Avtomagazin48.ru

Замена вакуумного усилителя тормозов на ВАЗ

Как произвести замену вакуумного усилителя тормозов на ВАЗ-2114

Владельцев отечественных авто Лада-2114 периодически преследует ситуация, когда тормозная педаль начинает работать неадекватно прилагаемому усилию. От легкого прикосновения проваливается в пол или, наоборот, с огромным усилием ее удается хоть как-то сдвинуть с места. Все эти явления могут сопровождаться характерным шипением. Вероятнее всего, проблема кроется в поломке, которая требует произвести замену вакуумного усилителя тормозов (далее ВУТ) ВАЗ-2114. Делать это своими руками по инструкции, которую разместили в данной статье или в специальных сервисных центрах – решать хозяину авто. Приступим.

Что представляет собой усилитель вакуумный

Вакуумный усилитель тормоза отвечает за то, чтобы физическое напряжение, передаваемое от рычага педали к главному цилиндру, увеличивалось не за счет воздействия со стороны водителя, а автоматически. От этого выигрывает само управление транспортным средством, создавая более комфортное торможение благодаря дополнительному усилию. Что играет важную роль при экстренных ситуациях, когда остановиться нужно за минимальное время и на кратчайшем расстоянии.

Устанавливают конструкцию в моторном отсеке, до педали тормоза. На ней располагается цилиндр. Ниже перечислены конструктивные элементы ВУТ:

  • корпус округлой формы;
  • внутренняя диафрагма;
  • клапан следящий;
  • толкатель рычага педали;
  • пружина;
  • шток.

Работает ВУТ на основе возникновения разности давлений, создаваемых в камерах. Их две – вакуумная и атмосферная. Разряжение между ними возможно благодаря наличию в конструкции механизма прочной разделяющей мембраны. Именно ее повреждение выводит из строя вакуумный прибор. «Старение» самих клапанов – естественный процесс, также приводящий к износу всего узла.

При отказе ВУТ тормозная система сможет продолжать работу. Но водителю станет намного сложнее контролировать весь процесс остановки.

Способы обнаружения неполадок

Какие же признаки могут указывать на то, что агрегату требуется замена?

  1. При приложении прежнего усилия процесс торможения затрудняется.
  2. При давлении на тормозную педаль начинают падать обороты.
  3. Двигатель подтраивает.
  4. Появление шипящих шумов при нажатии тормоза во время движения. При этом возможно увеличение оборотов двигателя.
  5. Неадекватная работа педали тормоза.
  6. Повышение расхода топлива.

Предстоит ли устройству замена, подскажут результаты несложной инспекции.

  1. Способ № 1. При выключенном двигателе 4-5 раз энергично сделать прокачку тормозной педали в пол. Обнаружение во время выполнения этих манипуляций поскрипываний или шипения, других посторонних шумов говорят о том, что существуют серьезные неисправности. После этого, удерживая педаль в крайнем нижнем положении, включить двигатель. Начнет создаваться вакуум в камере ВУТ. Педаль должна двигаться самостоятельно. Если этого не произошло, значит, поломка серьезная и ремонт неизбежен.
  2. Способ № 2. Дать машине поработать в холостом режиме 3-6 минут. Заглушить ее. Полностью продавить педаль (создание вакуума в камере устройства) и отпустить. Повторить еще раз. Если ход рычага изменяется с каждым последующим нажатием, значит, создание вакуума затруднено. Следовательно, требуется замена проблемного устройства.
  3. Способ № 3. Завести мотор и выжать тормозной рычаг до конца. Выключить двигатель и отпустить педаль. Если в течение полуминуты она не движется, значит, все хорошо. Обратный результат – сигнал о неисправности.

Иногда отклонения появляются из-за нарушения крепления, выхода фланца из строя или механического повреждения вакуумного шланга. Поэтому, чтобы не усложнять положение, следует начать инспекцию с проверки этих позиций.

Параллельно обследуют состояние тормозных трубок и их соединений с корпусом, тех мест, которые потенциально являются местами утечки специальной жидкости. Что внешне проявляется в виде потеков на корпусе вакуумного усилителя или тормозного цилиндра.

Поменять узел самостоятельно несложно, если есть хоть какой-то навык в механике и понимание конструкции авто. Для самостоятельной замены понадобится сам вакуумник, кое-что из инструментов и деталей.

Перечень необходимого для замены вакуумного усилителя тормозов ВАЗ-2114 своими руками

Купить вакуумный усилитель тормозов для ВАЗ-2114 можно на любом авторынке или в специальном магазине. Ниже перечислены инструменты, которые понадобятся для работы.

  1. Головки, торцевые и рожково-накидные ключи: № 10, 13 и 17.
  2. Карданчик.
  3. Отвертки.
  4. Плоскогубцы.
  5. Газовый ключ.

Для монтажа понадобятся новые детали, которые следует приобрести заранее: штуцеры для соединения и заглушки.

Читать еще:  Opel Insignia 2017

Переходим к замене вакуумного усилителя на ВАЗ-2114 своими руками

Итак, инспекция пройдена, и диагноз подтвердился: вакуумный усилитель на ВАЗ-2114 испорчен и подлежит замене. Все, что может понадобиться – детали, инструмент, приготовлены. Приступаем.

  1. Начинают с демонтажа неисправного ВУТ. Для начала нужно от педали тормоза отцепить шток, торчащий из усилителя.
  2. Затем уже под капотом откручивают от ВУТ сам тормозной цилиндр. При этом не стоит снимать все шланги, так как потом придется проводить прокачку системы. Откручивают только гайку № 10, и тогда цилиндр спокойно сдвигается и не мешает проводить дальнейшие работы.
  3. Его отодвигают в сторонку и откручивают шлангочку, соединяющую вакуум-клапан и впускной коллектор.
  4. Затем отделяют крепления кузова, при помощи ключа-кардана и четырех гаек № 13. Дополнительно откручивают распорку стоек. Все, демонтаж неисправного вакуумного усилителя на ВАЗ-2114 готов.
  5. С помощью 2 гаек № 17 переставляют кронштейн крепления с неисправного ВУТ на исправный.
  6. Монтаж проводится в обратном порядке. Опытные механики советуют начинать его с соединения тормозной педали со штоком ВУТ. А затем переходить ко всем работам под капотом.

С точки зрения опытных автомехаников, удобнее вначале соединять тормозную педаль с усилителя при помощи пальца, а затем уже весь агрегат монтировать в авто. Следует уделить особое внимание правильности монтажа уплотнения между корпусом и цилиндром. Прокладку нужно установить очень точно, по контуру.

Общая информация

Конструктивное решение тормозной системы 2114-й модели практически одинаково для большинства ВАЗ. Поэтому данная инструкция поможет поменять вакуумник на многих автомобилях

Если принято решение поменять устройство самостоятельно, необходимо прочитать в руководстве об эксплуатации своего ВАЗа рекомендации производителя. И приобрести именно тот вакуумный усилитель, модель которого советуют создатели авто.

Во время работы механические соединения деталей забиваются пылью, остатками рабочих жидкостей, грязью. По истечении длительного периода открутить такие болты и гайки становится очень трудно. Они как будто прирастают и становятся монолитом. Чтобы облегчить работы и не повредить поверхности, следует использовать средство WD-40: предварительно взбрызнуть небольшое количество аэрозоля в место соединения и через несколько секунд, приступить к работе.

Проводить работы под капотом помогут удлиненные и специальные изогнутые рукоятки и насадки для головок. Также в наборах головок, как правило, есть специальный ключ-кардан. С его помощью упрощается процесс отвинчивания некоторых гаек.

Параллельно с заменой механизма следует обновить и шланги, так как резиновые изделия быстро изнашиваются и приходят в негодность. А проводить демонтаж-монтаж тормозной системы – дело трудоемкое и требующее времени.

Лада 2115: ремонт вакуумной системы усиления тормозов автомобиля

блок тормоза Важность исправной работы системы торможения автомобиля сложно оспорить. Даже начинающий водитель понимает, что от этого зависит не только своя безопасность, но и окружающих. На моделях АвтоВАЗа особую роль в конструкции отводится тормозному устройству, которое облегчает процесс снижения скорости. Его поломка не приводит к полному отказу системы, но серьезно влияет на комфортность управления машиной.

Устройство и принцип работы ВУТ

Перед тем как приступить к замене неисправного вакуумного усилителя тормозов (ВУТ), а также определить его поломку, не помешает знать устройство агрегата. Конструктивно узел образует одно целое с главным тормозным цилиндром и включает такие детали:

  • корпус;
  • диафрагму;
  • следящий клапан;
  • толкатель;
  • шток;
  • возвратную пружину.

под капотом Корпус разделен на две части, та, которая соединяется с ГТЦ, называется вакуумной; противоположная камера (со стороны тормозной педали) – атмосферной. Диафрагма соединяется с поршневым штоком главного тормозного цилиндра, чем обеспечивается подача тормозной жидкости на колесные цилиндры. После окончания торможения пружина возвращает диафрагму в нормальное положение.

Принцип работы ВУТ базируется на создании эффекта разности давлений в двух камерах. Усилие от нажатия педали передается к следящему клапану, который при этом перекрывает канал, соединяющий обе камеры. Создавшаяся разница давлений воздействует на диафрагму и, преодолевая усилие пружины, передвигает шток поршня ГТЦ. Понимание принципа работы вакуумного усилителя тормозов поможет при замене или определении причины его поломки.

Читать еще:  Появился скрип при торможении?

Как проверить ВУТ ВАЗ 2115 на предмет неисправностей?

Ревизия агрегата не требует абсолютно никаких инструментов, достаточно обратить внимание на поведение тормозной педали при ее нажатии. Если однажды водитель обнаружил, что для остановки нужно сильнее давить на педаль, то это говорит о необходимости проверки ВУТ. Процедура выполняется следующим образом:

  • Заглушить двигатель.
  • Нажать несколько раз на тормозную педаль и зафиксировать ее на середине хода.
  • Не убирая ноги с педали, завести авто.

При исправном «вакуумнике» педаль немного провалится, если же этого нет, то с тормозной системой какие-то проблемы. Как дополнительная мера при выявлении поломки применяется визуальный осмотр, состоящий из пунктов:

  • Проконтролировать герметичность узла соединения обратного клапана с патрубком.
  • Проверить фланец на предмет повреждений.
  • Осмотреть все изгибы патрубков и при обнаружении трещин заменить их.
  • Извлечь коврик в кабине со стороны водителя и проверить защитный колпачок уплотнителя хвостовика под рулевой колонкой, если он присасывается, то авто может самопроизвольно притормаживать.
  • Снять защитный колпачок и запустить мотор, после чего несколько раз качнуть хвостовик клапана – наличие характерного шипения говорит о поломке детали.

Возможны и внутренние поломки агрегата. Довольно часто встречается неисправность клапана, материал которого твердеет. Износ резины диафрагмы может повлечь ее разрыв, тогда замена вакуумного усилителя тормозов будет единственным выходом из ситуации.

Работоспособность обратного клапана проверяется следующим способом:

  • отсоединить шланг от клапана;
  • извлечь патрубок из резинового уплотнителя ВУТ;
  • поместить в отверстие штуцера носик резиновой груши;
  • сжать грушу и отпустить через 4-5 секунд, если груша останется в сжатом состоянии, то клапан исправен.

Как выполнить замену неисправного вакуумного усилителя тормозов своими руками?

Когда процесс диагностики завершен и необходимость установки новой детали вполне очевидна, необходимо подготовить инструменты и запчасти. Вместе с новым ВУТ мастера советуют менять и соединительный шланг, если на нем присутствуют следы износа. Также нельзя забывать о заглушках и штуцерах – неудовлетворительные по состоянию детали следует заменить.

Из инструментария нужно приготовить:

  1. Пассатижи или круглогубцы.
  2. Набор ключей рожкового и торцового типа на «10», «13» и «17».
  3. Отвертка.

Процедура замены не представляет абсолютно ничего сложного и выполняется в гаражных условиях за два часа:

  • Демонтировать шток, который соединяет ВУТ и педаль тормоза. Для этого достаточно отверткой поддеть стопорную пластину и выкрутить фиксирующую деталь.
  • Открыть капот и открутить «вакуумник» от тормозного цилиндра (ТЦ) при помощи ключа или головки на «13».
  • Далее на выбор два варианта. Первый – отсоединить все трубки от ТЦ, что значительно облегчит задачу демонтажа ВУТ, но потребуется прокачка тормозной системы после ремонта. Второй – оставить все на месте, открутить только гайку на «10», которая фиксирует все трубки на кузове.
  • Отодвинуть ТЦ в сторону и отключить шланг, идущий от клапана ВУТ к впускному коллектору.
  • Открутить гайки на «13», которые крепят агрегат к стенке моторного отсека.
  • Выполнить замену неисправного вакуумного усилителя тормозов на новый в обратной последовательности.

После демонтажа поломанного устройства нужно при помощи головки на «17» снять кронштейн и переставить его на новый ВУТ. Штангенциркулем измеряется, на сколько головка штока выступает над плоскостью корпуса агрегата. Результаты измерений должны находиться в пределах 1,05-1,25 мм. В случае несоответствия этим цифрам выполняется регулировка методом вращения головки гаечным ключом на «7», при этом сам шток рекомендуется удерживать при помощи пассатижей.

Вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2110. Диагностика и ремонт

Не верьте тем, кто говорит, что тормоза придумали трусы. Их придумали очень умные и долгоживущие люди, а вакуумный усилитель тормозов придумали к тому же и очень ленивые. Для того чтобы проверить необходимость наличия ВУТ на автомобиле, попробуйте остановить его нажатием на педаль тормоза с выключенным двигателем на небольшой скорости. Скорее всего, для полной остановки придётся так сильно жать на тормозную педаль, что вам потребуется даже немного привставать на сиденье. А представляете, если вас будет ожидать такой сюрприз во время интенсивного движения в потоке автомобилей, да и ещё и на спуске? Поэтому к данному вопросу просто необходимо отнестись со всей серьёзностью и полнотой ответственности за свою и чужую безопасность. Итак, разберёмся, как делается ремонт ВУТа и замена его составных частей.

Читать еще:  Как сэкономить на КАСКО

Общее устройство тормозной системы ВАЗ 2110

Вакуумный усилитель тормозов ВАЗ-2110 находится в подкапотном пространстве автомобиля между главным тормозным цилиндром и педалью тормоза.

Схема расположения ВУТ

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов вкратце рассмотрим на следующем рисунке:

В исходном состоянии обе полости посредством следящего клапана (на рисунке отсутствует) соединены с атмосферой. При нажатии на педаль тормоза шток перемещает диафрагму влево, следящий клапан разъединяет полости и в полости «А» создаётся разряжение. А так как полость «Б» всё так же находится под атмосферным давлением, то оба эти условия (разряжение + атмосферное давление) в совокупности придают торможению дополнительное усилие.

Подробно рассмотреть работу всей тормозной системы автомобиля в совокупности вы можете в следующем видеоуроке.

Как работает (на видео)

Диагностика вакуумного усилителя своими руками

Прежде всего необходимо сказать, что неполадки в работе и выход из строя вакуумного усилителя не носит фатального характера. Происходит лишь характерное затруднение при торможении автомобиля и в ряде случаев нарушение стабильной работы двигателя. В любом случае перед поездкой вы можете самостоятельно провести достаточно эффективную и не требующую специальных навыков проверку работы вакуумного усилителя тормозов, для этого:

  1. При не заведённом двигателе нажимаем несколько раз на полный ход тормозную педаль;
  2. Удерживаем её в нажатом состоянии;
  3. Заводим двигатель.

Если же при этом педаль немного «ушла» в пол, значит, с вашим вакуумным усилителем всё в порядке, если же нет, то продолжаем дальнейшую диагностику системы.

Основные признаки неисправностей ВУТ (таблица)

Признаки Диагностика Заключение Метод устранения
Шипение
при торможении
Двигатель работает, нажимаем на педаль тормоза и одновременно фиксируем шипящий звук в районе педали Нарушена целостность диафрагмы Замена диафрагмы, всего ВУТ
Шипение при работающем двигателе Двигатель работает, в подкапотном пространстве прослушивается шипение.
Двигатель работает нестабильно, при нажатии на педаль тормоза обороты незначительно кратковременно повышаются
Нарушена целостность патрубка, соединяющего ВУТ и впускной коллектор Поиск подсоса воздуха, устранение, замена патрубка
Мягкая «ватная» педаль тормоза При нажатии на педаль она стабильно, безостановочно «уходит» до пола. При торможении нет ощущения стабильного сопротивления усилию нажатия Разгерметизация гидравлической системы, попадание воздуха Поиск подтёков, проверка уровня жидкости, прокачка тормозов.
Автомобиль не «дотормаживает» При нажатии на педаль торможение запаздывает, хода педали не хватает для блокировки колёс Большой свободный ход штока Отрегулировать холостой ход

Как отремонтировать или заменить детали

Шипит при торможении (с видеопримером)

На следующем видео можно услышать этот характерный звук:

К слову, штатный «вакуумник» ВАЗ-2110 по инструкции не подлежит ремонту, только замене, но мы и «сами с руками». Да и судя по количеству различных инструкций по самостоятельному ремонту автомобилей, выложенных в сети, можно утверждать, что любому отечественному автолюбителю со стажем более пяти лет можно смело присваивать звание инженера-конструктора заочно. Поэтому рассмотрим процедуру ремонта, тем более что разница в стоимости между ремкомплектом и самим вакуумным усилителем несоизмерима высока.

В любом случае вначале нам придётся демонтировать ВУТ, для этого нам понадобится минимум подручных средств.

Инструменты

  • Рожковые и торцевые ключи размерами «10», «13», «17»;
  • Мощная плоская отвёртка;
  • Ремкомплект или ВУТ в сборе;
  • Герметик и немного желания всё сделать своими руками.

Демонтаж

На данном этапе у нас есть выбор: или сделать всё так, как гласит инструкция завода-изготовителя (отсоединить главный тормозной цилиндр от ВУТ, откручивая от него все тормозные трубки, с последующей его прокачкой) или же чуть проще и малой кровью (просто отодвинув его в сторону).

В любом случае выбор за вами, я же пойду по лёгкому пути:

    Отсоединяем от тормозной педали шток-толкатель:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector