Как поменять свечи зажигания: пошаговая инструкция
Как заменить свечи зажигания?
В статье опишем, как правильно подобрать и заменить свечи зажигания, технику безопасности при замене.
Свечи зажигания одна из главных составляющих во время зажигания горючей смеси, благодаря свечам цилиндры начинают свою работу. Несмотря новый автомобиль, или бывший в употреблении, время от времени свечи нужно проверять, чистить или устанавливать новые. В современных иномарках двигатель защищен разным пластиком, но это никак не должно Вас смущать, что не сможете заменить самостоятельно, главное было бы желание.
Выбираем свечи зажигания
Выбор нового комплекта, всегда не простое решение, так как от этого будет зависеть работа вашей машины. В первую очередь стоит обратить внимание на качество и производителя, не стесняйтесь попросить проверить на работоспособность при покупке. На рынке Вам могут подсунуть некачественные или нерабочие, в автомагазине, если он дорожит своей репутацией, предложат перепроверить новые свеч зажигания, чтоб избежать нарекания на качество. Зачастую в таких магазинах есть специальные каталоги, по которым можно подобрать деталь именно к вашему автомобилю.
Если выбираете впервые, то старайтесь отталкиваться от двух факторов — это капельное число и геометрическая форма. С геометрией или же размером, думаю все понятно, просто не сможете вкрутить или вкрутите, а электроды не достанут до камеры сгорания в моторе. Сильно длинная свеча зажигания, тоже не хорошо, так как может быть удар поршнем по лепесткам и повредит её, или вовсе приведет к полному повреждению двигателя.
Что касается капельного числа, то это показатель температурного режима работы. Но если разогретая свеча будет с низким калильным числом, то перегреется очень быстро, поэтому нужно искать золотую середину, в сервисной книге к автомобилю указываются рекомендованные параметры для выбора.
Чаще всего выбирают классические свечи зажигания, это керамический корпус, металлический стакан внизу которого расположена резьба и два электрода. Выделяют и другие свечи по лепесткам. Распознать такие очень легко, центральный лепесток охватывает не один боковой, а несколько лепестков, три или четыре. Благодаря такой конструкции, топливо в цилиндре зажигается равномерно, и сгорать лучше будет. Также немного увеличится мощность двигателя, и улучшатся экологические показатели.
Последнее решение, что выбрать — всегда остается за вами. Цена комплекта классических свечей на два лепестка составляет от 400 до 500 рублей. Что касается более навороченных экземпляров на три и больше лепестка, цена таких может составлять от 600 до 1000 рублей, хотя некоторые экземпляры бывают дороже.
- Читайте в нашей другой статье подробно о том, как выбрать свечи зажигания.
Техника безопасности при замене
Особой техники безопасности при замене нет, замену лучше производить на холодный двигатель, чтоб избежать ожогов от горячего двигателя. Свечи работают при высокой температуре, поэтому не стоит сразу производить замену после того как заглушили двигатель. Лучше всего, дать двигателю остыть и только тогда приступать к работе.
Замена свечей зажигания
Сложности в замене нет, главное делать все пошагово и быть аккуратным. Определившись, какие инструменты нам нужны, приступаем к работе, снимаем защиту с двигателя, если такая есть. Чтоб замерять зазор между лепестками нам понадобится щуп, для выкручивания свеч понадобится специальный свечной ключ, иногда и удлинитель к нему. Первым, что нам стоит сделать, это снять провода со свечей.
Выкручиваем свечу с колодца, места посадки свечи. Теперь стоит очистить сам колодец, делать это стоит очень аккуратно, чтоб грязь и посторонние предметы не попали в цилиндр, так как потом придется разбирать головку блоков цилиндров. В случае, когда они чистые, то можете не трогать их.
Не всегда стоит сразу бежать на рынок и покупать новые свечи зажигания, иногда стоит выкрутить и посмотреть, не грязна ли рабочая свеча. Переходим к очистке, для этого нам понадобится немного бензина или жидкости для прочистки карбюратора, они хорошо снимают нагар лепестках, далее наждачной бумагой прочистим лепестки. Лучше всего брать наждачную бумагу №0 или №1. Некоторые опытные водители, по состоянию загрязнения свечи или цвету могут определить, насколько хорошо работает поршневая система, какое качество топлива. Если образованный нагар черного цвета, это первый показатель плохого топлива, которое и дает такой нагар. В результате будет пропадать искра, машина начнет дергаться на холостых оборотах, плохо заводится в холодную погоду. В случае, когда нагара нет или коричневого цвета, это будет показателем хорошей работы двигателя и хорошего топлива.
Очистив колодцы и свечи от грязи, переходим к обратному процессу, установке свечей. При закручивании не стоит зажимать сильно, так как можете порвать резьбу на головке блоков цилиндров, достаточно пару оборотов. Закрутив свечи, ставим высоковольтные провода, до характерного щелчка, главное не перепутайте местами провода, это приведет к поломке двигателя.
Процедура на первый взгляд запутанная и сложная, но в действительности в домашних условиях абсолютно просто можно заменить, на СТО за такую процедуру в среднем берут от 600 до 1200 рублей, плюс добавьте сверху стоимость комплекта свечей.
Видео о том, как правильно заменить свечи зажигания на Ford Focus 2:
Как поменять свечи зажигания в автомобиле
Своевременная замена свечей зажигания в бензиновом авто во многом определяет его ходовые характеристики, способствует увеличению срока эксплуатации двигателя. Чтобы правильно определить время, когда требуется поменять свечи зажигания в автомобиле, необходимо учитывать следующие параметры и характеристики:
- текущее состояние свечей;
- уровень и качество нагара;
- тип свечей зажигания;
- комплектность (все ли свечи в двигателе одинаковые, установлены комплектом);
- уровень износа двигателя, его пробег;
- корректность угла зажигания двигателя;
- сведения о предыдущей замене свечей.
Что может произойти при несвоевременной замене свечей
Основным спутником износа свечи является образование повышенного нагара. Нагар представляет собой твердое образование от сгорания нефтяных фракций. Если он имеет достаточные размеры и массу, нагар опадает со свечи и попадает в рабочую область цилиндра. Там он раскалывается на мелкие твердые частицы и царапает их рабочую поверхность, разрушает кольца. Такой процесс приводит к постепенному уменьшению компрессии, способствует сокращению ресурса двигателя.
В результате значительного износа свечи происходит ее конструктивное разрушение. Обычно оно проявляется в обломе электрода, выкрашивании изолятора. Такая неисправность может привести к заклиниванию двигателя, необходимости капитального ремонта.
При длительной эксплуатации двигателя без замены свечей, их демонтажа, резьбовое соединение коксуется. Современные средства раскоксовки не имеют высокой эффективности, поэтому при последующей замене свечей существует высокая вероятность повреждения резьбового соединения. В некоторых случаях это приводит к необходимости замены блока двигателя. Из этих соображений рекомендуется не реже одного раза в год просто демонтировать все свечи, осматривать их состояние, обрабатывать резьбу, и устанавливать свечи на место.
Как часто нужно менять свечи
Стандартный срок периодической замены свечей составляет 2 года. Считается, что комплект свечей необходимо заменять через 15.000 – 20.000 километров пробега.
Во многих двигателях, особенно с большим количеством цилиндров, при замене свечей возникают конструктивные трудности, связанные с необходимостью демонтажа некоторых узлов двигателя. В этом случае целесообразно устанавливать свечи с повышенным сроком эксплуатации. К ним относятся платиновые, иридиевые свечи. Заявленный производителем срок эксплуатации таких свечей составляет от 100.000 километров пробега. Это относятся к тем ситуациям, когда они устанавливаются на двигатели, регулярно проходящие техническое обслуживание. Установка дорогих свечей на сильно изношенный двигатель не сократит срок их износа.
Когда следует менять свечи
Опытные автолюбители вводят для себя определенные правила. К ним относится и необходимость подготовки к очередному сезону эксплуатации автомобиля. Грамотнее производить замену комплекта свечей перед зимним сроком эксплуатации, то есть где-то в начале ноября. Одновременно с заменой комплекта следует протереть высоковольтные провода, катушку (катушки) зажигания.
Внеочередную замену комплекта свечей необходимо производить при следующих обстоятельствах:
- после капитального ремонта двигателя;
- в случае приобретения подержанного авто;
- при появлении признаков пропусков зажигания;
- после дорожно-транспортного происшествия, связанного с повреждениями двигателя.
Как выполнять замену свечей
Стандартная технологическая последовательность операций включает:
- Выключение зажигания, снятие отрицательной клеммы автомобильного аккумулятора.
- Освобождение доступа к свечам, демонтаж индивидуальных катушек зажигания.
- Произвести демонтаж свечей, положить их на лист бумаги, подписав номер цилиндра, который она обслуживала. При этом лучше использовать динамометрические ключи с длинной головкой соответствующего размера. Если резьбовое соединение сильно закоксовано, необходимо воспользоваться специальными средствами.
- Оценить состояние свечей. Если на свечах имеется сильный нагар, следы перегрева или замасливание, следует обратиться на консультацию к мотористу или поискать информацию в интернете о возможных причинах неисправности систем двигателя. Их необходимо устранить. Если этого не сделать новый комплект может придти в негодность через пару тысяч километров пробега.
- Установить новый комплект. Среднее значение усилия динамометрического ключа составляет от 15 до 20 Нм. Лучше посмотреть точное значение в справочнике. Недожим, как и пережим при установке свечей может привести к серьезным последствиям. Если на СТО не пользуются динамометрическим ключом при установке свечей, необходимо отказаться от их услуг.
- Установить демонтированные узлы двигателя, надеть клемму аккумулятора, произвести пробный запуск двигателя.
Какие свечи установить
На свечах лучше не экономить. Первое правило: приобретать свечи следует только у проверенных продавцов.
Второе правило: при выборе типа свечи необходимо в магазин прихватить образец свечи, точные сведения о типе двигателя, установленного на автомобиль.
Третье правило: требуйте от продавца проверить по каталогу, какие типы свечей устанавливаются на ваш двигатель, вплоть до калильного числа.
Если продавец во время продажи не использует справочные пособия или программы, отказывайтесь от покупки.
Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:
Как правильно менять свечи зажигания
Система зажигания бензинового мотора автомобиля состоит из ряда компонентов, но основным из них являются свечи зажигания. По большому счету, все остальные составляющие функционируют только на то, чтобы срабатывала свеча.
Задача свечи сводится всего лишь к обеспечению образования искрового заряда, который выступает катализатором воспламенения топливовоздушной смеси, подающейся в цилиндры. Но разряд этот должен проскакивать в строго определенное время, а мощность его – обеспечивать воспламенение.
Поэтому свеча является очень важным элементом. От ее работы зависит общее функционирование цилиндра мотора, быстрота и качество сгорания топлива, что в свою очередь влияет на выход мощности, а также экономичность. Чем полнее будет сгорать топливо, тем мощностный показатель – выше, а потребление бензина – ниже.
Немного истории
Свечи зажигания появились вместе с бензиновым двигателем. Интересно, что общая концепция этого элемента мало изменилась с момента появления. Конечно, этот элемент постоянно дорабатывается, разрабатываются новые технологии, повышающие ее эксплуатационные показатели.
Интересно, что первые свечи, используемые на авто были разборными. Обуславливалось это тем, что особенности работы силовых установок тех лет оставляли желать лучшего, да и бензин высоким качеством не отличался. Поэтому свечи очень быстро засорялись продуктами износа. Но любой автомеханик мог снять свечу, разобрать, очистить, поставить на место, и она продолжала работать. Неразборные свечи, которые после прекращения работы просто заменялись на новые, предложил Г. Форд.
Конструкция, особенности и виды свечей зажигания
Хоть прогресс не стоит, все же на замену свечам зажигания ничего не придумали. Мало того, она за время своего существования не особо изменилась. Основными составными элементами свечи являются:
- Центральный электрод
- Боковой электрод
- Корпус
- Изолятор
- Уплотнители
Конструкция при этом очень простая: центральный электрод помещен в керамический изолятор. Концы этого электрода выступают из изолятора – с одной стороны на него надевается контактный вывод, посредством которого электрод соединяется с высоковольтным проводом, ведущим от катушки зажигания. Второй конец этого электрода является рабочим.
Изолятор помещен внутрь металлического корпуса, с внешней стороны имеющий резьбу для вворачивания в отверстие головки блока, а также грани под ключ, что позволяет при надобности извлечь свечку. Чтобы между корпусом и изолятором не проходили выхлопные газы, используются уплотнители.
Боковой электрод приварен к корпусу. Он направлен в сторону центрального, но между ними имеется зазор.
Работает все так: центральный электрод выступает «плюсом» и на него подается напряжение от катушки, а корпус вместе с боковым электродом – «минусом», поскольку он контактирует с металлическими элементам двигателя, являющимися «массой».
При этом напряжение на центральный электрод подается не постоянно, а импульсами, которые создаются прерывателем (карбюраторные модели) или электронным блоком управления (инжекторные авто). И в момент подачи импульса между электродами проскакивает дуговой разряд – искра.
Свечи постоянно дорабатываются, причем конструкторы идут двумя путями – внесение дополнений в конструкцию и использование разных материалов для изготовления составных частей. При этом все направлено на повышение эксплуатационных показателей и ресурса.
Что касается дополнений в конструкцию, то встречаются свечи, дополнительно оборудованные:
Свеча с кольцевым электродом
Свеча с острым электродом
Свеча с резистором
- резистором;
- несколькими боковыми электродами;
- одним кольцевым электродом вместо бокового;
- С заостренными концами электродов.
Относительно материалом изготовления, то во многом они касаются только центрального электрода. Изначально его изготавливали из стали, но со временем поменяли на другие металлы и сплавы. По этому критерию встречаются свечи:
- с медным сердечником центрального или обоих электродов;
- иридиевые;
- с платиновым покрытием электродов.
Признаки неисправности. Проверка свечей зажигания.
Все направлено на то, чтобы свеча смогла дольше отработать без перебоев. Но в процессе эксплуатации она все же изнашивается, а поскольку она неразборная, то в случае проблем с ней производится замена.
Признаков неработающей свечи, или функционирующей с пропусками (искра – не постоянна), не так уж и много, но они достаточно явны:
- плохой запуск двигателя;
- нестабильная работа мотора на каком-то или всех режимах;
- увеличение потребления топлива;
- снижение тяги и динамики.
Видео: Замена свечей зажигания
Если все это имеется, в первую очередь проверяется состояние свечей. Но для этого необходимо их извлечь. Хотя определить, действительно ли какой-то цилиндр не работает по вине свечи можно из без выкручивания. Все просто – на 3 цилиндрах двигатель еще сможет функционировать, хоть и с перебоями (что и происходит при одной работающей свече), а на 2 – уже нет.
Достаточно завести мотор, а далее просто поочередно снимать наконечники со свечей. Если мотор работает нестабильно, а после снятия наконечника и вовсе останавливается, значит, свеча отключенного цилиндра рабочая. Снова заводим двигатель и снимаем наконечник, но уже со следующей свечи. Если мотор остановился, повторяем процедуру. И так делаем, пока не найдем неработающую свечку, при снятии наконечника с которой мотор будет продолжать работать, хоть и с перебоями.
Проведение работ по замене свечей
Далее производим замену. Причем рекомендуется менять все свечки сразу, даже если только одна из них нерабочая. При этом из инструментов потребуется немного:
Набор ключей для замены свечей зажигания
- свечной ключ или специальная свечная головка и воротком;
- ветошь;
- новый комплект свечей;
- отвертки и ключи (не всегда).
Поскольку силовые установки автомобилей имеют разные конструктивные особенности, то имеются и свои определенные нюансы выполнения работ. Поэтому рассмотрим, как она меняется на разных машинах.
1. Замена свечей зажигания на ВАЗ-2107
Видео: Замена свечей зажигания. ВАЗ 2107
Для начала рассмотрим как все делается на простом по конструкции двигателе. Примером выступит карбюраторная версия ВАЗ-2107. Итак, подготовив инструмент, можно приступать:
- Ставим авто на площадку, если двигатель разогрет — даем ему остыть.
- Свечи установлены с правой верхней стороны мотора (если стоять перед авто). К ним идут высоковольтные провода от распределителя (трамблера).
- Снимаем наконечник со свечи первого цилиндра, надеваем ключ на грани свечи и выкручиваем (против часовой стрелки).
- Куском ветоши закрываем отверстие (для предотвращения случайного попадания сора в цилиндры), но так, чтобы ее можно было извлечь.
- Берем новую свечку, извлекаем ветошь, вкручиваем, а затем затягиваем ключом. При этом тянуть нужно умеренно, поскольку отверстие проделано в головке, материал изготовления которой алюминий, то резьбу сорвать будет несложно. После затяжки надеваем наконечник.
- Переходим к следующей свече.
Ощутите разницу — старые и новая свеча зажигания.
2. Замена свечей на Лада Приора
Перейдем к более сложному по конструкции мотору. Примером выступит Лада Приора с 16-клапанной головкой блока. У этого двигателя свечки находятся в колодцах, проделанных в верхней части головки. Для каждой свечки предусмотрена своя катушка, которая надевается непосредственно на нее. Меняются они так:
- Ставим авто, ждем, пока мотор не остынет.
- Снимаем верхнюю защитную накладку мотора.
- Отсоединяем колодку проводов, идущую к катушке.
- Отворачиваем болт крепления катушки, а затем ее извлекаем.
- Свечной головкой с удлинителем добираем до свечи, надеваем его и выкручиваем элемент. Аккуратно извлекаем (для этого можно воспользоваться снятой катушкой). Надеваем ее на выкрученную свечку и вытаскиваем.
- Аккуратно опускаем новую свечку, закручиваем ее, затягиваем (умеренно), ставим на место катушку, крепим болтом, подсоединяем колодку.
- Аналогично меняем все последующие элементы.
3. Замена свечей на Субару
Видео: Subaru Forester SG. Замена свечей зажигания.
Сложнее всего поменять свечи с автомобилей, у которых используются моторы, имеющих особую конструкцию. Такими машинами, к примеру, являются автомобили марки Субару. На них используются оппозитные силовые установки. Поэтому добраться до свечек не так просто. Проще всего их менять, сняв мотор с авто.
Но вполне возможно, хоть и далеко не просто, поменять их, не снимая мотор, но при этом все же придется демонтировать и снимать некоторые элементы с подкапотного пространства, чтобы обеспечить хоть какой-то доступ. Также потребуется полноценный набор ключей с удлиняющими штангами и карданчиками, а также свечной головкой.
А далее – все, как указано выше. Добираемся до свечки. Надеваем на нее головку, подсоединяем штанги и карданчики, чтобы обеспечить вращательное движение. Выкручиваем старый элемент и устанавливаем новый.