Как выбрать шиномонтаж
15 ОШИБОК ШИНОМОНТАЖА
15 ОШИБОК ШИНОМОНТАЖА
Весна по-настоящему вступает в свои права, и для автомобилистов настаёт время переобуться в летнюю резину. Сегодня поговорим о самых распространённых и опасных ошибках шиномонтажников, на которые нужно обязательно обращать внимание, чтобы их не допустить и сделать вывод, приезжать в эту мастерскую в следующий раз или нет.
Разобраться в этих вопросах нам помогут специалисты из компании РУБИКОН-S — официального представителя «Snap-On» («John Bean», «Hofmann») — установщика и наладчика оборудования для автосервисов, поставщика инструментов и расходных материалов для шиномонтажа.
1. Шиномонтажник поднимает машину одним домкратом
Некоторые «клоуны» умудряются для экономии времени, особенно часто на «четырках» и «пятнахах», открутить сразу три колеса, подняв машину одним мощным домкратом. При этом кузов неновой машины может сильно деформироваться, и в лучшем случае у него будут плохо закрываться двери, а в худшем из-за изменения геометрии машина значительно потеряет в управляемости и безопасности. В правильных мастерских машины переобувают на подъёмниках. В крайнем случае, в нормальных «гаражных» мастерских поднимают каждую сторону под лонжероны двумя подкатными домкратами.
2. Не подписывает шины
Вы приезжаете на шиномонтаж, вам снимают колёса или скидывают шины и не подписывают, какая из них на каком месте была установлена. Это одна из самых серьёзных и распространённых ошибок, потому что колёса в будущем должны встать на свои места или при сильном износе переставиться определённым образом.
Самая распространённая схема — это поменять местами перед и зад. Вторая методика — это передние колеса поставить назад, а задние перекрестить и поставить вперед. И третий вариант — все колёса крест-накрест поменять местами. К слову, в последнее время производители шин, например, MICHELIN, пришли к выводу, что на современных автомобилях с их устройством подвесок и особенностями регулировки сход развала такие перестановки бессмысленны и небезопасны, потому что нарушают «приработавшиеся» пятна контакта шин с дорогой. Таким образом, экономия входит в противоречие с безопасностью, и производители рекомендует ставить шины обратно на свои места. Поэтому очень важно, чтобы резина всегда была подписана.
3. Не моет колёса и резину
Это очень грубая ошибка криворуких шиномонтажников. Несмотря на кажущуюся неважность этой операции, грязные шины и диски невозможно правильно отбалансировать, потому что даже незаметные на первый взгляд 10 грамм грязи на диске или камешки в протекторе шины приведут к неправильной балансировке, биению руля на скорости 100 км/ч и разбиванию узлов подвески.
4. Не использует капроновые защитные накладки на станке
Иногда цена дисков и резины может превысить стоимость шиномонтажной мастерской. Поэтому в правильных шиномонтажных сервисах, чтобы не «покоцать» дорогие диски и не повредить резину при монтаже-демонтаже, применяют специальные капроновые накладки на прижимных лапах станка, монтировках и даже на головках гаечных ключей. Кстати, самые обычные «штамповки» в местах «коцок» тоже начинают ржаветь.
5. Не пользуется шиномонтажной пастой
Многие горе-шиномонтажники ради мнимой экономии вместо шиномонтажной пасты любят варить мыльный раствор или, того хуже, используют «отработку» для облегчения установки резины. Паста нужна для смазки шины при посадке на диск. Она, в отличие от мыльного раствора, также работает как герметик и обладает антикоррозийными свойствами. Для её высыхания и схватывания нужно некоторое время. Поэтому рекомендуется после переобувания несколько дней сильно не газовать, а то при «большой дури» под капотом и в голове можно запросто провернуть шину на диске и убить балансировку. Кстати, «отработка» вообще не высыхает и разъедает резину.
6. Не обращает внимание на цветную маркировку шин
Одна из основных ошибок, которые допускают шиномонтажники, — это неправильное совмещение цветных меток на шинах и дисках. Производители покрышек, в том числе мотоциклетных, обозначают точку максимума центробежной силы покрышки красной меткой и рекомендуют совмещать её с минимальным радиусом диска (обычно это место на диске маркируется белой точкой).
Жёлтая метка обозначает самое лёгкое место на покрышке и в отсутствие красной метки должна быть совмещена с самым тяжёлым местом диска. Существует миф, что жёлтую метку на шине нужно совмещать с ниппелем на диске. Но совсем не обязательно место установки ниппеля будет самым тяжёлым. Его можно определить, покрутив помытый пустой диск с ниппелем, но без шины и грузиков, на балансировочном станке и отметив место, куда станок предлагает повесить грузик. Диаметрально противоположно этой точке и будет самое тяжёлое место на диске, и именно с ним нужно совместить жёлтую метку на покрышке. Только так можно добиться наилучшего баланса и обойтись минимумом грузиков при балансировке. Многие шиномонтажники понятия не имеют, что обозначают эти точки.
7. При установке на диск шину плохо накачивает и она не садится
Чтобы шина хорошо встала на диск, её нужно достаточно сильно накачать. Хотя бы до 3 атмосфер, иногда до трёх с половиной. В противном случае шина садится уже потом во время движения, а это больно бьёт по вашим нервам. И, конечно же, для лёгкой посадки шины на диск нужно обязательно пользоваться шиномонтажной пастой.
8. Накачивает неправильное давление в шины
Многие шиномонтажники, особо не заморачиваясь, тупо качают «двоечку» во все колёса. На самом деле давление в передних и задних колёсах, как правило, различается. Оно определено конструкцией автомобиля и зависит от загруженности (нагрузили машину — подкачайте колёса, и наоборот). Схема накачки колёс обычно указана на шильдике в торцах дверей или на лючке бензобака.
Накачивать нужно именно так, как рекомендовано автопроизводителем. Если накачать недостаточно, то резина будет сильно изнашиваться у краёв. Если перекачать, то стираться будет центр. Это влияет на управляемость, торможение и долговечность резины. А главное — на вашу безопасность!
Ни один хороший шиномонтажник не отпустит клиента, не проверив давление во всех шинах, даже если ремонтировалось только одно колесо.
9. Балансировочный станок не закреплён на массивном основании
Очень грубая ошибка шиномонтажных мастерских — это неправильное расположение балансировочного станка, когда он зачастую просто стоит в вагончике на деревянном полу. Балансировочный станок должен быть надёжно закреплён анкерными болтами на горизонтальной ровной и массивной (бетонной) поверхности. Любые его вибрации должны быть исключены. В противном случае нормальная балансировка колёс просто невозможна. По этой же причине практически бесполезна балансировка, сделанная на передвижных шиномонтажных станциях.
10. Не калибрует балансировочное оборудование
По регламенту балансировочный станок должен калиброваться несколько раз в сезон. Конечно же, в большинстве небогатых мастерских с этой процедурой часто не заморачиваются. Тем более, что многие недешёвые станки не позволяют делать калибровку самому и нужно вызывать специалиста и оплачивать его услуги.
11. Плохо приклеивает балансировочные грузы
На литые диски балансировочные грузики, как правило, приклеиваются. Чтобы груз хорошо держался на диске и не отваливался от вибраций или, например, на автомойке под струёй кёрхера, диск и сам груз необходимо тщательно подготовить. Перед тем как приклеить груз, поверхность диска в месте приклейки нужно обезжирить не очень агрессивным растворителем (предполагается, что диск уже чисто вымыт от грязи) и желательно прогреть место приклейки и сам груз строительным феном. Только в этом случае груз приклеится «намертво» и не отвалится на первой же мойке. Кстати, обратите внимание: на автомойках самообслуживания валяется много отклеенных грузиков.
12. Не добивается балансировки «по нулям»
В спешке или от лени шиномонтажник может убеждать вас, что сойдёт и так: «5 грамм дисбаланса не чувствуется». Учитывая то, что при установке колеса на автомобиль дисбаланс ещё больше увеличится, нужно всегда добиваться, чтобы в результате балансировки станок показывал снаружи и внутри все нули. Возможно, придётся отклеивать и передвигать грузики. Возможно, придётся разбортировать и почистить изнутри диск и шину (бывает, что внутри колеса грязь или вода). Возможно кривой диск, и его придётся «прокатать», но погрешности нужно всегда сводить к минимуму. Потому, что даже 5 грамм дисбаланса на больших скоростях приведут к биению руля, снижению управляемости и скорейшему выходу из строя деталей подвески.
13. Прикручивает колёса гайковёртом
Одна из распространённых и вредных ошибок, потому что экономит время и силы шиномонтажника, правда, в ущерб вашей безопасности. Гайковёрт может легко сорвать резьбу на шпильках, гайках и болтах, а это в результате может стоить вам жизни. К тому же при чрезмерной затяжке может искривиться посадочное место на диске, и это приведёт к дисбалансу и биению колеса.
Даже при самом минимальном усилии гайковёрт обычно «забивает» болт или гайку с большой перетяжкой. И вы просто не сможете открутить колесо балонным ключом в полевых условиях. Лишь в очень продвинутых шинных центрах специальные гайковёрты рассчитаны и отрегулированы на минимальное усилие, чтобы потом можно было докрутить гайки динамометрическим ключом до нужного момента. Правильные шиномонтажники гайковёртом откручивают гайки.
14. Затягивает болты или гайки на колесе по кругу
При такой затяжке гаек (по кругу) нарушается центровка колеса относительно ступицы, что может повлечь сильный дисбаланс и биение колеса. А следовательно нагрузку на ступицу, детали подвески и ваши нервы. Поэтому, чтобы не сбить центровку, болты или гайки обязательно закручивать крест-накрест.
15. Не пользуется динамометрическим ключом, а затягивает гайки с неравномерным усилием «на глазок»
Это тоже распространённая ошибка, когда при установке колеса гайки затягивают вручную с усилием, «полагаясь на свой опыт», или того хуже — гайковёртом. Учитывая то, что колёсный диск относительно мягок, то неравномерная затяжка может привести к его небольшому искривлению и дисбалансу. Для того чтобы правильно затянуть колёсные болты или гайки, существует динамометрический ключ. Только им можно затянуть гайку с необходимым усилием, которое у каждой машины своё, рассчитывается производителем и указывается в мануале.
К тому же размер штатного балонного ключа в вашем багажнике — это совсем не издевательство для экономии места. Он рассчитан именно так, чтобы встав на колено и используя усилия рук (не надевая на ключ трубу и не прыгая на нём ногами), закрутить колёсные гайки с необходимым усилием. С этим может справиться даже девушка. И, соответственно, открутить колесо в поле можно штатным «балонником», при условии, что оно затянуто на шиномонтаже динамометрическим ключом с необходимым для вашего автомобиля усилием.
И, напоследок, советы вам, дорогие автовладельцы
Каждый сезон при смене резины сразу проверяйте сход-развал. Наш климат и наши дороги очень способствуют уходу правильных регулировок. И не дожидайтесь горячих денёчков, когда приходит «день жестянщика» и жареный петух начинает клевать в одно место. В такие дни даже в самых правильных шиномонтажных сервисах у самых квалифицированных монтажников возможны ошибки «по запарке», которые могут стоить вам нервов и здоровья. Берегите себя! Переобувайте машину заранее.
Основные вопросы выбора оборудования для шиномонтажа
Содержание:
- 1. Колеса каких автомобилей Вы будете обслуживать?
- 2. Какая мощность оборудования будет оптимальной?
- 3. Сколько места отводится для станков в мастерской?
Что необходимо для успешной работы шиномонтажной мастерской? Первым шагом является оснащение участка шиномонтажа таким оборудованием, которое будет не только приемлемо по цене, но и будет соответствовать профилю деятельности фирмы. Нет однозначного мнения, что одни установки лучше, другие хуже. Все зависит от сферы использования и возможностей, которыми располагает Ваше предприятие. Приведем несколько наиболее распространенных примеров того, как может быть организован такой бизнес:
- Частная мастерская в гараже, которая обслуживает легковые автомобили в небольшом районе города.
- Шиномонтаж у дороги оказывает экстренные услуги по обслуживанию не только легковых авто, но и грузовых.
- Автосервисы, в работе которых сам владелец не принимает непосредственного участия, а просто сдает оборудованный участок в аренду, за что получает стабильных доход.
- Участок шиномонтажа в ремзоне крупного автобусного парка или гаража с промышленной техникой.
- Мобильный шиномонтаж, который размещается в фургоне грузовика.
В каждом из перечисленных случаев будут обслуживаться разные по размерам колеса и работы будут проводиться с разной периодичностью. Значит, и запросы предприятий относительно используемого шиномонтажного оборудования будут разные. Отсюда первый вопрос…
Колеса каких автомобилей Вы будете обслуживать?
Заранее зная специфику своей деятельности и предполагаемых клиентов, Вы сможете определиться с тем, с какими по размерам колесами Вам придется чаще всего работать. Ведь если Вы заявите, что Ваша мастерская обслуживает все виды колес, то оборудование для шиномонтажа должно соответствовать этим требованиям.
Чтобы Ваш шиномонтаж был универсальным, то есть, мог принимать и легковые, и грузовые автомобили, нужны станки, рассчитанное на работу с колесами диаметром до 50 – 60 дюймов. Такие установки есть, к примеру, в ассортименте производителей AE&T, Trommelberg, Сорокин. Если же среди Ваших клиентов будут только владельцы легковых автомобилей, например, Вы заключите договоры с автошколами и таксомоторными парками, то достаточно будет оборудования, способного обслуживать колеса, максимальный диаметр которых составляет 38 – 47 дюймов.
Кроме диаметра, нужно учитывать и ширину колеса. Максимальный показатель по данному параметру у разных моделей составляет от 12 до 30 дюймов. Как правило, колеса шириной свыше 16 дюймов устанавливаются на грузовиках, автобусах, сельскохозяйственной технике. Стоит отметить, что при покупке балансировочного стенда учитывается не ширина покрышки, а ширина обода, так как именно он закрепляется на валу. Принцип выбора по этому параметру такой же, как и в предыдущем случае – чем большие по размеру колеса Вам придется обслуживать, тем выше должен быть показатель.
Совет профессионала: при покупке нескольких установок для участка шиномонтажа, например, шиномонтажного стенда и балансировочного, обратите внимание на то, что максимальные показатели по размеру колес должны у них быть примерно одинаковыми. То же самое касается ванн для проверки герметичности колес, иначе слишком крупные изделия могут туда не поместиться.
Стоит отметить, чем большие по размеру колеса способно обслуживать оборудование, тем оно мощнее. Поэтому при выборе конкретной модели нужно задуматься, а подойдет ли она по электропараметрам для стабильной работы от сети на Вашем предприятии.
Какая мощность оборудования будет оптимальной?
Станки мощностью до 1 кВт рассчитаны на обслуживание колес легковых автомобилей, такие модели работают от электросети с напряжением в 220 В и не потребляют много электроэнергии. Их обычно используют в частных мастерских, гаражах и небольших боксах.
Оборудование, предназначенное для работы с колесами грузовых автомобилей, должно быть более мощным, ведь требуется больше усилий при обслуживании больших тяжелых колес. Мощность таких установок может превышать 3 кВт, а подключаются они к трехфазной сети. Хотя автоматические шиномонтажные станки, предназначенные для обслуживания больших колес, могут обладать невысокой мощностью и работать от однофазной сети. Дополнительное усилие в них создается благодаря пневмоприводу (требуется подключение к воздушной магистрали или компрессору). Учтите, что показатель давления воздуха выбранного Вами станка не должен превышать показатель давления в пневмосети на предприятии.
Есть универсальные станки, которые могут работать от сети с напряжением в 220 и 380 В. Выбор в пользу такого оборудования будет оправдан, если основная электросеть на предприятии трехфазная, а резервная – однофазная (например, при отключении электроэнергии электропитание осуществляется от электрогенератора).
Сколько места отводится для станков в мастерской?
Ни для кого не секрет, что шиномонтаж является одним из видов предпринимательской деятельности, для которой не требуется обширного помещения. Весь спектр услуг по замене и ремонту автомобильной резины можно предоставлять в небольшом боксе площадью в 6-8 кв. метров. Но, устанавливая несколько станков, нужно позаботиться и о том, чтобы мастеру не было тесно там работать. Поэтому при покупке очень важно обратить внимание на габариты оборудования, подобрав соответствующее. Для тесного помещения лучше выбирать модели, длина и ширина основания которых не превышают 90-100 см (такие малогабаритные станки есть, например, в ассортименте AE&T и Trommelberg).
Если же площадь помещения Вас не ограничивает, по возможности все равно старайтесь выбирать как можно более компактное оборудование. Ведь кто знает, как будет развиваться Ваш бизнес? Может, через несколько лет придется организовать дополнительный участок и купить еще несколько шиномонтажных станков – небольшой запас места не будет лишним.
В принципе, сегодня производители ориентируются на выпуск малогабаритного, но при этом функционального, оборудования. Только установки для обслуживания колес для грузовых авто и сельскохозяйственной техники требуют достаточно свободного места в помещении, так как в длину их основание может достигать 180-200 см.
Надеемся, что в нашей статье Вы нашли ответы на свои вопросы и теперь сможете выбрать шиномонтажное оборудование, исходя из своих запросов и возможностей. Грамотное технологическое оснащение предприятия является залогом успешного выполнения работ, а, следовательно, способствует получению прибыли. В нашем интернет-магазине Вы можете купить шиномонтажные станки, балансировочные стенды, вулканизаторы, ванны для проверки колес на герметичность, компрессоры, а также полный арсенал вспомогательных приспособлений и инструментов. Просто оформите заказ через сайт, и в ближайшее время сможете начать работу!
Вам также могут быть интересны следующие публикации:
Как выбрать хороший шиномонтаж.
Каковы характеристики, определяющие, какой именно шиномонтаж хороший и какой нет? Выездной шиномонтаж или лучше выбрать стационарный? Даже совсем далекий от шиномонтажа человек, который не является специалистом, может, пользуясь лишь своей внимательностью, оценить качество услуг конкретного сервиса.
Важно для этого знать несколько критериев. Каких именно?
1) Порядок и дисциплинированность. Многие думают, что дорогой и оборудованный по последним достижениям техники сервис точно даст максимально качественные услуги. Однако это в действительности не так. К примеру, любому мастеру понятно, что закручивание вручную гаек на колесах наиболее надежное в сравнении с применением даже современнейшего гайковерта, но, скорей всего, даже наиболее представительный сервис не станет закручивать гайки вручную. Потому внешний вид шиномонтажа – не ключевой критерий. Но стоит обращать внимание на порядок внутри шиномонтажа, как размещено оборудование, кладутся ли гайковерт при работе и снятые гайки прямо на пол либо на специальную подставку либо коробочки, как обращаются рабочие с вашей резиной, ведь чем аккуратней рабочий, тем ниже вероятность, что он забудет что-то и не так сделает. Профессионализм, дисциплинированность всегда видно со стороны.
2) Снятие и установка колёс. Здесь имеется несколько нюансов, позволяющих оценить профессионализм шиномонтажников, а также качество услуг. Нужно обратить внимание, как поднимают вашу машину на домкрате (если в данном шиномонтаже не используется подъемник). Рекомендуется, чтобы подкладывались под колёса специальные упоры, страхующие машину от риска покатится. Также важно, чтоб работник при установке домкрата под машину посмотрел внимательно, правильно ли установлен домкрат, для этого ему надо нагнуться и поглядеть под автомобиль. Во-вторых, нужно обратить внимание на используемые насадки гайковерта. Если вам действительно дороги ваши диски, желательно, чтоб насадки имели покрытие пластиком. Оно поможет закручивать и откручивать гайки совершенно безопасно для дисков. Такими насадками может похвалится не каждый выездной шиномонтаж. В-третьих, при установке колеса хорошие мастера гайки закручивают по диагонали, проходясь по всем им несколько раз. Колесо в этом случае сядет надёжно.
Желательно наличие достаточного числа домкратов либо подъемника, позволяющих снять одновременно все 4 колеса. Снятие колес по очереди – не очень хороший вариант. Колёса обычно не идеальные и, если какое-то из них имеет небольшие дефекты, его надобно ставить на заднюю ось. При «переобувании» поочередном это не делается. Гайковерты использоваться могут лишь для откручивания-закручивания. Затяжку колёсных болтов либо гаек обязательно нужно производить вручную. Лучше для этого применять специальный динамометрический ключ.
3) Балансировка. Если в шиномонтаже действительно уважают клиентов, никто вам не откажет в просьбе лично наблюдать процедуру балансировки ваших колес, если даже балансировочный станок находится в отдельной комнате. Нужно при балансировке обратить внимание, чтоб, во-первых, снимались старые грузики. Во-вторых, показания балансировочного станка после наклейки грузиков либо крепления должны проверятся.
4) Установка шин и нанесение отметок. Шины и диски изнашиваются каждый по-разному. Во время установки колес надо понимать, что самые ровные диски и шины, имеющие наиболее высокие протекторы, лучше выставлять на передние колеса с целью улучшить управляемость автомобиля. Ещё при снятии резины неплохо сделать специальным мелом отметки, чтоб знать где какое колесо находилось в прошлом сезоне.
5) Подкачка колес. Когда все главные работы проделаны, хороший шиномонтажник непременно проверит давление в шинах. Подкачка шин делается во множестве шиномонтажей после переобувания. От того накачки шин, зависит процесс их износа и управляемость машины.