Проверка уровня масла в АКПП
Как самостоятельно определить уровень масла в АКПП
Сегодня автоматические коробки передач значительно более привычны автовладельцам, чем механика. Вождение в городских условиях на АКПП проще и удобнее, поэтому практически все иномарки оснащены именно такой коробкой. Так как устройство представляет собой сложный механизм, то в случае поломки стоимость ремонта не порадует ни одного водителя. Поэтому важно следить за трансмиссией и периодически уделять внимание коробке передач. Последняя не требует особого обслуживания. Достаточно знать, как проверить уровень масла в АКПП и регулярно устраивать проверку. Своевременное выявление снижения уровня жидкости позволит избежать поломок.
Как определить, что масла не хватает
Коробке передач вредит не только нехватка, но и излишек масла. И если от перелива часто спасают специальные сливные отверстия, то недостаток должен вовремя выявить владелец транспортного средства.
Масло следует не только доливать, но и периодически менять. Оно склонно накапливать в себе загрязнения, которые могут навредить механизму. Специалисты советуют сливать старую жидкость и заливать свежую через 60-70 тысяч километров пробега. Долив требуется значительно чаще. Мониторить уровень жидкости в АКПП необходимо каждые 5-7 тысяч километров и осуществлять долив в случае недостаточного уровня. Поэтому водителю важно знать, как проверить уровень масла в АКПП .
Регулярная проверка позволит не только вовремя доливать масло в коробку передач, но и своевременно обнаружить износ некоторых деталей: прокладки кольца и маслонасоса. Их истончение приводит к утечке масла.
Если вовремя не проконтролировать уровень масла, и он снизится, водитель заметит следующие симптомы.
- Шум трансмиссии при изменении оборотов, когда автомобиль находится в покое с заведённым двигателем.
- При переключении передачи на более высокую в движении будут ощущаться толчки, автомобиль будет дёргать.
Появление подобных симптомов требуют срочного обследования АКПП. Стоит понимать, что механизм сложный и его ремонт обойдётся в крупную сумму.
Как проверить уровень масла в АКПП
Автоматические коробки передач можно разделить на два типа: те что имеют щуп для проверки уровня масла и не имеющие такого приспособления. Несмотря на то что все автомобили разные, принцип проверки будет идентичен для каждого из них. Поэтому рассмотрим единый алгоритм проверки.
Для АКПП, имеющих инструмент проверки
Под капотом большинства автомобилей находится щуп для проверки уровня масла в коробке передач. Автовладельцу нужно его найти, при этом важно не перепутать с приспособлением для определения общего уровня масла.
Как только щуп найден, необходимо определить его тип, от этого зависит дальнейший алгоритм действий.
- HOT. Самый распространённый тип измерителя, надпись означает, что прибор предназначен для определения уровня масла при работающем двигателе.
- Cold. Такой щуп встречается реже. Предназначен для определения уровня при заглушённом моторе автомобиля. Это не значит, что уровень масла нужно проверять в холодной АКПП. Нужно прогреть жидкость, заведя автомобиль на 15-20 минут, затем заглушить и произвести измерение.
Щуп, как правило, оснащён насечками, обозначающими верхнюю и нижнюю допустимую границу уровня масла. Если при измерении будет замечено, что уровень масло близок к нижней границе, то лучше заранее долить его.
Непосредственно сам алгоритм измерения, следующий.
- Прогрейте двигатель. Как уже было озвучено ранее, измерение холодного масла даст неверные результаты. Как с выключенным, так и с рабочим двигателем проверять нужно только разогретую жидкость. Дайте машине поработать 20 минут или совершите небольшую поездку на 15-20 км.
- Остановите транспорт на ровной поверхности. Любые отклонения могут повлиять на результат, поэтому выбор места измерения имеет немалое значение.
- Коробку передач установите в режим «Паркинг».
- В зависимости от типа щупа оставьте двигатель работать или заглушите его.
- Возьмите измерительный прибор и протрите его сухой мягкой тканью, чтобы удалить возможные остатки масла.
- Вставьте щуп в отверстие для измерения и вытащите через 5-10 секунд. Оцените уровень жидкости.
Идеальным решением станет поддержание уровня в среднем значении, между двумя засечками. Так как превышение уровня нормы вредит АКПП не меньше.
Если щупа нет
Как проверить уровень масла в АКПП, если щупа нет? Такие модели коробок передач далеко не редкость. Как правило, они рассчитаны на обслуживание в специализированном автосервисе. Такие коробки имеют два отверстия: для залива жидкости и для её слива. В сливной пробке имеется ограничитель уровня, который гарантирует, что он не будет превышен.
Если уровень жидкости превышает допустимый, то лишняя жидкость просто стекает в поддон через специальное отверстие. Плюс в том, что перелить масла при всем желании не получится. Но вот контролировать его уровень и качество сложнее.
Для того чтобы определить достаточно ли жидкости в коробке необходимо также прогреть автомобиль и остановить его на ровной поверхности над ямой. Переведите рычаг коробки передач в режим паркинга и при рабочем двигателе отвинтите сливную пробку поддона. Если уровень масла в норме, то прольётся небольшое количество. Если ничего не капает, значит, нужно долить пока из сливного отверстия не появится лишняя жидкость.
Если владелец транспортного средства не уверен в своих силах, то лучше проверку и долив доверить опытному мастеру из мастерской. Стоимость процедуры с лихвой окупится отсутствием необходимости чинить АКПП.
Теперь как проверить уровень масла в АКПП знают даже малоопытные водители. А как часто вы доливаете и меняете жидкость в трансмиссии? Проверяете уровень или начинаете действовать при появлении явных признаков нехватки масла?
avtoexperts.ru
То, что нужно регулярно контролировать уровень жидкостей под капотом, ни у кого сомнений не вызывает. Однако, уделяя внимания моторному маслу, антифризу и тормозной жидкости, об автоматической КПП нередко забывают. Не каждый знает, как правильно проверить уровень масла в АКПП, поэтому во избежание ошибок принято откладывать эту манипуляцию на потом. Подобная ситуация вводит коробку переключения передач в зону риска. В случае ремонта такое халатное отношение будет стоить дорого.
При замере уровня жидкости в АКПП существуют определенные тонкости и нюансы. Их несоблюдение ведет к неверному результату. Перелить трансмиссионное масло также плохо, как недолить. Выполнение общих правил может оказаться недостаточным. Мы собрали основные ошибки, которые возникают при контроле уровня масла в автоматической КПП, чтобы вы их не допустили.
1. Игнорирование руководства по эксплуатации
Автоматические коробки передач бывают разных видов. Одни из них оснащены щупами, другие — смотровым окошком, третьи – контрольной пробкой. Каждая конструкция коробки задает свой алгоритм действий при проверке масла. Чтобы быстро сориентироваться, проще всего заглянуть в руководство по эксплуатации для вашего автомобиля. Тогда вы сэкономите время и силы, а главное – не сделаете ошибок.
Например, во многих немецких моделях (Volkswagen, Audi, BMW) используется контрольная пробка. И все-таки даже среди них может попасться АКПП, в которой для измерения масла применяется щуп. Это происходит потому, что конструкция АКПП не определяется маркой автомобиля, поэтому руководство по эксплуатации остается в приоритете.
2. Неверное понимание символов на щупе
Определившись с типом коробки, можно приступать к дальнейшим действиям. Если АКПП имеет щуп, то обычно он выполнен в красном цвете. Но чаще всего путаница возникает не с его местонахождением, а с указанными на щупе символами: HOT и COLD. Символы могут быть и иными. Например, FULL и ADD, а могут быть указаны градусы или просто сделаны насечки без символов. Но смысл от этого не меняется. Первый вариант более распространенный и вызывает ряд недоразумений.
Надпись COLD означает «холодный». Но это не значит, что можно подойти к автомобилю и, не прогревая его, выполнить замер. Если так сделать, то результат будет неверным. Прогрев двигателя обязателен в любом случае. Надпись COLD не используется при замере уровня масла. Эта насечка нужна для первоначального залива, после чего при включенном моторе масло доливается до нужного уровня.
Итак, нас интересует диапазон HOT. Масло должно находиться в нем.
3. Нарушение процедуры замера
Банальные ошибки могут стать роковыми. Если вы не заметите, что машина стоит на бугорке, то это исказит итоговый результат. Поверхность, на которой стоит автомобиль при проверке жидкости, должна быть ровной. Это важное условие.
Следующее не менее важное – прогрев коробки переключения передач. КПП не прогревается, если двигатель работает на холостых оборотах, как бы активно вы не подгазовывали при этом. АКПП прогревается только в пути, поэтому нужно проехать 10-15 километров. Тогда можно рассчитывать на получение достоверных результатов. При проверке рекомендуется не глушить мотор. Однако к Honda это не относится, поэтому в целях уточнения данного постулата конкретно для вашего автомобиля опять направляем вас к инструкции по эксплуатации.
4. Замер масла при рычаге селектора на P (паркинге) или N (нейтралке)
Решение этого вопроса зависит от типа автоматической КПП. По умолчанию большинство моделей ставится на паркинг, но это правило носит общий характер. Проверка уровня трансмиссионной жидкости во многих моделях Dodge, Hyundai, Jeep, Mazda, Mitsubishi выполняется при рычаге селектора на нейтралке.
В некоторых автомобилях щуп не предусмотрен. Тогда ни во дворе, ни в гараже выполнить проверку невозможно. Например, к таким маркам относятся Mercedes, BMW, Peugeot, Renault, Citroen. В этом случае придется прибегнуть к помощи подъемника или смотровой ямы. Такие автомобили имеют контрольную пробку. Ее большим плюсом является невозможность перелить масло. Лишнее количество машина вернет вам обратно.
Эффект «масляного голодания» приводит к поломке АКПП. Он возникает не только тогда, когда детали работают при недостаточном количестве смазочной жидкости, но и тогда, когда масло в коробку наливается с избытком. В этом случае оно образует пену и теряет свою однородность. Примесь воздуха в жидкости приводит к тому, что элементы коробки не получают нужной смазки, поэтому так важно, чтобы масла в автоматической КПП было ровно столько, сколько предусмотрел производитель.
Как проверить уровень масла в АКПП
Спорить о том, какая коробка передач предпочтительней — механическая или автомат — бесполезно. В данном вопросе все зависит от предпочтений того или иного водителя. Однако, автоматическая коробка передач в значительной степени облегчает езду.
Этот тип КПП является достаточно надежным и эффективным, поэтому его предпочитает достаточно большое количество водителей. Для безотказной работы автоматической коробки необходимо лишь своевременное обслуживание, к которому относится следующее:
- проверка уровня масла;
- контроль за состоянием трансмиссионной жидкости;
- своевременная замена фильтра коробки передач и ATF.
Необходимость проверки уровня масла
Какая бы коробка передач не использовалась на вашем автомобиле — она содержит определенное количество трансмиссионного масла.
В механической или роботизированной коробке это масло выполняет роль смазочного материала, защищающего трущиеся детали.
Если же брать АКПП — то здесь дело обстоит несколько иначе. В такой коробке трансмиссионная жидкость используется не только для смазки деталей, но и для передачи крутящего момента.
Циркуляция масла осуществляется через каналы гидроблока под очень большим давлением и воздействует на пакеты фрикционов. Так происходит включение нужных передач.
Наиболее требовательной к уровню масла является гидромеханическая коробка, поэтому для ее нормальной функциональности необходимо постоянно контролировать как уровень ATF, так и состояние самой жидкости.
Не забывайте, что не только низкий уровень масла, но и превышение им максимально допустимой отметки отрицательно скажутся на состоянии автоматической коробки.
Давайте разберемся, как правильно проверять уровень масла в АКПП, чтобы не допускать досадных ошибок.
Есть мнение, что масло в коробке передач необходимо лишь для того, чтобы уменьшить процесс трения деталей. Благодаря ему снизится выработка фрикционов и коробка сможет прослужить без ремонта более длительное время. Все это так, однако, масло необходимо не только для того, чтобы снизить трение деталей, но и убрать от них лишнюю температуру, которая также способствует быстрейшему износу.
Проверка уровня масла
Перед тем, как проверить уровень масла в АКПП — внимательно прочитайте руководство по эксплуатации вашего автомобиля.
В этой документации вы обязательно найдете раздел, в котором будет говориться о том, как это правильно делать.
Кроме этого, там обязательно будут содержаться рекомендации по объему масла и о том, какой ATF лучше всего воспользоваться.
В большинстве случаем подобная проверка осуществляется с помощью специального щупа, который располагается в масляном отсеке.
На нем имеются специальные метки, позволяющие производить «холодную» и «горячую» проверку масла в АКПП.
Установление имеющегося уровня рабочей жидкости происходит только при работающем двигателе, так как насос производит наполнение отсека маслом до рабочего уровня. В противном случае вы ошибочно определите уровень масла как низкий. Такая ошибка повлечет за собой естественное желание долить жидкости. В связи с этим максимально допустимый уровень будет превышен, что вызовет возникновение проблемы в работе АКПП.
Существует ряд определенных рекомендаций, актуальных для подавляющего большинства автоматических коробок передач.
К данным рекомендациям следует отнести пункты, позволяющие понять, как правильно проверить уровень масла АКПП:
- правильная проверка масла в коробке автомат должна производиться не только при прогретом двигателе, но и при достижении самой коробкой рабочей температуры.
- замер масла в АКПП производится после установки автомобиля на ровной площадке и при работающем двигателе на холостых оборотах не менее 3-х минут. Помните, что селектор АКПП в это время должен находиться в режиме паркинга (рычаг на отметке «Р»);
- перед тем, как проверить масло — следует извлечь из коробки-автомат масляный щуп и обтереть его сухой тряпкой. После этого его следует установить на 5 секунд на место и вновь извлечь. Таким образом, на щупе будет отображаться уровень масла,имеющийся в коробке автомат. Повторите данное действие несколько раз и сравните полученные результаты. Если они не совпадают — примите во внимание самый последний из них ;
Уровень замеряемого масла должен располагаться между отметкой Cold и отметкой Hot. В случае значительного отклонения как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения — масло следует привести в надлежащую норму.
Выполняя работы по измерению, а также по замене масла в автоматической коробке передач — соблюдайте необходимые меры безопасности. Не производите какие-либо действия не защищенными перчатками руками. Состав некоторых жидкостей может вызвать не только раздражение кожи, но и ее химический ожог.
Некоторые нюансы при проверке уровня масла на автомобилях разных марок
В случае с автомобилями компании Audi, проверку уровня ATF следует производить при помощи специального смотрового окошка, расположенного снизу. У многих автомобилей данного семейства у автоматических коробок отсутствует масляный щуп. Для проверки придется воспользоваться эстакадой или смотровой ямой.
Проверка уровня масла на автомобилях марки Volkswagen осуществляется при помощи щупа, а сам процесс проходит при работающем двигателе и поставленной на нейтральный, а не парковочный режим коробку передач.
BMW так же, как и Audi, не имеет в коробке масляного щупа, а проверка уровня осуществляется через специальное смотровое окошко.
В остальном же дальнейшие действия идентичны тем, что описаны в соответствующем разделе данной статьи.
Не забудьте предварительно ознакомиться с технической документацией на свой автомобиль и узнать, какие условия следует выполнить, чтобы получить необходимые показатели уровня масла в АКПП.
Низкий уровень масла в АКПП
Когда уровень масла в автомате ниже нормы — нарушается температурный режим жидкости. Из-за этого снижаются ее рабочие качества. Кроме этого, масляный насос автомата может захватить воздух, влияющий на пенообразование жидкости.
В конечном итоге в системе снизится уровень давления, который вызовет, в свою очередь, перегрев и быстрый износ отдельных элементов коробки.
Быстро загрязняются все поверхности деталей, а также имеющиеся между фрикционами зазоры. Вследствие этого работа коробки становится некорректной — переключение скоростей зачастую попросту может начать заедать.
Повышающаяся при низком уровне масла температура заставляет детали расширяться, тем самым снижая их существующую прочность. Быстрее начинают изнашиваться полимерные элементы, так как их прочность ниже, чем у металлических.
Чем дольше осуществляется эксплуатация коробки с низким уровнем масла — тем более заметным становится проявление недостатков в ее работе. Чтобы не допустить возникновение подобной проблемы следует внимательно следить за работой коробки и подмечать даже малейшие отклонения от нормы. При их возникновении в первую очередь необходимо проверить уровень масла в АКПП. Если отсутствуют следы утечки или износа материала — долейте ATF самостоятельно или посетите ближайшее СТО.
Превышение уровня масла
Высокий уровень масла в коробке автомат может также явиться причиной пенообразования. Последствия этого варианта схожи с последствиями низкого уровня масла, но еще добавится и замасливание коробки из-за большого количества жидкости, лишнее количество которой будет использовать для своего выхода сапун АКПП.
Узнать о том, что масло в коробке вспенилось — достаточно просто — на щупе будут видны равномерно распределенные, небольшие пузырьки воздуха.
Если же на щупе присутствуют пузырьки воздуха, а уровень масла находится в пределах нормы — это не является признаком того, что масло в коробке пенится. Волноваться следует лишь в том случае, если имеются значительные отклонения уровня как в одну, так и в другую сторону.
В данном случае следует заглушить работающий двигатель на несколько минут, чтобы жидкость в коробке немного отстоялась. После этого на заглушенном двигателе производится повторный замер уровня масла в коробке.
Проверка качества масла в АКПП
С помощью щупа довольно трудно понять, в каком состоянии находится масло. Для более точного анализа вам понадобится взять с помощью шприца и шланга от капельницы некоторое количество масла. Если его красный цвет изменился на бурый — на лицо следы перегрева. В случае присутствия горелого запаха — имеет место проскальзывание фрикционов коробки.
В этом случае загрязненную, а также потемневшую жидкость, следует заменить. Параллельно с этим производится и замена фильтра АКПП.
Заключение
Следите за пробегом своего автомобиля и через каждые 80-120 тысяч километров производите полную замену масла в коробке передач (подробная информация имеется в технической документации к автомобилю).
Держите на постоянном контроле уровень и состояние масла, а в случае появления «горелого» запаха или изменения цвета — производите замену, не дожидаясь плановых сроков.
Также не следует забывать, что используемое для замены масло должно полностью соответствовать указанному в инструкции, в противном случае имеется вероятность проблем с АКПП.
И самое главное — соблюдайте необходимые условия эксплуатации автоматической коробки, иначе никакая замена масла не позволит избежать ее поломки.