От чего зависит цена на бензин в России
Nismoved › Блог › О цене на бензин и нефть.
Как же так, думает автомобилист, заправляясь на АЗС, — цена на нефть падает, а бензин не только не дешевеет, а совсем наоборот? И действительно, за прошлый год цена на нефть на мировом рынке упала в два раза, а бензин в России в среднем подорожал примерно на 12%. И в то время, как, к примеру, американского обывателя радуют небывало низкие за последние годы цены на бензин (менее двух долларов за галлон, то есть за 3,8 литра), нашего человека пугают предстоящим повышением цен на топливо в рознице рублей на 1,5 — 4. Ерунда какая-то.
А ведь еще есть, к примеру, Венесуэла — такая же нефтедобывающая страна, как и мы. Так там уж более десятка лет цена на топливо для граждан не меняется: как было 2 цента за литр, так и остается. Обидно. В утешение можно привести пример другой нефтедобывающей страны — Норвегии, где цена за литр бензина составляет 2 евро. Попробуем разобраться.
Первый тезис, который встречается на пути человека, погрузившегося в дебри российского ценообразования на бензин, это утверждение, что наше отличие от Америки, дескать, в том, что у нас около 60% (если точнее, то 56-57%) цены на бензин в рознице составляют налоги. А там, мол, лишь процентов 12. Это так и не так одновременно. Америка по-прежнему, несмотря на рост добычи сланцевой нефти — это все же страна-импортер. И ее розничные цены на 70% зависят от мировых цен на нефть. Но в этой зависимости уже заложены все те налоги и акцизы, которые включают в свою цену нефтеэкспортеры (тот же наш НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых, — к примеру). И получается, таким образом, что налоговая составляющая американской розничной цены на бензин — тоже более 50%. В этом смысле принципиальной разницы между нами и Америкой нет.
Цена на бензин для россиян формируется из таких факторов, как добыча, транспортировка, переработка, хранение, розничная реализация. Но самое главное, повторим, налоги. В цене литра бензина в России 20% составляют акцизы, 9% — доходы АЗС, 6% -себестоимость добычи самой нефти, 8% — НДПИ, 18% переработка и доставка, 13% доход нефтяной компании (о чем подробно ниже). Прочие налоги- 26%.
Касательно последнего пункта: в бюджеты разных уровней нефтяники платят не только НДПИ, но и экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. При этом налоговая политика в нефтяной отрасли меняется в нашей стране чуть ли не каждый год: государство рассматривает нефтяников как одну из главных «дойных коров» бюджета, стремясь при всякой ситуации на мировом рынке максимизировать отчисления.
Так, в наступившем году в результате так называемого налогового маневра, добыча полезных ископаемых станет дороже, и цены на бензин увеличатся минимум процентов на 15. Начался трехлетний цикл сокращения экспортных пошлин с 60% до 55% — но с одновременным увеличением размера НДПИ. В 2014 году ставка этого налога выросла с 470 рублей за тонну нефти до 493 рублей, в 2015 году — до 530 рублей, в 2016-м вырастет до 559 рублей. То есть за три года рост составит 19%. Что окажет мощное влияние на внутренние цены на бензин даже в условиях падения мировых цен на нефть.
С другой стороны, нефтяникам важно компенсировать именно на внутреннем рынке (а где же еще) свои потери от падения цен на нефть и нефтепродукты на внешнем.
Нефтеперерабатывающие компании часть добытого сырья отправляют на экспорт. Но у них есть квоты на поставки на внутренний рынок.
Выбирая эти квоты, нефтяные компании продают бензин либо через свои фирменные заправки, либо через частные АЗС (соотношение их на розничном рынке 50:50). Однако при этом весь процесс ценообразования остается крайне непрозрачным: проще говоря, НК не раскрывают, как именно формируется конечная цена, пока продукт проходит через длинную цепочку посредников, каждый из которых накручивает свою маржу (от 20 до 30%). И несмотря на все усилия ФАС, государство закрывает на это глаза, поскольку бюджету дорогой бензин, как было отмечено выше, выгоден.
Российская реальность такова, региональные рынки нефтепродуктов крайне монополизированы вертикально-интегрированными нефтяными компаниями.
В их руках все — от НПЗ до оптовых нефтебаз и большой части АЗС. Эти региональные монополии и формируют в регионах базовый уровень потребительских цен (которые могут существенно отличаться от региона к региону). К этому можно добавить еще и исторически неэффективное расположение крупных НПЗ, что влечет за собой высокие транспортные издержки, а также низкий технологический уровень российских НПЗ в целом.
Таким образом, несмотря на все большие налоговые обременения, цены на бензин в России могли бы быть существенно ниже. Если бы не запредельная монополизация российского нефтяного рынка. Сравнивая с теми же США: там на рынке активно работают десятки конкурирующих между собой нефтяных компаний, у нас их можно пересчитать на пальцах одной руки. У нас компании, добывающие и перерабатывающие нефть, являются одновременно ее же и продавцами. И выступая в одном лице, они, когда цены на нефть падают, и они теряют на продаже сырья как добытчики, уже в ипостаси продавцов добирают упущенную прибыль, повышая цены на конечный продукт на АЗС.
Притом что ценообразование в российском нефтяном секторе — тайна о двух замках, кто сколько именно накручивает в длинной цепочке посредников — неизвестно, можно смело утверждать, что только лишь в силу крайней монополизации и непрозрачности рынка (при неизменных налоговых составляющих) цена на бензин в России искусственно завышена минимум на 30%.Из такой маржи можно выплачивать любые штрафы антимонопольной службе. Еще и внукам останется.
От чего зависит цена на бензин в России?
Общеизвестно, что расходы на топливо составляют до 70% всех затрат при эксплуатации автомобиля. Неудивительно, что сегодня многие автовладельцы задумываются о ценообразовании бензина и солярки, недоумевая по поводу того, что с существенным уменьшением стоимости нефти на мировых рынках бензин и дизтопливо только дорожает. Поговорим поподробнее о том, из чего же складывается стоимость топлива.
Технология производство автомобильного топлива
Бензин и солярка сегодня производятся по специальной технологии путем глубокой переработки нефти. Использование современного нефтеперерабатывающего оборудования позволяет получить высокооктановый бензин, в котором практически не содержится сера. Трудоемкость и себестоимость переработки такого топлива сегодня чрезвычайно высока, что неизменно сказывается на общей стоимости бензина и дизеля на заправках.
Если бензин делают из нефти, то почему при почти более чем двукратном падении цен на черное золото стоимость автомобильного топлива только увеличивается. Цены на высокооктановый бензин вот-вот станут выше 40 рублей за литр, тогда как при цене нефти в 110 долларов за баррель литр стоил порядка 30 рублей. Дело в том, что основную составляющую стоимости автомобильного топлива составляют прямые и косвенные налоги. Специалисты Российского топливного союза отмечают, что в стоимость литра бензина доля нефти минимальна и составляет порядка 4%. Поэтому даже такие серьёзные колебания цен на сырье не способны повлиять на стоимость автомобильного топлива.
На цену топлива на российских заправках в первую очередь влияют внутренние факторы. Следует учитывать налоговую политику и присутствующие в стоимости бензина и солярки прямые и косвенные налоги. По словам специалистов, в настоящее время около 60% стоимости автомобильного топлива – это прямые и косвенные налоги. Это акциз, налог на добычу полезных ископаемых и других платежей, которые закладываются в топливо, и в последующем идут в бюджет.
Не следует удивляться столь большой доле налогов в стоимости автомобильного топлива. Можно сказать, что 60% – это среднеевропейский показатель. Во Франции такая доля налогов в стоимости бензина составляет 58%, в Британии 59%, а в Германии 61%. Несколько выбивается из этого контента Северная Америка, где доля налогов существенно ниже. Так, например, в Канаде только 32% налогов в стоимости топлива, а в США этот показатель не превышает 20%. Это и позволяет существенно снизить стоимость бензина в этих странах, где он сегодня дешевле российского.
В цене автомобильного топлива также следует учитывать и затраты на транспортировку, как самой нефти, так и в последующем уже готового топлива от перерабатывающих заводов непосредственно на автомобильные заправки. Основными нефтедобывающими регионами в России является Сибирь, соответственно, чтобы доставить сырье в центральную часть страны требуется использовать соответствующие нефтепроводы, перекачка по которым имеет высокую стоимость. Также следует понимать, что в России сегодня функционирует лишь несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов, соответственно в последующем затраты на перевозку уже готового топлива будут чрезвычайно высоки.
Перспективы цен на бензин в России
Эксперты предрекают дальнейшее увеличение цен на бензин и дизтопливо в России. Объясняется это неизменным увеличением акцизов и других косвенных налогов. Сегодня в кризис правительство столкнулось с нехваткой средств и пытается пополнить бюджет за счёт различных способов, в том числе увеличением акциза, перекладывая проблему уже на автомобилистов.
Так, например, совсем недавно стало известно о том, что в 2018 году акцизы будут повышены дважды, что приведет к увеличению цен на бензин и солярку на два рубля за литр. В итоге стоимость высокооктанового бензина превысит отметку в 40 рублей за литр.
В условиях резкого падения цен на нефть многие нефтедобывающие компании столкнулись с определенными сложностями, ряд компаний даже несут убытки, так как стоимость добычи и переработки нефти фактическим равняется ее цене на международных рынках. Увеличивая цену бензина в России правительство стремится компенсировать убытки нефтяников на внешних рынках.
Важную роль в формировании цен на бензин играет транспортный фактор. В ближайшее время железнодорожные тарифы на перевозку нефти и продуктов нефтепереработки в России вырастут приблизительно на 10%, что, в конечном счёте, прибавит порядка 30 копеек к литру бензина на автозаправочных станциях.
В ближайшей перспективе российским автовладельцам следует готовиться к цене автомобильного топлива на уровне 50 рублей за литр. В докризисные времена литр бензина в России в перерасчете на доллар стоил около 75-80 центов. В ближайшие несколько лет стоимость топлива вырастет до 75 центов, что на сегодняшний день составляет около 50 рублей за литр.
Себестоимость бензина
На автозаправках продают топливо, которое стоит в несколько раз больше, чем стоимость исходного сырья. Каждый владелец транспортного средства, при новом подорожании задумывается о том, какова себестоимость бензина на самом деле. Это связано с тем, что цена топлива не сопоставима с доходом среднестатистической российской семьи.
Из чего складывается себестоимость бензина
Бензин любой марки производят из нефти. Чтобы получить черное золото, нужно найти и разработать месторождение. Доставить на переработку, где произведут бензин. Транспортировать топливо на автозаправку. После чего, автомобилист сможет купить топливо и заправить автомобиль. Каждый участник процесса должен заплатить налог и акциз.
Ценообразование себестоимости 1 литра бензина складывается из совокупности затрат всех участников производства:
- себестоимость затрат добычи нефти;
- транспортные расходы на доставку;
- стоимость переработки нефти;
- расходы на розницу;
- налог на прибыль;
- акцизный сбор;
- налог на добавленную стоимость;
- налог недропользователей;
- совокупная прибыль каждого участника.
Самый сложный — процесс разработки месторождения и добычи черного золота. Правильно организованные процессы переработки и доставки не представляют технических сложностей. Остальное в стоимости топлива — разного вида налоги.
Разведка, добыча нефти
Процесс добычи нефти начинается с геологической разведки местности. Применяются современные технологии анализа местности, аэрофотосъемка, сейсмическая разведка. Проверяют глубину залегания, анализируют структуру почвы. Проводят различного рода экспертизы. Для этого требуются значительные инвестиции.
Установка буровой и бурение скважины, даже на небольшую глубину, потребует затрат на сумму более 1,5 млрд рублей. В случае незначительной ошибки убытки оказываются велики. Чтобы проект окупился необходимо понимать объемы месторождения и его доступность для разработки.
На первом этапе используют проверочные скважины для выемки проб, которые отправляют на экспертизу. До применения георазведки примерно 70 % предварительных скважин приходилось запечатывать. Технологии ускоряют процесс и минимизируют расходы добывающих компаний.
Буровые установки находятся в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в южном регионе, которым требуется рабочий персонал. Затраты на обслуживание буровой установки и оплаты труда персонала окупаются быстро. Единожды разработанное месторождение позволяет качать качественную нефть долгие годы. В России, себестоимость добычи в стоимости 1 литра бензина составляет около 10 %.
Транспортировка
Прибыльная работа разработанных месторождений по территории всей страны невозможна без транспортировки продукта к месту переработки. До того как сырую нефть транспортируют к месту переработки, она поступает в сепараторы, которые обеспечивают ее очистку от примесей и газов.
Транспорт обеспечивает регулярность поставок, которые не зависят от погодных условий. Осуществляют транспортировку несколькими способами:
- железнодорожный, в цистернах;
- автомобильный, в цистернах;
- водный, в танкерах;
- трубопроводный.
Какова будет себестоимость бензина зависит от вида транспортировки. Автомобильные перевозки имеют высокую себестоимость, несмотря на широкую сеть дорог по стране. Грузоподъемность автомобильной цистерны имеет ограничения. Поэтому целесообразно их применение только для коротких расстояний.
Морские перевозки имеют ограничения по месту расположения скважины. Они применимы для месторождений, находящихся на море. Некоторые маршруты доступны только в летний период.
Железнодорожный транспорт применим на разные расстояния и не зависит от погодных условий. Чем больше вагонных цистерн будет в составе, тем ниже себестоимость перевозки.
Самая низкая себестоимость транспортировки — по трубопроводу. Таким способом перекачивают до 90 % объема добываемой нефти от буровой на перерабатывающие предприятия.
В сумму входит много факторов, влияющих на цену, в том числе зарплата водителей, топливо для транспортировки.
Затраты на транспортировку занимают 1,2 % в стоимости литра топлива.
Переработка
Технологический процесс переработки заключается в разделении на фракции. В результате получают готовый продукт:
- керосин;
- дизель;
- бензин;
- моторные масла;
- битум;
- сжиженные газы;
- мазут;
- различные вещества и химические соединения.
В зависимости от технологии перерабатывающий завод может давать от 5 до 40 производных нефтепродуктов, которые применяются в промышленности, для производства пластика и тканей.
Производство и переработка нефтепродуктов в себестоимость литра бензина ложатся в размере 6 %.
Готовая продукция отправляется на хранение или на продажу оптом. Перерабатывающие предприятия либо подрядные организации обеспечивают транспортировку. С оптовых баз поступает в розничную торговлю.
Расходы на розницу
Розничную торговлю бензина осуществляют через заправочные станции. Для постройки АЗС необходимо найти место, разработать проект, получить разрешения на строительство. Построить заправочную станцию в соответствии со всеми стандартами безопасности, подвести дороги. Организовать работу и нанять персонал, которому нужно платить заработную плату и социальные выплаты.
Теперь можно продавать топливо в розницу автомобилистам. Затраты на розницу в себестоимости топлива находятся на уровне 11 %.
Совокупная прибыль
Этот термин означает общую сумму прибыли, которую получат все участники цепочки производства бензина:
- разведка месторождений и добыча нефти;
- транспортировка;
- переработка на НПЗ;
- реализация на АЗС.
Каждое предприятие закладывает в конечную стоимость своего продукта прибыль, которая необходима для развития и модернизации. Прибыль является важным показателем эффективной работы каждого предприятия занятого в процессе изготовления бензина.
Эти совокупные затраты в себестоимости литра российского бензина занимают около 23,3 %.
Если разбить совокупную прибыль на четырех известных участников, то выходит, что каждый из них получит чистую прибыль 5-6 %.
Налоги на бензин
Наибольшую часть в цене бензина занимает налог взимаемый государством. Эта часть состоит из нескольких:
- Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере — 16,9 %.
- Ставка акцизов на нефтепродукты — 12 %.
- Налог на добавленную стоимость (НДС) в размере — 15,3 %.
- Налоги на прибыль, которые берут с оплаты труда и других — 4,8 %.
Эти налоги оплачивают добывающие и перерабатывающие предприятия. Соответственно они заложены в цене для конечного потребителя. Проценты указанных налогов ориентировочны, поскольку их соотношение и розничная цена бензина не является постоянной величиной и меняется по нескольку раз в год.
Общий процент налоговой нагрузки в стоимости составляет около 49 %.
Подсчет себестоимости 1 литра бензина
Если сложить общую стоимость по видам затрат получим следующее:
- Общая себестоимость = добычи + транспортировки + переработки + затраты на розницу. 9,5 % + 1,2 % + 6 % + 11 % = 27,7 %
- Совокупная прибыль = 23,3 %.
- Общий процент налогов = 49 %.
Стоимость бензина АИ-92 по Москве и Московской области находятся в пределах от 38,9 руб до 44,16 руб за 1 литр. Возьмем среднее значение — 41,53 рубля.
В рублевом выражении получаем:
- Себестоимость 41,53 руб * 27,7 % = 11,504 рубля.
- Прибыль 41,53 руб * 23,3 % = 9,677 рубля.
- Налоги 41,53 руб * 49 % = 20,35 рубля.
Себестоимость 1 литра бензина без учета налогов составляет:
41,53 – 20,35 = 21,18 рубля
В России нефть из месторождений извлекается максимально. Но ее цена не оказывает большого влияния на себестоимость бензина и окончательную цену для конечного покупателя. Поскольку себестоимость добычи в рублях составляет всего:
41,53 * 9,5 % = 3,95 рубля
За последние 20 лет цена на бензин выросла в среднем в 14 раз. В то же время росла и стоимость барреля нефти, которая регулируется рыночными отношениями. В моменты, когда стоимость нефти снижалась, цена бензина не падала, а иногда даже продолжала рост. Это регулируется ценообразованием, которое основано на цене рынка, даже для внутреннего потребителя продукта. Однако компании, занимающиеся нефтедобычей, нацелены на снижение затрат.
Добыча 1 барреля нефти, что составляет 158,987 литра, колеблется в пределах от 2-3$ до 20$ в трудноизвлекаемых единичных скважинах, по данным из открытых источников. На данный момент, цена доллара 63,9 рубля. Если предположить, что всего трудных скважин до 20 % от общего количества разрабатываемых месторождений, то тогда себестоимость добычи составляет:
6,4$ * 63,9 руб = 408,96 рублей / 158,987 литров = 2,57 рубля
В итоге получается, что себестоимость сырой нефти от 2,57 до 3,95 рубля. Бензин для внутреннего потребителя продается в 16-20 раз выше, чем себестоимость черного золота.
В большинстве стран, добывающих нефть, стоимость бензина для внутреннего потребления немного ниже, чем для мирового рынка. Примером может служить Саудовская Аравия, Венесуэла или Иран.