Самые интересные моменты истории бренда Mazda
Самые интересные моменты истории бренда Mazda
История марки Mazda — откровенная скукота. Самое занятное в летописи японского бренда — изначальная сфера деятельности компании. В 1919-м фирма Toyo Kogyo занималась производством товаров из пробкового дерева: в основном панелей для утепления зданий, отделки потолков и стен. После того как контроль над попавшей в полосу неудач компанией установил удачливый бизнесмен Дзудзиро Мацуда, фирма из Хиросимы переключилась на станки, а затем и транспортные средства.
На этом интрига заканчивается. Постепенно автомобили марки Mazda (само название – дань уважения как основателю компании, так и зороастрийскому божеству Ахура Мазда) стали основным бизнесом бывшей Toyo Kogyo. Сегодня модели бренда известны во всем мире. В честь круглой даты – 95-летия основания компании – мы решили вспомнить самые интересные из самых неизвестных автомобилей Mazda.
centerMazda-go type DA/center
Первое транспортное средство в истории Mazda интригует с первого же взгляда. И вовсе не своей трехколесной сущностью, а небезызвестной эмблемой с тремя бриллиантами на бензобаке. Никакой ошибки тут нет. Как нет мистики и фотошопа. Просто грузовичок-трицикл Mazda, оснащенный одноцилиндровым бензиновым мотором воздушного охлаждения, продавался через сбытовую сеть Mitsubishi, к началу 1930-х годов слывшей мажором автомобильной Японии.
Этот очаровательный экземпляр встречает посетителей музея Mazda в Хиросиме
Не сказать, что дебют Mazda на рынке коммерческих грузовиков (а заодно и транспортных средств вообще) оказался сверхудачным. В первый год удалось продать всего 66 трициклов. После чего выпуск модели свернули. Но начало было положено. Без первого, пусть и не слишком удачного опыта, не было бы и громких побед.
centerMazda RX-500/center
Одно из судьбоносных решений в истории бренда было принято в начале 1960-х, когда Mazda приобрела права на использование и доработку роторно-поршневых двигателей конструкции немецкого инженера Феликса Ванкеля.
Тогда роторы казались светлым будущим моторостроения: низкая вибронагруженность, высокая отдача и минимальное количество подвижных частей, что сулило отменную надежность. Время скорректировало слишком оптимистичные прогнозы, хотя и не лишило конструкцию Ванкеля своих плюсов.
В попытке привлечь к моторам Ванкеля интерес широкой публики Mazda выпустила целый ряд любопытных моделей. Здесь и эффектное купе Cosmo, и еще более эффектный концепт-кар RX-500. Своими обводами напоминающий двухдверное купе или даже двухдверный “шутинг-брейк”, 500-й дебютировал на автошоу в Токио 1970 года. Хищный клиновидный кузов, двери типа “крылья чайки” – RX-500 был действительно хорош. Но истинно уникальным его делал расположенный в базе 500-кубовый роторный двигатель мощностью 247 лошадиных сил.
Задняя светотехника RX-500 – почти цветомузыка. Чем сильнее жмешь на педаль газа, тем больше лампочек загорается. Этакий тахометр для зрителей
Тахометр этого красавца был размечен до 15 тысяч оборотов. Максималку ограничили на отметке 210 километров в час. Не очень много для машины такого потенциала и с массой меньше 900 килограммов. Нельзя сказать, что RX-500 произвела фурор, но интерес безусловно вызвала. Mazda даже думала о мелкосерийном производстве, но увы, все ограничилось лишь разговорами.
centerMazda B-series Rotary/center
В серию спустя некоторое время пошла совсем другая роторная Mazda. Врожденная особенность роторно-поршневых двигателей – недостаток крутящего момента в зоне низких оборотов – вроде бы по умолчанию ставит крест на использовании моторов конструкции Ванкеля в грузовиках. Но ведь если очень хочется, то почему бы и нет? Поэтому в 1974-м Mazda представила первый в истории роторный пикап.
По сути, инженеры засунули роторный мотор (вернее твин-ротор суммарным объемом 1,3 литра) мощностью 110 лошадиных сил в незатейливый заднеприводный грузовичок B-series. Тяговые возможности машины, разумеется, оставляли желать лучшего. Потому и предлагали этот уникальный “трак” только на рынке США, где, по замыслу японцев, он должен был приглянуться не столько фермерам, сколько фанатам быстрых грузовиков.
При скромной снаряженной массе и сравнительно мощном моторе B-series Rotary действительно умел ездить быстро. Жаль, что продолжался этот любопытный эксперимент недолго. На рынок роторный пикап вышел аккурат накануне всемирного топливного кризиса. Чем-чем, а экономичностью машины с моторами Ванкеля никогда не отличались. При расходе порядка 15 литров на 100 километров маленький и шустрый грузовичок быстро растерял поклонников. Всего успели продать порядка 15 тысяч роторных пикапов.
centerMazda MX-81 Aria/center
“Художник, сделайте нам красиво!”. С подобной просьбой в разное время к итальянским маэстро дизайна обращались едва ли не все серьезные игроки автомобильного рынка. В начале 80-х проторенной дорожкой пошла и Mazda: кудесникам из Bertone выделили бюджет и предоставили полную свободу действий с одним условием – концепт-кар должен быть построен на базе серийной 323-й модели. В итоге дизайнерам итальянской “карроцерии” удалось заглянуть на 10 лет вперед, предвосхитив облик массовых европейских и японских хэтчбеков 90-х годов.
Ладно сложенная, с идеально взвешенными пропорциями и почти полным отсутствием украшательств MX-81 Aria утвердила безыскусную красоту минимализма.
Mazda
Анна Шереметьева
Объдинённая редакция сайта Next-Brands.Com, мы пишем про бренды и торговые марки. Область интересов: маркетинг, реклама, тренды, технологии, ритейл.
Сейчас уже трудно себе представить, но историю свою эта японская компания начала с того, что производила различные поделки из пробкового дерева. Предприятие начало свою деятельность в 1920 году, во главе с Юдзиро Мацуда (Jujiro Matsuda), выходцем из не самых богатых слоев населения, сыном рыбака. Тогда оно называлось Toyo Cork Kogyo Co., Ltd. А несколько позже, просто Toyo Kogyo Co., Ltd. — слово «Cork» («пробка») решено было убрать, поскольку к 1927 году ассортимент выпускаемой продукции был значительно расширен.
Сейчас уже остается лишь гадать, что именно натолкнуло Мацуду в 1930 году на идею начать выпуск мотоциклов. Скорее всего то, что этот вид транспорта был очень популярен в стране, где большая часть населения едва сводила концы с концами. Первое время мотоциклы под брендом Toyo Kogyo продавались не слишком успешно. До 1937 года, когда в мотоциклетных гонках победила одна из этих моделей. Победа в гонках всегда была лучшей рекламой для транспортных средств. Объемы продаж резко увеличились.
Mazda-go |
А в 1931 году рождается новый бренд и поныне известный как Mazda. В переводе с санскрита оно означает «мудрость, мудрый» (в основу легло словосочетание Ahura Mazda — так в зороастризме называют верховное божество, дословно «Господь Мудрый»). И, что самое главное, очень похоже на фамилию основателя. Кстати, часто можно услышать версию, что «Mazda» — это испорченное написание фамилии «Мацуда». Toyo Kogyo Ltd. расширила модельный ряд транспортных средств, включив в него также и грузовые трициклы и небольшие трехколесные грузовички, также очень популярные в Японии тех лет (подобной продукцией занимались и такие компании, как Mitsubishi и Daihatsu). В историю они вошли под название Mazda-go.
Начало Второй мировой войны позитивно сказалось на развитии компании, которая занималась производством винтовок для императорской армии. После поражения Японии Toyo Kogyo Ltd. вновь приходится начинать все с начала, вернувшись к мотоциклам.
Mazda R360 |
Выпуск автомобилей начался в 1960 году. Первой была модель Mazda R360 — крошечный двухместный автомобильчик, нечто вроде советской С-3Д («инвалидка»). Нельзя сказать, что он был очень удачный или слишком популярный, но это было только начало. В течении последующих нескольких лет компания представила несколько других моделей иных классов. Начиная с 1964 года автомобили Mazda экспортируются в другие страны.
Начиная с 1984 года компания Toyo Kogyo Ltd. называется Mazda Motor Corporation. Значительная часть её акций к тому времени уже принадлежала американской Ford Motor, сотрудничество с которой сильно повлияло на дальнейшее развитие японской компании.
Mazda Taiki Concept |
На сегодняшний день Mazda является одним из самых известных автомобильных брендов. Штаб-квартира Mazda Motor Corporation находится Хиросиме, Япония (Hiroshima, Japan). Сборочные предприятия разбросаны по всему миру. Ежегодно по миру расходятся миллионы автомобилей Mazda.
История автомобильного бренда Mazda
Каталог
Галереи
Статистика
On-line калькуляторы
В 1920 году была основана японская компания «Mazda», которая первые годы своего существования занималась созданием станков, сотрудничая с крупнейшими компаниями страны. Кроме того, с 1921 по 1931 год фирма занималась разработками нескольких вариантов мотоциклов, но в серию они так и не пошли. Однако в 1931 году был представлен первый автомобиль под маркой «Mazda» – четырехколесный легкий грузовик, пользовавшийся большой популярностью на внутреннем автомобильном рынке Японии. А в 1932 году его поставки начались на автомобильный рынок Китая, но уже под именем «Mazda Go».
После начала Второй Мировой Войны, заводы фирмы «Mazda» переквалифицировались под производство двигателей для самолетов и военных грузовых автомобилей. Впрочем, в начале 1945 года производство было полностью приостановлено, а завод был полностью разрушен 9 августа, после бомбардировки Хиросимы, где располагались производственные мощности «Mazda».
После того, как император Японии объявил Хиросиму городом мира, началось восстановление всей промышленности Хиросимы, а тем, кто добровольно открывал производство в заново строящемся городе, были предложены огромные суммы денег для создания новых рабочих мест. Так, компания «Mazda» обрела второе дыхание и уже в 1949 году представила трехколесный грузовой автомобиль, оснащенный мотоциклетным силовым агрегатом от «Хонда».
В 1958 году был представлен первый четырехколесный грузовой автомобиль Mazda Romper, который имел под капотом двухцилиндровый силовой агрегат собственного производства, мощностью 35 лошадиных сил. В последующие годы Ромпер получил целый ряд модификаций, получив признание покупателей.
Через 2 года, после первого успеха восстановленной фирмы «Mazda», инженеры компании представили первый легковой автомобиль марки – компактное купе Mazda R360 Coupe. В дальнейшем, компания приступила к массовой популяризации и модернизации технологии роторных моторов, представив в 1967 году первый легковой автомобиль Mazda Cosmo Sport 110S, укомплектованный роторным силовым агрегатом. Однако дела компании ухудшились, из-за масштабных вливаний в строительство новых производственных мощностей. В результате чего, 25% акций были выкуплены американским концерном «Форд», расширившим свое присутствие на японском автомобильном рынке. Кроме того, инженеры фирмы «Mazda» получили в свое распоряжение технологии нового партнера, которые легли в основу всех будущих моделей японской марки.
В 1964 году компания выпустила свой первый семейный автомобиль Mazda Familia, который сразу же завоевал звание лучшего авто в Японии. А через 3 года данная модель стала официально поставляться на автомобильные рынки Европы и Новой Зеландии, расширив присутствие «Mazda» более чем на 20 автомобильных рынках по всему миру.
В 1981 году компания «Mazda» вышла на автомобильный рынок Соединенных Штатов Америки, став одним из крупнейших автопроизводителей Японии. Кроме того, фирма завоевала целый ряд премий, как в области автомобилестроения, так и в области технологических инноваций, благодаря успешному производству новых роторных силовых агрегатов, который через 5 лет дебютировали на компактном купе Mazda RX-7. Спустя два года была представлена версия RX-7 в кузове купе.
В 1989 году был представлен самый популярный автомобиль фирмы за всю ее историю – компактный кабриолет MX-5, ставший самой успешной моделью марки и получивший множество модернизаций в будущем. В том же году была представлена марка «Efini», предназначенная для конкуренции с марками «Лексус» и «Инфинити» на американском автомобильном рынке. Благодаря успешной работе над эволюцией роторных двигателей, заводская команда фирмы «Mazda» сумела одержать победу в самом престижном автоспортивном марафоне 24 часа Ле-Мана в 1991 году.
Однако кризисное положение японской экономики оказало негативное влияние на дальнейший рост компании. Впрочем, это не помешало фирме выпустить еще один успешный автомобиль – Мазда Демио, который на европейском и американском автомобильном рынках был известен под названием Мазда 2. В 1995 году концерн «Форд» расширил свой пакет акций до 35%, таким образом, получив полный контроль над производственным курсом марки «Mazda». В результате чего, все последующие автомобили обеих марок имели общую платформу, что позволило удешевить производство.
В 2000 году, фирма «Mazda» стала первым представителем автомобильной индустрии, который ввел систему обратной связи со своими клиентами по средствам сети Интернет, что позволило существенно усилить эффективность работы отдела маркетинга, а так же вносить определенные доработки в своих автомобилях. Уже через год были получены первые плоды такой работы, что позволило компании выпустить свой первый семейный седан Мазда Атенза. Кроме того, в том же году было представлено второе поколение родстера марки, получившего название RX-8.
В 2005 году началось еще одно обновление модельного ряда компании, который к тому времени включал компактные модели хэтчбеков и седанов. Первой новой моделью стала Мазда 5 – среднеразмерный минивэн, ориентированный для продажи в Европе и Соединенных Штатах, а в 2006 году был представлен первый полноприводный автомобиль марки – среднеразмерный кроссовер Mazda CX-7. Спустя год была представлена полноразмерная версия 7й модели, которая имела два дополнительных посадочных места и более мощный шестицилиндровый силовой агрегат мощностью 273 лошадиных силы. Модель получила название Mazda CX-9, а ее первое поколение продавалось исключительно в Соединенных Штатах Америки. К 2008 году были полностью обновлены все актуальные автомобили японской марки, что в последствие позволило значительно расширить целевую аудиторию компании.
В 2012 году был представлен первый автомобиль марки – компактный кроссовер Mazda CX-5, получивший новый внешний вид, который стал определяющим для всех остальных моделей компании «Mazda», модернизированных в течение последующего года. Кроме того, в начале 2013 года был анонсирован выход новых спортивных моделей компании с роторными силовыми агрегатами нового поколения. Спустя пол года был презентован хетчбек, являвший собой обновленную Mazda3. В это же время Mazda6 признана одним из самых безопасных авто в мире. Компания серьёзно относилась к вопросам сохранения жизни и здоровья автомобилистов, что подтвердилось еще раз, когда спустя всего несколько недель она представила усовершенствованную систему безопасности. По заявлениям инженеров, она должна была предоставить автомобилю возможность обмениваться информацией даже с трамваями, снизив тем самым риск столкновения.
На всех автосалонах 2013 года Мазда новые версии Mazda3. В Европе эту модель единогласно признали «Автомобилем года 2014». Новый сезон начался с дебютов. Не желая зацикливаться на одном авто, руководство компании перешло к демонстрации новинок. Концепт-кар HAZUMI, появившийся на автосалоне в Женеве, презентовался как концепт идеального субкомпактного автомобиля, сочетающего в себе все 4 ключевых аспекта нового поколения Mazda.
В преддверии выставки в Париже многие надеялись увидеть еще одного нового представителя линейки Мазда, однако руководство компании приняло решение несколько изменить ход событий. В результате дебют Mazda2 прошел в Испании. Спустя несколько месяцев, уже в Лос-Анджелесе, взорам автомобилистов открылись еще две модели – первый компактный SUV Mazda CX-3 и четвертое поколение Mazda MX-5. Франкфуртский салон 2015 года ознаменовался появлением нового концептуального кроссовера Mazda KOERU.