Где находится салонный фильтр и как его поменять
Салонный фильтр – где находится и как его поменять
Салонный фильтр не влияет на работу машины – клапаны двигателя или тормозная система не станут работать хуже из-за его засорения. Но он очищает воздух, поступающий в салон автомобиля, от пыли и других вредных загрязнений, поднимающихся с дорожного полотна. Этот узел особенно важен, если у автовладельца или его пассажиров возможны аллергические реакции на какие-либо вещества. Он поможет сделать воздух в салоне автомобиля чистым, без опасных примесей. Однако для лучшего результата этот элемент необходимо регулярно менять.
1 Где находится салонный фильтр?
Элемент может иметь различное расположение:
- у большинства автомобилей этот элемент располагается за «бардачком» – отсеком для перчаток либо сразу под или над ним – таковы Рено (Логан, Дастер, Сандеро и другие модели);
- некоторые машины имеют особую конструкцию приборной панели, и у них салонный фильтр находится непосредственно под ней, причем достаточно глубоко;
- существуют авто, в которых эта деталь помещена в специальную кассету и расположена под капотом (яркие примеры – Форд Фокус 1, Дэу Нексия, а также модели ВАЗ –Лада Калина, Приора, Гранта).
Сложности с самостоятельной заменой салонного фильтра могут испытывать лишь владельцы машин, у которых он расположен очень глубоко под панелью приборов. В других случаях сменить его своими руками не составит большого труда.
2 Как часто рекомендуется менять этот элемент?
Разные производители авто дают свои рекомендации по срокам замены фильтра в салоне, и эти значения заметно отличаются друг от друга. Кто-то предписывает менять его через каждые 10 тысяч километров пробега, другие – через 25 тысяч.
Но существует одно общее правило: периодичность замены салонного фильтра зависит от интенсивности и климатических условий эксплуатации машины. Если автомобиль «работает» в южном регионе с повышенным содержанием в уличном воздухе песка и других подобных веществ, его салонный фильтр будет загрязняться гораздо быстрее, чем в машине, эксплуатируемой в широтах с более чистым воздухом.
Влияет на периодичность смены узла и соотношение времени езды в городской черте и за городом.
Если значительное количество времени машина эксплуатируется в черте города, находится в плотном потоке автомобилей и часами стоит в многокилометровых пробках, ее салонный фильтр загрязнится намного быстрее, чем у транспортного средства, которое чаще ездит по загородным дорогам.
Но независимо от условий службы машины и рекомендаций производителя замену фильтра нужно проводить не реже, чем один раз в год, даже если автомобиль имеет маленький пробег.
Однако и на уловки недобросовестных мастеров мастерской или автомойки не стоит поддаваться. Если при техническом обслуживании или чистке машины вас склоняют к тому, что нужна замена узла, сначала изучите его внешний вид. Возможно, необходимость в его смене пока еще отсутствует.
Элемент пришел в негодность, если его пластины очень грязные, между ними присутствует мусор – листья, мелкие ветки, копоть, сажа, насекомые. В этом случае действительно нужен новый фильтр.
3 Признаки необходимости замены элемента
Есть несколько косвенных признаков, по которым можно самостоятельно определить тот момент, когда наступает пора менять фильтр в салоне:
- на улице воздух чист и свеж, но в салоне свежести и чистоты не ощущается, при движении авто ситуация ухудшается, а кондиционер или ароматизаторы не помогают исправить ситуацию;
- при включении на максимальную мощность системы салонной вентиляции сильного обдува воздуха не наблюдается, зато появляется пыль в заметном количестве;
- салон имеет неприятный «пылевой» запах.
Также нужно начинать бить тревогу, если в машине начали излишне запотевать изнутри стекла.
4 Типы фильтров для салона
При выборе нового элемента главными критериями станут его размеры и совместимость с конкретной маркой машины. А тип его по основному работающему материалу выбирает сам автовладелец исходя из личных предпочтений. На выбор следующие виды:
- Обычный бумажный, изготовленный из пористой бумаги и обеспечивающий фильтрацию исключительно на механическом уровне.
- Угольный, производимый из бумажного материала со специальным напылением, способным устранять неприятные ароматы и абсорбировать некоторые токсичные газы.
- Угольно-полифенольный, идеальный для людей с проявлениями аллергии на разнообразные частицы, витающие в воздухе. Это тоже бумага, на которую нанесен активированный уголь и полифенольный состав.
- Электретный, очень дорогой, но максимально эффективный, содержащий в своей конструкции особый слой из тонких волокон с электрическим зарядом.
Салонный воздушный фильтрующий элемент любого типа – это одноразовый расходный материал, подлежащий замене при своем загрязнении. Попытки их очистки пылесосом либо другими средствами не только не удалит уже задержанные элементом микрочастицы, но и сделает узел еще опаснее для водителя и его пассажиров.
5 Как выполнить смену своими руками
Эта операция весьма легко и быстро выполняется своими руками. Нужно определить месторасположение фильтра в автомобиле, добраться до него и аккуратно извлечь, стараясь не повредить фиксирующие защелки.
Отсек, в котором находилась деталь, нужно пропылесосить или очистить с помощью влажной ткани. После этого устанавливается новый фильтр.
Где находится и как заменить салонный фильтр?
Близкое знакомство автовладельцев с салонным фильтром происходит только тогда, когда в салоне машины появляется неприятный, посторонний запах, который никак не выветривается. Помимо этого, пользователь автомобиля начинает замечать снижение мощности систем отопления и кондиционирования. Таким образом, появляются первые признаки забившегося салонного фильтра, который требует немедленной замены.
Виды и функции салонных фильтров
Фильтр салона выполняет ряд немаловажных функций: во-первых, он очищает воздух от мусора крупных фракций, таких как сажа, пыль, мелкие насекомые, ветки и т. д; во-вторых, удерживает вредные химические соединения угарных газов; в-третьих, не пропускает внутрь салона неприятные запахи, идущие от двигателя.
Существует три разновидности салонных фильтров: бумажный, гибридный и угольный. Самыми простыми из них являются бумажные фильтры, которые появились в 1980 году. Изначально они повторяли конструкцию фильтров для двигателей, где применялась механическая очистка. Вскоре стали выпускать двухслойные картриджи, их главным преимуществом стало то, что первый слой поглощал крупные загрязнения, а второй слой удерживал мелкие частицы, не превышающие 50 микрометров. После этого изобрели угольные фильтры, в волокна которых добавляется активированный уголь, удерживающий не только мельчайшие частицы пыли, но и вредные газообразные примеси. Разработчики фильтров не остановились на своих достижениях и вскоре на свет появились гибридные собратья очистительных элементов, куда более дорогие и эффективные. Их отличительной чертой стало совмещение сразу двух технологий изготовления очистительных элементов. На данный момент самыми популярными считаются угольные фильтры, так как они наиболее соответствуют оптимальному соотношению цена/качество.
Периодичность замены салонного фильтра
Периодичность замены зависит от типа фильтра. Производители рекомендуют производить замену бумажных фильтров каждые 15-30 тыс. км, многослойных картриджей каждые 30-60 тыс. км и угольных, каждые 50-100 км пробега. Но, давайте, не будем забывать, что мы живем не в европейских условиях и что наши дороги далеки до совершенства. Производители могут регламентировать и более высокую цифру эксплуатации салонного фильтра, но в реальных условиях, вы поймете, что они далеки до истины. Следует учесть все факторы, которые в совокупности влияют на износ очистительного элемента, а затем уже прикидывать действительный срок замены фильтра именно для вашего авто. К тому же у разных автопроизводителей рекомендации по сроку замены фильтра существенно различаются. Некоторые советуют менять фильтр каждые 10 тыс. км, другие настаивают на 25 тыс. км пробега. Поэтому, в первую очередь, оцените условия эксплуатации своего автомобиля. Критерии оценки предполагают учитывать такие факторы, как: дорожные условия (асфальтовые или грунтовые покрытия); время года (лето, зима); частоту эксплуатации автомобиля и признаки неисправности салонного фильтра, о которых мы поговорим ниже. Это значит, что если вы живете и эксплуатируете свою машину в южной полосе, где повышенное содержание дорожной пыли в воздухе, то вам придется менять салонный фильтр намного чаще тех, кто обитает в регионах России, с более чистым воздухом. Также, если вы курсируете на своем авто по автомагистралям крупного города, с более плотным потоком машин тоже готовьтесь к более частой смене салонника. Такая необходимость появляется в связи с тем, что многокилометровые пробки образуют повышенное содержание выхлопных газов в воздухе, в результате чего очистительный элемент быстрее приходит негодность.
В любом случае старайтесь менять салонный фильтр не реже двух раз в год, несмотря на пробег. Также не забывайте проверить рекомендации производителя, по регламенту замены фильтра салона, чтобы иметь представление о предполагаемом времени данной процедуры.
Признаки неисправного салонного фильтра
Рассмотрим более подробно признаки салонного фильтра, пришедшего в негодность.
- Итак, как мы уже говорили, первым признаком является снижение мощности систем отопления и вентиляции. К примеру, если при включении вентилятора в полную силу он выдает очень слабую струю воздуха, то это означает, что он забился и его следует заменить.
- Вторым признаком является интенсивное запотевание стекол, когда мы забираем воздух снаружи.
- Третьим признаком является ощущение спертого воздуха в салоне машины. Если на улице, вы чувствуете свежий, чистый воздух, отличающийся от атмосферы в салоне, то также можете грешить на неисправность очистительного элемента.
- Четвертый признак касается только тех автомобилей, которые оборудованы системой кондиционирования. Речь идет о тех случаях, когда вы начинаете чувствовать устойчивый, неприятный запах в салоне. Это может происходить из-за того, что пыль, которая осталась в холодный период времени, вследствие плохой продувки, в оттепель образовала плесень.
Если вы обнаружили, хоть один из этих признаков, обязательно пройдите процедуру замены салонного фильтра. Знайте, что несвоевременная смена очистительного элемента способствует преждевременному износу автомобильных систем и как следствие дорогостоящему ремонту. Кроме того, образовавшаяся плесень и открытый пылесборник, источающий грязь обратно в салон, могут пагубно сказаться на вашем здоровье, поскольку это рассадник вредоносных микроорганизмов и болезней.
Где находится салонный фильтр?
- В большинстве легковых автомобилей салонный фильтр расположен за перчаточным ящиком (бардачком) или под ним, как, к примеру, в Рено Логан. Чтобы получить доступ к нему, следует сначала демонтировать сам бардачок. Снимается он различными способами, в некоторых моделях авто нужно просто надавить на боковины. Подробнее об этой операции можете прочитать в руководстве по эксплуатации.
- В других автомобилях салонные фильтры могут устанавливаться под приборной панелью. В этом случае самостоятельная замена салонного фильтра может быть несколько проблематичной, так как здесь требуется снятие пластиковой накладки.
- Остальные модели автомобилей оснащаются салонными фильтрами, расположенными под капотом, в специальных кассетах.
Как заменить салонный фильтр?
В зависимости от места установки салонного фильтра, можно произвести его замену. Для этого не нужно даже ехать в сервисный центр, процедура настолько простая, что с ней может справиться даже начинающий автомобилист у себя в гараже. Предварительно нужно запастись крестовой отверткой и новым фильтром. Если его вид не указан в руководстве по эксплуатации, то снимаем старый фильтр и идем с ним на рынок.
Руководство по замене салонного фильтра, расположенного под бардачком
На примере Volvo XC70
- Откручиваем два болта крепления панели под перчаточным ящиком, отворачиваем коврик и снимаем крышку фильтра, которая держится на трех клипсах.
- Затем достаем фильтрующий элемент и меняем его на новый. Обратите внимание на стрелку указания направления воздуха: с улицы к салонному вентилятору. Теперь собираем все в обратном порядке.
Руководство по замене салонного фильтра, расположенного за бардачком
На примере Toyota Corolla
- Инструменты не понадобятся, все делаем руками. Чтобы получить доступ к коробу, с установленным в нем фильтром, опускаем бардачок вниз. Чтобы это сделать, нужно открыть бардачок и нажать на специальные клипсы по бокам, после чего бокс бардачка опустится вниз.
- Вашему взору предстанет фильтр, находящийся в коробе и прикрытый крышкой с фиксаторами. Отщелкиваем эти держатели и снимаем крышку.
- Затем нажимаем на края фильтра пальцами, чтобы его сжать и тянем на себя.
- Далее устанавливаем новый фильтр, который также сжимаем перед монтажом.
- Собираем все в обратном порядке.
Руководство по замене салонного фильтра под приборной панелью
На примере Nissan Qashqai
- В первую очередь отщелкиваем пластиковую панель, отводим ее в сторону и снимаем.
- Включаем кондиционер на полную мощность и самую высокую температуру.
- Откручиваем блок регулировки заслонки и снимаем ее.
- Снимаем крышку салонника.
- Сгибаем и достаем старый фильтр, на его место, также путем сминания в гармошку, вставляем новый очистительный элемент.
- Закрываем крышку фильтра.
- Ставим на место блок управления заслонки.
- Монтируем обратно панель.
Руководство по замене салонного фильтра, расположенного под капотом
На примере Лада Приора
- Открываем капот. Возле ветрового стекла с правой стороны находим решетчатую панель, под которой расположен фильтр.
- Демонтируем панель посредством снятия резиновых уплотнителей.
- Со стороны ветрового стекла панель закреплена 3-мя саморезами, прикрытыми заглушками. Заглушки вынимаем и саморезы откручиваем.
- Со стороны двигателя также имеются три самореза фиксатора, которые тоже следует выкрутить.
- После снятия панели откроется доступ к решетчатой крышке фильтра, закрепленного 4-мя саморезами. Выкручиваем саморезы, чтобы открыть крышку и получить доступ к фильтру.
- Новый фильтр ставим согласно отметкам, находящимся на его корпусе.
- Собираем всю конструкцию обратно.
Заключение
Надеемся, что вы теперь в полной мере знаете, что такое салонный фильтр, где он находится и какую важную роль он играет в организме всего автомобиля. А главное, теперь вы можете, воспользовавшись нашим руководством, самостоятельно произвести замену салонного фильтра у себя дома. Ну а чтобы процесс пошел быстрее, советуем посмотреть видеопособия на эту тему.
Замена салонного фильтра
В первую очередь стоит помнить, что понятие «салонный фильтр» не совсем корректно. Еще более некорректно название «фильтр салона», которое также часто встречается в различных источниках.
Правильнее было бы обозначить эту деталь как «фильтр вентиляции и кондиционирования салона автомобиля». Но, фраза длинная, поэтому остановимся на более привычном названии.
Почему не воздушный фильтр? Потому что автомобиль уже имеет деталь с таким наименованием. А техника не любит неопределенности.
Воздушные фильтры, как функциональные средства, появились давным-давно. Еще в древнем мире люди носили тканевые маски, спасаясь от пыли, болезней и запахов.
Кому впервые пришло в голову очищать таким образом воздух в целом помещении доподлинно неизвестно. Скорее всего это произошло в период промышленной революции, хотя, есть вероятность, что первые воздушные фильтры использовались еще состоятельными жителями древнего Рима, которые отапливали свои дома горячим воздухом из котельных.
Вопрос же об установке воздушных фильтров для салонов автомобилей не стоял до середины 80-ых годов. Именно в конце семидесятых — начале восьмидесятых автомобиль стал «не роскошью, а средством передвижения». Продажи «четырехколесных друзей» выросли до небес, а вместе с ними вырос и уровень загрязненности окружающей среды. Городской трафик стал превышать пропускную способность дорог. Именно в этот период на дорогах во всем мире начали образовываться первые транспортные пробки. То, что сейчас является обыденностью (хоть и весьма раздражающей), зародилось бледной тенью всего-то около сорока лет назад.
Назначение салонного фильтра
В двигателях внутреннего сгорания газы отработки выходят под большим давлением, провоцируя, своего рода, взрыв. Чтобы избежать разрушения находящихся рядом с двигателем систем, они выводятся за пределы корпуса машины через выхлопную трубу. Труба расположена под задним бампером, чтобы избежать попадания дыма в салон автомобиля.
Когда была придумана эта конструкция, проблема пробок еще не стояла. Но в условиях высокой загруженности дорог вышло так, что газы из выхлопной трубы в большом объеме «заглатываются» воздухозаборником машины, находящейся позади.
В выхлопных газах содержится огромное количество токсичных веществ. Самыми опасными из них являются оксиды азота и монооксид углерода (угарный газ). Также в состав выхлопных газов входят диоксид азота и различные углеводороды. Сами по себе они не очень опасны. Однако непредельные углеводороды фотохимически окисляются под влиянием диоксида азота, образуя ядовитые кислородосодержащие соединения.
Все эти вещества имеют свойства накапливаться в организме человека, вызывая кислородное голодание органов, одышку, хронические головные боли. Чрезмерная передозировка может привести к потере сознания и даже к смерти. По этой причине автомобили и стали снабжаться салонными фильтрами. Изначально они устанавливались исключительно на роскошные автомобили премиум-класса. Лишь в 1991 году был выпущен первый автомобиль серийного производство с изначально установленным салонным фильтром. В наше время эта деталь стала обязательной для каждого авто.
Виды салонных фильтров
Первые салонные фильтры имели чрезвычайно простую конструкцию. Они состояли из жесткого каркаса с натянутым на него нетканым материалом. Такая мембрана имела один слой и защищала от крупной пыли и мелкого мусора. Для того времени это был внушительный результат. Более совершенные системы очистки использовались только на высокотехнологичном производстве, в лабораториях и в армейских противогазах.
Со временем конструкция развивалась. Были изменены материалы и стандарты, добавилось количество слоев, появились новые методы очистки.
Современные салонные фильтры автомобиля различаются по форме и размерам. Большинство из них имеет форму прямоугольной «пластины» с каркасом или без. Фильтрующая мембрана может состоять из специальной пористой бумаги или синтетических волокон.
Выделяются две основные категории фильтрующих элементов салона:
Простые салонные фильтры, также называемые пылезащитными, предназначены защищать салон автомобиля от попадания в него пыли и мелкого мусора. Такие элементы не пропускают частицы более 1 микрона в диаметре.
Угольные салонные фильтры предназначены для полной многоуровневой очистки воздуха, поступающего в салон. Состоят они из множества слоев пылезащитного материала, чередующихся со слоями гранулированного активированного угля. Уголь, являясь абсорбентом, впитывает в себя молекулы посторонних веществ, осуществляя таким образом полную очистку воздуха от пыли, газов и неприятных запахов.
Варианты расположения в авто
В связи с различиями схем систем вентиляции, в автомобилях разных марок различается и расположение салонного фильтра.
Чаще всего его помещают в районе бардачка автомобиля, где он может находится как за перчаточным ящиком, так и сбоку от него. Также распространена схема, при которой элемент очистки помещен под торпедо в районе ног пассажира или, что встречается значительно реже, водителя.
На некоторых автомобилях (в особенности на старых моделях) элемент очистки находится в глубине воздухозаборника, под капотом.
Срок эксплуатации и причины для замены
Срок эксплуатации фильтров крайне мал. В большинстве автомобилей срок замены регламентирован производителем и составляет обычно 10 — 15 тыс. км пробега. Однако во многом это зависит от эксплуатационных условий и условий окружающей среды.
Фактически, замену необходимо проводить при первых признаках износа фильтра: его чрезмерного загрязнения или повреждения.
Косвенными признаками износа являются:
- падение мощности кондиционера и печки;
- запотевание окон и повышение уровня влажности в салоне;
- появление неприятных запахов, в особенности запаха сырости.
Поскольку данные факторы проявляются постепенно, их наличие может ускользнуть от внимания пользователя авто. Поэтому рекомендуется совершать визуальную проверку фильтрующей детали как минимум раз в месяц-два.
Как заменить салонный фильтр своими руками?
Как было указано выше, месторасположение фильтра может различаться в разных автомобилях. По этой причине процесс демонтажа может выглядеть по-разному.
Большинство компаний-производителей делают процесс замены максимально простым, хотя ряд европейских марок авто славится своей недружелюбностью к пользователю, который решил заняться заменой самостоятельно.
Практически всегда процесс замены включает в себя этап демонтажа части торпедо, снятия бардачка или какой-либо панели корпуса.
Пошаговая инструкция замены:
- Снятие защитной пластины посадочного места фильтра.
- Изъятие фильтрующего элемента.
- Очистка бокса фильтра от мусора и пыли.
- Установка нового элемента.
- Установка крышки.
Вслед за этим следует стандартная процедура монтажа снятых до этого деталей.