Avtomagazin48.ru

Как правильно преодолевать крутые спуски и подъемы

Как на машине преодолевать крутые спуски и подъёмы

Преодолеть крутые спуски или подъёмы можно при наличии навыков вождения ТС в сложных условиях.

Такие препятствия создают у водителя сильнейшее эмоциональное напряжение и требуют повышенного внимания. Ниже постараемся понять, какими же техниками вождения автомобилем обычно пользуются владельцы машин при езде авто на крутых склонах или подъемах.

Приемы езды на крутых подъемах

Здесь угрозу может предоставлять сам подъем, характеризующийся дорожной крутизной.

Первое – при преодолении такого подъёма не следует выворачивать руль и не газовать на возвышенности. Такую тактику вождения используют для преодоления очень крутых подъемов.

При подъеме следует обеспечить движение автомобильного колеса только по прямой линии без пробуксовки. На слишком затяжном подъеме желательно переключиться на низкую передачу.

То, на какой передаче следует преодолеть подъем можно определить по степени уклона дороги и массе машины. При преодолении возвышенности скорости переключать не стоит.

Опытные водители крутых возвышенностей преодолевают следующим образом. Они разгоняются до определенной скорости, а прямо перед въездом на возвышенность сбрасывают скорость, понижая ее до конца подъема. Из этого видно: чем круче будет подъём, тем больше снизится скорость езды при его преодолении. Достигнув пика возвышенности, обязательно нужно снизить скорость машины. При достижении рубежа подъема следует обеспечить такую скорость, при которой, при необходимости, можно будет затормозить. Это очень важно при движении по узкой дороге, или при приближении к автомобилю двигающемуся навстречу.

Как ездить на крутых спусках

Двигаться на крутом спуске следует весьма внимательно и с особой осторожностью. Один из основных моментов, который просто не следует оставлять без внимания – недопущение юза. В таком состоянии машины водителю будет сложно справиться с управлением.

Спускаться следует на фиксированной скорости, не тормозя. Если в торможении появится необходимость, то его осуществить лучше двигателем. Если машину требуется остановить на крутом спуске, то ее колеса следует повернуть в сторону бордюра, а само транспортное средство поставить на стояночный тормоз.

Спускаться следует на такой скорости, при которой не надо было бы тормозить и допускать скольжения колес автомобиля. При выборе благоприятной скорости следует взять в расчет качество дороги и технические возможности автомашины. Следует помнить, что сцепление и зажигание выключать на крутом уклоне совсем недопустимо.

Пробуксовка ТС на крутых уклонах или возвышенностях

Езда по сырой грунтовке может вызвать пробуксовку колес автомашины. Как же в таком положении быть?

Действовать следует в такой последовательности: попробовать выбраться из колеи раскачкой. Если выехать не получится, то под ведущие автомобильные колеса надо что-нибудь подложить.

Порой такое не помогает. В этом случае надо автоколеса попытаться выкопать. Если и тут попытка не увенчалась успехом, то значит днище машины лежит на грунте. В данном случае самостоятельно справиться не получится. Придется отправиться на поиск того, кто бы согласился вытащить увязший в грязи автомобиль.

Первое, о чем каждый водитель должен помнить – раскачивать можно лишь автотранспорт с МКПП. Машине с автоматом раскачке будет не достаточно для преодоления препятствия.

На некоторых АКПП можно в момент движения переключиться на нейтраль, но следует учесть, поведение коробки в дальнейшем будет непредсказуемо.

Так же при извлечении авто из ямы раскачивать автомашину можно лишь двигаясь вверх по уклону.

Немаловажно и расположение автомашины, так что, следует переключаться на заднюю передачу или первую скорость. Ситуация, если авто застряло при езде в гору не столь опасна. Можно отъехать назад и спуститься на задней передаче.

Если транспортное средство застряло на спуске, тогда автомобилисту придется отъехать вверх, что чревато выходом из строя сцепления. Если же не получается сразу выбраться из ямы, машину надо раскачать учитывая все вышеописанные рекомендации:

1. Соединить мотор с КПП, переключиться на заднюю или первую скорость и отпустить сцепление.

2. Если машина начала буксовать, то надо выжать сцепления и ТС покатится в совсем противоположную сторону.

3. Вновь разогнаться, выжать сцепление и попытаться проехать дальше до упора.

4. Вновь переключиться на сцепление и отъехать.

При совершении таких действий авто еще больше уклонится от изначального положения. Важно раскачивать его до тех пор, пока автомашина не выберется из ямы, ибо станет очевидно, что в данной ситуации это никак не поможет.

Это лишь основные рекомендации, которые могут помочь в сложном положении. Однако, положительный результат будет зависеть от:

Преодоление крутых подъемов и спусков.

Движение автомобиля по дорогам с крутыми подъемами и спусками требует от водителя повышенного внимания и быстроты действия. Заранее определить крутизну подъема и включить ту передачу в коробке передач, которая обеспечит необходимое тяговое усилие на колесах, чтобы не переключать передачи на подъеме. Крутые подъемы преодолевать на понижающей передаче или на первой передаче в коробке передач. Подъемы преодолевать без остановок и по возможности без поворотов. Короткие подъемы при удобном подъезде и сравнительно ровной поверхности дороги преодолевать с разгона без включения понижающей передачи или на первой передаче в коробке передач, в зависимости от крутизны подъема. Если по каким-либо причинам подъем преодолеть невозможно, то примите все меры предосторожности и медленно спуститесь вниз, включив передачу заднего хода. Спускаться постепенно, не давая разгона автомобилю и не выключая сцепления. При преодолении крутых спусков предусматривать меры, обеспечивающие безопасность спуска. Запрещается спускаться, не пользуясь тормозами с выключенными коробкой передач и раздаточной коробкой или с выключенным сцеплением.

Читать еще:  Хром краска в баллончиках для создания хромированных покрытий

Не допускать большой частоты вращения коленчатого вала на спуске, притормаживать периодически автомобиль, снижая его скорость движения.

Канавы и рвы.

Преодоление канав, придорожных кюветов и рвов производить на небольшой скорости с включенным задним мостом в направлении, перпендикулярном склону, с учетом размеров автомобиля, определяющих его проходимость. Не переезжать препятствия сходу, если возможен лобовой удар в колеса.

При преодолении канав и рвов учитывать возможность косого вывешивания автомобиля и застревания его из-за пробуксовки колес. Если все таки произошло диагональное вывешивание колес, то необходимо включить понижающую передачу и блокировку заднего моста.

Чернозем.

Движение по грязным проселочным и профилированным дорогам на глинистом и черноземном грунте. На глинистых и черноземных грунтах, после сильного дождя, автомобиль при движении может получать боковые соскальзывания. Поэтому проявлять большую осторожность при выборе направления движения. Во время движения выбирать относительно горизонтальные участки пути, умело пользуясь уже проложенной колеей, что предотвращает боковые заносы автомобиля. Особые затруднения для вождения могут возникнуть при движении автомобиля на чрезмерно мокрых профилированных дорогах, имеющих крутой профиль и глубокие кюветы. По таким дорогам следует двигаться по гребню осторожно и с малой скоростью.

Болото.

Преодоление заболоченных участков производить по прямой, не делая крутых поворотов и остановок. Начинать движение плавно, без рывков. Двигаться с включенными задним мостом и понижающей передачей, которая бы обеспечивала необходимое тяговое усилие на ведущих колесах без пробуксовки. Необходимые повороты делать плавно большим радиусом, не снижая скорости движения автомобиля, что исключит возможность срыва дерна и пробуксовки колес. Следует избегать движения по следу, проложенному впереди идущим автомобилем.

Песчанные склоны.

Преодоление песчаных участков производить с соблюдением возможно плавного движения, избегая рывков и остановок. Повороты производить плавно и с большим радиусом. При движении пользоваться возможно понижающей передачи или первой предачи с включенном заднем мосте. Не допускать пробуксовки колес. Заблаговременно определить дорожную обстановку и включать ту передачу, которая бы обеспечивала нужное тяговое усилие на колесах. При движении колонной двигаться по следу впереди идущего автомобиля.

Брод.

Преодоление брода производить с большой осторожностью. Автомобиль способен с малой скоростью преодолевать брод с твердым грунтом глубиной до 500 мм с закрытыми жалюзи радиатора. Перед преодолением брода тщательно проверить состояние дна, убедиться в отсутствии глубоких ям, крупных камней, топких мест, а также выбирать и проверять места входа автомобиля в воду и выхода его из воды.

Преодолевать брод следует осторожно, не создавая волны перед автомобилем, на понижающей передачи с включенным задним мостом и с закрытыми жалюзями. Избегать маневрирования и крутых поворотов.

После преодоления брода при первой возможности, но не позднее, чем в тот же день, проверить состояние масла во всех агрегатах. Если в масле будет обнаружена вода, то слить масло из этого агрегата. Наличие воды в масле определять по изменению его цвета. Следует также смазать до выдавливания свежей смазки все пресс-масленки шасси. При каждом выходе автомобиля из брода производить несколько неполных выключении сцепления и торможений для просушки фрикционных накладок сцепления и накладок тормозных колодок.

При остановке двигателя автомобиля во время преодоления брода можно сделать две-три попытки пустить двигатель стартером. Если двигатель не пускается, то автомобиль немедленно эвакуировать из воды любыми средствами. В случае проникновения воды в агрегаты автомобиля двигаться собственным ходом после его извлечения из воды не следует. Отбуксировать автомобиль в место, где можно провести техническое обслуживание.

Снег.

Движение по снежной целине автомобиль может совершать по снегу глубиной до 300 мм. Повороты автомобиля осуществлять так же, как и при движении по заболоченному участку. При движении по сыпучему снегу применять те же правила движения, что и при движении по песку.

Спуск с горы.

Главное не бояться. Очень хорошо, когда есть человек, который смотрит и контролирует поведение машины со стороны. Первое дело – встаем строго перпендикулярно линии склона. Аккуратно подъезжаем к спуску и фиксируем момент, когда передние колеса уже провалились в спуск и при отпускании тормоза машина вот-вот покатится… все! с этого момента назад дороги нет, если только вас не затащат обратно лебедой. Дальше руль не трогаем, подразумевается, что колеса стоят прямо, никаких тормозов педалькой, только двигателем, аккуратненько на понижающей передаче скатываемся вниз, слегка подруливая в конце спуска. Есть нюансы… как правильно выбрать передачу на спуске. Главное, чтобы двигатель не тормозил колеса настолько, чтобы они шли юзом – иначе неизбежен срыв колес, неконтролируемая траектория и “уши” крутом склоне).

Если машина пошла юзом нужно добавть газу, чтобы колеса восстановили сцепление с грунтом, затем можно сбрасывать газ. Для выполнения такого маневра рекомендуются предварительные тренировки на длинных спусках без помех спереди.

Подъем на гору.

Подъем – он труднее и коварнее. Включаем понижающую передачу разгоняемся и вперед. Главных моментов несколько. Первое и очень важное – двигаться по подъему только перпендикулярно. Никаких наклонных траекторий. Второе – нельзя переключать. Переключение передачи – притормаживание, которое ведет к срыву колес и закапыванию. Третье – если вы остановились не крутить руль.

Главное правило – нельзя подниматься на подъем, с которого вы бы не стали спускаться, так как если не заедешь то спускать придется, причем задом.

Читать еще:  Почему магнитола не читает MP3-диск записанный с компьютера

Если машина может удержаться на склоне штатными тормозами, то не спеша включить заднюю передачу и насколько возможно медленно без подтормаживания штатными тормозами, скатиться назад на исходную.

Если машина заглохла то держа торомоз одной ногой включить заднюю передачу и одновременно отпустить тормоз и сцепление. Далее катиться как при спуске.

Горы.

Опыт в среднегорье 1500-3000 м. Есть очень коварный момент на спуске по каменистой дороге (в смысле с валунами) – напарывание мостом, защитой на валуны. Причем вверх можно проскочить эти места влет даже не чиркнув.

Скорость на спуске выбираю от уклона. Тормозами хочешь или нет, но на камнях пользоваться вынужден, особенно в местах скальных выходов. Также на тормозах приходится соскальзывать с валунов больших размеров.

Еще на высоте после 1800м. есть вероятность того, что двигатель может заглохнуть на резком спуске и нажатии тормоза перед валуном или ямой.

В горной местности в колесах даление должно быть около трех атмосфер.

Песок.

Спуск с песчанных барханов никогда не проходить на тормозах. Следует выбрать самую низшую передачу пониженного ряда и проходить спуск торможением двигателя.

Проход подьемов будет зависеть от машины. На ЛуАЗе я обычно (если позволяет поверхность) разгоняю машину и стараюсь проскочить возможно большее растояние, потом до падения динамики переключаюсь на более низшую передачу. Включать понижающую передачу не стоит, начинается пробуксовывание колес при подкидывании передней или задней части. Короткобазные машины ( семейство ЛуАЗов) при этом начинают страшно козлить. Если много промоин, рытвин и камней, то скорость надо сразу выбирать достаточную для прохождения подъема плюс пересеченка. При этом следует избегать попадания колес в продольные рытвины и промоины, особенно если скорость движения достаточно высока. Следует учесть, что тяга двигателя заметно снижается на высоте после 2тыс.м. и очень резко падает на высотах близких к 3тыс.м. Поэтому выбор скорости надо производить с поправками.

Камни.

Мокрые каменистые спуски в местах выходов скальных выступов проходятся как и при гололеде без применения тормозов (где это возможно), либо на совсем незначительной скорости (почти на месте) на тормозах и включенной понижающей передачи (предпочтительней когда дорога совершенно неизвестна либо много валунов). В остальных случаях – просто надеятся на хороший исход.

В дождь на длинных глинистых спусках или жирно черноземных, как бы не был соблазн ехать, приходится ждать солнца или ветра для подсушивания земли. В горах спуск по длинной крутой и мокрой глинистой поверхности равносилен самоубийству, особенно если край дороги уходит даже не обрывом, а просто очень резким спуском. Если все таки машину понесло, то надо включить самую пониженную передачу и “импульсным” нажатием на педаль тормоза тормозить до полной остановку автомобиля.

В этой статье мы познокомили вас как правильно водить автомобиль ЛуАЗ по дорогам и вне их, со сложным рельефом.

Дата добавления: 2016-08-23 ; просмотров: 4186 ;

Спуски и подъемы на лыжах

Правильная техника спусков и подъемов на лыжах помогает быстрому передвижению с наименьшей потерей энергии, не снижая темп движения, значительно уменьшает риск травм и падений. Чтобы спуск на лыжах был успешным, нужно упорно тренироваться, выполнять все требования инструктора. Начинают тренировки на небольших горках, постепенно осваивают более сложные возвышенности.

Способы подъема

Преодоление препятствия зависит от разных причин:

  • строение горы;
  • контакт лыж с поверхностью;
  • подготовка человека;
  • усталость горнолыжника;
  • состояние трассы.

Существует несколько способов подъема на лыжах. Опытные спортсмены начинают подниматься (горка 5*) двухшажным ходом, не сбавляя скорость движения. На низких склонах используют скользящий, беговой, ступающий стиль.

Во время скольжения тело наклонено вперед, становится меньше величина шага, нога отталкивается, работают руки. Верхние и нижние конечности выносятся вперед после толчков, уменьшается их амплитуда. Чем круче вершина, тем чаще опираются на палки. Одна нога делает маховое движение, другая отталкивается. Следят за тем, чтобы при движении стопа не выскальзывала.

Скользящий стиль. Подъем на лыжах начинают с ровной или с холмистой местности. Происходит поочередная работа рук и ног: скользить помогает отталкивание руками. Массу тела перемещают на выдвигаемую конечность, другая нога согнута.

Ступающий способ используют с повышением угла возвышенности, когда скользить не получается. Выдвигать палку далеко не нужно, ставят ее под углом, руку после отталкивания выпрямляют. Все время задействована одна из палок.

Прием «полуелочкой» используют, когда сцепление досок с заснеженной поверхностью не позволяет двигаться на параллельных ногах, и при прямой поверхности. Применяют ступающий шаг, конечности движутся как в полуконьковом беге — одна перемещается по ходу движения, другая находится под углом.

Стиль «елочка» горнолыжники пользуются горками, угол которых составляет 30*. Участник идет ступающим шагом, носки отводит в стороны, лыжи находятся на внутреннем ребре, крепкое сцепление не допускает скатывания, палки располагают сзади.

«Лесенкой» пользуются на вершинах до 45*. Лыжи расположены поперечно горе, выполняются приставные шаги, человек опирается на палки.

Виды техники подъемов

Двухшажный ход

  1. Сила наклоненного тела переходит на правую нижнюю конечность, которая выдвинута вперед вместе с правой рукой.
  2. Лыжник делает толчок, правую ногу сгибает, движется, правая рука втыкает палку в снег возле носка ботинка.
  3. Нога опускается, скользит вперед.
  4. Обе лыжи одновременно скользят несколько минут.
  5. После толчка левой палки левая нога толкается, вес корпуса на ней, левая рука выходит вперед.
  6. Далее, идет выдвижение левой руки и правой ноги, все повторяется.
Читать еще:  Функциональные возможности радар-детекторов Escort

Одновременным безшажным ходом пользуются на пологих горках со скользкой поверхностью. Применяя попеременные шаги на ледяных промежутках лыжни, можно потерять равновесие. Совместный толчок палками, когда две лыжи скользят — придает устойчивость. При этом нагружены верхние конечности и корпус.

  • толкаются палками, скольжение, туловище согнуто, голова приподнята, человек выпрямляет спину, палки ставит впереди;
  • участник подготавливается толкаться, вес тела переходит на носки, они сгибаются;
  • палки заносят впереди креплений лыж, толкаются руками;
  • затем руки разгибаются, кисти расположены на уровне колен, палки наклонены максимально;
  • наклон корпуса, задействованы две лыжи, оттолкнувшись, человек инерционно скользит.

Спуск с горы

При спуске есть вероятность получить травму. Неумелая техника, неправильно торможение, крутизна горы, неумение поворачивать — эти факторы приводят к разным повреждениям. Новичку следует выбирать небольшой склон, правильный способ спуска, подходящий снежный покров.

Внимание! Необходимо проверить все крепления лыжного оборудования перед началом занятий.

Высокая стойка используется на низких склонах: ноги сгибают, они поставлены вплотную, параллельно друг к другу, корпус наклоняют. Руки сгибают, палки отводят назад.

Высокие вершины, с большим углом наклона, покоряются с помощью средней стойки. Ноги поставлены на ширине 25 см, полусогнуты, тело наклонено. Чтобы повысить устойчивость делают разножку: одну ногу выносят вперед. Для торможения, согнутую конечность как можно дальше выдвигают вперед.

Низкая стойка подходит для уступов: нижние конечности сгибают, спортсмен приседает, тело наклоняет, руки выставлены впереди.

Крутизну возвышенности преодолевают «зигзагом» — разворот делают во время движения, или после остановки. Съезжают по прямой с пологими поверхностями, сильно не разгоняются, местность должна просматриваться.

На коротких трассах с большим углом подъема, спуск происходит боковым соскальзыванием. Лыжные доски ставят параллельно вершине, надавливают на их внешние ребра. Чтобы уменьшить скорость движения, давят на внутренние ребра.

В других случаях используют стиль лесенкой. Идут след в след по неутоптанному снегу.

Препятствия на пути преодолевают с помощью низкой стойки, нужен постоянный контакт лыж со снежной поверхностью. Съезжая с уступа, с выполаживанием поверхности, корпус выпрямляют. Достигая бугра, ноги сгибают, мягко заезжают на уступ. Для преодоления ямы нужен умелый спуск, и заезд на бугор.

В слаломе пользуются скоростным спуском с горы протяженностью 500 м, 800 м. На трассе расположены ворота, которые преодолевают спортсмены, по краям стоят флажки. На скорости более 40 км/час горнолыжник проходит все препятствия. Ворота замедляют скорость участника. Женщины лыжницы тоже участвуют в этом виде спорта. Главное, правильно сгруппироваться, палками лыжник отталкивается, приседает, идет скольжение, нужна хорошая маневренность. Есть люди, которые занимаются слаломом без палок. На горнолыжных курортах для возврата на гору пользуются подъемниками.

Чтобы научиться подниматься и спускаться, созданы для этого все условия на альпийских горнолыжных курортах. Трассы сделаны на любой уровень катания. Предусмотрены горки для детей, новички по инструкции осваивают азы лыжной езды.

Норвегия может похвастаться высокой организацией зимнего отдыха для всех желающих. Белая Гора на курорте Квитфель высотой 1025 м. Площадки на ней различного уровня сложности, всего их 19. Примерно 200 км отведено под равнинные трассы.

Способы поворота

Поворачивают на трассе, чтобы поменять направление хода:

  • Переступают (с внутренней лыжей) с наименьшей скоростью, на невысоких горках: человек передвигается в основной стойке, тяжесть перемещают на «наружную» лыжу, внутренняя уходит в сторону, горнолыжник приседает, подтягивает другую ногу. Соединяет быстро обе лыжи. Чтобы ускориться, толкается ногой вместе с палками.
  • Способ «упор» — человек перемещает тяжесть на лыжу, которая проходит по внутреннему диаметру. Корпус поворачивается, наклоняется, это меняет направление хода.
  • «Плуг» — конечности разведены в сторону, поворачивают ступни носками внутрь, наезд лыж друг на друга не происходит.
  • «Змейка» — лыжник чередует боковое соскальзывание. Ноги перемещаются параллельно за корпусом из стороны в сторону. Началом последующего поворота является конец предыдущего.

Факторы устойчивости

Для удержания равновесия уравновешивают все силы, увеличивая площадь опоры, человек достигает стабильного спуска. Необходимо более широкое ведение по снежной поверхности, одна нога выходит вперед, или человек перестраивается на низкую стойку. В различных ситуациях выполняют ряд всевозможных движений: сгибают и разгибают конечности, наклоняют корпус тела, делают махи руками, применяют разные стойки.

  • размер площади опоры;
  • расположение туловища над опорой;
  • местность;
  • скорость;
  • угол равновесия.

Как безопасно затормозить на спуске

Для регулирования скорости, чтобы быстро остановиться в назначенном месте, изучают методы торможения. Наставник перед уроком рассказывает о правилах безопасности на трассе.

«Плугом» пользуются на небольших горках по прямой: носки держат вместе, они не пересекаются, пятки разводят, колени соединяют, массу тела перемещают на пятки. Чем больше угол, тем сильнее торможение.

«Полуплуг» — при движении наискосок, одна лыжа прямо едет, другая идет в сторону.

Часто тормозятс помощью палок: палки соединяют, втыкают в снег, тем самым замедляется скорость. Одной рукой держат палку сверху, другой обхватывают внизу. В экстремальных случаях, чтобы остановиться — падают: приседают, валятся набок, руки отводят назад, лыжи устанавливают в снег, они располагаются поперек направления склона.

Лыжники не только должны уметь падать, но и научиться подниматься после падения, при этом они помогают вставать друг другу. На глубоком снегу перед вставанием рюкзак снимают. На твердой поверхности подтягивают ноги к туловищу, лыжами упираются в снег, опираясь на палки, поднимаются. Все восхождения и спуски требуют хорошей физической формы, нужно заниматься физкультурой, постоянно тренироваться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector