Avtomagazin48.ru

Как правильно ездить по ужасным дорогам

Как ездить по разбитым дорогам — советы от Алексея Мочанова

Мастер спорта международного класса Алексей Мочанов дал несколько рекомендаций, как лучше ездить по нашим совершенно разбитым дорогам.

Местами эти выбоины просто невозможно объехать — проезжая часть от края до края буквально изувечена. Не раз приходилось слышать, что у профессиональных водителей есть свои приемы борьбы с ямами.
«Старайтесь пропустить препятствие между колес»

— Говорят, что профессиональные водители в случае, когда яму не объехать, используют специальный прием: сначала притормаживают, а перед самой выбоиной наоборот — нажимают на газ и таким образом смягчают удар…
. На такой дороге нужно сбросить скорость до комфортной и безопасной. Так удастся и подвеску сберечь, и вовремя отреагировать на яму. Внимательно смотрите вперед — лучше заметить выбоину заранее, чем потом применять навыки спортивного вождения и тормозить с риском получить сзади удар от едущего в вашем «кильватере» автомобиля. Важно помнить, что колесо ни в коем случае не должно в яму упасть. Оно должно туда закатиться.

— Что значит «упасть»?

— Тормоз в той или иной степени блокирует колеса, а попадание «стоячего» колеса в яму равносильно падению с высоты. В этом случае удар куда сильнее, чем когда колесо съезжает, а не спрыгивает в яму. Кстати, и риск порвать покрышку на тормозящем колесе выше. Поэтому перед ямой педаль тормоза нужно отпустить — это самое важное правило. В целом схема выглядит так: заметив выбоины, водитель довольно интенсивно нажимает педаль тормоза, при этом вес автомобиля переносится на его переднюю часть, а передние амортизаторы сжимаются. Перед самой ямой нужно отпустить педаль тормоза и нажать педаль газа. Вес автомобиля уходит назад — «собранная» передняя подвеска проскакивает над ямой с гораздо меньшим для себя уроном. К слову, так многие опытные водители проезжают и «лежачих полицейских», и трамвайные пути.

— Тогда удар приходится на заднюю подвеску?

— Нет. Во-первых, после нажатия на газ задняя подвеска тоже «собирается», и распределение веса автомобиля между передней и задней осью всегда больше в сторону передней. Если успеть легко нажать на тормоз после того, как передняя ось проскочила препятствие, то задняя вообще не почувствует, что под колесами неровная дорога. Кроме того, задняя подвеска конструктивно приспособлена нести багаж и потому более вынослива, а значит, выдерживает удары с меньшим ущербом и для себя, и для водителя с пассажирами. Перед тем как начинать тормозить, не забывайте посмотреть в зеркало заднего вида — не исключено, что к вашему заднему бамперу пристроился какой-нибудь «выдающийся» водитель, считающий себя великим гонщиком. Нужно понимать, что «вашу» яму он не видит, и резкого торможения от вас совершенно не ожидает.

— Несоблюдение дистанции — у нас одна из основных причин аварий…

— Теоретически в городе дистанция должна быть равна половине числового значения скорости. То есть при скорости 60 километров в час — безопасная дистанция 30 метров. А на трассе дистанция и вовсе должна быть равна числовому значению скорости. В жизни так не бывает, обязательно кто-то влезет перед тобой. Но самое обидное, что, если ты в него въедешь, еще и останешься виноватым.

— Посему еще не ясно, что опаснее — висеть на хвосте и быть уверенным, что тебя никто не подрежет, или выдерживать дистанцию с риском врезаться в нахала, без разрешения перестроившегося в твой ряд.

— Кстати, в этой ситуации совершенно неверное поведение — уворачиваться от водителей, которые пытаются влезть перед вами. На всех курсах контраварийной и специальной подготовки учат: если кто-то втискивается в ваш ряд, надо чуть-чуть увеличить скорость и повернуть руль в сторону его автомобиля. Тем самым вы увеличиваете ему угол атаки, и теперь, чтобы влезть между машинами, такому водителю придется крутить руль на больший угол, а значит, сбрасывать скорость и суетиться. Как правило, люди к подобному повороту событий не готовы. Ваш «оппонент» быстро поймет что он не прав — вы такой же хищник, как и он. И вообще, подрезать — это не правильно. Особенно, когда на дороге скользко, как сейчас…

— Уж больно опасный этот совет! Ну да ладно. Мне вот эксперты рассказали: если яма попадает под одно из колес и ничего уже не поделать, то профи используют прием боковой разгрузки подвески. Его принцип — в момент, когда яма скрывается под бампером, нужно рывком повернуть руль в ее сторону и тотчас с той же скоростью выровнять. Говорят, при таком маневре вес передка автомобиля «уходит» с колеса, которое должно въехать в яму. А это в несколько раз уменьшает силу удара. Мол, асы могут так даже по открытым канализационным люкам ездить.

Поменьше слушайте таких «экспертов», засоряющих интернет своими уникальными советами. В Москве на Ходынке довелось наблюдать, как Цыганков (легендарный Эрнест Цыганков почти три десятка лет был тренером сборной СССР по авторалли и считается одним из лучших специалистов по обучению вождению. — Авт.) на полигоне показывал, как нужно в экстремальной ситуации объезжать канализационные люки. Советы похожие — резко повернуть руль, собрать подвеску. Так сам Цыганков из десяти попыток смог это сделать только в трех случаях! При том, что это были не люки, а имитирующие их круглые резинки. Подобные советы — из области чистой теории. На практике я рекомендую просто тормозить и стремиться сделать все, чтобы пропустить препятствие между колес. Будь то яма или люк.

Читать еще:  75% тонировка: лучшие марки

«Перед лужей притормозите, а заезжая в нее, отпустите тормоз»

— Еще одна проблема наших дорог — стыки на мостах и путепроводах.

— Вы тоже заметили, что у нас мосты никогда не строятся на одном уровне с дорогами? Всегда въезд на мост — это удар, а съезд с моста — это прыжок. На мостах нужно быть осторожнее. Зимой температура дорожного покрытия на них всегда на пару градусов ниже, чем на обычной трассе. Скажем, если на улице минус 9, на дороге — минус 2-3, то на мосту — до минус 7! Поэтому на мостах зачастую более скользко, и множество аварий происходит именно на них.

— Многие советуют проходить стыки пусть под небольшим, но углом. Чтобы не биться о них двумя колесами сразу. Руль при этом надо держать прямо — так меньше разбивается рулевое управление.

— В нашей стране под каким углом ни ездишь, раз в 20-70 тысяч километров все равно приходится «перебирать» подвеску. Хотя, ты прав — если есть возможность не биться двумя колесами сразу, то лучше ее использовать. Правда, эти маневры на дороге могут закончиться аварией, так что решайте сами, готовы ли вы на трассе в рамках своей полосы менять угол и рулить. Я бы советовал просто при виде дорожного знака «Речка такая-то» сбросить газ и проехать препятствие на меньшей скорости с предварительным торможением, чтобы, как мы уже не раз говорили, «собрать подвеску в кучу».

— Скоро дороги покроются огромными лужами — штука весьма опасная, ведь если колеса автомобиля «всплывают», то она становится неуправляемой.

— Во время аквапланирования даже Михаэль Шумахер превращается из водителя в пассажира и наблюдателя. Чтобы не «всплыть», притормозите перед лужей, а заезжая в нее, отпустите тормоз, и так накатом двигайтесь. Ни в коем случае в воде нельзя добавлять газ! В луже очень важно не нажимать на педаль газа, не разгружая переднюю подвеску, чтобы колеса не всплывали, а продавливали воду. И не крутите руль. Не забывайте: 60 километров в час — это 16,5 метра в секунду!
Что делать, если вы все-таки не смогли проскочить яму без последствий?

Разумнее всего заменить разбитое колесо, отремонтировать подвеску и постараться в дальнейшем быть осторожнее. Но если жажда справедливости сильнее голоса разума, можно попробовать подать на дорожников в суд. Во-первых, происшествие нужно зафиксировать, для чего на место вызывают сотрудников ГАИ. В протоколе специалисты рекомендуют указать, что знак «Плохая дорога», который бы предупреждал об опасности, не установлен. А освещенность, погодные условия, да и состояние самой дороги были такими, что заметить яму, даже выбрав безопасную скорость движения, невозможно (скажем, ее скрывала лужа, которую в темноте не разглядеть). Во-вторых, проводить оценку ущерба лучше не заранее, а ходатайствовать об этом одновременно с подачей судебного иска. В-третьих, нужно определиться, на кого подавать в суд, ведь городские дороги находятся в ведении коммунальных служб, а загородные трассы — в ведении «Укравтодора».Впрочем, перспектива выиграть такое дело, по мнению специалистов, весьма призрачна. Необходимо доказать не только то, что причиной повреждений стала конкретная яма, но и то, что организация, ответственная за состояние дороги, не выполнила своей работы. А для этого у коммунальщиков или госслужбы автодорог придется истребовать документацию, которая бы подтверждала, что они не выполнили свои обязанности (вовремя не провели плановый ремонт и т. д.). Понятно, что такой судебный процесс может затянуться на годы…

Как ездить по плохой дороге

Российские дороги не ругает только ленивый. Но автомобилистам выбирать не из чего – приходится ездить по тем дорогам, которые имеются в наличии. Все еще осложняется тем, что хочется выехать за город, на дачу, на пикник, а тут вообще дорог практически нет. Именно поэтому так важно знать, как правильно нужно ездить по бездорожью.

Любой водитель, оказавшись перед труднопроходимым участком дороги, изначально оценивает технические возможности своего автомобиля и только потом решает, искать ему объезд или все же рискнуть и проехать в данном месте. Общеизвестно: чтобы преодолеть препятствие, нужно приложить большую силу. На автомобиле это сила тяги, она тем больше, чем ниже передача. Так что, если вы все же рискнули, то через препятствия нужно ехать на низшей передаче.

Читать еще:  Как бороться с автохамами

На грунтовых и вязких дорогах, в колее надо крепко держать руль, чтобы его не выбило, причем, делать это надо двумя руками большими пальцами наружу.

На грунтовых дорогах старайтесь реже переключать передачи, так как часто трогание на таких дорогах — та еще проблема. Для этого водитель должен внимательнее оценивать дорогу, чтобы плавно регулировать движение. Если у вас недостаточно хороший обзор дороги, то лучше подложите что-нибудь на сиденье, чтобы лучше видеть.

На скользкой глине автомобиль может не послушаться руля и ехать прямо. Не пугайтесь. Во-первых, автомобиль тормозит на такой почве отлично, а во-вторых, через 10—15 метров он все-таки нехотя, но начнет поворачивать. Поэтому, если вам нужно сделать поворот на глинистой дороге, надо начинать поворачивать раньше, с запасом на скольжение.

Часто бывает трудно проехать по колее, если она глубокая. Трудности обычно возникают при попытке выехать из колеи — автомобиль отбрасывает обратно. В этих случаях нужно применить маятниковое движение рулем с резким поворотом в сторону выезда и нажать на газ. Пересекать колею лучше наискосок под углом 45-60°.

Если колея уходит в лужу, грязь, то, как ни странно, лучше ехать в грязь, потому что дно колеи утрамбовано. Однако, здесь тоже возможны варианты. Сначала надо проверить глубину и грунт палкой, а лишь затем осторожно въехать в лужу только передними колесами. Если началось полное погружение, быстро дайте задний ход и ищите объезд. Это относится и к задне-, и к полноприводным машинам.

Кроме того, учите, что при езде в колее возникают сильные боковые толчки, поэтому скорость должна быть небольшой, иначе машина может опрокинуться. Если вы едете с пассажирами, то им лучше ухватиться за эластичные ручки, расположенные над дверями.

Если на дороге камни, понятно, что большие лучше объехать. Если же это невозможно, то нужно «примериться» бампером, подъехав вплотную к препятствию. Помните, что камень может повредить не только шины, рулевые тяги, привод, тормозные шланги, но и пробить поддон картера двигателя, а в нем масло. Поэтому лучше не полениться и убрать камень с дороги.

По грязи лучше ездить с разгону, и, самое главное — без остановки, так как второй раз можно уже и не тронуться — колеса забуксуют. А чтобы этого не случилось, не надо давать слишком большие обороты. Если все-таки это произошло, не следует буксовать до дыма из-под колес. В этом случае колеса зарываются еще глубже, и тогда уж точно самой не выбраться. Лучше попробовать выехать назад по собственным следам. Если попытка не удалась, то придется откапывать колеса, делая для них искусственную колею, и подкладывать хворост, доски, ножной коврик. Некоторые водители подкладывают даже чехлы с сидений или одежду.

Иногда помогает пересадка пассажиров на заднее сиденье или на капот (если машина переднеприводная). Если и это не помогло, остается взять буксирный трос и ждать, пока вас вытянут. Некоторые автолюбители часто автоматически цепляют трос за бампер вместо специальных крючков. Это делать не стоит ни в коем случае: бампер наверняка помнется, да еще крылья прихватит. Рулевые тяги, стабилизатор, рычаги-подвески, задний мост тоже лучше не трогать, а использовать штатные места крепления троса.

До трогания на буксире обоим водителям нужно договориться о сигналах. К примеру, один длинный гудок — помедленнее, два коротких — остановка. Особое внимание требуется на поворотах, чтобы трос не захлестнулся и не повредил облицовку.

Езда по косогору тоже никому не доставляет удовольствия. Неопытным водителям кажется, что машина вот-вот опрокинется, но для легковых автомобилей это маловероятно, скорее, машина сползет. Если косогор влажный, то лучше вообще там не ехать, так как автомобиль будет сползать, причем как боком, так и задом.

Через небольшую речку с невязкими и некрутыми берегами тоже можно переехать. Но надо, прежде всего, померить глубину и определить, не вязкое ли дно. Для обычного легкового автомобиля допустимая глубина — не более половины высоты колеса. Поэтому внимательно осмотрите противоположный берег — возьмет ли его машина. Для переднеприводных автомобилей эта задача легче.

Решив форсировать речку, осторожно спуститесь к воде и плавно, с увеличенным газом (чтобы избежать попадания воды в глушитель) переезжайте брод. Некоторые водители пытаются сделать это с разгона. В результате поднимается высокая волна, которая глушит двигатель. А снова запустить его в воде, как правило, почти невозможно.

В песке, как и в глубоком снегу, автомобиль вязнет, а колеса легко буксуют. Хорошо, если есть колея, иначе пытаться двигаться без цепей на колесах да еще на обычных шинах – дело безнадежное и опасное. Шипы здесь особого эффекта не дают. Кстати, о шинах. Опытные водители повышают проходимость своих автомобилей по вязким дорогам, снижая наполовину (и даже более) давление в шинах. Они расплющиваются и, как лыжи, не дают автомобилю утопать в песке или в снегу. Так что можно попробовать и этот старинный способ.

Читать еще:  Skoda Kodiaq 2017

Готовим автомобиль к езде по ямам: как ездить по плохим дорогам

Как ездить по плохим дорогам, мы уже писали, но мало научиться ловко объезжать ямы и правильно форсировать их – автомобиль тоже желательно подготовить к таким испытаниям. На самом деле это несложно.

Чего греха таить – самым подходящим транспортом для дальних поездок по нашей стране все еще остается внедорожник или крупный кроссовер на массивных колесах и с хорошим запасом клиренса.

Ямы и асфальтовые волны – основные опасности наших дорог. Первые грозят повреждением шин, вторые могут разрушить подвеску или поддон силового агрегата

Но не всем такая техника по карману, да и в повседневной жизни, в поездках «по месту» компактные малолитражки часто более удобны. А чтобы облегчить передвижение на них по разбитым дорогам, можно предпринять некоторые меры.

Полчаса на подготовку

Итак, если вам предстоит дальняя поездка по автодорогам сомнительного качества, не поленитесь:

  • накачать шины пожестче. Если прибавить к штатному, рекомендованному автопроизводителем давлению еще 0,3-0,5 атм, вероятность смять шину до диска будет намного ниже, а значит, и риск повредить колесо снизится. Да, вместе с этим снизится и комфортность, но тут уж решайте, что вам важнее.
  • зафиксировать пластиковые колпаки колес стяжной лентой или снять их вовсе. Центральные колпачки легкосплавных дисков при жесткой встрече колеса с препятствием тоже могут потеряться, так что если у вас – недешевые фирменные диски, эти колпачки лучше на время поездки снять.
  • позаботится о брызговиках. Если у вашей машины формованные из жесткого пластика брызговики сложной пространственной формы, они могут пострадать при съезде в глубокие ямы. Поинтересуйтесь их ценой и доступностью в торговой сети – возможно, имеет смысл просто демонтировать эти детали на время поездки.
  • поднять максимально высоко водительское сиденье. Чем дальше вы будете видеть, тем больше времени у вас будет на маневр для объезда внезапно появившейся колдобины.
  • положить в багажник вторую запаску. Конечно, это уже перестраховка, но случаев, когда автомобиль на глубокой асфальтовой рытвине рвет боковины сразу двух шин одного борта, предостаточно. А в таком случае одним запасным колесом не обойтись.
  • установить защиту силового агрегата. Это тоже из серии перестраховок, но если вы знаете, что на предстоящем вам пути немало асфальтовых волн и вздыбленных стыков бетонных плит, стальной щит для картера мотора и коробки передач лишним не будет. Тем более, если и в повседневных поездках вам приходится сталкиваться с подобными сюрпризами.

Для легковушек с малым клиренсом опасна также колейность: машина может зацепиться картером, губой бампера или элементами выхлопа

По ходу дела

Понятно, что такие меры не превратят вашу легковушку в вездеход, поэтому при движении по неизвестным участкам дорог соблюдайте максимальную осторожность. Будьте собраны и аккуратны, примите ко вниманию несколько советов от опытных автопутешественников – журналистов «Авто24»:

  • Невысокая скорость – ваш главный помощник на разбитой дороге. Если есть предпосылки встречи с глубокими провалами в асфальте, снижайте скорость до 30 – 40 км/ч и продолжайте двигаться так, пока дорога радикально не улучшится. Да, при такой езде средний темп вашего передвижения замедлится, но вы потеряете еще больше, если серьезно повредите колесо или подвеску. И имейте в виду: указанная выше скорость – это лишь крейсерский режим, позволяющий вовремя заметить препятствие, а при появлении провалов или асфальтовых волн бывает нужно замедлиться до полной остановки.
  • Из двух зол важно выбрать меньшее – ямы бывают разные, и автомобилю в первую очередь опасна не столько глубина, сколько край ямы (именно о него рвется боковина шины). Даже в глубокую промоину с пологими краями машина закатится и выкатится плавно и без последствий, в то время как небольшая с виду ямка с острыми рваными кромками асфальта по периметру легко рубит шины насквозь.

Для колес опасна не столько глубина ям, сколько ее острые края: именно о них повреждается боковина шины и закраины дисков

  • Имейте в виду: на дорогах сегодня есть ямы такого масштаба, что даже самое аккуратное «вхождение» в них не избавляет от контакта асфальта с бампером или порогом. Поэтому перед крупными препятствиями лучше полностью остановиться и осмотреть дорогу по всей ее ширине – возможно, есть менее опасная «тропка» левее, правее или на обочине.

Если позволяет обстановка, подобные обширные ямы лучше пропускать между колес, не погружаясь в них: провал бывает глубже, чем кажется

Рекомендация от Авто24

Собираясь в дальнюю дорогу, изучите предстоящий маршрут не только по карте, но и опираясь на опыт других путешественников. В интернете есть тематические форумы, где водители обмениваются реальной обстановкой на том или ином участке конкретной дороги. Здесь можно найти свежую информацию, которая поможет вам выбрать может быть не самый короткий, но наиболее реальный путь. И помните – любая дорога, даже самая ровная и широкая, требует от водителя собранности и внимания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]