Топ 10 моделей, ушедших с рынка РФ в 2015
Чистка рядов: почему в шоу-румах стало меньше моделей?
Российские автовладельцы, за многие годы избалованные разнообразием продаваемых моделей, могут остаться без особого выбора. В условиях слабого рубля и низкого спроса большинство автопроизводителей стали сокращать ассортимент в России, сохраняя лишь наиболее ходовые модели. А выводить новинки на наш рынок сегодня решаются немногочисленные бренды, стремящиеся захватить рыночную долю в условиях кризиса продаж.
GQ7Q7419_новый размер
Считаем потери
Модельные ряды автомобилей, представленных в России, стремительно редеют. Если в 2014 году на российском рынке официально продавалось 388 моделей 56 брендов, то на сегодняшний день число марок сократилось до 49, а их ассортимент насчитывает всего 306 наименований, подсчитали в «Автостате». Таким образом, за последний год нашу страну покинула каждая пятая модель. По мнению аналитиков, оптимизация модельных рядов только началась, и автопроизводители будут сокращать их и дальше. В результате уже в следующем году на выбор российским потребителям предложат не более 300 моделей.
По словам руководителя направления продаж новых автомобилей ГК «Автомир» Михаила Маракушева, сокращение перечня моделей в первую очередь связано с экономической ситуацией и как следствие — снижением покупательского спроса и объема продаж новых автомобилей. Из представленного в России ассортимента исчезли, прежде всего, те модификации и модели, которые были нишевыми или имиджевыми, а также те, что не пользовались активным спросом покупателей и их продажи ранее носили единичный характер — например, Ford Edge, Volkswagen Golf Plus, Mazda 2. «Прежде всего, уменьшением количества моделей, представленных в России, мы обязаны уходу с российского рынка некоторых брендов — от гигантов из группы General Motors до небольших китайских марок», — добавляет директор дилерского центра «Mitsubishi Рольф Сити» Владимир Мирошников.
Так, сошли на нет продажи украинских ZAZ и Bogdan, которые в свое время не выдержали конкуренции по цене из-за введения утилизационного сбора в России. Не смогли закрепиться на нашем рынке такие премиум-марки, как Dodge и Alfa Romeo, а также достаточно экзотичные Luxgen и SEAT. Ну и, конечно же, самым громким стал уход из России General Motors — американский концерн до конца этого года намерен завершить продажи автомобилей Opel и массовых моделей Chevrolet. Впрочем, как недавно выяснилось, наиболее популярные Chevrolet останутся в нашей стране под «маской» Ravon. Под этим брендом совместное предприятие GM Uzbekistan будет поставлять к нам модели Chevrolet Cobalt, а также Aveo и Spark прошлого поколения. В дальнейшем модельный ряд Ravon должны пополнить еще нескольких новых автомобилей, заявили в компании «УзАвто». Судя по всему, речь может идти о седанах Chevrolet Malibu и Impala, а также кроссоверах Captiva и Tracker, которые уже выпускаются или планируются к производству на заводе в Узбекистане.
1444341427_dsc_2458_новый размер
Естественный отбор
На грани ухода с российского рынка оказался и SsangYong, чьи автомобили исчезли из дилерских салонов из-за остановки производства Actyon и Kyron на предприятии во Владивостоке и прекращения импорта Rexton, Stavic и Actyon Sports. Однако компания Sollers не отказывается от сотрудничества с корейским автопроизводителем и рассчитывает на возобновление поставок машинокомплектов для сборки вседорожников SsangYong на Дальнем Востоке до конца года, о чем в настоящее время ведутся переговоры.
Переход на продажи автомобилей Honda и Acura по предзаказу напрямую через головной офис японской компании был воспринят экспертами и дилерами не иначе как уход с рынка. Тем не менее «Хонда Мотор Рус» недавно начала продажи в России обновленного вседорожника Acura MDX, а в следующем году обещает привезти новое поколение Honda Pilot. Пока же основу продаж «Хонды» составляют преимущественно кроссоверы CR-V, тогда как остальные модели в нашу страну больше не поставляются и продаются по остаточному принципу.
По словам гендиректора компании «Артекс» Михаила Кормеса, в условиях кризиса автопроизводители предпочитают перестраховаться, поэтому везут на свои склады модели с высокой ликвидностью. В текущей рыночной ситуации такое поведение является вполне целесообразным и объем продаж марки страдает несильно, тем более что никто из дилеров не отказывается привезти автомобиль под заказ для конкретного клиента.
А вот директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев полагает, что сокращение модельного ряда снижает интерес покупателей к марке, ведь клиенты привыкли к большому ассортименту разнообразных автомобилей. «Принимая решение о покупке авто, будущий автовладелец в первую очередь пойдет в автосалон той марки, где ему предложат большой выбор моделей по доступным ценам. Именно стоимость автомобиля сейчас является самым важным фактором при покупке. Большинство потенциальных покупателей готовы поменять и бренд, и модель, лишь бы ценовое предложение оказалось наиболее выгодным», — рассуждает он.
Жертвы низкого спроса
Действительно, в условиях низкого спроса многие автопроизводители убрали из своих модельных линеек нишевые или непопулярные у россиян модели, сделав ставку на проверенные рынком хиты продаж и новинки. К примеру, из-за существенного падения спроса в сегменте субкомпактов Suzuki прекратила в России продажи хэтчбека Swift. Останется ли в нашей стране вседорожник Grand Vitara, также будет зависеть от его дальнейших продаж. «Убирать автомобиль из модельного ряда целесообразно в случае крайне низкого спроса. Сокращение модельного ряда за счет непопулярных моделей, представленных в сегментах с малым спросом, на имидж бренда не влияет», — комментируют в пресс-службе «Сузуки Мотор Рус». Кроме того, в связи c завершением производства покинули рынок компактвэн Splash и кроссовер SX Classic. В то же время российские дилеры Suzuki недавно начали продажи нового кроссовера Vitara. Пополнить модельный ряд Suzuki в нашей стране могут и представленные недавно седан Alivio и хэтчбек Baleno, однако сроки их появления на рынке определит экономическая целесообразность проекта, заявили в японской компании.
suzuki_baleno_7
Несколько поредел модельный ряд в России у Skoda, отказавшейся от поставок минивэна Roomster в связи с сокращением сегмента компактных MPV. Также российский рынок покинул один из бестселлеров марки — хэтчбек Fabia, предыдущее поколение которого сменила на конвейере завода в Калуге новая модель Rapid в более популярном у россиян кузове лифтбек. «То, что решение по замене Fabia на Rapid было правильным, подтверждают результаты продаж. Ну а новое поколение Fabia — более молодежное, более статусное — мы планировали привозить из Чехии, но, к сожалению, так и не начали этого делать из-за ситуации с курсами валют», — рассказал PR-директор Skoda в России Тимур Алиев. Между тем недавно Skoda вывела на российский рынок флагманский седан Superb нового поколения и планирует также привезти универсал этой модели.
С начала кризиса 56 розничных брендов покинули российский рынок
В 2014–2015 годах российский рынок торговли недосчитался 56 брендов продуктовых и одежных магазинов, а также точек общественного питания. В 2008 году и по конец 2009-го — на момент завершения прошлого кризиса — операторов торговли стало меньше лишь на 34 имени. Об этом свидетельствует исследование консалтинговой компании Knight Frank, проведенное по просьбе «Известий». Прошлый экономический перелом многому научил торговцев — например, начал активно развиваться массовый сегмент общепита, а арендодатели стали сговорчивее.
В динамике эти два исхода похожи между собой: доминирующая доля ушедших пришлась на продуктовых и одежных операторов. К категории продуктовых ритейлеров (17 имен), ушедших в этот кризис, относятся, например, «Гурмэ», «Покупочка», «Росинка», из одежных (16) — OVS, New Look, River Island. Соотношение по отечественным и зарубежным брендам тоже примерно одинаковое: в этот кризис из 56 сетей 35 были созданы в России, а 21 — за рубежом; в 2008–2009 годах из 34 брендов 24 были созданы в России, а 10 имели головную компанию за границей. И сейчас, и тогда федеральные торговые сети поглотили по семь более слабых игроков.
В 2008–2009 годах рынок покинули 13 продуктовых сетей и 9 одежных, среди которых «Мосмартик», «Мой город», «Гросмарт» и Stella McCartney, Zimaletto, Vivienne Westwood. Как отметила директор департамента аналитики Knight Frank Ольга Ясько, четыре одежных бренда спустя какое-то время вернулись на российский рынок, например Alexander McQueen и Diesel. Ясько также указала, что в 2009 году рынок покинули четыре бренда luxury-сегмента, в то время как марки mass market продолжили работать. В текущий же кризис пострадал именно массовый сегмент.
— В период между двумя кризисами марки одежды среднего ценового уровня активно развивались, конкуренция усиливалась, что в условиях снижения спроса не позволило выжить всем игрокам, — добавила Ясько. — Сказался также и тот фактор, что у многих ушедших с рынка сетей была франчайзинговая схема развития, для которой нужны более стабильные политико-экономические условия, отсутствие скачкообразных изменений ставки аренды.
Основное же отличие в кризисах исследователи нашли в том, что в прошлый кризис рынок не покинула ни одна сеть общепита — теперь это шесть брендов: Wendy’s, «Евразия», Chili’s, Johnny Rockets, Quiznos, Arnolds Bakery & Coffee Shop.
— Общественное питание в России развивалось интенсивно в 2010–2014 годах, как раз предыдущий кризис заставил этих операторов пересмотреть свои взгляды на развитие этого сегмента, — говорит партнер Cushman Wakefield Денис Соколов. — Стало больше появляться форматов среднего и нижнего ценового сегмента.
За 7 лет более чем в два раза вырос уровень вакантных площадей в торговых центрах. Если в прошлый кризис он составлял 8,7% (230 тыс. кв. м), в этот — 10,1% (520 тыс. кв. м), подсчитали в Knight Frank. Арендные ставки в долларовом выражении снизились: в 2009 году для продуктовых гипермаркетов они варьировались от $50 до $330 за 1 кв. м в год, в 2015 году составляли $100–350 за 1 кв. м в год. Для супермаркетов — $250–800 в 2009 году и $200–500 в 2015-м. Операторы галереи профиля «одежда» могли рассчитывать на ставку $0,6–2,5 тыс. ранее, $0,5–1,8 тыс. — в 2015 году.
Семь лет назад собственники пытались удержать высокие ставки и очень неохотно шли на уступки, в результате происходил массовый исход операторов из торговых центров, иногда продавцы бежали, бросая свой товар в магазинах, вспоминают в Cushman Wakefield. В дальнейшем стало ясно, что найти замену ушедшим операторам в ТЦ сложно.
— Наученные горьким опытом собственники сегодня делают всё, чтобы сохранить заполняемость, — добавил партнер компании Денис Соколов.
По данным «Магазин магазинов», с июля 2014 года по июль 2015-го открылся 991 магазин, а закрылось чуть более 1 тыс. торговых точек. Более 90% принадлежали одежным брендам среднего ценового сегмента. Данных по количеству магазинов за 2008–2009 годы у консалтеров и брокеров нет.
С начала кризиса 56 розничных брендов покинули российский рынок
Это в полтора раза больше, чем в прошлый кризис.
В 2014–2015 годах российский рынок торговли недосчитался 56 брендов продуктовых и одежных магазинов, а также точек общественного питания. В 2008 году и по конец 2009-го — на момент завершения прошлого кризиса — операторов торговли стало меньше лишь на 34 имени. Об этом свидетельствует исследование консалтинговой компании Knight Frank, проведенное по просьбе «Известий». Прошлый экономический перелом многому научил торговцев — например, начал активно развиваться массовый сегмент общепита, а арендодатели стали сговорчивее.
В динамике эти два исхода похожи между собой: доминирующая доля ушедших пришлась на продуктовых и одежных операторов. К категории продуктовых ритейлеров (17 имен), ушедших в этот кризис, относятся, например, «Гурмэ», «Покупочка», «Росинка», из одежных (16) — OVS, New Look, River Island. Соотношение по отечественным и зарубежным брендам тоже примерно одинаковое: в этот кризис из 56 сетей 35 были созданы в России, а 21 — за рубежом; в 2008–2009 годах из 34 брендов 24 были созданы в России, а 10 имели головную компанию за границей. И сейчас, и тогда федеральные торговые сети поглотили по семь более слабых игроков.
В 2008–2009 годах рынок покинули 13 продуктовых сетей и 9 одежных, среди которых «Мосмартик», «Мой город», «Гросмарт» и Stella McCartney, Zimaletto, Vivienne Westwood. Как отметила директор департамента аналитики Knight Frank Ольга Ясько, четыре одежных бренда спустя какое-то время вернулись на российский рынок, например Alexander McQueen и Diesel. Ясько также указала, что в 2009 году рынок покинули четыре бренда luxury-сегмента, в то время как марки mass market продолжили работать. В текущий же кризис пострадал именно массовый сегмент.
— В период между двумя кризисами марки одежды среднего ценового уровня активно развивались, конкуренция усиливалась, что в условиях снижения спроса не позволило выжить всем игрокам, — добавила Ясько. — Сказался также и тот фактор, что у многих ушедших с рынка сетей была франчайзинговая схема развития, для которой нужны более стабильные политико-экономические условия, отсутствие скачкообразных изменений ставки аренды.
Основное же отличие в кризисах исследователи нашли в том, что в прошлый кризис рынок не покинула ни одна сеть общепита — теперь это шесть брендов: Wendy’s, «Евразия», Chili’s, Johnny Rockets, Quiznos, Arnolds Bakery & Coffee Shop.
— Общественное питание в России развивалось интенсивно в 2010–2014 годах, как раз предыдущий кризис заставил этих операторов пересмотреть свои взгляды на развитие этого сегмента, — говорит партнер Cushman Wakefield Денис Соколов. — Стало больше появляться форматов среднего и нижнего ценового сегмента.
За 7 лет более чем в два раза вырос уровень вакантных площадей в торговых центрах. Если в прошлый кризис он составлял 8,7% (230 тыс. кв. м), в этот — 10,1% (520 тыс. кв. м), подсчитали в Knight Frank. Арендные ставки в долларовом выражении снизились: в 2009 году для продуктовых гипермаркетов они варьировались от $50 до $330 за 1 кв. м в год, в 2015 году составляли $100–350 за 1 кв. м в год. Для супермаркетов — $250–800 в 2009 году и $200–500 в 2015-м. Операторы галереи профиля «одежда» могли рассчитывать на ставку $0,6–2,5 тыс. ранее, $0,5–1,8 тыс. — в 2015 году.
Семь лет назад собственники пытались удержать высокие ставки и очень неохотно шли на уступки, в результате происходил массовый исход операторов из торговых центров, иногда продавцы бежали, бросая свой товар в магазинах, вспоминают в Cushman Wakefield. В дальнейшем стало ясно, что найти замену ушедшим операторам в ТЦ сложно.
— Наученные горьким опытом собственники сегодня делают всё, чтобы сохранить заполняемость, — добавил партнер компании Денис Соколов.
По данным «Магазин магазинов», с июля 2014 года по июль 2015-го открылся 991 магазин, а закрылось чуть более 1 тыс. торговых точек. Более 90% принадлежали одежным брендам среднего ценового сегмента. Данных по количеству магазинов за 2008–2009 годы у консалтеров и брокеров нет.