Почему BlaBlaCar стал в Украине платным?
BlaBlaCar в Украине станет платным. Что еще может измениться в сервисе в нашей стране
Сервис поиска попутчиков BlaBlaCar в Украине станет платным для пассажиров. Об этом сегодня сообщили в компании. Теперь пассажирам придется оплачивать либо день, либо месяц пользования сервисом.
Что изменилось
С ноября 2018 года BlaBlaCar в Украине вводит платное бронирование поездки. Дневной доступ к сервису будет стоить 49 грн, а месячный – 59 грн. Сервис давно взимает комиссию во Франции, Бельгии, Испании, Великобритании, Италии, Чехии, Хорватии, Венгрии и в других европейских странах, где длительно работает. В Турции, Индии, Мексике и Бразилии оплату ввели в 2017 году.
Поездки протяженностью менее 120 км останутся бесплатными. Новые условия не распространяются на водителей – они по-прежнему могут пользоваться сервисом бесплатно.
Активные пользователи получат 3 месяца бесплатной услуги, а новичкам предоставят льготный месяц.
Расчет с водителями остается неизменным – наличкой. Хотя не исключено, что скоро в Украине введут онлайн-оплату, как в большинстве стран из тех 22, где работает BlaBlaCar.
Платные услуги ввели в связи с ростом популярности BlaBlaCar. 80 % водителей находят пассажиров для своей поездки.
Менеджер по продажам «Бюро Бумажкин» Киев, 30 000 грн
Как BlaBlaCar появился в Украине
На рынок Украины BlaBlaCar вышел в начале 2014 года, поглотив местного конкурента – стартап «Подорожники», который создавался как альтернатива общественному транспорту.
Команда «Подорожников» во главе с сооснователем Алексеем Лазоренко занялась развитием BlaBlaCar в Украине. За четыре года работы сервисом воспользовались более чем 4 млн пользователей.
Ребрендинг и нововведения
В начале 2018 года сервис провел глобальный ребрендинг: изменили логотип и фирменный стиль. Также усовершенствовали алгоритм поиска. Пассажирам из небольших населенных пунктов, находящихся в стороне от основных магистралей, стало проще искать попутку.
Также BlaBlaCar появился на Картах Google как один из способов доехать в нужный пункт. Украина стала первой страной, где появилась такая опция.
Чего можно ожидать от BlaBlaCar
Помимо поиска попутки в BlaBlaCar функционируют дополнительные приложения. В Украине сервисы недоступны, но, учитывая интерес компании к украинскому рынку, возможно, они тоже вскоре у нас заработают.
- Автомобиль в лизинг (пока работает только во Франции) – чем больше водитель будет совершать поездок посредством сервиса, тем меньше будет платить.
- Страховое направление – в некоторых странах пользователям BlaBlaCar предлагают дополнительные страховки, которые покрывают определенные риски, включая забытые вещи и поломки в дороге.
- BlaBlaLines – специальный сервис для поездок на короткие дистанции, например из пригорода в центр. Приложение работает только во Франции.
Руководители компании обещают, что данные сервисы появятся и в Украине, это только вопрос времени.
Пропавший пассажир
Самый громкий скандал в Украине, связанный с BlaBlaCar, произошел в 2016 году. Тогда по дороге из Львова в Киев исчез 25-летний львовянин Тарас Позняков. Он работал помощником судьи и имел отношение к «Правому сектору».
Тарас подобрал пассажиров и вез их в направлении Киева. Потом его машину со следами крови в салоне нашли на обочине. Расследование по делу еще длится, а Тараса не нашли до сих пор.
Глава BlaBlaCar — РБК: «Мы оказывали услуги, но ничего не зарабатывали»
«Если ты не платишь за сервис, то ты сам, твои данные становятся продуктом»
— Выполняет ли BlaBlaCar требование российского законодательства о хранении персональных данных пользователей из России на территории страны?
— Уже около трех лет.
— Есть мнение, что иностранным компаниям организовать хранение данных в России сложно технически и дорого. Это так?
— Мы не раскрываем стоимость, но это несложный процесс. Он просто занимает некоторое время, в нашем случае — около девяти месяцев.
— Какую информацию пользователей вы храните?
— Пользователи предоставляют сервису имя, фамилию, электронную почту и номер мобильного телефона. Это некий уникальный верификатор, к которому привязывается аккаунт — как правило, люди не оформляют на себя десяток номеров. Если пользователь ведет себя ненадлежащим образом (водитель превышает скорость, пользователь, договорившись о поездке, не приходит в назначенное время и место и т.д.), у нас есть возможность заблокировать его на сервисе. Сейчас пользователь может зарегистрировать новый аккаунт на другой номер телефона. Наша задача — повысить уникальность каждого аккаунта. Мы стараемся поощрять пользователей добавлять больше информации о себе, чтобы повышать уникальность каждого аккаунта. Например, пользователь может загрузить свою фотографию, оставлять отзывы и рейтинговать других участников сообщества. Они не обязаны это делать, но большинство соглашаются, поскольку понимают, что это позволит повысить уровень доверия в сообществе.
— Думали о том, чтобы монетизировать данные пользователей?
— Нет. Мы собираем их, чтобы построить доверительную среду. Думаю, если мы начнем использовать информацию, чтобы зарабатывать, пользователи могут решить, что мы предаем их: «Мы предоставили вам свое фото, свои документы, а вы пытаетесь продать нам ботинки или что-то еще на основе информации, которую получили». Кстати, это одна из причин, почему мы ввели комиссию при оплате онлайн. Люди понимают, что если ты не платишь за сервис, то ты сам, твои данные становятся продуктом, который продается. Единственное, для чего мы используем те данные, которые предоставляют пользователи, — оптимизация процесса подбора водителей и попутчиков. Например, в Европе мы внедрили возможность, чтобы водитель мог подбирать новых пассажиров по маршруту следования. То есть, когда мы обладаем большим объемом информации о том, откуда и куда ездят наши пользователи, нам проще их связывать между собой.
Что такое BlaBlaCar
Сервис BlaBlaCar был основан в 2006 году во Франции Фредериком Маззеллой (сейчас занимает пост президента компании). Позволяет водителям автомобилей искать попутчиков для снижения стоимости поездки в определенный пункт назначения. Присутствует в 22 странах мира. По данным Crunchbase, за время существования компания привлекла почти $450 млн финансирования в шести раундах от фондов Accel, Index Ventures, Insight Venture Partners, компаний Baring Vostok Capital и SNCF. Финансовые показатели не раскрываются.
«Ни в одной стране регулятор не диктует нам, как вести свою политику безопасности»
— В ноябре 2018 года вы объявили о приобретении французского онлайн-агрегатора, через который можно приобрести билет на автобус, OuiBus. В чем смысл покупки?
— Мы хотим выйти за рамки карпулинга и теперь агрегируем еще и предложения от автобусных перевозчиков на одной платформе. Аналогичный OuiBus сервис мы сейчас создаем в России — BlaBlaCar Pro. Пока к нему подключено около 200 перевозчиков, будем это число увеличивать. Российский рынок автобусных перевозок в основном находится в офлайне: 95% билетов покупаются в кассах. Но со временем все перейдет в онлайн, и нам бы хотелось стать частью этой трансформации. Молодые люди не понимают, зачем покупать что-то в кассе на вокзале, если это можно сделать онлайн. У BlaBlaCar все поездки оформляются онлайн, и мы могли бы помогать автобусным перевозчикам заполнять свободные места.
— В середине 2018 года Минтрансу поручили создать рабочую группу, которая займется нормативным регулированием карпулинга. BlaBlaCar участвует в этой работе, расскажите о результатах.
— Во многих странах Европы, в США, Великобритании есть четкое определение того, что считать карпулингом. Во Франции, например, поездка считается карпулинговой, если в машине не более пяти человек, а водитель берет 40–50 центов за 1 км или меньше.
В России многие понимают концепцию карпулинга и поддерживают ее, признают, что это позволяет снизить трафик на дорогах, более рационально использовать транспортное средство, улучшать экологическую обстановку. Но до сих пор нет законодательного определения карпулинга. Этим сейчас и занимается рабочая группа. Когда будет готово ее решение и каким оно будет, не могу сказать, но не думаю, что оно повлечет серьезные изменения для BlaBlaCar в России.
— Должен регулятор вмешиваться в политику безопасности сервисов карпулинга?
— Сегодня ни в одной стране регулятор не диктует нам, как вести свою политику безопасности. Мы действуем проактивно и сами внедряем какие-то решения, например идентификацию пользователей по паспорту.
— В прошлом году к BlaBlaCar в России предъявляли различные требования как власти, так и автобусные компании. Чем объясняете их? Как оцениваете шансы блокировки сервиса в России?
— Шансы оценить не берусь. Но думаю, что основные претензии до сих пор возникали из-за ошибочного понимания, что такое карпулинг, и мнения, что мы конкурируем с автобусными компаниями. Мы с ними не конкурируем, наоборот, начинаем совместно работать в различных регионах, становясь каналом дистрибуции для них. Другая причина недовольства могла заключаться в том, что иногда на платформе публиковали свои предложения автобусные перевозчики, оказывающие услуги под заказ, которые конкурируют с регулярными перевозчиками. Сейчас мы стараемся полностью исключить такие компании с платформы и будем сотрудничать только с регулярными перевозчиками.
«Постепенно в нашем сообществе водители будут становиться пассажирами»
— Какой была выручка BlaBlaCar в 2018 году?
— Мы не раскрываем финансовые результаты, но могу сказать, что в 2018 году компания глобально стала безубыточной. Это интересно с учетом того, что в отдельных странах, например России, Украине, Мексике, Бразилии, мы пока не начали зарабатывать. Это говорит о том, что у нас сильная бизнес-модель.
— В конце 2018 года BlaBlaCar привлекла €101 млн инвестиций от национального железнодорожного оператора Франции SNCF и существующих инвесторов. На что планируете потратить или уже потратили эти деньги?
— На ускорение роста на всех рынках присутствия. Это маркетинг, увеличение персонала, развитие технологий.
— Планируете проводить новые раунды инвестиций? Делать IPO?
— Привлекать дополнительные инвестиции не планируем, хотим направить все силы на развитие инфраструктуры сервиса. IPO в краткосрочной перспективе — тоже нет. В далеком будущем, скорее всего, проведем. Выход на биржу — это логичный шаг развития для компании.
— В ближайшее время будете выходить в новые страны?
— В 2019 году — нет. За последние шесть-семь лет мы запустились в 22 странах. Надо сконцентрироваться на развитии продукта. Помимо автобусов мы хотим агрегировать другие виды транспорта. Параллельно развиваем BlaBlaLines — сервис для поездок средней длины — 20–30 км. Он пока работает только во Франции. Принцип тот же: водитель едет из пригорода в центр города и может взять попутчика. Но это не замена обычному такси, так как водитель совершает поездку в любом случае, а не по запросу пассажира. То есть он опять же не получает прибыль, но лишь компенсирует транспортные расходы. Подобный подход поможет разгрузить городской трафик, улучшить экологическую обстановку.
— По прогнозу аналитиков, через 10–20 лет по всему миру будут распространены технологии автономного вождения. Как это отразится на вашем сервисе?
— Для такой компании, как наша, сложно думать о том, что случится через десятилетия, ты должен шаг за шагом строить бизнес, пытаться выжить. Но развитие беспилотных автомобилей не должно отразиться на карпулинге, ведь карпулинг — это поиск попутчиков для совместного путешествия. Пассажир и водитель едут из точки А в точку В. Если в автомобиле нет водителя, тогда у пассажира будет выбор — проделать путешествие в одиночестве или разделить его с попутчиком и платить за него меньше. Чтобы найти такого попутчика, потребуется платформа, которой может быть BlaBlaCar. Внедрение беспилотных технологий не произойдет за одну ночь, это будет очень медленное развитие, будет повышаться уровень автономности каждого автомобиля, прежде чем мы получим полностью роботизированное средство передвижения. Также постепенно в нашем сообществе водители будут становиться пассажирами.
«Один из главных запросов аудитории: знать, кто будет водителем или пассажиром»
— Сколько сейчас у BlaBlaCar пользователей?
— Сейчас у BlaBlaCar 70 млн пользователей. Россия — крупнейший рынок, здесь у нас 20 млн пользователей. Это те, кто зарегистрировал аккаунт в сервисе, размер комьюнити.
— В октябре 2018 года вы ввели в России платную подписку (пассажиры должны оплатить доступ к сервису при бронировании поездки на расстояния более 120 км; на один день услуга стоит 149 руб., на месяц — 199 руб.). Это повлияло на количество пользователей?
— Пока платные услуги — это эксперимент. До сих пор в России сервис был бесплатным, мы оказывали услуги, но ничего не зарабатывали почти пять лет. Конечно, нам необходимо начинать монетизировать сервис, иначе мы не сможем внедрять различные полезные функции, в том числе для повышения безопасности. Все эксперименты, в том числе с монетизацией, мы проводим очень аккуратно, учитывая мнение большинства наших пользователей. Число наших пользователей неуклонно растет.
— В конце января вы начали внедрять в России электронную идентификации по паспорту (части пользователей предложили предоставить сервису номер паспорта и срок его действия, ФИО, дату рождения). Верификация станет обязательной?
— Запуск идентификации пользователей по паспорту — сложная задача. Пока мы сделали лишь первый шаг. Будем систему совершенствовать. Точно могу сказать, что, как и в других странах, обязательной эта процедура не будет и в России. Мы не хотим быть слишком навязчивыми, заставлять людей присылать нам свои документы. Прохождение идентификации может стать обязательным только в определенных случаях, например при бронировании поездки на автобусе, если того требует законодательство.
При этом многие пользователи готовы проходить идентификацию добровольно, поскольку это положительно сказывается на построении доверительной среды в сообществе. Мы стараемся поощрять процесс.
— Собираетесь ли внедрять новые платные услуги в России?
Добро за деньги: Почему BlaBlaCar стал платным
Крупнейший сервис для поиска попутчиков BlaBlaCar стал платным в России и на Украине. И, судя по возмущению в сети, многих наших граждан этот факт задел за живое. Царьград выяснил, что на самом деле представляет собой BlaBlaCar и почему его популярность в России вызывает тревогу
«BlaBlaCar запускает платные опции в России» — рассылку с таким заголовком получили сегодня все российские пользователи крупнейшего сервиса для поиска попутчиков. В ней авторы сообщили, что теперь каждый потенциальный пассажир должен будет купить подписку на месяц за 199 рублей либо на один день – за 149 рублей. Платными станут поездки на расстояние 120 км и более. При этом взимать деньги за них будут только с пассажиров, а для водителей сервис остается бесплатным.
Этот факт, кстати, возмутил любителей путешествовать на попутках.
«@BlaBlaCarRU собирается ввести платную подписку для пассажиров. Не для тех, кто зарабатывает на этом сервисе, гоняя на микроавтобусе в рейсы, нееее!», — пишет в Twitter пользователь с ником «Дизайнер».
«Всё, #blablacar, пока. Сколько на этом наваривают водители — нет, надо списать деньги с пассажиров за возможность бронить поездки», — возмущается@YourPalestine.
Наверное, все, кто часто пользуется сервисом, хоть раз попадали на водителей микроавтобусов и маршруток, которые используют BlaBlaCar для наживы, набирая много пассажиров за довольно приличную сумму с каждого. При том, что изначальная концепция сервиса состояла в том, что водитель может лишь частично покрывать свои транспортные расходы за счет попутчиков, а не получать от своих поездок прибыль.
Из-за частоты подобных историй в 2017 году компании даже предъявили обвинение в организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок, а в июле 2018-го этот вопрос поднимался Минтрансом.
Стоит отметить, что монетизировать поездки именно для пассажиров в России компания планировала еще два года назад. Тогда ее представитель Сергей Авакян-Ржевский уточнял, что сервисный сбор может составить до 20% стоимости поездки. При этом в ряде европейских стран подобные сборы уже установлены.
Фото: www.globallookpress.com
Но разберемся, что собой представляет BlaBlaCar. Большинству из нас он представляется удобной платформой, позволяющей значительно экономить на междугородних поездках. Но вместе с тем это крупнейший в мире международный онлайн-сервис, которым пользуются десятки миллионов человек. В 2006 году его основал француз Фредерик Маззелла, впоследствии сервис появился в 22 странах Европы, Северной и Латинской Америки и Азии. В Россию он пришел в 2014 году, и за первые 10 месяцев работы в нем зарегистрировались около 1 млн российских пользователей.
В нашей стране BlaBlaCar стал фактическим монополистом в сфере междугородних перевозок. Единственного конкурента в этой сфере – BeepCar, запущенного Mail.Ru Group в 2017 году – французская компания выкупила в августе этого года.
Итак, BlaBlaCar – это огромная компания, представленная в 22 странах мира, а в России фактически контролирующая сферу междугородних перевозок. Она создает условия, которые выгодны пользователям (водителям и пассажирам), так как они экономят деньги – это обеспечивает сервису популярность. С другой стороны, постепенная монетизация поездок приносит существенный доход самой компании. Так, в 2015 году Business Insider оценил ежегодную выручку BlaBlaCar в $72 млн.
По сути, мы имеем дело с одним из двигателей «уберизации» экономики. Это понятие обозначает использование бизнесом цифровой платформы для проведения прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг в обход посредников.
Фото: Sharaf Maksumov / Shutterstock.com
Само понятие образовано от названия американской компании Uber, создавшей мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси. Отличие от обычных такси в том, что водителем Uber может быть любой желающий, а сделки между водителем и пассажиром заключаются напрямую. Прибыль от этих сделок идет сразу в карман водителю, и лишь определенный процент (около 20%) перечисляется Uber. За счет этого функционирование сервиса оказывается выгодно и пользователю, и владельцу.
Но здесь есть опасность. Все эти «уберы» с помощью цифровых платформ и осуществления сделок без посредников выводят определенный сегмент рынка из-под контроля общепринятого регулятора, уводя его в тень и устанавливая там свои правила игры. В случае с BlaBlaCar это сфера междугородних перевозок. Вместо государства ее у нас начинает всеохватно контролировать глобальная компания, притом даже не российская.
Достаточно представить простую ситуацию: накаляется политическая обстановка, к примеру, между Россией и Францией, отношения двух стран ухудшаются, и Франция вводит в отношении России санкции. Блокируется BlaBlaCar, и множество людей, привыкших им пользоваться регулярно, сталкиваются с проблемами. А здесь уже можно вообразить, к примеру, общественные волнения, протесты и так далее.
Пока это, конечно, звучит скорее фантастично, но вот более реальный пример. Тот же самый Uber в некоторых странах наделал много шума из-за его возросшей популярности. Пассажиры все чаще выбирали его вместо обычных такси, и тут уже против популярного сервиса восстали таксисты – они просто остались без работы.
Кроме того, водители Uber не платили налоги со своей деятельности, что также безмерно злило таксистов и напрягало органы власти. В итоге ряд стран, среди которых Канада, Бразилия, Франция, Германия, Испания и другие, столкнулись с забастовками таксистов, судами и даже жестокими нападениями на водителей. Кто гарантирует, что Россию не ждут подобные проблемы в случае с BlaBlaCar?
Петрова Александра