Непосредственно перед снятием свечей для проверки посмотрите на направленные к ним контакты. Должны присутствовать отметки о принадлежности каждого провода к определенному цилиндру, чтобы при демонтаже сразу всех свечей их не перепутать. Если никаких особых пометок на высоковольтных проводах найти не получается, сами нанесите их цветным маркером или изолентой, либо проверяйте свечи по очереди, не выворачивая сразу все.
Перед демонтажем также не забудьте тщательно очистить поверхность вокруг детали, чтобы грязь не смогла попасть после снятия расходника в цилиндры мотора. С этой же целью вместо демонтированного элемента установите заглушку, например, неиспользуемую свечу. Далее расскажем, как проверить свечи зажигания в домашних условиях или гараже.
Проверка тестированием на искру (проверка на массу)
Прохожий способ, правда, с применением специальной аппаратуры, используется на СТО. В идеале проверка должна проводиться на стенде, но в «полевых условиях» можно обойтись и без него – понадобится только щуп:
Отверните свечу, отрегулируйте щупом расстояние между электродами (должно быть 0.7 мм) подгибанием бокового. Зачастую при длительной эксплуатации происходит подгорание электродов, что приводит к увеличению зазора и потере мощности.
Подключите свечу к одному из высоковольтных проводов и вплотную поднесите к двигателю до контакта с массой.
Попросите помощника повернуть ключ зажигания и покрутить стартером.
Сами же в это время понаблюдайте за искрой. Если возникает искра яркого голубого оттенка, то проверяемое устройство исправно. При наличии красной искры свеча, возможно, требует чистки или же она неисправна. При полном отсутствии искры элемент абсолютно точно неисправен и нуждается в замене.
Подобную проверку в целях безопасности рекомендуется проводить в диэлектрических перчатках. Отметим также, что хорошая искра при данном способе проверки не гарантирует исправности свечи, т. к. в реальных условиях она работает под давлением до 60 атм.
Этот способ проверки затруднительно провести на некоторых современных моторах, так как длина высоковольтного провода в них может не позволить дотянуться его концом до неизолированного участка двигателя. В этом случае придется демонтировать некоторые элементы в моторном отсеке.
Проверка при помощи самодельного пьезотестера
Опишем, как самому проверить свечи зажигания при помощи пьезоэлемента от зажигалки. Данный блок нужно извлечь и удлинить существующий короткий провод примерно на 15 см. Для испытания свечи:
Конец провода подсоедините к контакту в верхней части, а сам блок металлическим концом прижмите к корпусу свечи.
Нажмите на кнопку на пьезоэлектрическом блоке. Отсутствие искры говорит о неисправности тестируемого устройства и необходимости замены.
По тому же принципу работает и способ тестирования при помощи специального пистолета, который можно приобрести во многих автомагазинах. Тестируемый элемент нужно вставить в приспособленное для этого отверстие в пистолете и проконтролировать наличие или отсутствие искры. В последнем случае свеча точно неисправна, но наличие искры в свою очередь не будет говорить о ее работоспособности, так как при высоком рабочем давлении она может и не функционировать должным образом.
Самый простой способ проверки
Следует упомянуть также, как самому проверить свечи зажигания без дополнительных инструментов. Иногда достаточно просто отыскать неработающие свечи в «полевых условиях» на работающем моторе, последовательно отсоединяя провода от каждой них. При этом нужно внимательно прислушиваться к звуку двигателя – если он не изменится после отключения свечи, то последняя является неисправной.
Представленный способ хоть и предельно прост, но может быть опасен – работать придется с током высокого напряжения, поэтому соблюдайте осторожность. Кроме того, определить испорченное устройство так удается далеко не всегда.
Обращайте внимание на состояние электродов
Выявить свечу зажигания, вызывающую «троение» мотора и другие сопутствующие проблемы, можно и визуально по состоянию электродов, поэтому проверка свечей зажигания своими руками должна сопровождаться их внешним осмотром:
Небольшой светло-коричневый налет говорит о хорошем состоянии устройства и правильной работе мотора.
Белесый налет свидетельствует о перекаливании. Такие свечи нужно сразу отбраковывать.
Черные отложения могут говорить о перенасыщении топливной смеси. Нагар можно попытаться отчистить, например, мелкой наждачной бумагой. Перед сменой комплекта свеч зажигания нужно принять меры для восстановления нормальной работы двигателя.
Визуальную проверку нужно проводить после поездки. Если просто прогреть мотор на холостом ходу, то отложений на электродах будет гораздо больше, так как свеча не может в таком режиме работы мотора самоочищаться от продуктов сгорания.
Отметим, что обычные электроды редко «ходят» более 35 тыс. км без проблем. Если вы отъездили на одном комплекте уже не один десяток тысяч километров, не тратьте время на выявление вышедшей из строя свечи.
Лучше заменить все сразу, тем более что стоимость расходников совсем невелика по сравнению с затратами на переборку двигателя, чем непременно придется заниматься, если ездить с неисправными свечами. Например, эксплуатация автомобиля с полувыгоревшими электродами может привести к появлению калильного зажигания – режима работы с неуправляемым самовоспламенением топливовоздушной смеси, очень опасного для «здоровья» мотора.
Запуск бензинового двигателя внутреннего сгорания обеспечивается присутствием в его схеме неотъемлемым атрибутом — свечи зажигания (СЗ). Обеспечивая искру, которая воспламеняет рабочую смесь и воздух в камере сгорания, она обеспечивает исправную работу мотора. При ее неисправности запуск бензинового двигателя становится нестабильным. Существует несколько способов, как проверить свечи зажигания самостоятельно.
Как определить поломку свечи
Неисправность свечи зажигания — явление довольно частое, имеющее ряд причин своему возникновению:
превышение рабочего ресурса запчасти — как правило, у них он составляет порядка 35-50 тыс.км. при поломке раньше данного километража причину нужно искать в используемом горючем и его качестве, либо виной стало масло с присадками. Также износ значительно увеличивается при перегреве или детонации мотора;
присутствие на электродах масла — обычно такое происходит из-за переизбытка масла в движке, износе блока цилиндров и поршневых колец и поршней. Если двигатель турбинный, стоит проверить ее состояние;
чрезмерная загрязненность сажей — обычно наблюдается при некачественной горючей смеси или несбалансированным топливовоздушном составе;
шлаковые и лаковые осадки — появляются из-за присутствия в масле и топливе различных присадок;
неисправность центрального электрода — возможно при некорректно выставленном зажигании, а также при низкокачественном горючем, осадках в камере сгорания, неисправных клапанах и нарушение затяжки в головки блока цилиндров;
нарушение разъема — происходит ввиду старости или перегревания контактов;
расплавление электродов — встречается при наличии в камере сгорания самовоспламеняющихся осадков, либо при низком качестве используемого топлива или неисправности клапанов.
Обнаружить поломку СЗ помогут следующие признаки:
затрудненный запуск ДВС;
двигатель троит и дергается, не набирая мощность и тягу;
увеличивается расход горючего;
слабый отклик на воздействие на педаль газа, низкие обороты.
Как правило, эти сигналы наблюдаются в совокупности. Не стоит пренебрегать проверкой, поскольку вождение автомобиля с такой неисправностью грозит более серьезным ремонтом, чем замена СЗ.
Последствия
Помимо того, что двигатель в один прекрасный день может попросту не завестись, нарушив планы владельца машины, возможны и другие, более неприятные последствия. Наиболее серьезным является детонация в цилиндрах, влекущая за собой мощный взрыв. Она способна спровоцировать последующую детонацию оставшегося заряда в камере сгорания. Отражение звуковых волн от стенок камеры порождает металлический звук.
Пропорционально возрастанию этого звука начинает падать мощность мотора, в отработанных газах наблюдается присутствие черного дыма. Помимо этого увеличивается нагрузка на детали ДВС. В последствие которой обгорают ГБЦ, кромки поршней, электроды СЗ. Разрушенная масляная пленка верхней части цилиндров увеличивает их износ.
Если следовать рекомендациям производителей авто, то нужно производить регулярную замену в момент технического обслуживания. Однако, по отзывам и опыту водителей, замену необходимо осуществлять каждые 25-35 тыс. км. Рекомендации к самим СЗ говорят о замене классических вариантов уже после 15 тыс. км. Если СЗ выполнены из платины, то срок их службы увеличивается до 100000 км. В любом случае, лучше не ждать, когда расходники начнут выходить из строя.
Как самостоятельно проверить СЗ
Самый популярный и легкий способ проверки работоспособности — поочередное снятие проводов со СЗ работающего ДВС (бензинового или дизельного). Определить таким образом неисправность можно на слух: снятие нефункционирующей запчасти никак не повлияет на работу мотора. В таком случае свечу нужно будет заменить, либо почистить;
Более надежным и эффективным методом является проверка искры. Снятую СЗ нужно соединить с проводом, положив на клапанную крышку, и покрутить стартер. При исправной детали и хорошем накале наблюдается яркая и четкая искра;
Для проверки существует специальный прибор — «пистолет». СЗ помещают в отведенное на нем отверстие и следят за появлением искры. При отсутствии последней деталь можно отправить в мусорный бак. Но и наличие ее еще не гарантирует исправную работу детали под меньшим давлением;
Можно смастерить вышеописанный прибор самостоятельно, где в качестве основы выступает пьезо-зажигалка. Провод, идущий от ее модуля, удлиняется, после чего крепится к свечному наконечнику. Блок зажигалки нужно плотно прижать к самой детали, а затем нажать на его кнопку. Нет искры — налицо дисфункции СЗ;
Еще один вариант самостоятельной проверки — сделать прибор из гужона и двадцатикубового мед.шприца. с его помощью можно создать приблизительное рабочее давление, а соответственно и результат диагностики будет более достоверным, либо воспользоваться тестером для проверки сопротивления.
Диагностика мультиметром не дает точного ответа на вопрос об исправности. Им можно определить наличие замыкания на высоковольтных проводах, но не более того. Один провод подносят к резьбе свечи, другой — к ее входу. При отсутствии замыкания будет выбивать 4 мм.
Иногда достаточно произвести чистку резьбы или подогнуть электроды, отрегулировав их зазор. Последний исправляется достаточно просто: нижнюю часть нужно легкими ударами обстучать о любой металл (крышка клапанов, часть мотора и т.д.). В случае чего, можно корректировать зазор ножом или минусовой отверткой. Но, учитывая стоимость СЗ, лучше произвести замену.
Алгоритм действий при замене, в принципе, аналогичен практически на всех моделях автомобилей, исключая те, которые имеют специфичную конструкцию силового агрегата. Сама процедура производится исключительно при неработающем моторе. Лучше всего, если мотор и СЗ холодные, иначе есть риск получения ожога.
Чтобы своими руками произвести замену детали потребуются:
свечной ключ с головкой (чаще всего, идут в продаже в наборе);
щупы или устройство для измерения зазора электродов;
свечи;
подходящие инструменты для снятия моторного чехла;
смазка-диэлектрик;
металлическая щетка;
компаунд-диэлектрик на силиконовой основе.
Сама процедура замены происходит в несколько этапов
Производится снятие защитного кожуха движка, освобождая доступ к рабочей области;
Щеткой очищается зона вокруг СЗ;
Плавно, чтобы не повредить колпак провода или ее саму, снимается клемма свечи;
Свечным ключом выкручивается старая (лучше производить замену поочередно, чтобы не забыть последовательность подключения проводов);
Проверяется свечной колодец, производится его очистка, на клемму наносится компаунд, для беспроблемного снятия в будущем;
Диагностируются все провода и клеммы, производится при необходимости чистка и смазка;
Устанавливается новая деталь, клемма возвращается на место;
Осуществляется демонтаж защитного чехла ДВС.
Под старой свечой нередко можно обнаружить следы горючего. Это происходит, когда СЗ частично не сжигала топливо. Новая сожжет эти остатки спустя пару минут после запуска мотора. При этом сперва могут наблюдаться повышенные обороты.
Также стоит избегать засорения свечного колодца. Для его очистки рекомендуется продув компрессором, либо запуск двигателя без установки свечи.
Какие свечи зажигания выбрать?
Автомобильный рынок предлагает широкий ассортимент СЗ. При этом, свечей конкретного автопроизводителя встретить невозможно. Существуют предприятия, выпускающие продукт под именем какой-либо марки авто, имея с ней заключенный договор. Однако, в этом случае покупатель просто переплачивает за название.
При приобретении расходника стоит ориентироваться, в первую очередь, не на производителя, а на модель и технологию производства. Среди элементов с двумя электродами наиболее популярными являются:
Denso PK20PR-P8 — приемлемая цена, увеличенный расходный ресурс за счет платинового напыления, многообразие модификаций, свойство самоочистки на повышенных оборотах, но при этом плохо ладит с сжижженым газом и не любит работу на холостом ходу;
NGK BKR6EIX — на порядок дороже аналогов, но при этом имеет пропорционально больший ресурс, стабильно работает даже при разряженном аккуме, очень привередлива к качеству горючего;
Bosch WR7DP — благодаря своей конструкции имеет плазменно-факельную искру, дающую стабильную работу даже при низком бортовом напряжении, рассчитана на работу до более 60 тыс.км;
Champion RN9YCC4 — отлично держит любую нагрузку, достаточно экономна, как на средних, так и на высоких оборотах, соответствует экологичным нормам, но весьма дорогая.
Среди свеч с несколькими электродами можно выделить
Bosh FR7LDC+ — стоит намного дешевле брендовых аналогов, однако, ничуть не уступает по характеристикам, имеет иттриевое покрытие, очень остро реагирует на низкокачественное горючее;
Denso K20TXR — никелевое покрытие, устойчивая работа благодаря боковым электродам, отсутствие производственных дефектов, защита от коррозии, но при этом труднорегулируемый зазор и низкое качество работы на сжижженом газе ;
Brisk Premium LOR15LGS — запатентованная система искрообразования — расположение четырёх электродов ниже центрального стержня дает опутывание главного электрода скрой как паутиной, плотность искры гарантирует воспламенение топлива в начале подачи. Самая дорогая свеча в своем ряду;
NGK BUR6ET — никелевое покрытие электродов повышает защиту от коррозии, устойчивая работа при любых оборотах, лояльна к низкокачественному горючему, внушительный ресурс, но достаточно дорогая и токсичная.
Заменить самостоятельно свечи зажигания в домашних условиях под силу даже неопытному автовладельцу. Это позволит сэкономить не только на услугах специалиста СТО, но и на более серьезном ремонте в случае игнорирования неисправности детали.
Как проверить свечи зажигания тестером
Исправность всех узлов автомобиля гарантирует его полноценную работоспособность. Малейшие неполадки могут привести к тому, что машина просто не заведется и не поедет. Наиболее распространёнными являются: система подачи топлива, система электропитания, система охлаждения, отсутствие искры на свечах. На последнюю поломку стоит обратить особое внимание, ввиду её частоты возникновения. Для проверки неисправности потребуется тестер свечей зажигания.
Признаки неисправности
Визуально определить, что проблемы с подачей тока в автомобиле, практически невозможно. Для диагностики следует запустить мотор или прогнать технику на скоростных режимах.
Перед тем, как проверить модуль зажигания, следует чётко знать симптоматику «заболевания». Итак, первые сигналы о проблемах со свечами зажигания:
коленчатый вал транспортного средства вращается с нужной частотой, но мотор не запускается. Из-за отсутствия искры нет воспламенения горючей смеси;
в одном или нескольких цилиндрах происходят поочерёдные вспышки, возгорания, и как следствие двигатель работает нестабильно, хаотически;
силовой агрегат работает в момент вращения стартера автомобиля. Когда «пусковой механизм» перестаёт вращаться, агрегат глохнет;
резкая потеря мощностного потенциала машины и как следствие, повышенное потребление топлива;
выход со строя катализатора из-за большого количества несгоревшего топлива внутри сегмента;
долгий процесс запуска мотора в период средних и низких температур на улице. В это время на внешних стенках собирается обильное количество влаги, которая не пропускает искру свечи;
всевозможные механические повреждения на корпусе свечей, что приводит к нестабильной подаче тока в камеру сгорания для воспламенения.
Если присутствуют ярко выраженные отложения нагара чёрного цвета на корпусе свечей зажигания, это свидетельствует о неисправности в системе питания и подачи топлива. Причиной проблем со сечами зажигания может также стать изношенность проводов системы питания.
Способы диагностики
Во многих транспортных средствах доступ к узлам системы зажигания свободен и не загромождён сторонними деталями. Поэтому, водитель без проблем может проверить свечи на первичном этапе на предмет их работоспособности.
Главное сохранять последовательность и не путать их местами при выкрутке с цилиндров. Проверка модуля зажигания всегда проводится с обязательным соблюдением очерёдности по отношению к группе цилиндров. Смешивание приведёт к некорректным итоговым заключениям.
Изначально следует заглушить силовой агрегат, поочерёдно отсоединить провода от самих проводников и распределителя. Если во время запуска двигателя звук не изменился, значит, неисправность на лицо. В противном случае, продолжайте поиск далее.
Проверка искры
Тестер зажигания – самый простой и доступный способ оперативно проверить систему зажигания на работоспособность. Поочерёдно выкручиваем каждую свечу, при необходимости протираем или очищаем её от нагара. Специальным щупом тестера проверяем зазоры между электродом и корпусом проводника.
Совет. Для каждого автомобиля предусмотрен свой стандарт зазоров, которые можно узнать в инструкции по эксплуатации. При отсутствии таковой книги, обратитесь за консультацией к мотористу ближайшего сервисного центра или поищите информацию в сети интернет.
Далее прикладываем проводник к корпусу мотора, чаще всего это крышка головки блока цилиндров. Таким образом, мы обеспечиваем постоянный контакт в сети электропитания. Запускаем стартер в течение 3 – 5 секунд, смотрим на наличие или отсутствие искры.
Также запоминаем цвет, с которым она проскакивает, так как это важно для дальнейшей диагностики. Голубой цвет указывает на полноценную работоспособность проводника, красный или иной – наличие поломки.
Проверка мультиметром
Универсальный тестер или мультиметр помогает быстро проверить работоспособностей свечей. Такой прибор знаком многим автовладельцам, которые сталкивались с ремонтом своего транспортного средства. Главная цель использования мультиметра – выявить наличие или отсутствие замыкания внутри свечи.
Мультиметр очень прост в использовании, для его применения не требуется наличия специального опыта или навыков. Для диагностики откручиваем проводник, подсоединяем поочерёдно одну клемму на резьбу свечи зажигания, вторую на центральный выход.
При подаче напряжения должна появиться искра, что укажет на работоспособность детали, в противном случае – подлежит замене. Проверка свечей зажигания мультиметром наиболее распространённый вариант диагностики в домашних условиях.
Если в режиме прозвонки мультиметр покажет бесконечное сопротивление или очень большое, то свеча считается нерабочей.
Чтобы проверить сопротивление встроенного резистора свечи, переключатель мультиметра устанавливают на 20 кОм. Одним щупом мультиметра дотрагиваются до центрального электрода, другим до контактного вывода.
Сопротивление у всех свечей должно быть примерно одинаковым с небольшим разбросом. У свечей зажигания инжекторных двигателей сопротивление резистора порядка 4 кОм.
Проверка «пистолетом»
Кроме проверки мультиметром и специальным тестером, существует и оригинальный метод под названием «проверка пистолетом». Суть его заключается в том, чтобы исследовать работоспособность под давлением на специальном стенде.
Алгоритм таков: проводник вставляем в паз, одеваем наконечник, после фиксации нажимаем курок пистолета. Индикатор зелёного цвета укажет на 100% работоспособность, жёлтого – на недостаточную проводимость, красный – неисправность свечи зажигания.
Несмотря на изобретение такового прибора, он не даёт 100% уверенности в диагностике, так как давление в пистолете несколько отличное от давления внутри цилиндра.
Чистка свечей
Многие начинающие автовладельцы сталкиваются с такой проблемой как чистка свечей. Из-за неосторожного обращения можно повредить изделие или вывести его из строя. При чистке свечей зажигания своими руками, используют следующие общепринятые способы:
ручной: пригодится металлическая щётка, ветошь, зубная щётка. Лёгкими движения вокруг цоколя убираем нагар, приводя изделие в стандартный вид. При необходимости используйте растворитель для удаления нагара;
речной песок, который можно взять на любом пляже или водоёме. Небольшое количество песка нанести на ветошь и аккуратно протирать цоколь до полного очищения от продуктов отхода;
пескоструйная машина используется в сервисных центрах и ремонтных мастерских. Там песок подаётся под большим давлением, вместе со сжатым воздухом;
ацетон или иное средство от очищения ржи. Приобрести его можно в любом автомагазине или авторынке;
некоторые практикуют обычную Кока-колу, но эффективность её окончательно не подтверждена.
Как видим, для проверки свечей зажигания требуется совсем немного времени, сил и средств. Достаточно 10 минут, и ваш автомобиль будет в полной боевой готовности. Следуйте рекомендациям статьи, проверяйте цвет искры, тогда всё будет хорошо.