Avtomagazin48.ru

Нужна ли мотору обкатка

Нужна ли обкатка двигателя – реалии современного рынка

После покупки нового автомобиля или выполнения капитального ремонта двигателя у владельца машины невольно возникает вопрос: нужна ли обкатка двигателя? Ответить на него однозначно могут даже не все опытные мастера. Одни остаются рьяными приверженцами обкатки и не допускают мысли об эксплуатации машины без этой процедуры. Другие же утверждают, что уже более 10 лет делают двигатели, которые вообще не нуждаются в обкатке. Кто же прав в этой ситуации? Стоит разобраться более подробно и посмотреть, что же рекомендуют производители. Кстати, продавец в салоне может утверждать совершенно нелепые вещи, поэтому не стоит доверять его мнению. Это менеджер, который о машинах может знать меньше вас, он просо говорит заученные фразы. А вот инструкция по эксплуатации никогда не соврет. Но давайте говорить честно, кто и когда читал эту инструкцию «от корки до корки»?

Большинство экспертов с большим опытом работы утверждают, что обкатка таки нужна. Это позволяет деталям двигателя притереться, найти свое место и в дальнейшем без проблем отслужить свой положенный срок. Но новое поколение специалистов отвергает это утверждения. Во-первых, есть мнение, что двигатели проходят обкаточный процесс на стендах в условиях завода, а покупатель получает готовый к использованию продукт. Это не совсем так, но иногда такая информация справедлива. Во-вторых, многие считают, что современные технологии вообще не нуждаются ни в какой обкатке, так как двигатели производятся совсем не таким же образом, как производились раньше. У них все уже готово к эксплуатации с момента сборки. Это также имеет определенную правду под собой, но полагаться на такую информацию полностью не стоит. Проблема в том, что практика и определенный опыт эксплуатации автомобилей показывают совершенно иные реальные данные.

Зачем вообще раньше делали обкатку мотора?

На машинах, которым сегодня уже исполняется 15-20 лет, обкатка была необходимостью и позволяла агрегату войти в рабочий режим. Детали проходили притирку друг с другом, все мелкие недостатки можно было устранить в процессе нулевого ТО. Так двигатель проходил боевое крещение и далее эксплуатировался без проблем и неприятностей. Обкатанный мотор мог прослужить гораздо дольше, чем необкатанный. И это действительно важный показатель срока жизни, да и вообще качества поездки на автомобиле.

Задачи обкатки следующие:

  • убедиться в том, что при сборке на заводе все было сделано идеально, нет никаких вибраций и прочих неприятностей, силовой агрегат работает уверенно и без особых проблем;
  • посмотреть на расход топлива и масла, они должны постепенно снижаться, и это будет нормальным явлением, довести расход до тех параметров, которые указаны в паспорте на авто;
  • проконтролировать звук работы двигателя, отсутствие различных ошибок, дать мотору поработать в разных режимах, но не в критичных, испытать небольшие нагрузки в различных условиях;
  • заменить масло на нулевом ТО, а также провести базовую диагностику и осмотр основных узлов, чтобы понять, что заводские недоработки отсутствуют, мотор работает в штатном режиме;
  • посмотреть на динамику, стабильность удержания оборотов, реакцию на нажатие педали газа, а также на другие факторы, которые могут дать информацию о здоровье двигателя в автомобиле.

Раньше у производителей был целый перечень факторов, которые нужно учитывать при выполнении обкатки. Сегодня автомобильные концерны массово убрали эту информацию из своих инструкций по эксплуатации транспорта. Вполне возможно, что это чисто маркетинговый ход. Многие водители побаиваются брать мотор на обкатку, так как могут по привычке запустить авто в скоростной режим, и не совсем понятно, как в этом случае отреагирует силовой агрегат на подобный сюрприз.

Особенности проведения обкатки – что нужно делать?

Уже давно стерлись жесткие представления о том, что нужно делать для правильной обкатки мотора. Три десятка лет тому назад счастливые владельцы новых Жигулей знали, что нужно держать определенные обороты, не разгоняться быстро и не превышать конкретную скорость. Сегодня эти знания забыты, да они и ни к чему. Двигатели сильно поменялись, и даже АвтоВАЗ во многом стал походит на производителей из других стран и континентов.

Тем не менее, есть общие рекомендации для обкатки:

  • до 2000 км пробега стоит быть максимально осторожным в эксплуатации машины, этот период требует внимания к режимам поездки, а перегрузки машина на такой стадии не потерпит;
  • обороты следует держать до 4000 об/мин, выше можно заходить только кратковременно и в случае большой необходимости, конечно, это все зависит также от типа двигателя и прочих особенностей;
  • не следует превышать скорость в 130 км/ч – на таких скоростях двигатель начинает работать надрывно и чрезмерно активно, что становится причиной неправильной подготовки к эксплуатации;
  • динамичность машины лучше не проверять на данном этапе, так как слишком быстрый разгон может стать настоящей проблемой с педалью газа стоит быть максимально осторожным;
  • на минимальных оборотах также ездить нельзя, проследите за своевременным переходом на пониженные передачи, если движетесь со слишком маленькой скоростью (актуально только для механики).

Все экстремальные условия эксплуатации становятся нежелательными в данном случае. Обкатка может занимать до 5 000 км пробега в некоторых случаях. Сегодня единственным мотором, который официально требует обкатки, на российском рынке остался классический атмосферник от ВАЗ на 1.6 л. Более новый российский двигатель 1.8 уже не требует данного процесса, так как подготовлен заводом непосредственно к эксплуатации. Но официальные сведения – это только часть правды.

Читать еще:  Антирадар Whistler Pro 68SE с поддержкой функции «Антисон»

Что будет, если неправильно выполнить обкатку?

Если вы взяли автомобиль с салона и тут же поехали на уличные гонки, надеяться на какой-то большой срок эксплуатации силового агрегата не стоит. Но в обычном режиме городской эксплуатации двигатели не получат значительного износа при обкатке. Не стоит выезжать на трассу сразу же после покупки машины. Здесь на любом обгоне автомобиль может получить чрезмерную нагрузку и стать жертвой неправильной обкатки. Если же первые 2000 км вы проедете не по простым правилам, указанным выше, придется столкнуться с различными проблемами.

Вот лишь некоторые примеры последствий:

  • срок эксплуатации силового агрегата снижается, после хорошей обкатки двигатели обычно ходят до 300 000 км без проблем, даже если у них непростая конструкция и технические тонкости;
  • уже на 50-60 тысячах км пробега вы можете столкнуться с первыми неполадками, которые далеко не всегда входят в сферу ответственности производителя по гарантии, так что ремонт будет за ваш счет;
  • ближе к 100 000 км мотор может начать подъедать масло, намекая на скорый выход из строя, и это настоящая проблема агрегата, которую невозможно устранить капиталкой в современном мире;
  • турбина может показать неполадки уже к 30 000 км, если обкатка не выполнена по правилам и требованиям производителя, к турбомоторам нужно особое внимание в процессе подготовки;
  • двигатель может получить повышенный износ уже на первых километрах пробега, если сразу же его эксплуатация началась с высоких нагрузок, будут изнашиваться все металлические детали.

У современного агрегата настолько тонкая и чувствительная конструкция, что он попросту не потерпит даже минимального износа составных частей. Это станет трагедией для общей целостности двигателя. Но первый год вы будете ездить и не знать о проблеме. Настоящие неприятности обычно возникают уже после того, как гарантия на машину подходит к концу. Интересно, не поэтому ли производители так активно перестали рекомендовать обкатку? Поломка мотора на 100 000 км – мечта производителей, так как они смогут продавать новые движки беспечным владельцам транспортных средств.

На каких машинах есть рекомендации по обкатке мотора?

Официально термин обкатка остался только в инструкции по эксплуатации автомобилей ВАЗ с двигателем 1.6 л. Но некоторые рекомендации по начальным стадиям эксплуатации есть у многих производителей. Сразу скажем, что нулевое ТО не является частью обкатки, это просто необходимость замены масла для того, чтобы двигатель смог нормально работать после притирки всех основных деталей. Обычно в этот период просто засоряется фильтр, который необходимо поменять вместе со смазочной жидкостью.

Своеобразную обкатку рекомендуют такие производители:

  • BMW – есть несколько общих рекомендаций по максимальной скорости и максимальным оборотам двигателя на автомобилях баварского концерна, которые стоит учитывать при эксплуатации;
  • Mazda – японский концерн также рекомендует некоторые ограничения на первой стадии эксплуатации машины, особенно для моторов свыше 2 литров в объеме, который очень чувствительны к режимам эксплуатации;
  • Nissan – еще один японский производитель рекомендует обкатывать большие моторы, хотя для малых двигателей на 1.6-1.8 л такие рекомендации компания сняла, так что вопрос остается открытым;
  • Chery – в руководстве китайского производителя нет термина «обкатка», но есть рекомендации по эксплуатации авто в первые 2 000 км пробега, и здесь ограничений достаточно много;
  • Skoda – стоит внимательно прочитать рекомендации к эксплуатации, практически для всех моделей Шкода оставляет свои комментарии к эксплуатации двигателей разного типа и объема.

Остальные производители не очень любят смущать своего клиента всякими обязательствами. Но нужно сказать, что это исключительно маркетинговый ход. Обкатка нужна любым механизмам. Коробки передач также не будут вам благодарно служить, если не прошли плавный процесс введения в эксплуатацию. Нужно понимать, что любой сложный металлических механизм должен войти в работу плавно, без стрессов и рывков. Тогда и его срок службы будет достаточно большим и не продемонстрирует никаких проблем.

Предлагаем посмотреть видео про обкатку двигателя:

Подводим итоги

Как видите, производители в один голос начали твердить о том, что обкатка не является необходимостью. С другой стороны, производители точно не будут самыми лучшими друзьями покупателя машины, так как на нем они хотят зарабатывать деньги. Поэтому стоит слушать опытных экспертов, которые говорят о необходимости обкатывать машину при покупке или при капитальном ремонте мотора. Даже новые шины нуждаются в плавном введении в эксплуатацию, не говоря уже о коробках передач и силовых агрегатах. Так что стоит внимательнее отнестись к этой особенности механизмов и дать им нормальное начало использования.

Если вы не провели обкатку, это еще ничего не означает. Вполне возможно, что ваш производитель провел обкатку и введение в эксплуатацию силового агрегата во время стендовых испытаний. Так делают Volvo и Mercedes, к примеру. Но можно смело заявить, что бюджетные авто нуждаются в дополнительной обкатке, которая поможет продлить в потенциальном будущем срок службы агрегата и всех основных узлов. Стоит внимательно изучить данные инструкции по эксплуатации машины, чтобы понимать требования производителя по началу эксплуатации транспорта. Вполне возможно, что компания дает такие советы, но просто не называет это обкаткой. А что вы думаете о вводе мотора в эксплуатацию?

Читать еще:  Вентилятор для покрасочной камеры: типы системы воздухообмена

Как обкатать двухтактный двигатель

Зачем нужно обкатывать двигатель

Термин «обкатка», в данном случае, подразумевает время приработки трущихся поверхностей деталей двигателя. Любая, даже самая качественная и дорогостоящая механическая обработка оставляет технологические неровности на рабочих поверхностях трущихся деталей, которые выглядят в виде небольших пиков и ложбинок (Рис.1А).

Рис. 1А Рабочие поверхности трущихся деталей

Цель обкатки состоит в том, что сгладить пики, которые в конечном итоге образуют ровные участки и образуют опорную поверхность (Рис.1 В)

Рис.1В Рабочие поверхности трущихся деталей

Ложбинки играют роль масляных резервуаров. При этом надо понимать, что при взаимном перемещении двух трущихся поверхностей на высоких скоростях и, особенно, под воздействием высоких нагрузок и температур возможно явление «микросваривания» поверхностей.

Если «микросварка» разрушается, то происходит перенос металла с одной трущейся поверхности на другую. Это явление называется прихватом. Если разрушения «микросварки» не происходит, то подвижность деталей теряется и происходит заклинивание двигателя. Поэтому в период обкатки не следует подвергать трущиеся детали большим нагрузкам или проводить обкатку на высоких оборотах.

Холодный и горячий способы обкатки

Но на двухтактных двигателях холодный способ обкатки не применяется, только горячий.

Неправильная обкатка

Попробуем разобраться, почему не рекомендуется производить обкатку на холостых оборотах?

Масло, которое находится в топливной смеси, должно сгорать без образования нагара внутри двигателя. Если бензин и масло качественное, смесь приготовлена правильно, то при работе под нагрузкой, как правило, так и происходит. Но при работе двигателя на холостых оборотах, без нагрузки, масло сгорает не полностью.

В этом можно легко убедиться, если оставить двигатель работать на холостых оборотах, без какой- либо нагрузки, длительное время. Через 10-15 минут работы, из глушителя потечет черная маслянистая жидкость, похожая на деготь. Это и есть не сгоревшее масло, которое остается в виде жирных смолистых отложений на днище поршня (Рис.2 А).

Рис. 2А Отложения на днище поршня

При дальнейшей работе под нагрузкой эти отложения прогорают и выносятся в выпускное окно цилиндра. Но если этих отложений очень много, то часть их может попасть между юбкой поршня и зеркалом цилиндра. Свежий (мягкий) нагар размазывается по юбке поршня и препятствует образованию масляной пленки на юбке поршня, а старый (затвердевший) нагар оставляет царапины. Процесс смазки нарушается, и двигатель выходит из строя по причине нарушения режима смазки (Рис.2 В).

Рис. 2В Задиры на юбке поршня

Правильная обкатка

В первое время не следует давать максимальную нагрузку (пилить толстые деревья или косить высокую траву триммером так, чтобы при этом значительно снижались обороты двигателя). В таком режиме достаточно выработать 3-4 полные заправки топливного бака.

Особенности обкатки двигателя автомобиля

Новый двигатель или прошедший капитальный ремонт нельзя сразу использовать на полную катушку. Необходима холодная обкатка двигателя, чтобы детали притерлись друг к другу. Как она происходит, сколько занимает времени, и какое расстояние должен пройти автомобиль, прежде чем его можно будет разгонять на максимальных оборотах?

Для чего нужна обкатка

Обкатка рекомендована для любых механизмов, в которых присутствуют движущиеся, испытывающие взаимное трение детали. Это помогает им постепенно, без лишнего напряжения занять идеальное положение, принять правильную форму.

Все автомобили проходят самую первую обкатку двигателя на заводе. Дилеры многих современных моделей заявляют, что владельцам авто не надо заниматься обкалыванием и дополнительной проверкой. Процедура выполнена специалистами, и покупатель получает машину полностью готовую к любым условиям вождения.

Однако если вы загляните в инструкции к некоторым престижным немецким авто, то сможете найти в них рекомендации по соблюдению режима езды первые 1,5–2 тысячи км. А ведь это и есть не что иное, как обкатка.

Самый первый этап притирки на заводе называют «ввод в эксплуатацию» ( engine break-in). А последний этап называют именно обкаткой — engine run-in.

Обкатки требует не только мотор нового автомобиля, недавно сошедшего с конвейера. После любого вмешательства в устройство двигателя, его необходимо вначале обкатать.

Объяснить такое требование просто. Все детали имеют микроскопические неровности. В процессе трения при высокой температуре эти неровности стираются, мельчайшие частички металла попадают в масло, отрицательно влияют на работу мотора. Со стенкой цилиндров контактируют компрессионные и масляные кольца. На них оказывается высокая нагрузка, и после обкатки они притираются к поверхности, принимают более обтекаемую форму.

Проводя обкатку в щадящем режиме, вы даете возможность деталям прийти в норму, снижая нагрузку на автомобильный двигатель. После процедуры обкатанный мотор прослужит максимально долго, как было заложено инженерами, и автовладелец сможет использовать весь его потенциал.

Обкатка на стенде

Холодную обкатку на стенде проводят в условиях профессиональной автомастерской после капитального ремонта двигателя. Она означает, что части двигателя совершают движения, в то время как он сам не запускается. Процедура пригодна для бензинового и дизельного агрегата.

  • Двигатель помещают на специальный обкаточный стенд.
  • Коленвал подключают к внешнему электромотору.
  • Заливают масло и охлаждающую жидкость.
  • Запускают электромотор, чтобы коленвал крутился.

Скорость вращение электромотора можно менять, что позволяет начинать обкатку с малых оборотов. Процесс контролируется компьютерной программой. К основным узлам подключают датчики, которые передают данные на компьютер. В соответствии с показателями обороты электромотора уменьшают или увеличивают.

Контроль помогает поддерживать оптимальную температуру двигателя, не дает ему перегреваться. Поэтому обкатка получила название «холодная».

Читать еще:  Геометрия кузова ваз 2112 и его ремонт

Буксировка

Обкатку нового автомобиля, а также автомобиля после ремонта, можно выполнить при помощи буксировки. Сцепка с буксировщиком должна быть жесткой и проводиться на третьей передаче. Из обкатываемой машины выкручивают свечи и выключают передачи. Буксировка длится на протяжении часа. За это время усилия передаются через колеса другим частям автомобиля, что приводит к их постепенной притирке.

Опытные водители говорят, что после капитального ремонта двигатель должен сжечь бак топлива на холостом ходу. Буксировку нельзя назвать идеальным вариантом обкатки, потому что сложно контролировать, насколько нагрелся мотор.

Горячая обкатка

Вместо холодной иногда применяют горячую обкатку. Автомобиль стоит с включенным двигателем, который непрерывно работает. Горячую обкатку применяют также на стенде, когда мотор снимают, подключают к стенду и 3 минуты дают поработать вхолостую. После этого он должен остыть. Так повторяют 3–4 раза, после чего включают на 40 минут.

Поверхность обкатываемого двигателя не должна нагреваться более чем на 80 °C.Остывание двигателя — главное требование процедуры. В результате перегрева части могут деформироваться, что вместо обкатки деталей приведет к выходу из строя всей системы.

Осторожная езда

Чтобы не утруждать себя буксировкой и не тратить деньги на обкатку нового двигателя на стенде, можно выбрать самый распространенный вариант. Он заключается в осторожной езде, в процессе которой детали притираются естественным образом. Существуют несколько правил такой обкатки.

  1. Первые 50 км автомобиль проезжает со скоростью 40–50 км/час равномерно без рывков на 3-й передаче.
  2. Следующие 200 км можно ездить со скоростью 60 км/час на 4-й передаче.
  3. После этого каждые 100 км скорость повышается на 10 км/час, пока не достигнет значения 90 км/час.
  4. Следующие 500 км можно переходить на 5-ю передачу (только не в гору) и двигаться со скоростью 100–120 км/час,
  5. Процедура длится, пока машина не проедет 1000–2000 км.
  6. Не допускается пробуксовка колес, провоз тяжелого багажа, переключение передач должно быть своевременной.

Поскольку в городе соблюдать все условия проблематично, обкатку проводят на загородной трассе. Выезжают, например, рано утром, когда в городе еще нет пробок. Избегают резких разгонов и торможения, езды на высоких оборотах. Допустимое число оборотов указывается в инструкции к любой марке автомобиля. Первые 500 км считаются самыми ответственными. При подъеме на гору понижают передачу и снижают скорость, чтобы не напрягать двигатель.

Передача Рекомендуемая скорость при обкатке первые 500 км, обороты около 2000 об/мин Рекомендуемая скорость при обкатке 500–1000 км, обороты до 3000 об/мин Рекомендуемая скорость при обкатке 1000–1500 км, обороты до 3500 об/мин Рекомендуемая скорость при обкатке 1500–2000 км, обороты до 4200 об/мин
1 20 25 30 35
2 40 45 55 60
3 60 70 75 90
4 80–90 95 110 125
5 110–120 130–140 155–160

Обязательно обкатывают автомобиль, в котором проводился любой ремонт двигателя. 2000 км считается минимальным пробегом для притирки деталей. Зачастую обкатку продолжают до 5–10 тысяч км пробега при постепенном повышении скорости.

Существует мнение, что новый мотор можно обкатывать на одинаковых оборотах. Однако от такой практики стоит отказаться. В этом случае происходит узконаправленная притирка деталей. Когда вы смените режим, детали начнут притираться по-другому. Произойдет их дополнительный износ, что не лучшим образом отразиться на сроке службы двигателя.

В процессе обкатки в масло попадают металлические микрочастицы, которые забивают фильтр. Поэтому после 1–2 тысяч км пробега его надо менять.

Если дилер залил свое масло перед продажей, то обкатывают авто вначале на нем, а затем производят замену. Заливают качественную марку, рекомендованную производителем.

Существует небольшая разница в обкатке автомобилей с автоматической и механической коробкой передач. Автоматическую КПП надо разогревать перед стартом, нельзя трогать режим «кикдаун» (kickdown) и нельзя допускать, чтобы в движении не заработала нейтральная передача. В остальном отличий нет.

Почему именно двигатель

Почему обкатки требует именно двигатель? Детали ходовой части и рулевого управления не требуют притирки, потому что начинают изнашиваться при первых километрах езды. Составляющие части трансмиссии подгоняются друг к другу еще при тестовых пробежках автомобиля, а переключать передачи рекомендуется плавно независимо от пробега.

Тормозные колодки притираются быстро. Единственное, рекомендуется щадяще тормозить при первых километрах пробега.

Остается сердце автомобиля — его мотор, в котором движутся поршни, детали коленчатого вала и шатуна. Движение происходит под давлением и на высоких скоростях. Внутренние стенки цилиндров, компрессионные кольца, подшипники и другие детали постоянно испытывают трение, нагреваются.

Значительный нагрев может быть не только при высоких оборотах. Такое случается, когда автомобиль едет в гору на 5-й или 4-й передаче с относительно низкой скоростью с сильной подачей газа.

С каждым годом качество деталей автомобилей становится лучше. Это относится к престижным маркам и к недорогим моделям. Ситуация объясняется тем, что улучшаются технологии, точность машиностроения. Применение компьютерного проектирования, лазерной обработки, современных материалов делает конечный продукт более совершенным, более требовательным к качеству топлива и масла. Однако это не отменяет обкатку.

Предосторожность никогда не помешает, как считают опытные водители. Покупая новую машину, о которой давно мечтал, отдавая за нее значительную сумму денег, стараешься относиться к ней бережно. Для того и нужна обкатка, чтобы продлить срок службы, не допустить преждевременной поломки самой важной части авто — двигателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector