Болид Формулы‑1 своими руками
Из чего можно сделать болид «Формулы-1»
Лучший гид для тех, кто хочет завести команду, но не имеет денег.
Из спичек
Вот что бывает, когда есть 956 тысяч спичек, 1686 тюбиков клея и шесть лет безделья! Зато суммарная стоимость точной (только деревянной) копии болида «Макларен-Мерседес» Мики Хаккинена составила в итоге шесть тысяч евро.
Группе, обсуждающей сокращение бюджета команд «Формулы-1», стоит присмотреться к этой технологии, ведь машина, собранная Майком Арндтом, скорей всего, легче официального болида.
Из шоколада
Британская кондитерская компания Cadbury вложила в разработку болида 48 часов работы и 300 кг шоколада. Как видим, он тоже вышел легче тех, которые гоняются в «Формуле-1» прямо сейчас, и однозначно дешевле.
Из людей и картона
Цену этого сумеречного японского изобретения невозможно прикинуть даже приблизительно, ведь работорговля запрещена Уголовным кодексом. Но если вы в курсе расценок на черном рынке, можете ими поделиться.
Из растений (топиарий)
Эта живая скульптура стоит в саду штаб-квартиры «Уильямса». На ее создание ушло 11 лет — многие команды в «Формуле-1» живут меньше. Стоимость одной машины может варьироваться в пределах 200 тысяч рублей.
Из «Лего»
Датская компания, производящая детский конструктор, продает много продукции, связанной с «Формулой-1» – кучу болидов, пит-лейн и так далее. С таким разнообразием — почему бы не пойти дальше?
Получите — распишитесь. Точная реплика болида «Феррари» 2011 года, в нем может уместиться пилот и даже шины «Пирелли» – настоящие, гоночные. На разработку модели и руля к ней ушло несколько месяцев. Цена держится в секрете, но, надо думать, «Лего» отбили затраты продажами конструктора поменьше за пару дней.
Из банок «Ред Булл»
Удивительно, как «газированный» концерн до сих пор не провел самую сумасшедшую пиар-акцию в истории «Формулы-1» и не вывел болид из собственных банок на гоночный трек (хотя бы под эгидой «Торо Россо»). Пока Дитрих Матешиц подсчитывает, во сколько обойдется интеграция двигателя «Рено» в подобный проект и согласится ли поучаствовать Ньюи, продвижением компании занимаются какие-то энтузиасты.
Кстати, вряд ли этот болид выйдет дешевым — вы ведь видели цену одной баночки «Ред Булл», да?
Из бумаги
У энтузиастов из Венгрии ушло 5 дней на то, чтобы договориться с «Хунгарорингом», построить машину из бумаги и даже заставить ее проходить повороты. Можете сами прикинуть уровень их бюджета. «Зауберу» явно стоит присмотреться с этим парням — швейцарская машина, пожалуй, будет помедленнее.
Изо льда
В 2006 году «Макларен» праздновал свое 40-летие. А еще тогда за них гонялся Кими Райкконен. Конечно, англичане просто не могли не построить финну самый подходящий для него болид.
Правда, весит эта адская махина 2 тонны и для гонок явно не подойдет.
Из песка
«Ред Булл» просто ловко пропиарился на первом этапе сезона-2009, построив реплику своей машины на австралийском пляже Килда.
Из хлеба
В Сингапуре четырнадцать человек построили болид из хлеба и прочих сдобных изделий. Помимо семи поваров, над конструкцией трудились двое техников, двое художников и пять помощников. Они использовали более тысячи буханок хлеба 22 сортов, 16 кг закваски, 16 литров воды и по 1,5 кг соли и глазури соответственно. А еще в дело пошли чернила кальмара.
Но если кто подумает, что этот болид можно есть — то хотим вас расстроить: лучше не нужно. Потому как в процессе изготовления использовали и 13 литров лака, а он не очень хорошо действует на пищеварительную систему.
На изготовление хлебомобиля ушло 549 часов и $15 000. Достойный вызов сериалу «Кухня».
Из коробок для кроссовок «Пума»
Очередная пиар-акция, на сей раз — для нового магазина производителя спортинвентаря. Несмотря на то, что целевой аудиторией стали американцы (а точнее, жители Чикаго), британские креативщики братья Уилсоны выбрали болид «Формулы-1» 2010 год, нарезали кучу коробок из-под кроссовок и собрали полноразмерный макет.
Так-то «Пума» является техническим партнером сразу «Ред Булл» и «Феррари», так что выбор главной отличительной черты Королевы автоспорта понятен.
Из пенопласта
Майкл Салтер совершенно точно создал самый легкий болид в истории «Формулы-1» – выпилив его из одного цельного куска пенопласта. Машина не сделана по чьему-то образу и подобию, а обладает уникальным дизайном и аэродинамикой. Даже интересно поставить на нее двигатель и замерять показатели на конце какой-нибудь прямой.
Из одежды «Пума», брендированной под «Феррари»
На этот раз немецкий производитель уже пиарил целенаправленно сотрудничество со Скудерией — в итоговом результате даже легко угадывается F60, на котором ездили Райкконен, Масса, Бадоер и Физикелла.
Да и собирали машину на этот раз не в Америке, а в старом добром Лондоне на Карнаби-стрит. Хотя бы поэтому она вышла недешевой — цены на аренду в столице Великобритании просто леденящие! Собирали его тоже не обычные продавцы и не штатные конструкторы, а дорогие мастера из рекламного агентства GBH. При этом на болид ушло 88 пар спортивных штанов, полторы тысячи футболок и куча аксессуаров. С учетом стоимости официальной продукции «Феррари», модамобиль смог бы конкурировать по цене с настоящим гоночным.
Из шариков
Просто один из сильнейших декораторов мира, Фиона Фишер, родилась в Италии, во Флоренции. Болид «Феррари» в натуральную величину принес ей победу на конкурсе итальянских мастеров в 2003 году.
Из стаканов
Главный спонсор «Макларена» в 2013 году, Johnnie Walker, своеобразно объявили о сотрудничестве с командой «Формулы-1», собрав из фирменных стаканов их болид.
По словам режиссера «фильма», машина специально «драматично разбивается на мелкие кусочки, чтобы напомнить о хрупкости человеческой жизни». Выглядит чертовски эффектно.
Из камня
Три брата-албанца Джини выточили куска красного мрамора болид «Формулы-1» в 2010 году в небольшой деревушке Треш (нет, это не шутка!), которая расположена в 70 км от Тираны. За основу была взята машина «Феррари», и результат назвали тоже в честь Скудерии – «Россо Албания».
Весит болид 6 тонн, так что погоняться на нем точно не удастся. А вот восхититься работой парней и заказать у них камин — вполне. Да, они на самом деле никакие не эпичные скульпторы и не дизайнеры, а обычные печники.
Бонус. Из блоков «Майнкрафта»
А потом говорят, что новое поколение не смотрит «Формулу-1».
Импортозамещение
Ученики Детского центра автомобильного дизайна собрали в стенах Политехнического музея картонную копию болида «Маруся». Чертежи для вырезания составных деталей и логотипов представила сама команда. На работу ушло пять часов.
Communities › Это интересно знать. › Blog › КАК УСТРОЕН РУЛЬ ГОНОЧНЫХ БОЛИДОВ «ФОРМУЛЫ-1»?
Гоночные болиды «Формулы-1» являются без сомнения одними из самых высокотехнологичных достижений. Они настолько сложны, что требуют от водителя максимальной концентрации внимания. Будучи на трассе и поравнявшись колесом к колесу с каким-нибудь мировым чемпионом, вроде Себастьяна Феттеля, вы не можете просто взять, убрать хотя бы одну руку с руля. В лучшем случае вы потеряете позицию, в худшем — жизнь, разбившись о ближайший забор безопасности для зрителей. Каждая задача, которую нужно выполнить гонщику, каждая информация, которую ему следует знать, находится в буквальном смысле на кончиках его пальцев. Ведь одной из самых высокотехнологичных вещей в гоночном болиде является именно руль, который по своей сути в буквальном смысле является центром ее нервной системы.
Все это потому, что болиды «Формулы-1» имеют множество различных параметров, которые можно и нужно настраивать прямо во время гонки. И делается это самим гонщиком. Пока телеметрия беспрерывно обеспечивает нужной техникой информацией о состоянии болида инженеров и механиков в командный мостик, гонщик имеет полный и единоличный контроль над управлением целым набором различных настроек вплоть до уровня воздушно-топливной смеси и кривой крутящего момента.
Все эти показатели гонщик может менять несколько раз за гонку, или даже за один круг. При этом все настройки осуществляются при полном контроле руками водителя руля и не отрывании глаз от трассы. Вот почему каждый современный гоночный руль болида «Формулы-1» оборудуется набором из 35 и даже более различных тумблеров, переключателей и кнопок, не считая небольшой LCD экран, использование которого началось совсем недавно. Помимо этого, за рулем находятся два лепестка переключения передач, которые гонщик использует за одну гонку почти 4000 раз. Там же находится и третий лепесток, отвечающий за сцепление.
Если вернуться к LCD-экрану, то, например, созданный McLaren Electronics PCU-8D предлагает 4,3-дюймовый дисплей с разрешением 480 x 272 пикселей. На него выводится около 100 различных технических параметров о текущем состоянии болида, включая текущие обороты, уровень температуры масла к соотношению текущей скорости прохождения круга и количество оставшихся кругов. Все эти параметры могут быть настроены самим гонщиком или его инженером. В этом году команды собираются перейти на использование более современных и еще более совершенных технологий, однако некоторые, включая Infiniti Red Bull Racing, решили, что лучше всего станет использование старых и проверенных технологий и более простого дисплея PCU-6D. По крайней мере, еще на один сезон.
Конфигурация гоночного руля
На фото выше показан гоночный руль команды Sauber C33, устанавливающийся на болиды Эстебана Гутьерреса и Адриана Сутиля, участвующих в текущем сезоне «Формулы-1». Как правило гоночные команды никогда не рассказывают о том, какие технологии они используют. Однако «Заубер» решил поделиться диаграммой, которая объясняет о том, какие функции выполняет та или иная кнопка, а также тот или иной переключатель на их руле.
Желтая кнопка N: позволяет включать нейтральную с 1-й или 2-й передачи;
Вращающийся переключатель BRKBAL (баланс тормозных сил): настраивает баланс задней и передней тормозной системы;
Кнопка Black Box: сообщает команде механиков о том, что гонщик едет к питу;
Синяя и оранжевая кнопки S1/S2: их можно запрограммировать на выполнения различных функций;
Переключатель Entry: позволяет гонщику производить изменения показателей работы дифференциала;
Оранжевая и зеленая кнопки BRK-/BRK+: изменяет баланс тормозных сил между запрограммированными настройками и текущими настройками BRKBAL;
Переключатель IGN (воспламенение): отвечает за управление таймингами воспламенения топливной смеси;
Белая кнопка ACK: Отвечает за утверждение внесенных в систему изменений;
Переключатель PREL: отвечает за контроль предварительной нагрузки на дифференциал при смещении крутящего момента;
Красная кнопка Oil: перекачивает масло из вспомогательного бака в основной;
Черная кнопка BP (момент сцепления): активирует процедуру поиска момента сцепления;
Кнопка DRS (система снижения сопротивления): регулирует положение заднего антикрыла в DRS зонах;
Красная кнопка PL (пит-лейн): активирует ограничитель скорости на пит-лейне (обычно она ограничена 100 км/ч);
Черная кнопка R: отвечает за активацию голосовой связи между водителем и командным мостиком;
Переключатель SOC: контролирует уровень состояния заряда ERS-системы, когда система потребляет или генерирует энергию;
Переключатель Pedal: изменяет поведение педали газа при ее нажатии;
Переключатель Fuel: управление уровнем потребления топлива;
Черная кнопка OT: активирует различные предустановки настроек всех систем в зависимости о того, когда водитель пытается защищать свою позицию на трассе, или пытается обогнать соперника;
Переключатель Tire: сообщает центральному блоку управления о том, какой тип шин болид использует в настоящий момент;
Переключатели BBal-/BBal+: используются для точной калибровки балансного соотношения тормозной системы;
MFRS (многофункциональный переключатель): позволяет гонщику и инженерам управлять различным набором систем, функции управления которых не были назначены на отдельные кнопки. Они включают режимы работы двигателя (PERF), ограничитель оборотов (ENG), соотношение воздушно-топливной смеси (MIX), работу турбокомпрессора (TURBO), угол выхода дифференциала (VISCO), лимит режим восстановления MGU-K (BRK), лимит ускорения MGU-K (BOOST), выбор нужной системы (DASH), круиз-контроль (CC, отключается при квалификации и гонке), тип переключения (SHIFT), и смещение момента сцепления (CLU);
Белые кнопки -10/+1: позволяют осуществлять быструю навигацию внутри меню MFRS.
Как можете заметить, на руль вынесен огромный набор доступных для управления гонщиком настроек. И этот список еще не включает набор той информации, которая выводится на LCD-экран. Много информации — не всегда хорошо, поэтому каждый гонщик сам решает, какая информация будет выводится на экран и какой руль в конечном итоге использовать. Однако как говорят инженеры, наличие LCD-экрана дает водителю преимущество, так как он всегда знает, что происходит с его болидом. Что-то, что вполне возможно спасло жизнь Нико Росбергу, когда телеметрическая система его автомобиля дала сбой перед гонкой в Китае. Без получаемой от болида Росберга информации, инженерам пришлось попросить пилота для периодической самостоятельной оценки уровня расхода топлива и других данных. Гонщику команды Mercedes AMG Petronas в конце концов надоели постоянные вопросы своего технического состава и он в буквальном смысле попросил их заткнуться, потому что они мешают ему сосредоточится на гонке и выполнять свою работу, что в конечном итоге закончилось для него вторым местом на финише, когда он пересек черту сразу за своим товарищем по команде Льюисом Хэмилтоном.
Картонный болид формулы 1.
История сибиряка, который построил Ferrari из картонок
Житель Красноярска сконструировал копию машины Формулы 1 и стал звездой интернета. О зарождении идеи и процессе ее реализации, участии Кармен Хорды и мечте сесть за руль настоящего автомобиля Ф1 он рассказал Motorsport.com Россия.
Создание машины Формулы 1 – это грандиозный процесс. Команды тратят несколько месяцев на разработку своих машин, изготовление деталей, сборку, тестирование и несут при этом гигантские расходы. Оценить весь масштаб процесса под силу, пожалуй, только руководителям команд и ведущим инженерам. При этом лишь единицам суждено сесть за руль созданных ими машин.
33-летний житель Красноярска Игорь Похабов, как и многие из нас, давно мечтает когда-нибудь попробовать проехать на настоящем автомобиле Ф1. Но пока другие ждут счастливого случая, он построил свою гоночную Ferrari. Пусть и сделана она из картона.
«Конечно, мне хочется попробовать себя за рулем Формулы 1, но на это нужны миллионы долларов, поэтому я скорее сделаю машину сам, чем найду такие деньги, – говорит Похабов. – Но и для того, чтобы собрать такую машину, нужны деньги, поэтому я долго думал, как еще можно самовыразиться. И вот, кое-что придумал.
Вообще, я давно хотел сделать что-то вроде машины Формулы 1, поэтому думал, с чего начать. Даже начал делать в гараже ходовую часть, но пока реализовать эту задумку не удалось».
За Формулой 1 красноярец начал следить с 1999 года. Он не считает себя фанатом – его больше интересует инженерная составляющая Больших призов. Ferrari же он выбрал, потому что эта машина ассоциируется с Ф1.
«Тогда были интересные времена, неожиданные результаты и много борьбы, – вспоминает Похабов время, когда зародилось его увлечение. – Меня привлекло, что команды постоянно дорабатывали технику, новинки появлялись каждую гонку, а тесты проходили круглый год. Появлялись всякие верхние выхлопы, дымоходы и так далее.
Наверное, поэтому меня зацепила Формула 1. Меня привлекла инженерная составляющая автоспорта, поэтому определенно сказать, что я фанат, не могу. Я фанат техники, и особенно мне нравятся формулы – есть в них что-то сексуальное, многое сделано на грани».
«Почему выбрал Ferrari, не знаю, – говорит Игорь. – Видимо из-за того, что все знают, что Ferrari является синонимом Формулы 1, хотя я лично уважаю все команды. У них у всех профессиональный подход, и они обладают невероятными технологиями.
Я бы был вне себя от радости проехать и на Minardi, и на HRT, и на Manor, не говоря уже о машинах лидеров. Я с восьми лет за рулем, так что не думаю, что в свои 33 совсем бы облажался. Тем более, раз уж 17-летние справляются».
Прежде чем к нему пришла идея построить картонную Ferrari SF16-H, красноярец создал упрощенную 3D-модель машины. Позже он решил масштабировать ее и создать машину, которая лучше всего подойдет его маленькой дочери.
«Я увлекаюсь 3D-моделированием, и так получилось, что сразу или почти сразу после того, как Ferrari весной представила свою машину 2016 года, я сделал ее упрощенную 3D-модель, – рассказывает он. – Если коротко, у меня появились размеры и пропорции, максимально близкие к тому, что мы видим на экране телевизора и в интернете. Поэтому, когда я закончил эту модель, мне в голову пришла мысль ее масштабировать, но тогда я не знал, как это реализовать.
Был вопрос, делать машину в натуральную величину под себя или же поменьше. Поменьше – потому что у меня растет 6-летняя дочь Маргарита, и мне хотелось посмотреть, как она будет себя чувствовать в кокпите. Она любит кататься в парке на электрических машинках, и у нее неплохо получается».
Свою модель Похабов сначала хотел попробовать сделать из железа. Но в конце концов решил, что картон и клей будут наиболее предпочтительным и бюджетным вариантом. Собирать Ferrari красноярец начал прямо на работе.
«Дорогостоящие работы и материалы я осилить пока не могу, – говорит Похабов. – Правда думал, может сварить из стали, тем более многие детали машины прямоугольные, если не считать боковых воздухозаборников, и, по идее, основную часть шасси сделать несложно. Но пока я это сделать не решился, тем более, что такой вариант надо было бы ставить “на ход”, а это долго.
Однажды, уже летом, мне пришло в голову, что все можно сделать из картона и клея. Причем сразу стало понятно, что это самый бюджетный вариант, и скорее всего такой проект я смогу закончить. А это самое главное, иначе не стоит и начинать. Но и тут все немного застопорилось. Не хватало вдохновения, хотя картон я уже начал присматривать – нашел несколько огромных листов, с чего, собственно, все и началось. Правда, они простояли месяц у меня в подъезде, прежде чем я перевез их на работу.
У меня небольшой бизнес по продаже сельхозтехники в Красноярске, клиентов не очень много, время отвлечься на такой проект есть. Поэтому делать машину я решил прямо в офисе. Так как я решил делать машину под дочь, я выбрал размер 60%. Получалось три метра в длину вместо пяти реальных. Кстати, мне не очень нравится, что нынешние машины такие длинные. Я прикинул, что трехметровая модель вполне поместится у меня в кабинете».
Похабов утверждает, что идея, как именно построить машину, пришла ему во сне. «Чтобы начать делать свою Ferrari, мне чего-то не хватало, – говорит он. – Но я все время думал об этом и однажды прямо во сне увидел, как все будет выглядеть. После этого на следующий же рабочий день я начал делать эту машину.
Начал с кокпита, так как было понятно, что от этого машина пойдет расти во все стороны, и это основная точка отсчета в том числе и по размерам с пропорциями. Затем я сделал переднее крыло. Это, наверное, была самая трудоемкая часть работы, особенно когда я его потом обклеивал пленкой. Потому что там миллион закрылков и все плотно скомпоновано, пришлось поработать пальчиками, чтобы все это заклеить аккуратно.
Далее уже были днище и колеса. Постарался найти какие-то данные из регламента, чтобы поточнее сделать доску скольжения и диффузор. Так же достаточно просто было сделать базовую версию заднего антикрыла.
Вообще, я думал, что труднее всего будет сделать боковые понтоны, так как я не очень представлял, как буду гнуть картон, ведь у нынешних боковых воздухозаборников очень сложная геометрия. Но в итоге все получилось достаточно быстро и вроде бы неплохо выглядит. Помучился немного, конечно, с хвостовой частью, где понтоны заходят в рычаги задней подвески, но не более того».
На всю работу вплоть до наклейки последнего логотипа ушло три месяца. Красноярец работал почти каждый день.
«Всю работу можно разделить на три этапа, – рассказывает Похабов. – Это создание картонной модели. Оно заняло у меня полтора календарных месяца. Затем была обклейка самоклеющейся пленкой. Причем для черных деталей я использовал пленку «под карбон». Ну и последний этап – логотипы всевозможных партнеров Ferrari. Тут я, как настоящий маньяк, решил делать каждый логотип вручную, чтобы подгонять его на месте по размерам. В итоге все вырезал канцелярским ножом. Кое-что, правда, получилось распечатать через обычный лазерный принтер и уже затем по этим контурам вырезать. Гарцующий жеребец просто напечатан на ярко-желтой пленке, сверху я закрепил изображение прозрачным скотчем, чтобы порошок не осыпался.
Есть еще момент, что контракт с компанией Ray-Ban был заключен по ходу сезона, и, видимо, его детали постоянно уточнялись. Поэтому их логотипы появились не сразу, а потом еще и кочевали от гонки к гонке с места на место. В итоге остановился на варианте с логотипами на боковых понтонах».
Процесс создания модели далеко не всегда проходил гладко. Но главное, что создателю удалось порадовать свою дочь.
«В процессе сборки некоторые детали дорабатывались, – вспоминает Похабов. – Например, после примерки дочкой в первый раз она вообще с трудом поместилась в кокпите, и я пошел смотреть изображения BMW-Sauber в разрезе, чтобы понять, как там на самом деле кресло пилота стоит.
Пришлось вырезать весь картон до пола, и посадка в итоге сильно изменилась. Правда, я все равно сделал слишком маленькую машину, дочка помещается туда только без защиты шеи пилота. Это видно на фотографиях. Немного жалею, что так просчитался. Видимо, выросла за лето».
Получившаяся картонная машина уже привлекла внимание многих болельщиков и журналистов, в том числе зарубежных. Испанская гонщица Кармен Хорда тоже обратила на нее внимание.
«Теперь машина стоит у меня в кабинете и каждый день меня радует, – рассказывает Похабов. – И я рад, что ее оценили в интернете. Приезжали местные телевизионщики. И даже некоторые зарубежные сайты выпустили свои материалы на основе фотографий в соцсетях. Я публиковал процесс сборки в инстаграме и твиттере. Попросил сделать ретвит Кармен Хорду, и это сработало. Британцы высоко оценили мою поделку.
Многие шутят, что даже моя машина быстрее оригинала, ведь мы знаем, что в прошлом году Скудерия не смогла выиграть ни одной гонки, несмотря на воодушевляющее начала сезона. Также были шутки от итальянцев, что мой бюджет меньше на 100 миллионов долларов, а выглядит машина не хуже. Я бы хотел выразить всем огромную благодарность за внимание к моему творчеству. А еще хочу сказать, что Формула 1 есть и останется моей мечтой и в 33 года, и дальше – пока я не сяду за руль. Я хотел показать всем свою страсть, и это моя мечта».