Avtomagazin48.ru

С чем связан рост цен на бензин?

vsegda-rabotau › Блог › Нефть дешевеет, а в России топливо дорожает. Почему?

Сподвигли на этот пост жаркие споры о причинах дорожания бензина при падении мировых цен на нефть.Теперь будем разбираться в причинах. Итак, почему дорожает бензин в России?
1. Потому, что падает курс рубля и цена на нефть.
Взгляните на еще один график — это курс доллара США. Не правда ли, кривая напоминает график стоимости топлива? Все просто. Представьте, что вы продаете некий товар как за границу (получая доход в долларах), так и на домашнем рынке за рубли. Рубль упал, и вам становится выгоднее продавать за доллары, а не за рубли. Естественно, вы начинаете продавать больше товара за границу и меньше — внутри страны, потому что вы коммерческая организация, и вы себе не враг.

А теперь представьте, что мировые цены на ваш товар к тому же снижаются. Сейчас так происходит у нефтяников. У топ-менеджеров — обязательства перед сотрудниками, инвестиционные планы, а главное — давление собственников, которые не хотят терять деньги. Поэтому нефтяники продают свой товар за границу, создавая внутри российского рынка дефицит как сырой нефти, так и бензина. А когда какой-то товар в дефиците, он дорожает.”Очень большая часть нефти отправляется на экспорт. На внешний рынок выгоднее экспортировать, поэтому внутренний рынок испытвает дефицит. Это, конечно, влияет и на цены”. Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании “Гипровостокнефть”.

2. Потому, что государство заинтересовано в высокой выручке нефтяных компаний.
Тройку лидеров нефтяного рынка России составляют “Роснефть”, “Лукойл” и “Газпром нефть”. Первая и третья компании по большей части принадлежат государству. “Лукойл” — частная компания, но при этом является крупным налогоплательщиком. Налоговые поступления от нефтяников — это примерно половина (!) российского бюджета. Экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и от благосостояния добывающих и экспортирующих нефть корпораций. Если эти корпорации обеднеют, то не на что станет строить стадионы для Чемпионата мира по футболу, развивать Крым и платить пенсии бабушкам.

3. Потому, что государство повышает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и понижает экспортные пошлины.
Это называется “налоговый маневр”. Стремясь сохранить налоговые поступления от нефтяников в госбюджет, государство повысило НДПИ, но взамен снизило экспортные пошлины. Что создало дополнительный повод для нефтяников продавать свой товар за границу. В результате — смотри пункт первый.

4. Потому, что государство повышает акциз на бензин.
Изначально было понятно, что даже без снижения курса рубля и падения цен на нефть “налоговый маневр” удорожает бензин на внутреннем рынке. Поэтому акциз на готовый бензин планировали снижать. Но потом выяснилось, что у страны нет средств на ремонт дорог, поэтому топливный акциз с 2015 года увеличат на 1 рубль. Это даст дополнительно 60 млрд на починку трасс, в основном в российской глубинке.

Напомним, что параллельно с этими акцизами автомобилисты продолжают платить транспортный налог, который непонятно по какой причине по-прежнему исчисляется из мощности двигателя. Кстати, когда собирались поднимать акциз, транспортный налог хотели отменять, но про это сейчас никто в Госдуме не вспоминает. А что делать, если стране нужны деньги на дороги?

“У нас цена на топливо растет, потому что акцизы и все косвенные налоги увеличиваются. До 10% к новому году снова будет увеличение законодательное по акцизам. Поэтому до 10% прогнозируют и рост цен на бензин”. Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании “Гипровостокнефть”

Что в итоге?
Итак, повышение топлива складывается из шести основных слагаемых:
-падение мировых цен на нефть,
-снижение курса рубля,
-повышение налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортной пошлины на нефть,
-повышение акцизов на бензин,
-коммерческая ориентированность нефтяных компаний,
-сильная зависимость госбюджета от налоговых поступлений.
Можно считать это большой неудачей, но сейчас в пользу повышения цен на бензин играет слишком много факторов.

Теперь — к опыту Соединенных Штатов. Почему же там бензин дешевеет, пока у нас он дорожает?
1. Потому, что существует реальная конкуренция между американскими нефтяными компаниями, а у экономики США есть другие доходы, кроме нефти.

Все крупнейшие американские компании — ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron и Valero — это частные, а не государственные. Кроме того, американская экономика сильно диверсифицирована — намного лучше, чем в России, развит и промышленный, и сельскохозяйственный сектор, а также сектор услуг.

“Диаметральная разница между Россией и США существует, потому что конкуренции в России нет — она сведена к минимуму. Решение только одно — стимулировать конкуренцию. А возможно ли это — это тема для огромного доклада. А в США цены снижаются, потому что у них есть конкуренция, все просто.” Сергей Ветчинин, PR-советник Ассоциации независимых нефтеперерабатывающих организаций.

Читать еще:  Где находится иммобилайзер на ВАЗ-2110 и как отключить самому

2. Потому, что США регулирует цены на внутреннем рынке нерыночными методами.

Собственно говоря, этим занимается и Россия, как и вообще любое другое государство, — в чистом виде капиталистических стран со свободным рыночным регулированием не существует. Американскому правительству выгодны низкие цены на топливо.

Чем ниже цены на бензин, тем дешевле логистика. А значит, дешевле товары и выше спрос на них. Сами рядовые американцы, сэкономив на топливе, радостно понесут свои деньги в торговые сети. Также не стоит списывать со счетов и геополитику: понижение цен на нефть позволяет ослаблять стратегических противников. Например Россию.

“Я думаю, что регулирование цен в Соединенных Штатах поставлено намного серьезнее, чем в России. Вот эти сказки про всемогущие рыночные механизмы они остаются все-таки сказками там, где люди по-настоящему занимаются экономикой. В части электричества я хорошо знаю, что, несмотря на колебания в 15 раз первичных энергоносителей, на нефть, например, 20 лет они держали цены на электричество стабильно с точностью до 15%. Представить себе, что это делается с помощью рыночных механизмов абсолютно невозможно, исключено”. Иван Грачев, председатель комитета по энергетике Госдумы РФ.

Что в итоге?
Повышение цен на топливо в России совершенно не удивляет тех, кто знаком с экономическим устройством страны. Федеральная антимонопольная служба может бесконечно заводить дела против нефтяных корпораций, но цены все равно будут расти, потому как экспорт нефти — это залог существования России как государства.

Почему в России дорожает бензин: Анализ причин происходящего

Рост цен на бензин, наблюдаемый на российском рынке с начала весны, заинтересовал не только автомобилистов, но и депутатов Госдумы. В апреле “бензиновые ценники” преодолели психологическую отметку в 40 рублей за литр, по прогнозам аналитиков, стоимость топлива на АЗС может добраться и до 45 рублей

Розничные цены на автомобильное топливо растут уже несколько недель подряд, и по данным Росстата, средняя цена бензина в России превысила психологическую отметку в 40 рублей и в настоящий момент составляет уже 42 рубля литр. Как и предсказывали аналитики, розничный рынок отыгрывает динамику оптового, где нефтепродукты непрерывно дорожали с марта 2018 года.

Причем, бензин в России дорожает вне зависимости от ситуации на мировом рынке нефти: и в случае удорожания “черного золота”, и на этапе снижения котировок. С этим “феноменом” власти борются не первый день, стараясь сохранить баланс между доходностью нефтепереработки и обеспеченностью доходной части бюджета.

Поскольку формула тонкой настройки всех составляющих рынка не найдена, в правительстве и экспертном сообществе продолжаются поиски компромиссного решения.

Отчитываясь перед депутатами Госдумы, первый зампред Банка России Ксения Юдаева назвала два фактора рост цен на топливо: динамика мирового рынка нефти и уровень акцизов, регулируемый властями. “Когда цены на нефть падали, цены на бензин росли меньше, чем другие цены, вклад их в инфляцию был несколько меньше”, – сообщила она.

В свою очередь, директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев пояснил, что рост цен на бензин при снижении стоимости “черного золота” наблюдался из-за того, что цены потребителей постепенно догоняли цены производителей.

“Предшествующий рост цен на бензин на фоне снижения, он был во многом догоняющим, а сейчас основной фактор – это внешние цены”, – цитируем И. Дмитриева по Интерфакс.

Но вряд ли потребителя интересует природа роста розничных цен, ему важно, как реагируют власти на ситуацию со стоимостью социально-значимого товара, и какие рычаги управления рынком есть в распоряжении государства.

Внутренний рынок нефтепродуктов управляется, как и любой другой, соотношением спроса и предложения. И если крупные игроки делают ставку на более выгодный экспорт, ограничивая продажи на биржевом рынке, на внутреннем рынке возникает закономерный дефицит.

Для ограничений аппетитов нефтяников Федеральная антимонопольная служба (ФАС) установила норму продаж бензина и нефтепродуктов на рынке, правда, по всей видимости, этих обязательных объемов рынку недостаточно.

Ранее Совет по товарным рынкам (СПТР), объединяющий независимых участников топливного рынка, в письме правительству охарактеризовал ситуацию как “критическую”, назвав биржевые цены на бензин “максимальными за всю историю торгов”. В СПТР отметили, что силы розницы по сдерживанию цен не бесконечны, и, реализуя бензин на АЗС с убытками, продавцы долго не продержатся.

ФАС предложила увеличить норматив продаж на рынке, но большая часть российских компаний инициативу ведомства не поддержала. В службе подсчитали, что для стабилизации ситуации необходимо установить обязательный объем продаж бензина на уровне 15% от всего производства (сейчас 10%), а дизеля – 7,5% (сейчас 5%). Игроки выступили против.

Как отметил в беседе с “Царьград” исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, сбалансировать рынок можно только перейдя в режим “ручного управления”. По его словам, “биржа действует в интересах производителей – монополий”, которым как раз и выгоден рост цен на рынке. Поменять структуру рынка нелегко, учитывая тот факт, что основным бенефициаром экспортных пошлин является государственный бюджет.

Читать еще:  Корректор света фар

“Крупные игроки рынка являются государственными, а значит, лоббистов у них достаточно”, – заявил Г. Сергиенко.

Но не только в биржевых маневрах дело, а еще и в налоговых. Как отметил в эфире программы “Пронько.Экономика” эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев, 70% в окончательной цене бензина в России составляют налоги. По мнению аналитика, от госрегулирования отрасли нужно отказаться, выбрав оптимальные уровни экспортных пошлин и акцизов для нефтяного сектора.

“На данный момент совокупные налоги, которые входят в бензин и дизель, уже достигли 70% от розничной цены”, – сказал Р.Танкаев RNS.

По мнению аналитиков, только акцизы уже составляют до 20% от розничной цены бензина. И если раньше в Налоговый кодекс закладывалось их постепенное снижение, то на 2018-2020 годы заложено уже не снижение, а постоянное повышение с темпом около 4% в год.

Сдержать цены можно, если не повышать, а снизить акцизы, отметил в беседе с “Царьградом” ведущий аналитик Amarkets Артем Деев.

“Можно также пересмотреть параметры налогового маневра в сторону повышения экспортных пошлин на нефтепродукты, либо компенсировать снижение экспортных пошлин “обратными” акцизами поставщикам топлива на внутренний рынок, чтобы простимулировать рост предложения. Однако сложности формирования доходной части бюджета вряд ли позволят пойти на это”, – указал эксперт.

Власти понимают, что российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), остро нуждающиеся в модернизации ради повышения глубины нефтепереработки, не выдерживают роста акцизов. Их можно было бы снизить, например, за счет экспортных пошлин для нефтепроизводителей, но и здесь все упирается в нюансы. Например, в сроки проводимого в отрасли налогового маневра.

По мнению Минфина, завершить маневр необходимо уже в 2019 году, обнулив экспортные пошлины и, соответственно, повысив НДПИ. В Минэнерго отмечают, что снижение пошлин вызовет рост цен для НПЗ, которые получают нефть по формуле расчета, привязанной к экспортной пошлине. Минфин парирует: механизм господдержки НПЗ сегодня неэффективен, и за период 2006-2016 годов объем бюджетных вливания в отрасли в пять раз превысил инвестиции компаний в переработку.

Для создания эффективной конкурентной среды в нефтяной отрасли необходимо завершить налоговый маневр – отказаться от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, эквивалентно снижению экспортных пошлин увеличить НДПИ на нефть и газовый конденсат, – стоят на своем в финансовом ведомстве.

Мы готовы стимулировать НПЗ адресно – по факту достижения определенных целевых показателей, запуска конкретных установок, заявили в Минфине.

Кроме того, существует и совместная инициатива министерств – “обратные акцизы”, а ФАС напоминает о своей идее – “плавающих” акцизов для нефтепереработчиков. Первые предполагают механизм возвращения плательщику акцизной выплаты, зависящий от глубины обеспечиваемой переработки.

Таким образом выгодоприобретателями станут НПЗ, модернизировавшие производство до уровня требуемых “Евро 5” стандартов, но что делать остальным, которые как раз и стоят перед необходимостью внедрения новых технологий?

Что касается “плавающих акцизов” ФАС, таким образом служба предлагает правительству реагировать на динамику мирового нефтяного рынка.

“Мы предложили министру финансов Антону Силуанову нашу идею возродить так называемые плавучие акцизы, когда после пересечения определенной отметки на мировом рынке – ну, $90 за баррель, акцизы соответственно уменьшаются”, – заявил глава ФАС Игорь Артемьев.

Эта идея вновь разбилась о стоящего на страже бюджетных доходов Минфин. В министерстве пояснили: большая часть акциза зачисляется в региональные бюджеты, и если акциз станет “плавающий”, то объем зачисления в бюджеты субъектов будет заранее не определен.

В Минфине указали и на другой нюанс: “те, кто предлагают плавающие акцизы, предлагают за счет нефтегазовых доходов профинансировать расходы, которые за счет акцизов финансировались”. Это тоже невозможно, поставили точку в Минфине.

Таким образом, путь к нефтяному консенсусу тернист и не близок: при таком многообразии игроков и их “покровителей” борьба обещает быть жаркой. А для утешения потребителей, которые вплотную сталкиваются с результатами этой непримиримости сторон, существует статистика Банка России, согласно которой рост цен на бензин повлиял и на показатели инфляции в России.

«Две причины роста цен на топливо — жадность и глупость»

Эксперты — об ухудшении ситуации на топливном рынке

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

  • Согласно данным Росстата, в мае цены на автомобильный бензин увеличились в среднем на 17,5 %. Кроме того, выросла стоимость сырой нефти (на 4,5 %) и других нефтепродуктов. О том, почему так происходит и что будет дальше с ценами на топливо, объясняют эксперты.

    — Это очень серьезная ситуация, поскольку от стоимости топлива зависят цены на другие товары: страна большая, доставка обходится недешево. Повышение цен происходит по той причине, что независимые заводы, у которых нет никакого экспорта, а есть только возможность купить сырую нефть у крупных компаний, стали терпеть значительные убытки. Им ничего не остается, кроме как повысить цены. То же самое происходит с независимыми сетями, которые владеют автозаправочными станциями. Возможности выживать у таких компаний остается все меньше и меньше, некоторые уже сейчас перешли в стадию банкротства. В отличие от них, крупные компании имеют возможность покрывать убытки от реализации топлива на внутреннем рынке доходами от экспорта.

    Читать еще:  Покраска авто из баллончика: как самому покрасить машину?

    Дальше ситуация может стать только хуже, так как с 1 июля у нас должен увеличиться акциз. В прошлом году акциз хотели повышать дважды, но второй раз решили отказаться от этой идеи, — люди вышли на улицы, началась волна социального протеста.

    Все претензии за рост цен нужно адресовать правительству, которое повышает акцизы и налог на полезные ископаемые. Сейчас уже более 67 % стоимости бензина — это налоги.

    Единственный способ уменьшить цену на бензин — перестать нашему правительству быть таким жадным и оставить что-то нефтяным компаниям. Вся политика в области цен на топливо исчерпывается только двумя причинами — жадностью и глупостью.

    Читайте также

    Правительство запуталось в демпферах. Нефтяники согласились продлить заморозку цен на бензин в обмен на дополнительные субсидии

    — Если мы говорим про цены производителей, то ценообразование на внутреннем рынке связано с ценой на мировом рынке. Это происходит из-за того, что у производителя топлива всегда есть выбор: он может экспортировать бензин в Европу или продать его на внутреннем рынке. Именно поэтому ценовая конъюнктура на европейских рынках, в северо-западной Европе, Средиземноморье определяет отпускные цены российских НПЗ. В последний год была достаточно сложная картина на нашем внутреннем топливном рынке, так как правительство стремилось максимально сгладить любые ценовые колебания.

    Именно поэтому сейчас цены производителей, то есть отпускные цены НПЗ, не всегда коррелируют с розничными ценами.

    А значит — существенное повышение цен на воротах НПЗ необязательно приведет к такому же быстрому росту цен на заправках.

    Это как раз связано с усилиями правительства по сдерживанию цен. Это нерыночная мера, и по факту из-за этого нефтяные компании несут дополнительные издержки по продаже топлива по более низким ценам, чем они могли бы его продавать в случае полностью рыночного ценообразования. Тогда заводу было бы все равно, продает ли он бензин на внутреннем рынке или [отправляет] его на экспорт.

    На самом деле наше правительство находится в непростой ситуации, так как в последние несколько лет при оценке ситуации на внутреннем рынке ориентируется на принцип: рост цен на бензин и на дизельное топливо не должен превышать инфляцию. Этот принцип не имеет под собой макроэкономической базы и сложно понять, почему наше государство ему следует. Даже в странах, где цены на внутреннем рынке тоже регулируются, в том же Китае, власть и регулятор пытаются приблизить динамику цен на внутреннем рынке к тому, что мы видим на мировом рынке.

    В нашем случае все происходит иначе. Прогнозы инфляции оцениваются в 4–5 %, правительство стремится сделать так, чтобы цены на внутреннем рынке росли не более чем на 5 %. Но у нас выросли акцизы на топливо с начала года, также мы вступили в эпоху налогового маневра, когда у нас снижаются пошлины, и это тоже де-факто приближает наши внутренние цены к мировым, и вдобавок вырос НДС.

    В этих условиях обеспечить рост цен на уровне 5 % достаточно сложно, а сейчас розничные цены на бензин, на дизельное топливо растут быстрее, чем инфляция.

    Учитывая общую картину, сигналы оптового рынка, рост цен отпускных НПЗ, вероятность того, что правительство попытается пойти на продление механизма заморозки, достаточно велика. Конъюнктура показывает, что, если мы сейчас откажемся от соглашений по заморозке цен, у нас может быть достаточно высокая динамика цен на внутреннем рынке именно уже для розничных покупателей, для простых потребителей на автозаправке, и понятно, что это может привести к недовольству автомобилистов. Кроме того, стоит понимать, что в основном от заморозки цен страдают нефтяные компании, ведь правительство получает свои повышенные налоги, которые привязаны к ценам на нефть и курсу рубля.

    Спасибо, что прочли до конца

    Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

    В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе – запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

    Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]