Avtomagazin48.ru

Как найти и устранить неисправности в системе зажигания

Как найти и устранить неисправности в системе зажигания

Неисправности в системе зажигания приводят к тому, что затрудняется пуск, двигатель работает с перебоями или понижается его мощность и ухудшается экономичность. Однако эти явления могут вызываться неисправностями .и других систем (механизмов). Поэтому очень важно уметь быстро определить состояние системы зажигания. Прежде всего следует проверить заряженность аккумуляторной батареи. Если коленчатый вал стартером проворачивается энергично, то это свидетельствует о нормальном заряде батареи, а наличие бесперебойной искры величиной 6—7 мм в зазоре между проводом высокого напряжения и массой двигателя — об исправном состоянии системы зажигания.

Для неисправной системы зажигания характерны следующие состояния: система зажигания не работает; система зажигания работает с перебоями; нарушен момент зажигания.

Система зажигания не работает. Отказ системы зажигания определяется отсутствием искры между массой двигателя и концом токонесущей жилы высоковольтного провода, отсоединенного от свечи. Исправность свечей не проверяется, так как одновременный отказ всех свечей маловероятен. Принимаем условие, что в системе одна неисправность.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Для определения отказавшей цепи необходимо включить зажигание (остальные потребители должны быть выключены, в том числе отключено питание обмотки возбуждения генератора и, проворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой, наблюдать за поведением стрелки амперметра. Если стрелка неподвижна, это означает — отказ в первичной цепи, а если колеблется в такт с размыканием контактов прерывателя (управление транзисторным коммутатором) —отказ во вторичной цепи.

Обнаружение неисправности сводится к отысканию с помощью контрольной лампы участка цепи, в котором имеется обрыв или замыкание на массу. Если лампа горит — проверяемый участок исправен, а если не горит, то на данном участке имеется обрыв, а замыкание плюсового провода на массу определяют по увеличенному показанию силы тока амперметром.

При проверке замыкания на массу сначала отключают плюсовой провод от катушки зажигания и, если при кратковременном включении амперметр показывает увеличенный ток, то для отыскания места короткого замыкания необходимо как можно ближе (по схеме) к включателю зажигания включить контрольную лампу в разрыв цепи. Протекание тока через контрольную лампу обеспечивает участок короткого замыкания. Начиная от катушки зажигания последовательно отсоединяют провод от клемм. И так, продвигаясь к контрольной лампе, действуют до погасания ее. Как только лампа погаснет — это означает, что участок цепи с коротким замыканием только что пройден. Этот участок надо тщательно исследовать внешним осмотром и, обнаружив место замыкания, устранить его.

В экранированных системах зажигания для подключения контрольной лампы необходимо отсоединять провод от клемм приборов системы зажигания и при определении места обрыва в цепи.

Если стрелка амперметра показывает номинальный разрядный ток и не изменяется в такт с размыканием прерывателя, то причинами неисправности могут быть: отказ в прерывателе (отсутствие зазора между контактами, замыкание на массу гибкого провода, пробой конденсатора); замыкание на массу соединительных проводов.

При обрыве в первичной цепи зажигания стрелка амперметра находится около нулевого деления. Причинами неисправности могут быть: отказ в прерывателе (окислились или не замыкаются контакты, обрыв или плохой контакт гибкого провода); отсутствие контакта или обрыв в соединительных проводах; перегорание добавочного резистора; обрыв в первичной обмотке катушки зажигания. Причину неисправности лучше всего находить с помощью контрольной лампы: соединив один провод ее на массу, а вторым, поочередно подключаясь к клеммам первичной цепи зажигания, найти место обрыва или плохого контакта.

Проверка вторичной цепи системы зажигания производится в том случае, если установлено,, что первичная цепь исправна (стрелка амперметра при проворачивании коленчатого вала совершает колебания).

Возможными причинами неисправности могут быть: выход из строя вторичной обмотки катушки зажигания; пробой центрального высоковольтного ‘провода на массу; пробой ротора или крышки распределителя на массу. Для проверки исправности центрального высоковольтного провода и катушки зажигания необходимо отсоединить провод от центрального гнезда крышки распределителя и проверить наличие искры между наконечником провода и массой. Отсутствие искры свидетельствует о пробое на массу центрального провода или о выходе из строя катушки зажигания.

Если искра от центрального провода на массу проскакивает. то необходимо снять крышку распределителя зажигания, проверить наличие угольного электрода в крышке и исправность ротора распределителя. Для проверки состояния ротора необходимо поднести к контактной пластине ротора провод высокого напряжения от катушки зажигания на расстояние 2— 3 мм и размыкать контакты при включенном зажигании. Наличие искры в зазоре свидетельствует о пробое ротора на массу.

Пробой крышки распределителя легко обнаруживается ее визуальным осмотром.

Система зажигания работает с перебоями. Признаки: двигатель работает с перебоями, выстрелы в глушитель.

Возможные причины неисправности: слабая искра; окисление контактов прерывателя; нарушение нормальной величины зазора между ними; нарушение контакта в соединениях про-’ водов; периодическое замыкание на массу проводов и изолированных элементов; малое напряжение в первичной цепи; пробой крышки распределителя; пробой изоляции высоковольтных проводов; отказ свечей зажигания.

Обнаружение причины неисправности производится проверкой элементов системы зажигания на бесперебойность их работы.

Для проверки свечей зажигания необходимо вывернуть их и осмотреть. Неработающая свеча имеет сырую поверхность в районе электродов. Неработающую свечу иногда можно определить по меньшему нагреву ее корпуса по сравнению с нагревом работающих свечей.

На 4- и 6-цилиндровых двигателях работу свечей можно проверить поочередным замыканием их центральных электродов на массу. Если при замыкании электрода свечи на массу скорость вращения вала двигателя уменьшилась — свеча исправна, а если не уменьшилась, то данная свеча (цилиндр) не работает. Неработающую свечу необходимо очистить от нагара, проверить и отрегулировать зазор между электродами, работоспособность свечи проверить на приборе модели 514-2М

Нарушение момента зажигания. Признаки: снижение мощности и ухудшение экономичности двигателя, возможны выстрелы в глушитель, хлопки в карбюратор.

Читать еще:  Как правильно ездить по ужасным дорогам

Возможные причины неисправности: нарушена установка зажигания; подключение некоторых проводов свечей не соответствует порядку работы двигателя; отказ в работе или нарушение регулировки центробежного или вакуумного регуляторов опережения зажигания. Для обнаружения причины неисправности необходимо проверить установку зажигания дорожными испытаниями и произвести ее корректировку. При необходимое-ти снять распределитель зажигания с двигателя и проверить работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов на стенде модели СПЗ -8М.

Особенности проверки транзисторных систем зажигания связаны с наличием транзисторного коммутатора и его цепи управления. Если транзисторный коммутатор ТК102 исправен, то при замыкании его клеммы Р на массу лампочка, подключенная между немаркированной клеммой транзисторного коммутатора и массой, не должна гореть, а при отключении провода от клеммы Р транзисторного коммутатора должна загореться. Если транзисторный коммутатор ТК200 исправен, то при подаче на его разъем Д напряжения от клеммы « + » генератора или добавочного резистора сила разрядного тока по амперметру должна уменьшиться. Если амперметр не реагирует на подаваемый сигнал к разъему Д, то коммутатор вышел из строя.

Указанные методы проверки транзисторных коммутаторов приемлемы при условии исправности первичной цепи до безымянной клеммы на ТКЮ2 и до клеммы КЗ на ТК200.

Цепь управления проверяется на отсутствие обрыва и замыкания на массу с помощью контрольной лампы А12-1.

Для проверки цепи управления коммутатором ТК200 необходимо подключить контрольную лампу между наконечником провода, отсоединенным от разъема Д коммутатора, и клеммой «+12 В» добавочного резистора или клеммой « + » генератора. Если контрольная лампа горит слабым накалом, то цепь управления исправна, а если лампа не горит или горит полным накалом, то в цепи управления соответственно обрыв или замыкание на массу.

Неисправности других приборов системы зажигания. К характерным неисправностям катушки зажигания можно отнести обрывы и межвитковые замыкания в первичной и вторичной обмотках. Это приводит к отказам или перебоям в работе системы зажигания. Проверяется работоспособность катушки на стенде модели СПЗ -8М. Катушка зажигания, отказавшая в работе, ремонту не подлежит и заменяется на исправную.

Неисправности распределителя зажигания рассматривались выше. Они могут быть обнаружены визуальным осмотром или проверкой его на стенде модели СПЗ -8М Эти неисправности приводят к отказам, перебоям в работе системы зажигания, а также нарушению опережения зажигания. Изношенные и поврежденные детали, как правило, заменяются на исправные.

Для распределителя Р351 характерны неисправности, связанные с наличием магнитоэлектрического датчика. Это обрыв или межвитковые замыкания в обмотке статора, заедание ротора в статоре и ослабление упругости контактной пружины.

Статор с межвитковыми замыканиями и обрывами в обмотке заменяется на исправный.

Характерные неисправности свечей зажигания: износ электродов свечи, отложение нагара на нижней части изолятора, трещины изолятора, нарушение герметичности изолятора в корпусе свечи. Эти неисправности обычно приводят к отказу или перебоям в работе свечи. Очистку свечи от нагара и проверку ее работоспособности производят на приборе модели 514-2М. Регулировку зазора между электродами свечи осуществляют подгибанием бокового электрода. Свечи с трещинами изолятора, обломанными боковыми электродами, нарушенной герметичностью изолятора в корпусе ремонту не подлежат и заменяются на исправные.

Транзисторный коммутатор при выходе из строя подлежит замене на исправный или ремонту в специальной мастерской.

Добавочный резистор в случае его перегорания подлежит замене.

Неисправности системы зажигания

Характерными неисправностями могут быть: отсутствие тока низкого или высокого напряжения, перебои в работе системы зажигания; неправильная установка системы зажигания.

Работоспособность системы зажигания проверяют следующим образом: откручивают винты крепления крышки экрана распределителя и снимают ее, вынимают провод высокого напряжения от катушки зажигания из центрального гнезда крышки распределителя, устанавливают его с зазо­ром 4. 5 мм между концом провода и массой;

включают зажигание, через 15. 30с выключают зажигание, при этом в зазоре должен наблюдаться искровой разряд;

проверяют наличие искрового разряда при вращении коленчатого вала стартером или пусковой рукояткой с частотой вращения не менее 30 мин. Наличие искрового разряда подтверждает исправность приборов системы зажигания.

Если при проверке указанным способом искрового разряда нет, то ‘это указывает на отсутствие тока в цепи низкого или высокого напряжения. Сначала нужно установить, в какой из этих цепей есть нарушения. Для этого включают зажигание, проворачивают коленчатый вал пусковой рукояткой и наблюдают за амперметром. Если стрелка амперметра стоит неподвижно, то отказ в цепи низкого напряжения, а если совершает колебания, то отказ в цепи высокого напряжения.

Причинами неисправности цепи низкого напряжения могут быть: замыкание или обрыв на участке цепи до клеммы КЗ (см.рис .73) транзистор­ного коммутатора, отказ транзисторного коммутатора, замыкание на массу или обрыв цепи управления транзисторным коммутатором.

Для проверки цепи на участке до клеммы КЗ транзисторного коммутатора необходимо отсоединить провод от этой клеммы и подключить контрольную лампу А12-1 между отсоединенным проводом и массой. Если при включенном зажигании лампа горит, то этот участок цепи исправный. Если же лампа не горит, то необходимо последовательным отключением элементов цепи (проводов катушки зажигания, добавочного сопротивления) определить неисправный участок цепи. Исправным считается тот участок цепи, подключение контрольной лампы к которому обеспечивает ее горение. Неисправным будет элемент, после отключения, которого контрольная лампа загорается. В неисправном элементе устраняют обрыв или замыкание на массу, при невозможности устранить неисправность элемент меняют на исп­равный.

Для проверки транзисторного коммутатора отсоединяют провод от его разъема 2 и на эту клемму подают импульс напряжения от клеммы генератора или добавочного резистора, при этом стрелка амперметра должна колебаться.

Если амперметр не реагирует на подаваемые импульсы, то коммута­тор неисправен.

Для проверки цепи управления транзисторным коммутаторов (датчика импульсов и провода до клеммы 2) контрольную лампу подсоединяют между наконечником провода, отсоединенного от разъема Д коммутатора и клеммой +12В добавочного резистора. Если контрольная лампа горит слабым накалом, то цепь управления исправна, а если лампа не горит или горит полным накалом, то в цепи управления соответственно обрыв или замыкание на массу.

Читать еще:  Как заменить тормозные колодки на Renaul Duster

Если цепь низкого напряжения исправна, то необходимо искать при­чину отказа в работе системы во вторичной цепи. Причинами неисправности этой цепи могут быть: выход из строя вторичной обмотки катушки зажигания или пробой центрального провода на массу, трещины и прогары в крышке распределителя, сильное загрязнение во внутренней поверхности или отсутствие угольного электрода в крышке, пробой ротора распределителя.

Для обнаружения причины неисправности следует вытащить центральный провод из гнезда крышки распределителя проверить наличие искры между проводом и массой. Отсутствие искры свидетельствует о выходе из строя катушки зажигания или о пробое центрального провода. Если же искра на центральном проводе пробивает зазор не менее 4. 5 мм, то необходимо снять крышку распределителя и осмотреть ее на отсутствие грязи, прогаров, трещин, а также на наличие угольного электрода в крышке.

Для проверки изоляции ротора следует поднести к его контактной пластине провод высокого напряжения от катушки зажигания и провернуть коленчатый вал. Наличие искры в зазоре между проводом и пластиной ротора свидетельствует о пробое ротора на массу, такой ротор необходимо заменить.

Признаками перебоев в работе системы зажигания являются перебои в работе двигателя, выстрелы в глушителе. Возможные причины неисправ­ности: нарушение контактов высоковольтных проводов в крышке распре­делителя или на свечах зажигания, наличие трещин в роторе или крышке распределителя, отказ в работе свечей зажигания.

Обнаружение причины неисправности достигается проверкой всех элементов системы зажигания, заменой неработоспособных приборов.

Признаками нарушения опережения зажигания являются выстрелы в глушителе, хлопки в карбюраторе, снижение мощности и экономичности двигателя.

Возможные причины неисправности: нарушение установки зажигания, подключение некоторых проводов к свечам не в соответствии с порядком работы цилиндров, нарушение в работе центробежного регулятора.

Для устранения неисправности следует проверить правильность ус­тановки зажигания, соответствие подключения проводов к свечам порядку работы двигателя. Работоспособность регулятора опережения зажигания проверяют на стенде.

Система зажигания может быть надежной и долговечной в эксплуата­ции при соблюдении определенных условий. Запрещается: оставлять включенным зажигание при неработающем двигателе; подсоединять вывод «+» аккумуляторной батареи на массу, а вывод «-»в сеть электрооборудования;

закорачивать добавочный резистор в системе зажигания, менять местами провода, присоединенные к добавочному резистору;

допускать работу распределителя зажигания с отсоединенными или поврежденными вентиляционными шлангами;

ставить вместо вышедших из строя катушки зажигания, транзистор­ного коммутатора, добавочного резистора другие типы аналогичных прибо­ров.

Диагностика системы зажигания

Смотрите также

Ошибка p0351 p0352 p0353 p0354 — что значит

    9 0 7k

Замена и ремонт модуля зажигания Опель двигателя Z18XE

    2 0 3k

Проверка зажигания осциллографом

    44 0 41k

Как найти искру?

    30 0 42k

Нет искры

    91 5 206k

Зачастую причиной того, что машина не заводится, являются проблемы с ее системой зажигания. Для того, чтобы выявить проблему, нужно выполнить диагностику зажигания. Порой бывает сделать это нелегко, поскольку, во-первых, велико количество диагностируемых узлов (проблемы могут быть в свечах, различных датчиках, трамблере и других элементах), а во-вторых, для этого нужно пользоваться дополнительным оборудованием — мотор-тестером, омметром, сканером для выявления ошибки на машинах, оборудованных ЭБУ. Далее рассмотрим эти ситуации детальнее.

Система зажигания автомобиля

Общие рекомендации при поломке

Чаще всего поломки в системе зажигания автомобиля связаны с нарушением качества электрических соединений в цепи, либо утечкой тока в высоковольтных проводах. Кратко перечислим, на что в первую очередь необходимо обращать внимание при возникновении проблем в работе системы зажигания автомобиля, а также по какому алгоритму действовать.

  1. Проверьте состояние заряда аккумуляторной батареи с помощью вольтметра. Напряжение на нем должно быть не ниже 9,5 В. В противном случае аккумулятор нужно зарядить или заменить.
  2. Проверьте качество контактов на катушечного модуля на всех свечах зажигания.
  3. Проведите ревизию всех свечей. Они не должны иметь значительный черный нагар, а расстояние между электродами должно составлять около 0,7. 1,0 мм.
  4. Снимите и проверьте датчики распределительного и коленчатого валов. В случае необходимо нужно провести их замену.

Чаще всего проблемы кроются в нарушении качества контактов или утечке тока в высоковольтных проводах. Проверьте их изоляцию, состояние катушки зажигания, замка зажигания, предохранителя катушки.

Распространенные причины неисправностей

Поврежденный высоковольтный провод зажигания

Чаще всего неисправности в системе зажигания возникают в контактных соединениях электрических цепей, в том числе на высоковольтных проводах. Часто вследствии разрушения их изоляции искра пробивает на корпус, из-за чего возникают проблемы в работе двигателя. Пробитую изоляцию высоковольтных проводов хорошо проверять в темноте. Тогда появляющуюся искру хорошо видно.

Всегда следите за чистотой изоляции высоковольтных проводов. Дело в том. что попадающее на их поверхность масло сильно размягчает изоляцию, и притягивает к ней частицы пыли и грязи, которая может стать причиной пробоя искры.

На изоляторах свечей могут возникнуть “дорожки”, по которым проходит пробой. Если питание не подходит к высоковольтным проводам, то необходимо проверить низковольтные части системы зажигания, в частности, подачу напряжения от аккумулятора на катушку зажигания. Возможными неисправностями могут стать выключатель зажигания или выход из строя предохранителя.

Свечи зажигания

Электроды на свече зажигания

Часто причинами неисправностей в системе являются проблемы со свечами зажигания. На исправной свече:

  • электроды на ней не подгорелые, а зазор между ними составляет 0,7. 1,0 мм;
  • нет черного нагара, сколов изолятора на корпусе;
  • на наружном изоляторе свечи нет следов прогара, а также трещин или механических повреждений.
Читать еще:  Как сэкономить на КАСКО

Информацию о том, как по нагару свечи определить ее состояние и провести диагностику двигателя вы можете почитать в отдельной статье.

Пропуски зажигания

Появление отдельных пропусков зажигания может возникнуть по двум причинам:

  • нестабильные контактные соединения или непостоянный дефект в низковольтной части системы зажигания;
  • неисправность высоковольтного контура системы зажигания или повреждение бегунка.

Бегунок и крышка трамблера

Причинами пропуска зажигания могут быть неисправности в работе датчиков положения коленчатого и распределительного валов (как проверить датчик Холла вы можете посмотреть в отдельном материале).

На карбюраторных автомобилях проблемным местом является крышка трамблера. Часто на ней возникают трещины или повреждения. Диагностику необходимо выполнять с обеих сторон, предварительно протерев ее от пыли и грязи. Нужно обратить внимание на возможное наличие трещин, угольных дорожек, прогоревших контактов и других дефектов. Также нужно проверить состояние щеток, и плотность их прижимания к контактной поверхности бегунка. По окончании ревизии желательно побрызгать поверхность системы влагопоглотителем.

Катушка зажигания

Частой причиной проблем в системе становится катушка зажигания (далее КЗ). Ее задача — образование высоковольтного разряда на свече зажигания. Конструктивно катушки бывают разными. На старых машинах использовались катушки с одной обмоткой, на более современных — сдвоенные или монолитные модули, содержащие высоковольтные провода и наконечники. В настоящее время чаще всего устанавливают катушки для каждого цилиндра. Они монтируются непосредственно на свечи, их конструкция не предусматривает использование высоковольтных проводов и наконечников.

На старых автомобилях, где КЗ устанавливалась в единственном экземпляре, ее выход из строя (обрыв обмотки или короткое замыкание в ней) автоматически приводил к тому, что машина попросту не заводилась. На современных автомобилях в случае возникновения проблем на одной из катушек двигатель начинает “троить”.

Выполнить диагностику катушки зажигания можно различными методами:

  • визуальным осмотром;
  • с использованием омметра;
  • при помощи мотор-тестера (осциллографа).

При визуальном осмотре необходимо внимательно осмотреть токоизоляционные части. На них не должно быть следов нагара, а также трещин. Если в процессе осмотра вы выявили подобные дефекты — это значит, что катушка однозначно подлежит замене.

Диагностика неисправностей зажигания подразумевает замер сопротивления изоляции на первичной и вторичной обмотках катушки зажигания. Измерить его можно с помощью омметра (мультиметра, работающего в режиме замера сопротивления), произведя измерения на выводах обмоток.

Подробная информация о проверке представлена в статье о том, как проверить катушку зажигания. А наиболее точный и совершенный метод диагностики катушки зажигания и всей системы проводится при помощи мотор-тестера (осциллографа).

Диагностика модуля зажигания

Модуль зажигания двигателя

Упомянутую диагностику необходимо проводить при возникновении следующих неисправностей:

  • нестабильный холостой ход двигателя;
  • провалы мотора в режиме разгона;
  • двигатель троит или двоит.

В идеале для диагностики модуля зажигания необходимо использовать профессиональный сканер и мотор-тестер. Однако поскольку это оборудование стоит дорого и используется лишь на профессиональных СТО, то для рядового водителя остается возможным проверить модуль зажигания лишь подручными средствами. В частности, методов проверки существует три:

  1. Замена модуля на заведомо рабочий. Однако тут существует ряд проблем. Первая — отсутствие машины-донора. Вторая — другой модуль должен быть точно таким же, как и проверяемый. Третья — высоковольтные провода должны быть заведомо исправны. Поэтому этот метод используют очень редко.
  2. Метод шевеления модуля. Для диагностики узла необходимо всего лишь пошевелить колодку проводов, а также сам модуль. Если при этом режим работы двигателя заметно меняется — это значит, что где-то имеется плохой контакт, который необходимо исправить.
  3. Замер сопротивления. Для этого вам понадобится омметр (мультиметр, работающий в режиме измерения электрического сопротивления). Щупами прибора замеряют сопротивление на выводах между 1 и 4, и также 2 и 3 цилиндрами. Значение сопротивления должно быть одинаковым. Что касается его величины, то оно может быть разным у разных машин. Например, у ВАЗ-2114 это значение должно находиться в районе 5,4 кОм.

Электронная система управления двигателем

Практически все современные автомобили снабжены электронным блоком управления (ЭБУ). Он автоматически подбирает оптимальные рабочие параметры для двигателя на основании поступающей от датчиков информации. С его помощью можно диагностировать возникшие поломки в различных автомобильных системах, в том числе в системе зажигания. Для диагностики необходимо подключить специальный сканер, который в случае возникновения ошибки покажет вам ее код. Зачастую ошибка в работе системы может возникнуть из-за поломки одного из электронных датчиков, дающих информацию для ЭБУ. Об ошибке вам сообщит электронный сканер.

Диагностика системы зажигания с помощью осциллографа

Часто при профессиональной проверке системы зажигания автомобиля используют прибор под названием мотор-тестер. Его основная задача — мониторинг осциллограммы высокого напряжения в системе зажигания. Кроме этого, с помощью этого прибора можно посмотреть следующие рабочие параметры в реальном времени:

Полный набор мотор-тестера для диагностики авто

  • напряжение искры;
  • время существования искры;
  • пробивное напряжение искры.

Вся информация выводится на экран в виде осциллограммы на экран компьютера, что дает исчерпывающее представление о рабочих характеристиках свечей и других элементов системы зажигания автомобиля. В зависимости от системы зажигания диагностика проводится по разным алгоритмам.

В частности, классическое (трамблерное), индивидуальное и DIS системы зажигания проверяются с помощью осциллографа по-разному. Подробную инструкцию об этом вы можете найти в отдельной статье посвященной проверке зажигания осциллографом.

Выводы

Неисправности в системе зажигания автомобиля порой могут обернуться большими проблемами в самый неподходящий момент. Поэтому рекомендуем вам периодически проводить процедуру осмотра ее основных элементов (свечей зажигания, высоковольтных проводов, катушки зажигания). Проверка эта несложная, и вполне под силу даже неопытному автомобилисту. А в случае возникновения сложных поломок рекомендуем обратиться за помощью на СТО для того, чтобы провести детальную диагностику с помощью мотор-тестера и другого диагностического оборудования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]