения сцепления;

· нажать на педаль сцепления и включить первую передачу или передачу заднего хода; включение и переключение передач должно происходить без больших усилий и бесшумно (без скрежета); если переключение передач происходит с шумом, значит, сцепление «ведет»; проверку чистоты выключения сцепления повторить несколько раз;

· нажать на педаль сцепления и включить высшую передачу, затормозить автомобиль стояночной тормозной системой; плавно отпустить педаль сцепления с одновременным увеличением подачи топлива; если при полном отпускании педали сцепления двигатель не заглохнет, то сцепление пробуксовывает; при обнаружении неисправностей необходимо произвести ремонт сцепления.

Свободный ход педали сцепления, соответствующий началу работы главного цилиндра, зависит от зазора А (см. рис.12) между поршнем 4 и толкателем 2 главного цилиндра. (СЛАЙД № 30)

Зазор А (см. рис.12) между поршнем 4 и толкателем 2 поршня главного цилиндра регулируется эксцентриковым пальцем 3, который соединяет верхнюю проушину толкателя с рычагом педали.

Зазор А регулируется при положении, когда оттяжная пружина 1 прижимает педаль сцепления к верхнему упору. Для этого необходимо провернуть эксцентриковый палец 3 так, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателем поршня составило 6-12 мм, затем затянуть и зашплинтовать гайку 2.

Читать еще:  Обзоры популярных моделей Ravon

Рис.12. Главный цилиндр сцепления: (СЛАЙД № 30)

1 – защитный чехол; 2 – толкатель; 3 – корпус главного цилиндра; 4 – поршень;

5 – манжета; 6 – пружина; 7 – пробка; 8 – бачок; А – зазор; Б – уровень жидкости

Нормальному зазору А соответствует свободный ход педали сцепления 6-12 мм (см. рис. 13). Замерять свободный ход педали сцепления следует в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход педали выходит за указанные пределы, необходимо отрегулировать зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра.

Рис. 13. Свободный ход педали сцепления: (СЛАЙД № 31)

1 – пружина педали оттяжная; 2 – гайка корончатая; 3 – палец эксцентриковый;

4 – сервопружина; 5 – контргайка; 6 – гайка

Выводы по вопросу.

Заключение

Таким образом, на данном занятии были рассмотрены вопросы: устройства, работы и регулирования сцепления автомобилей КАМАЗ 4310 и УРАЛ 4320.

Материал занятия актуален при обслуживании и дальнейшем изучении трансмиссии автомобилей.

Ответить на возможные вопросы обучаемых.

Дать задание на самостоятельную подготовку. (СЛАЙД № 32).

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 2098 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Регулировка сцепления и привода его выключения

Обеспечение нормальной работы механизма сцепления и его привода требует поддержания необходимых величин свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления, полного хода штока поршня рабочего цилиндра при нажатой до отказа педали сцепления и полного хода последней. Свободный ход наружного конца вилки выключения сцеплении определяется зазором К между графитовым подпятником и пятой отжимных рычагов (этот зазор составляет примерно 3,3 мм).

При недостаточной величине зазора К или при его отсутствии торец графитового подпятника будет контактировать с пятой, что не даст полностью прижать нажимной диск к ведомому. В результате неизбежна пробуксовка сцепления и, как следствие, быстрый износ фрикционных накладок, а также повышенный износ графитового подпятника.

Если указанный зазор слишком велик, то это приводит к неполному выключению сцепления (сцепление «ведет»), что затрудняет переключение передач и может вызвать поломку зубьев шестерен и повышенный износ блокирующих колец синхронизатора коробки передач.

Но мере износа фрикционных накладок сцепления толщина ведомого диска уменьшается. Нажимной диск при этом приближается к маховику, и зазор К между пятой и подпятником, а следовательно, свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления и педали сцепления уменьшаются.

Величина свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления, соответствующая величине необходимого зазора К устанавливается регулируемым штоком 2 вилки выключения сцепления.

В проушинах вильчатого наконечника 5 имеются овальные отверстия Н под палец 6, установленный в цилиндрическом отверстии вилки 7 выключения сцепления. Палец через вилку постоянно прижимается пружиной 3 к передней радиусной поверхности овальных отверстий Н вильчатого наконечника 5.

Овальные отверстия позволяют перемещать палец с вилкой в направлении стрелки и, замеряя свободное (до устранения зазора К) перемещение вилки 7, судить о величине зазора К.

Свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления следует регулировать при снятой с вилки выключения сцепления оттяжной пружине 3. Предварительно определяют величину линейного перемещения пальца 6 с вилкой 7 относительно наконечника 6. Для этого перемещают стержень штока 2 вместе с поршнем рабочего цилиндра до упора и прижимают палец 6 к краю овальных отверстий Н в вильчатом наконечнике. Далее передвигают палец вместе с вилкой 7 в направлении стрелки до упора подпятника в пяту отжимных рычагов; таким образом будет устранен зазор К.

При нормальном зазоре между этими деталями перемещение пальца должно быть в пределах 5—6 мм. Если ход пальца в прорези наконечника меньше 5 мм, то следует укоротить шток, для чего ослабляют контргайку 4 и ввертывают стержень в наконечник 5.

Если ход пальца в прорези наконечника больше 6 мм, то следует удлинить шток, дли чего ослабляют контргайку 4 и вывертывают стержень из наконечника 5.

Когда регулировка длины штока закончена, необходимо надежно законтрить наконечник 5, для чего затянуть контргайку, удерживая при этом другим ключом стержень штока от проворачивания, и убедиться в правильности установленного свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления. Ни в коем случае нельзя регулировать величину свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления вращением гаек 5 на регулировочных пальцах 6 отжимных рычагов. Попытка регулировки положения пяты без снятия сцепления с маховика и без применения специального приспособления вызывает перекос пяты 11, связанной с отжимными рычагами 9.

Рис. Регулировочный узел привода выключения сцепления:
1 — клапан выпуска воздуха; 2 — толкающий шток; 3 — оттяжная пружина; 4 — контргайка; 5 — наконечник толкающего штока; 6 — палец; 7 — вилка выключения сцепления; 5 — защитный чехол вилки

Перекос пяты и рычагов, в свою очередь, вызывает при выключении сцепления перекос нажимного диска 1, что затрудняет полное освобождение ведомого диска, и сцепление начинает «вести», затрудняя переключение передачи.

В случае больших перекосов пяты 11 возможна пробуксовка сцепления при отпущенной педали сцепления.

При сборке и регулировке механизма сцепления (после проведения ремонтных работ, связанных с разборкой узла) необходимо обеспечить строгую взаимную параллельность: плоскости О прилегания кожуха сцепления к маховику, рабочей поверхности N нажимного диска и рабочей поверхности К пяты отжимных рычагов, а также выдержать расстояние между плоскостями N и О, равное толщине ведомого диска в сжатом состоянии (8,1 мм).

Читать еще:  Технические обслуживание системы охлаждения мотора

Указанный размер между плоскостями N и О является исходным при регулировке. Если его не выдержать, то нельзя провести правильную регулировку механизма сцепления.

Для соблюдения указанных требований нужно пользоваться специальным приспособлением для регулировки механизма сцепления. При этом, в соответствии с размерами приспособления, плоскость К рабочей поверхности пяты будет отстоять от плоскости О прилегания кожуха сцепления к маховику на расстоянии М, равном 58—58,5 мм, которое является основным установочным размером механизма сцепления.

После установки размера М на том же приспособлении специальной индикаторной головкой проверяют параллельность рабочей поверхности К пяты базовым поверхностям: О — опорного фланца кожуха и N — рабочей поверхности нажимного диска.

Допустимое биение рабочей поверхности К пяты, измеряемое на диаметре 51 мм, не должно превышать 0,1 мм общих показаний индикатора.

При необходимости положение пяты отжимных рычагов регулируют фасонными гайками 5 регулировочных пальцев. После установки размера М и регулировки положения пяты отжимных рычагов контрят фасонные гайки 5, вдавив специальными клещами их цилиндрические буртики в прорези регулировочных пальцев 6. При отсутствии специальных клещей гайки можно стопорить, вдавливая их буртик в прорези регулировочных пальцев при помощи зубила (или отвертки) и молотка.

При отсутствии в гаражных условиях специального приспособления регулировать механизм сцепления можно на плоской плите, имеющей соответствующие резьбовые отверстия для крепления кожуха сцепления и центральное отверстие диаметром 105—115 мм (в качестве плиты может быть использован стандартный маховик двигателя автомобиля «Москвич»). На плоскость плиты (или маховика) устанавливается ведомый диск и собранный механизм сцепления. При этом регулировочные гайки должны быть навернуты на резьбовые пальцы механизма сцепления приблизительно до положения, когда торцы гаек находятся заподлицо с торцами пальцев. Кожух механизма-сцепления прибалчивается шестью болтами к плите. Завертывая или отвертывая регулировочные гайки 5, рабочую поверхность пяты отжимных рычагов устанавливают на расстоянии 58,0-58,5 мм от опорной поверхности плиты. Этот размер проверяется при помощи любого универсального мерительного инструмента (например, штангенциркуля) в трех точках, расположенных относительно друг друга под углом 120°.

При регулировке надо стремиться к тому, чтобы любые три точки, равнорасположенные по окружности рабочей поверхности питы, были на одинаковом расстоянии от опорной плоскости плиты. Допустимая разница должна быть не более 0,1 мм. Это обеспечит допустимое биение пяты при работе узла. После регулировки необходимо тщательно зафиксировать положение регулировочных гаек путем вдавливания их цилиндрического буртика в прорезь пальца.

Все шарнирные соединения механизма сцепления при сборке следует смазать тугоплавкой смазкой СТ (смазка НК-50,ГОСТ 5573-50).

Полный ход педали сцепления (до упора ее в резиновый коврик пола кузова), замеренный по середине площадки педали, должен составлять 150—155 мм. Он устанавливается при сборке с помощью регулировочных прокладок 6. При этом для увеличения полного хода педали вынимают соответствующее количество регулировочных прокладок, для чего ослабляют две гайки 7. При удалении одной прокладки полный ход педали сцепления увеличивается примерно на 3,2 мм.

Ход педали проверяется Следующим образом. После нажатия на педаль до упора ее в коврик пола нужно приложить торец измерительной линейки к коврику, рядом с серединой площадки педали, и заметить показания высоты площадки; затем, не сдвигая торца линейки, упертого в коврик пола, следует отпустить педаль и приложить ребро линейки к середине площадки педали, заметив показания высоты площадки в этом положении.

Разность показаний определяет полный ход педали. При перемещении педали сцепления на величину ее свободного хода L = 34-46 мм устраняется нерегулируемый зазор К между толкателем и поршнем в главном цилиндре сцепления и зазор К между графитовым подпятником и стальной пятой отжимных рычагов.

Одновременно с проверкой свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления рекомендуется проверить величину хода штока поршня рабочего цилиндра гидропривода, соответствующую полному ходу педали (равному не менее 150 мм). Такой ход штока должен быть не менее 19 мм. Ход меньше указанной величины не обеспечивает нормальной работы сцепления и свидетельствует о наличии воздуха в системе.

Необходимо внимательно осмотреть места соединения трубки 2 с главным и рабочим цилиндрами, а также места выхода штоков обоих цилиндров. Если видна течь, следует устранить ее. Если течи нет, то следует тщательно прокачать систему гидропривода сцепления, удалив из нее воздух.

Как отрегулировать свободный ход педали сцепления?

В автомобиле часто требуется проводить регулировку различных органов управления и систем. К примеру, может потребоваться регулировка педали сцепления, от которой очень сильно зависит качество управления автомобилем с механической коробкой передач. Такую регулировку достаточно легко сделать, не заезжая в сервисные центры, и при этом не потребуется каких-то специальных знаний и инструментов.

Когда нужна регулировка сцепления?

Необходимо обратить внимание на поведение автомобиля в момент переключения передачи. Если в начале движения чувствуются рывки или несильные удары или же слышен шум при переключении передачи, то нужно провести проверку свободного хода педали сцепления транспортного средства.

Читать еще:  Ford Escape 2017

Для этого двигатель запускается, а педаль сцепления постепенно отпускается из предварительно отжатого состояния. В том случае, если автомобиль поедет сразу же после начала отпускания педали, свободный ход у нее отсутствует. Если же педаль отпустили до конца, но машина при этом не тронулась или начала двигаться только в самом конце, то, значит, норма хода педали превышена.

Таким образом, если произошло нарушение регулировки свободного хода педали сцепления, нормальное передвижение транспортного средства становится невозможным. Появляются проблемы — тронуться с места не получается, слышен хруст во время переключения передачи, автомобиль буксует и имеет слабый разгон.

Как определить величину свободного хода?

Определение величины свободного хода проводят с помощью линейки или штангенциркуля, главное, чтобы они подходили по размерам:

  1. На середину подошвы педали закрепляют хорошо видимый предмет с острым концом, к примеру, спичку. Это делается для того, чтобы облегчить процесс измерения.
  2. Линейка устанавливается в плоскость движения опорной площадки педали так, чтобы изменение расположения последней без труда отслеживалось с помощью шкалы, нанесенной на линейке.
  3. На педаль производят несильное нажатие рукой, а затем аккуратно перемещают ее до возникновения резкого скачка сопротивления усилию. После этого отмечают с помощью указания спичкой пройденный путь педали в миллиметрах.

После получения результатов замера можно будет определить, требуется ли педали сцепления регулировка или можно будет обойтись без нее.

Справка! Для разных моделей автомобилей величина этого показателя будет различной. Например, для ВАЗ-2101 он будет составлять 35-40 мм, а у современных авто класса В этот параметр должен находится в пределах от 5 до 14 мм.

Таким образом, конкретную величину хода педали для определенного вида автомашины требуется сверять м руководством по эксплуатации (так называемой «мурзилке»).

Регулируем свободный ход педали сцепления

Приводы сцепления могут быть как тросовыми, так и гидравлическими. Поэтому их регулировка проводится различными способами.

Регулировка привода тросом

В том случае, если сцепление в автомобиле механическое, необходимо отрегулировать трос (тросовый привод). Чтобы это сделать, нужно добраться до регулировочного болта, находящегося в подкапотном пространстве. Сначала производят откручивание контргайки, а затем начинают вращать регулировочную гайку. Результат проверяют новым замером амплитуды (предварительно нажав на педаль сцепления 3 раза).

Сама регулировка проводится следующим образом:

  1. При помощи измерительных приборов выясняют, какое расстояние отделяет вилку выключения сцепления и торец демпфера. Оно должно быть не более 8,6 см. При этом погрешность не должна быть более 5 мм ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения.
  2. Находят, на каком расстоянии расположен наконечник троса от торца демпфера. Этот показатель должен быть около 6 см, с такой же погрешностью, как и в предыдущем случае.
  3. В том случае, если расстояние не будет соответствовать нормальному, трос регулируют с помощью регулировочной гайки, которую проворачивают в ту или другую сторону до тех пор, пока нужный результат не будет достигнут.
  4. В конечном итоге производят несколько выжиманий педали сцепления, а затем осуществляют новые замеры расстояния. В случае необходимости снова проводится регулировка. После этого окончательно затягивают контргайку.

Иногда трос выходит из строя полностью, и может потребоваться его замена. В гаражных условиях это сделать не так уж и сложно, как может показаться новичку. Все что для этого нужно: приобрести запасной трос сцепления, а также иметь набор ключей и отверток.

Для начала в районе педалей снимают пластиковые части пола автомобиля. Это нужно для того, чтобы во время ремонта иметь легкий доступ до того места, где происходит соединение троса с педалью.

Затем нужно произвести следующие манипуляции:

  1. Наконечник троса сцепления разъединяют с вилкой его выключения.
  2. Затем вытаскиваю демпфер оболочки троса из крепления, которое располагается в картере коробки переключения передач.
  3. После этого производят разъединение наконечника троса и педали сцепления.
  4. Вытаскивают трос сцепления.

Чтобы установить на место новый трос, все вышеперечисленные действия производят в обратном порядке.

Регулировка гидравлического привода

Перед регулировкой гидропривода в первую очередь необходимо убедиться в отсутствии воздуха в системе. Это проверяется следующим образом: в том случае, если воздуха в системе нет, при нажатии на педаль сцепления она не должна быть мягкой, а после того как давление ноги с педали убирается, она должна вернуться в изначальную позицию.

При гидравлическом сцеплении полный ход педали регулируют из салона автомобиля упорным винтом. При этом величина свободного хода должна быть не более 15 мм. Регулировка делается с помощью вращения штока толкателя главного цилиндра. После того как выполнены все настройки, необходимо плотно закрутить контргайки.

В заключение

Для нормального управления автомобилем необходима слаженная работа всех его компонентов, одним из которых является педаль сцепления. Поэтому, если вы вдруг почувствовали какое-то неудобство в тот момент, когда происходит отпускание педали и соединение коленвала с двигателем, то скорее всего этому элементу требуется регулировка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]