Замена подушек двигателя
Замена подушек двигателя на ВАЗ-2110, 2111, 2112
Подушка – это элемент опоры двигателя, которая служит для крепления мотора к кузову автомобиля. Опора представляет собой резинометаллическую конструкцию, состоящую из стального корпуса и толстой каучуковой подушки.
Основная роль подушки заключается в гашении вибрации, идущей от мотора.
На автомобилях ВАЗ 2110 восьмиклапанные двигатели крепятся к кузову 3 опорами (двумя боковыми и задней), а шестнадцатиклапанные – 4-мя (двумя боковыми, нижней передней и верхней передней).
Неисправности подушек
Понять, что подушки пришли в негодность можно по величине вибрации двигателя. Если он работает в нормальном режиме, а кузов начинает дребезжать, передавая вибрацию на рулевую рейку, блок педалей, панель приборов, можете быть уверены, что причиной этому является именно износ подушек.
Наибольшая вибрация, обычно, наблюдается при старте двигателя, а также при его выключении. При полном износе резиновых подушек может появиться стук, вызванный соприкосновением элементов мотора и его опор.
Для большей убедительности запустите двигатель, откройте капот и визуально осмотрите опоры двигателя и сами подушки. Положив ладонь на мотор, почувствуйте, насколько сильно он вибрирует.
Причинами выхода из строя подушек двигателя могут быть:
- деформация вследствие отработанного ресурса, механического или температурного воздействия;
- утрата эластичности из-за «старения» резины и перепадов температур;
- расслаивание или растрескивание, вызванное воздействием химически активных жидкостей.
Нужно ли менять
Каких-либо рекомендаций по замене подушек в зависимости от их ресурса нет, но определив их неисправность, тянуть с заменой не стоит. Вибрационные процессы способны не только ухудшить комфорт водителя и пассажиров, но и привести к деструктивным процессам в самом двигателе или КПП.
Решив отремонтировать элементы крепления двигателя, нужно определиться с тем, будете ли вы менять сами подушки, или опоры в сборе. В принципе, если сама металлическая опора не повреждена, ее можно оставить, заменив лишь подушку.
Цена комплекта подушек для ВАЗ 2110 стоит в пределах 1300 рублей. Стоимость набора опор в сборе составляет около 2500 рублей.
За работу по замене опор или подушек двигателя на станции техобслуживания с вас возьмут не менее 300 рублей за каждую.
Замена
Для восьмиклапанников
- Подготовьте автомобиль к ремонту: установите его на ровной поверхности, подложите под задние колеса упоры, снимите защиту двигателя.
- Отверните болт натяжителя ремня генератора, и снимите ремень (ключ на 13).
- Домкрат установите под двигатель, подложите под его верхнюю часть толстый деревянный брус или доску. Приподнимите двигатель так чтобы снять нагрузку на его опоры.
- Открутите гайку центрального крепления правой подушки (ключ на 15).
- Отверните болты фиксации подушки к кронштейну (ключ на 13).
- Снизу со стороны правой арки открутите 3 болта крепления кронштейна к лонжерону (ключ на 17).
- Снимите кронштейн и замените старую подушку на новую.
- Монтаж произведите в обратном порядке.
- Передвиньте домкрат под КПП, и приподнимите ее.
- Отверните гайку центрального крепления левой подушки (ключ на 15).
- Отверните два болта крепления опоры, и снимите ее (ключ на 13).
- Замените ее и соберите конструкцию в обратном порядке.
- Отверните две гайки на 17, крепящие подушку к кузову, а затем еще две гайки ее крепления к КПП (работы по снятию и замене задней опоры проводятся со стороны днища автомобиля).
- Снимите заднюю опору.
- Открутите гайку крепления подушки к кронштейну (ключ на 19). Снимите старую подушку, поставьте новую.
- Установите заднюю опору в обратном порядке.
Для шестнадцатиклапанников
Снятие и замена боковых подушек производится так же, как и у 8-клапанных двигателях.
Работы по замене передней нижней подушки осуществляются исподнизу машины.
- Отверните болт, фиксирующий штангу передней нижней опоры к поперечине передней подвески (ключ на 15).
- Отверните гайку болта фиксации опоры к кронштейну двигателя (2 ключа на 15). Извлеките болт.
- Снимите опору, замените подушку или всю конструкцию.
- Произведите монтаж в обратном порядке.
- В моторном отсеке выкрутите болт крепления верхней передней опоры к кузову, придерживая его гайку рукой (ключ на 17).
- Извлеките болт и гайку.
- Открутите болт крепления передней верхней опоры к кронштейну двигателя (ключ на 15). Извлеките болт и гайку.
- Снимите опору, замените подушку или всю конструкцию.
- Произведите ее монтаж в обратном порядке.
Заключение
Заменив подушки, запустите двигатель. Обратите внимание на его работу и наличие вибрации. При правильно установленных опорах и хорошем креплении она должна быть минимальной или вообще отсутствовать.
Нюансы и хитрости замены подушек на ВАЗ 2101 — 2107
Подушки двигателя – это критически важный элемент конструкции любого автомобиля. Они выполняют следующие задачи:
- являются механизмом крепления двигателя к кузову;
- блокируют передачу вибраций от мотора к кузову;
- предотвращают возможные перемещения мотора при резком торможении или разгоне.
Для всего модельного ряда «Классики» используются одни и те же опоры. Это модели ВАЗ 2101, 2102, 2103,2104, 2105, 2106 и 2107.
В «Жигулях» используются следующие модели:
Две боковые опоры, с помощью которых двигатель крепится слева и справа.
Передняя подушка (опора)
Это разборные модели, внутри которых размещена специальная пружина и резиновый отбойник (боченок).
Задняя опора, на которую крепится коробка передач.
В случае возникновения неисправностей производится замена подушек двигателя на ВАЗ 2107.
Неисправности опор двигателя
Обычно на передние подушки мотора ВАЗ предоставляется гарантия изготовителя, равная 100 тысячам километров пробега. На практике реальный срок эксплуатации может составить от 150 до 200 тысяч километров. Задние опоры живут не так долго и выходят из строя через 80 – 100 тысяч километров пробега.
Специалисты советуют менять весь комплект подушек одновременно. Это поднимает их общий ресурс и избавляет от необходимости трижды залазить под капот для замены каждой подушки по отдельности.
Чаще всего поломка проявляется в том, что опора перестает быть эластичной. Резина подушки с годами теряет свои свойства. Это связано с регулярной нагрузкой, а также с изменениями температуры и влажности окружающей среды. Резина начинает твердеть, на ней появляются трещины, возникают расслоения. Подушка перестает выполнять свою амортизационную функцию.
Слышите из подкапотного пространства странные звуки? Во время движения по плохой дороге звук появляется, а на ровных участках и во время разгона пропадает? Начинает раздражать дребезжание ручки коробки передач? Возникают вибрации кузова, которые сильно отдают в руль? Пора проверить состояние опор двигателя!
Если своевременно не устранить поломку, это приведет к перекосу мотора, что повлечет за собой износ ведущей оси, выход из строя подшипников КПП, повредит системе сцепления и другие неприятные последствия.
Что понадобится для ремонта
Ремонтные работы по замене опоры двигателя на ваз 2107 проще проводить на эстакаде или яме. Понадобятся следующие инструменты:
— торцевой ключ на 17 с карданом;
— торцевой ключ на 13;
— прочная доска со следующими размерами: в ширину она должна быть около 20 сантиметров, а в длину – примерно на 40 сантиметров шире смотровой ямы.
— прочная толстая доска размером 20 на 20 сантиметров, толщина которой 3 сантиметра.
Замена опор: порядок работы
Вот инструкция, как поменять опоры на двигателе ваз самому.
Передние
- Семерку загоняем на яму и ставим под колеса упоры, чтобы надежно зафиксировать автомобиль. Снимаем с нужной стороны грязезащитный щиток. Это позволит получить доступ к передней подушке.
- Теперь необходимо открутить гайку верхнего крепления опоры. Торцевой ключ на 17 будет весьма кстати.
- Нижняя гайка опоры находится в специальном отверстии передней балки и откручивается все тем же ключом на 17.
- Теперь необходимо вынуть старую подушку для ее замены. Но этому мешает двигатель, который своим весом зажимает опору. Чтобы приподнять двигатель, нам пригодится домкрат. Под картером кладем доску так, чтобы перекрыть смотровую яму. Доска должна своими краями выступать от края ямы не менее, чем на 20 сантиметров с обеих сторон. Доска должна быть достаточно толстая и прочная, чтобы выдержать вес мотора. На нее устанавливается домкрат и через прокладку из доски 20 на 20 сантиметров поднимается движок. Мотор приподнимется совсем не много до упора. Но этого будет достаточно, чтобы вынуть старую подушку.
- Ставим новую опору и затягиваем гайки. Чтобы наживить на шпильку нижнюю гайку, ее нужно вставить в ключ.
Замена для каждой из передних опор осуществляется по аналогичной схеме.
Задняя
Задняя опора крепится внутри траверсы под коробкой передач. Чтобы осуществить ее замену, придется открутить и саму траверсу.
- Сначала откручиваются две гайки крепления траверсы КПП.
- Затем откручиваются крепления задней опоры мотора от КПП.
- Затем снимается вся траверса вместе с подушкой.
- С помощью ключа на 13 подушка откручивается от траверсы.
- При установке новой опоры двигателя нужно не забыть вернуть на место распорную втулку, установленную между креплениями подушки.
Небольшие хитрости
В различного рода инструкциях в интернете процесс замены подушек описывается очень просто и незатейливо. Возникает ощущение, что работа эта займет не больше часа времени, и с ней справится даже человек без опыта.
Но на практике обычно приходится повозиться. Трудности возникают из-за плохого доступа к гайкам и тесного пространства для маневров с запчастями. В результате работа может затянуться на весь день и изрядно помотать нервы.
Чтобы этого избежать, рекомендуем внимательно посмотреть видео в конце этой статьи.
А здесь перечислим несколько советов, которые облегчат работу.
- Домкрат подставляется под колокол сцепления. Используется прокладка в виде доски 20×20см.
- Сильно двигатель поднимать не нужно. Приемная труба упрется в рулевую тягу, что приведет к поднятию кузова вместе с мотором. Конечно, можно снять рулевую тягу или приемную трубу, что даст возможность мотору подняться немного выше до упора колокола сцепления в тоннель пола.
- Левая подушка снимается очень просто. Поэтому большинство уроков снимают на примере именно этой опоры. С правой же опорой придется повозиться подольше.
- Чтобы вынуть левую опору, достаточно использовать монтировку или просто надавить двигатель от себя. Подушка прижимается к балке и вытягивается на себя.
- Перед установкой новой подушки, проверьте на ней затяжку всех гаек и при необходимости подтяните их.
- Очистите место установки от накопленной за годы грязи и ржавчины.
- При установке сначала попадаем нижней шпилькой в прорезь на балке. Затем надавливаем на двигатель и заводим верхнюю шпильку в кроншейн подушки. Так как двигатель немного приподнимается, деталь прекрасно встает на свое место. Поэтому нет необходимости отрезать шпильку, чтобы ее туда засунуть.
- С правой подушкой дела обстоят немного сложнее. Дело в том, что доступ к верхней гайке крепления затруднен. Но это можно решить. Поможет длинная головка на 17 и трещотка. С помощью этого нехитрого устройства вы сможете открутить гайку из под машины. А вот сверху сделать это будет достаточно сложно. Это связано с тем, что подушка располагается под углом к блоку.
- Чтобы новая подушка попала в кронштейн, нужно сначала нижней шпилькой попасть в отверстие на балке, затем в районе генератора приподнять двигатель и завести верхнюю шпильку на место.
- На правую подушку не забудьте поставить тепловой экран. Иначе долго она не проживет из-за перегрева от выхлопа.
- Устанавливая заднюю подушку в траверс, не перепутайте, где зад и где перед подушки. Иначе ее придется снова доставать и приворачивать.
- Чтобы прикрутить траверс к кузову, нужно с помощью домкрата приподнять коробку. Это позволит прижать траверсу к днищу и успешно завернуть гайки. Это позволит избежать необходимости поднимать коробку на своем горбу и прикручивать гайки, изогнувшись полубоком.
Цена вопроса
На сегодняшний день подушки для мотора выпускаются разными производителями. Самый востребованный продукт в нашей стране – это модели компании БРТ. Оригинальные изделия изготовлены из особого сорта резины СКИ-3, что позволяет выдерживать большой разброс температур. Боковые пластины при этом изготовлены из стали высокого качества.
Оригинальная передняя подушка от компании БРТ обойдется в 500-600 рублей. Задняя подушка будет стоить около 700-800 рублей.
Не стоит экономить и брать подушки за 200 рублей. Эти подделки низкого качества не принесут пользы вашему движку. Тем более, что пара тысяч рублей – не такая уж и большая цена за деталь, которая будет работать на протяжении более 100 тыс. км. пробега.
Краткий итог
Для того, чтобы хорошо уснуть, мы подкладываем под голову подушку. Также и для того, чтобы избежать шумов и вибраций, конструкторы разработали хитроумные подушки мотора. Если рушится хотя бы одна из них, салон тут же превращается в подобие гулкой железной бочки.
Если двигатель в результате износа подушки вступает в жесткий контакт с кузовом, нужно снизить скорость до минимальной и осторожно двигаться до места ремонта. Убитые подушки естественно придется заменить.
А чтобы подольше не вспоминать о подушках, нужно всего лишь изменить свое отношение к автомобилю. Аккуратное вождение по неровностям, плавное трогание с места и постепенный разгон должны войти у вас в привычку. Спокойная манера езды продлит срок службы опор и автомобиля в целом.
Как производится замена подушки двигателя?
Подушка двигателя используется для гашения вибраций идущих от мотора на кузов. Представляет собой металлический кронштейн с сайлентблоком. Обычно на автомобиль устанавливается 4 подушки: передняя, задняя, левая и правая. Наиболее нагруженными являются первые две. Давайте поговорим о том, как выполняется замена подушки двигателя. Сложного особо ничего нет, но есть ряд нюансов, которые необходимо учитывать во время выполнения работ.
Первые шаги
Прежде чем приступить к непосредственной замене, необходимо точно определить, что подушка отслужила свое. Обычно это осуществляется визуально. Если резиновая часть подушки потрескалась, то это свидетельствует о том, что ее срок эксплуатации подходит к концу. Но такая деталь еще немного поработает. А вот если резина разорвалась, то лучше выполнить замену.
Способ крепления и точное расположение зависят от марки автомобиля. На некоторых иномарках добраться до подушки довольно сложно, на других же наоборот – нет ничего проще. Мы же рассмотрим, как выполняется замена подушек двигателя ВАЗ-2110. Если визуальный осмотр показал неисправность, то можно приступать к делу.
Замена правой подушки двигателя
Из инструментов вам понадобится домкрат, набор ключей и ремонтные подпорки. Приподнимаем автомобиль с помощью домкрата и ставим его на подпорку. Теперь нам необходимо немного приподнять ДВС. Для этого используем деревянную дощечку, которая кладется между домкратом и поддоном картера. Нужна она для распределения усилий и исключения деформации поддона. Приподнимать мотор нужно крайне осторожно и следить за радиатором и кожухом вентилятора.
Подушка крепится к раме с помощью сквозного болта. Открутив соответствующую гайку, его вытаскиваем и можем спокойно демонтировать старую опору двигателя. Новое изделие устанавливается в обратном порядке, и никаких сложностей возникнуть не должно. Резьбовое соединение желательно обработать специальной смазкой, чтобы следующий подобный ремонт прошел более гладко. После завершения работ можно переходить к следующему этапу.
Замена левой подушки двигателя
После установления новой правой опоры, необходимо сразу проверить состояние левой. Она отвечает за отсутствие вибраций со стороны коробки передач. Следовательно, нам необходимо убрать домкрат от двигателя и подложить брусок под коробку и немного её приподнять. Этим действием мы убираем нагрузку с опоры и имеем возможность её демонтировать.
Берем торцевой ключ на 15, а также нам понадобится удлинитель. Откручиваем гайку шпильки опоры и демонтируем верхний ограничитель. Для снятия шпильки немного опускаем коробку.
К кузову подушка крепится 2 болтами на 13. Выкручиваем их и сдвигаем опору в сторону двигателя. Теперь можем снять верхний ограничитель. Установка осуществляется в обратном порядке.
Единственное, на что стоит обратить внимание, – это посадочное место шпильки. Если она не попадет в овальное отверстие кронштейна коробки, то будет проворачиваться. Следовательно, вы не сможете её затянуть.
Вот и заменили уже 2 подушки из 4, а сейчас продолжим.
Меняем заднюю опору двигателя
Задняя подушка является разборной. Поэтому есть возможность покупки изделия без кронштейна. Так выйдет гораздо дешевле. Но крайне важно осмотреть состояние старого кронштейна. Если он имеет трещины и другие следы критического износа, то покупать опору необходимо в сборе. В целом же замена задней подушки двигателя выполняется аналогично предыдущим. Для этого нам необходимо открутить гайки крепления опоры к кузову и коробке передач.
Демонтируем подушку и осматриваем состояние кронштейна. Если все в норме, то покупаем опору без крепления.
Для того чтобы переставить новую подушку на место старой, необходимо сделать следующее. Устанавливаем кронштейн в тиски. Выкручиваем центральную гайку и вытаскиваем подушку. Устанавливаем новую опору и затягиваем гайку. Монтаж подушки двигателя на автомобиль осуществляется в обратном порядке.
Передняя опора и её замена
Обычно фронтальная подушка подвергается повышенному износу. Её выход из строя приведет к тому, что мотор будет сильно вибрировать во время работы. Все колебания будут передаваться на кузов.
Если замечены первые симптомы, то желательна замена подушки двигателя. Тут нет ничего сложного. Точно так же выкручиваются гайки крепления к кузову и снимается опора. Затем монтируется новая, и на этом все. Обратите внимание на то, что лучше приобретать оригинальную подушку, ведь её качество обычно на порядок выше. Китайские опоры имеют низкий ресурс, обычно порядка 1 года. Дальше происходит растрескивание резиновой втулки, и изделие уже не выполняет своего основного назначения.
Замена опор на иномарках
В большинстве случаев автомобили зарубежного производства оснащаются таким же количеством подушек. Однако их форма и размеры отличаются. Это же касается и качества. Оригинальные изделия способны эффективно работать в течение 5 лет. Правда, и их стоимость зачастую составляет порядка 5 тысяч рублей за одну штуку.
Замена передней подушки двигателя на иномарках несколько отличается от того, как это делается на автомобиле ВАЗ. Все зависит от компоновки узлов и агрегатов. Чем она более плотная, тем большее количество деталей нужно снять для того, чтобы добраться до подушки.
Именно поэтому иногда менять опору нужно при выполнении сопутствующих работ. К примеру, при ремонте ГРМ заменить левую подушку, а при работах с катализатором – заднюю.
Подведем итоги
Ведущие специалисты настоятельно рекомендуют менять все изношенные опоры вместе, а не по одной. Обусловлено это тем, что делать одну и ту же работу по несколько раз обойдется на порядок дороже. Кроме того, излишние вибрации приводят к повышенному износу узлов, на которые они воздействуют. В некоторых случаях это рулевая рейка, коробка передач и даже ходовая автомобиля.
Замена подушки двигателя выполняется всегда в том случае, если поврежден кронштейн. Даже если резиновая втулка целая, а крепление имеет трещину, то нужно выполнить замену.
Как видите, нет ничего сложного в самостоятельной замене опор. У вас это займет приблизительно день времени и позволит сэкономить от 2 до 10 тысяч рублей, в зависимости от марки автомобиля.
В процессе работы желательно обрабатывать резьбовые соединения специальной смазкой. Это позволит не мучиться с прикипевшими болтами и гайками в дальнейшем. Работы необходимо выполнять на яме, желательно с помощником. Помните о безопасности и используйте ремонтные стойки.
Сложностей возникнуть не должно, хотя все зависит от конструкции подушки, места её расположения и способа крепления. На некоторых автомобилях замена подушки двигателя может быть выполнена только специалистами высокого уровня.