Джиппинг — понятие и особенности
Что такое джиппинг
Современная молодёжь любит отдыхать активно, поэтому автотуризм стремительно набирает популярность. Из этой статьи вы узнаете, что такое джиппинг и как это слово связано с активным отдыхом и знакомством с достопримечательностями.
Джиппинг — это активный вид отдыха, весь смысл которого заключается в прохождении туристического маршрута на автомобилях-внедорожниках по бездорожью. В тур-путешествие на одном автомобиле отправляются как минимум два человека: пилот и штурман. Пилот должен уметь хорошо справляться с управлением внедорожника в тяжёлых и даже экстремальных бездорожных ситуациях, штурман отслеживает навигацию, руководит маршрутом и даёт рекомендации пилоту во время прохождения очень сложного отрезка тура.
Специально оборудованные внедорожники для джиппинга
Удобнее всего отправляться в путешествие по преодолению рек и гор в спортивной одежде и обуви. Участвовать в джиппинге может каждый, так как маршруты бывают разного плана: от самого простого, рассчитанного на короткую поездку (несколько часов), до самого сложного — который длится несколько дней.
Самые знаменитые места для джиппинга
Большой популярностью этот вид спорта пользуется на Черноморском побережье. Любители экстрима могут выбрать для себя один из десятков маршрутов, отличающихся между собой в первую очередь сложностью.
Видео о джиппинге в долине реки Аше:
Известнейшим маршрутом является путешествие вдоль рек Аше и Псезуапсе, что в Лазаревском районе. Безумно красивые водопады и пещеры не оставят равнодушным ни одного путешественника.
Краснодарский край прославился самыми популярными российскими маршрутами. В Сочи самой известной для экстремального вида спорта являются: Красная поляна, Мостовой, Абинский и Апшеронский районы. Только на джипах или пешком туристы могут добраться к Хмелевским озёрам, что в Сочинском национальном парке.
Джиппинг на УАЗах по бездорожью
Маршруты разной степени сложности можно преодолеть на Кубани. Ещё один популярный тур — путешествие по «Абинской Швейцарии». Начало этого маршрута отсчитывается от Большого Адыгейского водопада, затем поездка тянется к Большому Шапсугскому дольмену, после чего путешественники могут побаловать себя целебными грязями вулкана и в завершение подняться на скалу Чёртов Палец.
На территории России тур джиппинга в основном проходит на колёсах знаменитой отечественной марки УАЗ. Автомобиль обязательно подготавливается технически, дополнительно оборудуется системой безопасности и подлежит специальной сертификации. Если автомобиль соответствует всем предъявленным нормам, отправляться в тур на нём можно во все сезоны года. В недалёком прошлом любители новых ощущений стали отправляться в туры на квадроциклах.
На видео — джиппинг по пляжам Чёрного моря:
Что ожидать от джиппинга
Как уже говорилось раньше, тур-путешествие может быть разной сложности по прохождению маршрута и длительности. Цель некоторых туров не только преодоление препятствий, но и близкое знакомство с достопримечательностями заповедников, охота, фотоохота, рыбная ловля, наблюдение за дикими животными. Такие поездки на джипах осуществляются колоннами из десятков внедорожников. Как правило, в такую поездку туристы и проводники отправляются на несколько дней, поэтому обязательно делаются запасы питания, топлива, продовольствия и, конечно, берутся палатки, так как ночлег устраивают обычно под открытым небом.
На видео — джиппинг Нивой на хребте Хазарова:
Джиппинг как экстремальный вид спорта научит туристов преодолевать препятствия, попробовать себя в качестве водителя, например, в горных условиях, устанавливать палатки, готовить на костре пищу, как говорится, прожить несколько дней в непривычных условиях для человека. Если вас всё это не пугает, добро пожаловать совершить джиппинг.
Развитие джипинга в России
Джипинг – это не только вид автоспорта, но еще и хобби, и активный отдых. На западе джипинг имеет свою долгую историю и многолетние традиции. А в России этот вид автоспорта появился недавно и становиться с каждым годом все популярней и популярней.
В России джипинг просто не может быть не популярным, ведь у нас есть все для развития джипинга и его популизации. У нас красивая, богатая и разнообразная природа. Плюс не так много качественных асфальтовых дорог, которые нередко переходят в гравийные, а то и вовсе в лесные. Такие условия отлично подходят для трофи-рейдов, экспедиций, джип-ориентирования, джип-триала и просто “покатушек” выходного дня.
Большинство джиперов нашей страны считают, что джипинг на 100% придуман русскими. Ведь в какой еще стране имеются такие огромные территории без дорог? Дух соперничества, приключения и открытия нового, а так же азарт, присущий русскому человеку, способствуют занятию джипингом. Часто нашего мужчину не заставишь ехать на огород и копать картошку, но зато построить переправу через болото, участвуя в трофи-рейде, он может с легкостью. Или помогать товарищу вытягивать его джип, стоя по пояс в грязи.
В нашей прекрасной стране сразу же нашлись предприимчивые люди, которые за деньги начали организовывать так называемые джип-туры. На просторах всемирной паутины появилось множество предложений о поездках на джипах в горы, на водопады, к пещерам и т.д. Продолжительность поездки колеблется от пары часов до нескольких дней.
В таких турах езда на джипе проходит днем, для ночлега путешественникам предлагают либо палатки, либо специальные домики. Туристы, которые выбирают джип-туры, на комфорт передвижения не рассчитывают. Они едут за адреналином, эмоциями и новыми впечатлениями.
Помимо традиционных весенних и осенних джип-туров, в России есть еще зимние джип-вояжи, которые все больше и больше набирают популярность. Их продолжительность, так же как и у джип-туров, может быть от нескольких часов до нескольких дней.
Большая часть автомобилей джиперов – это Нивы и УАЗы. А на Дальнем Востоке и в Сибири люди делают выбор в пользу японского автопрома, в основном покупая Тойоту Ленд Крузер. Есть и такие которые предпочитают американские внедорожники. Но как бы то ни было, для более-менее серьезного занятия джипингом автомобиль нужно подготовить. На неподготовленном внедорожнике особо не накатаешь.
Если посмотреть географию распространения джип-туров и джипинга в целом, то наиболее активно его развитие происходит в Краснодарском крае (особенно на побережье Черного моря), на Алтае. Нередко проходят экспедиции на Байкале, в Карелии. Набирает оборот развитие джипинга в Хабаровском крае, Владивостоке, на Камчатке.
В последние несколько лет активно развивается Краснодарский офф-роад клуб «Скиф 4х4». Ребята прилагают много сил к проведению соревнований по джип-триалу, джип-ориентированию, трофи-рейдам. Краснодарские джиперы участвуют в Кубке России. Самой популярной гонкой среди джиперов была и остается традиционная ежегодная экспедиция Ладога-трофи.
В таких мероприятиях человек и машина работают на максимуме. Здесь испытывают характер, нервы и прочность собранного тобой джипа. Зачастую машины, участвующие в подобных соревнованиях, своим видом мало чем напоминают серийный автомобиль. Экспедиции проходят в дали от какой-либо цивилизации, где вся надежда только на себя, на свой внедорожник и руку таких же смелых и решительных товарищей.
Россия просто создана для джипинга. В наших колхозах и деревнях он был всегда, вот только названия у него не было. Да и ездят там не только на внедорожниках.
Самое первое и официальное соревнование по джипингу прошло в далеком 1993 году. Оно прошло под Звенигородом, в песчаном карьере. В 2003 году РАФ признает трофи одним из разновидностей автоспорта. После этого в стране появились первые джиперские клубы. В Москве это off-road клуб «4х4 Club», а в Питере «Off-road & 4×4 Club». И уже через несколько лет такие клубы стали появляться по всей России. Сейчас практически в каждом городе есть свой джиперский клуб. Одни проводят только “покатушки”, другие организуют соревнования и Кубки.
Хочется пожелать дальнейшему развитию джипинга в России успехов, а джиперам быть более сознательными и адекватными.
Джиппинг – цели, основы и техника преодоления преград
По сути своей, джиппинг представляет собой преодоление различных природных преград на внедорожнике. Сюда относятся и обычные развлекательные покатушки молодежи по грязи, и суровое превозмогание серьезных ценителей бездорожья, и поездки разнообразных охотников и рыболовов. Езда по бездорожью – это испытание не только для машины, что естественно, но и для водителя и его навыков, поскольку требует быстрого принятия решений в сложной ситуации и едва ли не стратегического мышления. Очевидно, что нужно развивать в себе навыки, чтобы в один, далеко не прекрасный день не пришлось идти в ближайшую деревню, километрах, эдак в десяти, за трактором. Нужно знать матчасть, поэтому, разберем основы джиппинга в этой статье.
Цели джиппинга
Как уже говорилось выше, к джиппингу относится, по сути, любое передвижение на внедорожнике по бездорожью. В качестве средства передвижения выступает либо джип, либо квадроцикл или иной внедорожник. Цели этих поездок различны:
- туризм (в таких походах снаряжается целый караван из джипов, часть которых перевозит провизию, часть – снаряжение и топливо);
- рыбалка и охота, по понятным причинам – рыбные места могут находиться далеко от жилых поселений, а охота вообще, как правило, весьма удалена от человеческого жилья;
- путешествия по заповедникам и урочищам, хоть и смежная с туризмом область, однако, имеет свою специфику и больше похожа на сафари.
Все эти направления имеют свои особенности, однако, их объединяет одна общая черта. Все эти мероприятия направлены на получение нового опыта, эмоций и впечатлений. Но, кроме этих развлекательных видов джиппинга, есть еще и вынужденный.
Не все люди живут в городах, есть те, которые проживают в селах, дороги в нашей стране итак оставляют желать лучшего, не говоря уже про отдаленные уголки страны. Вот и приходится грязь месить, не для развлечения, а просто, чтобы добраться из одного пункта в другой. Средства передвижения таких вынужденных «джипперов» – как правило, это представители марки ГАЗ: «козел» и «таблетка», да старые добрые «Нивы». Да, они лишены спортивного обвеса, да, там нет дорогостоящего оборудования, и они выглядят не так красиво. Однако, водители этих машин могут дать фору большинству любителей спортивного джиппинга. Просто потому, что они выезжают чаще и им приходится передвигаться в гораздо более тяжелых условиях.
Однако, независимо от целей и уровня навыков водителя, необходимо знать технику джиппинга и уметь преодолевать препятствия различных типов. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Техника джиппинга
Проезд по грязи
Грязь – это весьма коварная штука в джиппинге, она требует пристального внимания и концентрации при преодолении. Прежде всего, стоит выйти из машины и проверить, есть ли в грязи камни. Просто возьмите палку подлиннее и проверьте весь предполагаемый маршрут. Палка не должна вязнуть.
Если нужно проехать участок не больше 20 метров в ширину, то проще всего это сделать с помощью «взятия» препятствия прямо сходу. Нужно разогнаться до скорости 60 км в час, затем включить вторую передачу и быстро проехать потенциально опасный участок. Ни в коем случае нельзя останавливаться посередь грязи. Это самая распространенная ошибка в джиппинге, поэтому, следует ее всеми силами избегать. Рулем во все стороны махать не стоит, корректируйте направление движения, избегая попадания машины в занос.
Под грязью может скрываться твердая дорога или камни, нужно проходить участок максимально аккуратно без набора скорости. Рекомендуется использовать либо первую, либо вторую передачу и ни в коем случае не тормозить. Трогаться в грязи – дело практически бесполезное. Если Вы все-таки сели, то необходимо подкопать под колесами и в образовавшийся проем наложить веток и бревен, в зависимости от тяжести ситуации. Это позволит повысить сцепление колес с дорогой и даст им твердую основу. Если и это не помогает, то придется воспользоваться специальным оборудованием.
Движение по водным преградам
Самое важное в преодолении водных преград – в том, чтобы исключить возможность попадания воды в двигатель, поэтому, нужно заранее подготовить машину. Если найти брод не удается, и Вы не уверены в глубине, то заезжать в воду с полностью закрытыми окнами не стоит, потому что в случае чего, именно из них можно будет выбраться. Если есть больше сомнения в возможности перейти реку именно в этом месте, поищите другое. Возможно Вам повезет найти поблизости проходимый брод. При пересечении воды, ехать следует очень аккуратно, никуда ни спешить, ни делать рывков. Скорость должна быть 5-10 км в час, иначе есть риск залить двигатель или получить гидроудар.
Езда по песку и снегу
Джиппинг по песку или снегу отличается тем, что внедорожник необходимо вести в натяжку во время пониженных передач. Небольшой участок лучше и вовсе преодолевать с разгона. Менять движение следует плавно, иначе запросто может занести.
И песок, и снег – материалы сыпучие, поэтому, езда по ним практически идентична. Если застряли, то самый простой способ выбраться – это откопаться. Выезжать следует постепенно раскачиваясь. Можно спустить колеса – так Вы увеличите площадь соприкосновения с поверхностью, и машина будет меньше зарываться.
Преодоление льда
На льду запрещено ездить на большой скорости. При повороте даже на средней скорости можно потерять управление и машина, вместо того, чтобы повернуть, продолжит ход прямо. Очень аккуратно следует пользоваться и тормозами, лучше всего тормозить коробкой передач. Во время выполнения поворота, руль выворачивайте не сильно, а непосредственно перед маневром, значительно снижайте скорость. На всякий случай, советую почитать статью о том, что делать, если машина провалилась под лед.
Что делать при отказе моста?
Во время джиппинга у внедорожников часто выходит из строя передний мост, можно сказать, что машина становится заднеприводной. Отремонтировать быстро ее вряд ли получится, поэтому нужно просто постараться улучшить проходимость. А для этого следует сместить центр тяжести на ведущий мост, нагрузив заднюю часть автомобиля. Весь груз перекладывается назад, если веса недостаточно, то можно задействовать камни и другие подручные материалы. Разумеется, с такой поломкой и с одним ведущим мостом не стоит соваться на сложные участки.