Шумы под капотом — возможные причины и способы их устранения
«Стук под капотом» или 5 автомобильных шумов, которые не следует игнорировать
Циклический «визг» откуда-то снизу
Циклический шумовой или визжащий звук, возникающий из-под колес часто указывает на отсутствие подшипника колеса или оси. Обычно уровень и тип шума будет меняться в зависимости от скорости транспортного средства, и при определенной скорости звук может и вовсе исчезать. Такой шум нельзя игнорировать, потому что, если подшипник выходит из строя, значит есть риск блокировки колеса или еще хуже – вероятность отсоединения колеса во время движения.
Стук в моторе на примере поршневой 126-го двигателя Лада Приора:
Не путайте шум колесных подшипников со скребками или поскрипываниями, которые могут возникать из тормозов, особенно после дождя. Из-за плохой погоды влажность приводит к небольшому раздуванию тормозных колодок. Подушечки слегка притираются, создавая раздражающие скрипы; со временем они прогреваются, вода испаряется и звук исчезает. Звуки расстроенных подшипников не исчезнут до тех пор, пока весь узел не будет заменен.
Изношенный колесный подшипник
Щеточный, трескающий шум от переднего колеса (который слышен только при повороте) обычно указывает на плохое состояние рулевой колонки, которая не срабатывает при прямолинейном движении.
Металлический скребковый шум при торможении
Об этом мы уже написали выше, однако следует рассмотреть скрип тормозов чуть более детально. Тормоза иногда создают характерный писк, особенно, если колодки влажные. Некоторые типы тормозных колодок (особенно полуметаллические прокладки) могут визжать или скрипеть даже когда они охлаждаются в зимнее время года. Если при торможении вы слышите металлические царапающие шумы, как будто кто-то напильником проводит по шершавому металлу, значит ваши тормозные колодки изношены, и машине требуется обслуживание тормозной системы. Не стоит медлить с этом и вот почему.
Изношенная тормозная колодка
На малых скоростях изношенные тормоза срабатывают также эффективно, единственное отличие – раздражающий звук. Однако на средних и высоких скоростях (50 км/ч и выше) такие тормоза и вовсе могут не сработать. В самом деле, если тормоза, которые сильно изношены, будут «включаться» на скорости, существует риск того, что фрикционный материал, оставшийся на площадках отделится от опорной пластины. Это приведет к провалу тормозов и, нажимая на педаль, автомобиль будет продолжать двигаться.
Шипение из моторного отсека во время вождения или после езды
Если вы слышите шипящий звук из моторного отсека во время движения или после выключения двигателя, это может означать, что ваш двигатель перегревается и/или пропускает охлаждающую жидкость из системы охлаждения. Проверьте индикатор температуры или контрольную лампу, чтобы убедиться или исключить перегрев. Не продолжайте движение (особенно если вы видите пар), так как сильный перегрев может повредить ваш двигатель.
Перегрев мотора – неприятное явление, но, если вы видите пар, значит придется остановиться
Остановите автомобиль и осторожно откройте капот. Ищите любые свидетельства утечки хладагента из шлангов двигателя, радиатора, радиатора или нагревателя. Если вы видите пар или ощущаете сладкий запах хладагента (в него всегда добавляют краситель) – это антифриз, вытекающий из системы охлаждения. Не открывайте крышку радиатора или пуск охлаждающей жидкости до тех пор, пока двигатель не остынет; не добавляйте охлаждающую жидкость, пока двигатель горячий. Это вызовет резкое вскипание (аналогично тому как загорается вода, вылитая на разогретую сковороду).
Добавление охлаждающей жидкости в протекающую систему охлаждения не даст никакого результата, так как хладагент будет вытекать обратно. Добавление внутрь смеси герметика системы охлаждения (например, Bars Leak или аналогичный продукт) может замедлить или остановить небольшую утечку, однако сильное протекание из водяного насоса или шланга будет продолжаться даже после применения герметика. Неисправную часть необходимо заменить.
Щелчок или шумоподавление от двигателя
Двигатели могут создавать много шумов, но металлический щелчок или циклическое характерное щелканье означает, что ваш двигатель утратил почти все масло либо масляный насос перестал создавать нормальное давление. Если давление масла низкое, то из-за низкого уровня масла в картере или проблем с масляным насосом, гидравлические подъемники, которые открывают и закрывают клапаны, могут разрушаться, увеличивая тем самым зазоры клапанов. Этот щелкающий шум, который вы слышите и будет исходить из окрестностей крышек клапанов на верхней части двигателя.
Течь масла Audi A6
Остановите двигатель, дайте ему несколько минут простоять в выключенном состоянии (чтобы масло могло бежать обратно в картер), затем проверьте уровень масла на щупе. Если уровень низкий, добавьте масло по мере необходимости, чтобы вернуть уровень до полной отметки. Не переполняйте картер маслом. Не забудьте проверить:
- двигатель на наличие утечек масла;
- старые крышки клапанов и прокладки;
- наличие пропускающих уплотнений коленчатого вала.
Из-за неисправности уплотнителей коленвала масло может под высоким давлением вытекать прямо из картера.
Если шум не исчезнет и/или манометр или сигнальная лампа масла указывает на низкое давление масла, не рекомендуется продолжать езду. Понижение давления масла может привести к обширному и дорогостоящему повреждению двигателя. Зачастую, замене подлежит не только масляный насос, но и поршневая группа, головка цилиндров, клапана и пр.
Глубокий металлический ударный шум может быть вызван изношенными шатунными подшипниками.
Если вы слышите металлический стук или звук удара, который возникает лишь при ускорении или движении по крутому холму, ваш двигатель, вероятно, испытывает детонацию – потенциально опасную форму неустойчивого сгорания. Детонация может быть вызвана:
- накоплением углерода в камерах сгорания;
- наличием низкооктанового топлива;
- перегревом двигателя;
- неработающей системой EGR;
- превышением времени зажигания или дефектным датчиком детонации.
Выхлопной рев во время вождения
Если в выхлопной системе есть утечка, вы услышите шум от выхода выхлопных газов из-под вашего автомобиля. Такие выстрелы достигают своего пика именно при ускорении. Шум сам по себе ничего не повредит, но это означает, что ваша система выпуска нуждается в ремонте (вероятно понадобится замена глушителя или труб).
Глушитель, уничтоженный коррозией
Опасность такой неисправности в том, что просачивающиеся выхлопные газы, содержащие оксид углерода, попадают в салон. Окись углерода (СО) является тихим убийцей. В пассажирском салоне требуется лишь небольшое количество монооксида углерода, чтобы повлиять на внимание водителя, его способность концентрироваться и реагировать на изменение условий вождения. Всего лишь 0,08% монооксида углерода (это всего 800 частей на миллион) может вызвать головокружение, головные боли, тошноту и вызвать оцепенение на несколько минут. Концентрация монооксида углерода в один процент может убить человека менее чем за три минуты.
Что стучит при трогании автомобиля:
Именно поэтому игнорировать проблемы выхлопной системы не стоит, какими бы пустяковыми они не казались. Вы должны проверить и отремонтировать выхлопную систему как можно скорее, особенно в холодную погоду, когда окна следует закрывать, а нагреватель может циркулировать воздух внутри салона.
Посторонний звук под капотом
Вероятно, каждый владелец автомобиля сталкивался с такой проблемой, как стук под капотом. Причем посторонние звуки появляются не только у подержанной машины, но даже при запуске двигателя нового автомобиля. У новых машин это может объясняться «притиркой» оборудования, и в большинстве случаев подобные неприятности исчезают после первых дней активной езды. У бывших в эксплуатации автомобилей причиной таких явлений, как свист и скрежет, может быть разболтанность деталей. Но это лишь самые простые и общие объяснения посторонних звуков, которые появляются при эксплуатации авто. Они могут возникнуть как по вашей невнимательности, так и по причине естественного износа некоторых деталей и узлов, которые будет необходимо заменить.
Шум под капотом может иметь и более серьезные причины, и в этом случае необходимо как можно быстрее от них избавиться. Как правило, такими действиями занимаются специализированные организации, которых в нашей стране на сегодняшний день достаточное количество. Если составлять перечень причин, по которым возникает подобное неприятное явление, он может занять целую страницу. Поэтому остановимся лишь на некоторых, среди которых можно назвать:
- плохое закрепление изоляции под крышкой капота;
- сильный стук клапанов при работе двигателя;
- треск может возникнуть при проведении самодиагностики после запуска;
- писк может говорить о плохом натяжении приводных ремней;
- посторонние шумы могут поведать и о неправильной установке воздушного фильтра;
- клацающие звуки часто сопровождают работу электромагнитного клапана адсорбера;
- скрип под капотом может говорить о плохом закреплении крышки;
- шум, похожий на дизельный, иногда появляется при прогреве двигателя;
- издавать неприятные звуки может и плохо закрепленный электронный блок управления двигателем.
Как видим, причин того, что что-то стучит под капотом, великое множество. К тому же у разных моделей автомобилей подобный неприятный звук может быть вызван различными причинами. На форумах автомобилистов несложно найти истории конкретных случаев, произошедших с машинами тех или иных марок. Там же часто содержатся рекомендации по их устранению, к которым стоит прислушаться. Однако следует помнить, что хлопки и прочие шумы могут иметь естественную природу и не считаться неисправностями автомобиля.
Так, в некоторых моделях всевозможные посторонние звуки появляются сразу после начала работы двигателя. Таким образом производится самодиагностика систем ASC и ABS, которая происходит за считанные секунды. После того как машина начинает движение, такой стук под капотом пропадает и поездка продолжается в обычном штатном режиме. Подобное явление не может быть отнесено к неполадкам в работе двигателя, поскольку предусмотрено особенностями конструкции автомобиля. То же самое можно сказать в случае, когда появляется «дизельный» шум под капотом некоторых автомобилей. Он также может иметь диагностический характер, о чем прописывается в инструкции по эксплуатации некоторых дизельных установок.
К банальным причинам, вызывающим посторонние звуки, может быть отнесено и свободное расположение шланга омывателя, который часто бьется о корпус. В случаях, когда свист и скрежет возникают по сходным причинам, рекомендуется использовать уплотнители или изоляционные материалы, к которым относится, к примеру, антискрип. Использование таких материалов раз и навсегда избавит вас от неприятных ощущений, которые вызывает треск и писк под капотом. Однако иногда имеют место более серьезные причины, которые приводят к появлению посторонних звуков под капотом.
Серьезные причины, вызывающие шум
Среди приведенных выше причин присутствуют и те, которые могут привести к серьезным проблемам в работе автомобиля. При их возникновении необходимо незамедлительно принять меры по их ликвидации. Если что-то стучит под капотом, это может свидетельствовать о неполадках в двигательной системе. Такие неполадки вы можете устранить как самостоятельно, так и обратившись к услугам специализированных сервисных центров. В значительной части случаев достаточно поднять крышку капота и определить, какой из узлов двигателя выдает посторонний шум. Его можно снять, прочистить и поставить на место или просто тщательно закрепить. Некоторые быстро изнашивающиеся детали при возникновении подобной ситуации рекомендуется просто полностью заменить.
Однако довольно часто этого оказывается недостаточно, чтобы справиться с возникшей проблемой. Ведь звук и хлопки могут говорить о проблемах с двигательной установкой, с которыми своими силами вам не справиться. В этом случае вызывайте автомастера на дом или попытайтесь доставить свою машину в центр технического обслуживания. Если вы считаете, что самостоятельная транспортировка в такой ситуации невозможна, воспользуйтесь сторонними услугами. Это могут быть ваши друзья или знакомые, которые согласятся на буксировку автомобиля к месту проведения ремонтных работ. Следует помнить, что в некоторых особо тяжелых случаях доставка при помощи буксира становится невозможной. Остается один выход — вызов эвакуатора, ведь не будете же вы пытаться своими силами удалить двигательную установку из корпуса машины.
Появился шум из-под капота, что делать и как ремонтировать машину?
Первичная диагностика силового агрегата может проводиться автовладельцем даже путем оценки различных посторонних звуков из-под капота. Следует сказать, что именно от правильности определения характера поломки и своевременности обращения к специалистам будет во многом зависит сложность последующего ремонта, а соответственно и расходы автовладельца на эксплуатацию автомобиля. Поговорим поподробнее о том, при каких звуках из-под капота стоит беспокоиться и обращаться за диагностикой автомобиля. `
Специалисты из СТО и мастера по двигателям утверждают, что любой посторонний звук, доносящийся из-под капота, должен стать причиной беспокойства автовладельца. В том случае, если смена топлива на качественный бензин не позволила избавиться от таких посторонних шумов, то необходимо как можно скорее обратиться в профильную СТО, где должны будут выполнить соответствующую диагностику и ремонт автомобиля.
Любой стук, скрежет, вой и другие посторонние звуки могут свидетельствовать о наличии имеющихся у двигателя неполадках. Причём на начальной стадии такой поломки устранить ее можно относительно малой кровью, а вот в том случае, если автовладелец длительное время не обращается на СТО и не придает значение такому изменившемуся звуку работающего двигателя, то, в конечном счёте, потребуется выполнять капитальный ремонт или вовсе менять вышедший из строя двигатель.
Достаточно часто причиной появления неприятного звука из-под капота является растянувшийся ременной привод навесного оборудования. Такой растянувшийся ремень будет скользить по роликам, что приводит к появлению характерного неприятного визга и свиста. Устранить подобную поломку можно путем замены растянувшегося ремня, а в отдельных случаях может потребоваться замена роликов и натяжителей.
Не редкость появление звука стучащих клапанов, что возникает, как при использовании некачественного топлива, так и при изменении высоты подъема клапанов. В каждом конкретном случае необходимо выполнять соответствующую диагностику и устранить имеющиеся поломки. Если вы заметили, что такой звук появился после заправки на новой АЗС, то, вполне возможно, причина проблемы – это некачественное топливо. В данном случае необходимо будет быстро выездить такой бензин, после чего провести заправку на проверенной автоколонке. Если после такой заправки звук стучащих клапанов не уменьшился, то необходимо как можно скорее обратиться за диагностикой на профильное СТО.
Появление характерного воя двигателя, в особенности под небольшой нагрузкой может свидетельствовать о неполадках в работе масляной помпы, которая недостаточно качественно смазывает подвижные элементы двигателя. Следует сказать, что подобные поломки представляют большую опасность для мотора, так как такое масляное голодание приводит к серьезным поломкам двигателя, вплоть до его полного клина.
Если появился выраженный гул, детонация и мелкая дрожь двигателя, то подобное является симптомами проблем с высоковольтными катушками. Определить такие поломки не составит труда, необходимо лишь провести соответствующую диагностика двигателя, для чего мотор подключают к компьютеру и смотрят показания по каждому цилиндру. Менять такие катушки можно как по отдельности, так и все комплектом, что позволит на несколько лет решить имеющиеся проблемы с этим узлом.
Наличие непостоянных звуков в работе силового агрегата может свидетельствовать о проблемах с воздушным фильтром. Фильтр может банально забиться, и не обеспечивать необходимый объем поступления воздуха в двигатель, что и приводит к таким посторонним звуком. К сожалению, самостоятельно определить наличие проблем с воздушным фильтром бывает затруднительно. В данном случае водителю необходимо действовать методом исключения, меняя фильтр и после этого наблюдая за поведением автомобиля.
Громкие стуки в нижней части двигателя. Подобное может свидетельствовать о проблемах с коленвалом, любые такие поломки должны как можно скорее диагностироваться, после чего автовладелец должен выполнять соответствующий ремонт. В идеале, если автовладелец услышал такой громкий стук, доносящиеся из нижней части двигателя, необходимо заглушить автомобиль, после чего на эвакуаторе доставить машину в сервис и выполнить соответствующую диагностику и ремонт.
Если из передней части мотора доносится характерный рокот или тонкий свист, это может свидетельствовать о проблемах с помпой охлаждения. В данном случае могут одновременно проявляться проблемы с охлаждением двигателя, а проблемную запчасть необходимо будет как можно скорее заменить. Отметим, что при проблемах с водяным насосом характерные звуки будут локализоваться именно в месте расположения помпы. Однако в зависимости от конкретной модели мотора расположение помпы может изменяться, соответственно локализация звука также может отличаться.
Звонкий металлический стук, который в особенности проявляется при разгоне машины, может говорить о появлении детонации, что свидетельствует о проблемах с зажиганием. В каждом конкретном случае технология ремонта будет различаться, в зависимости от типа автомобиля и имеющихся у него проблем. Необходимо будет выполнить соответствующую диагностику, и лишь после этого приступают к ремонту двигателя.
Появление невыраженного стрекочуще-хлопающего звука свидетельствует о проблемах с механизмом газораспределения. Следует сказать, что поломки ГРМ особенно опасны, так как в данном случае обрывается привод, поршни соударяются с клапанами, разбивая внутренние части мотора. Чтобы избежать подобного следует уже при первых признаках проблем с ГРМ обращаться в соответствующие профильные мастерские. Профилактикой подобных неисправностей станет своевременная замена ремня ГРМ и использование качественных запчастей при проведении такого сервиса.
О проблемах с коренными подшипниками коленвала свидетельствует глухой металлический звук, который появляется при резком нажатии на педаль газа. Следует сказать, что такие поломки и износ коренных подшипников коленвала свидетельствуют о выработке двигателя, который в скором времени потребует сложного и дорогостоящего капитального ремонта. В данном случае необходимо будет заменить, как сами подшипники, так и изношенный коленвал.
Характерные приглушенный звук трущегося металла могут издавать поврежденные и изогнутые поршни. Следует сказать, что ремонт двигателя в данном случае затруднителен, так как необходимо поменять рубашку мотора, цилиндры, поршни и ряд других элементов двигателя.
Вне зависимости от того, какая интенсивность у появившихся посторонних звуков из-под капота, необходимо сразу же обращаться в специализированные мастерские за выполнением соответствующей диагностики. Только в этом случае вы сможете гарантировать беспроблемность эксплуатации двигателя, а все появляющиеся поломки водитель сможет устранить еще на начальных этапах проблем, что позволит ему существенно сэкономить на эксплуатации транспортного средства.