Вибрация руля. Причины и их ремонт
Вибрация руля: когда возникает и как ее устранить
A6 wagon (4A, C4) (06.94 – 12.97)
A4 sedan (8E2, B6) (11.00 – 11.04)
С вибрацией, или, как ее еще называют, стуком руля сталкивались многие автолюбители. Небольшую вибрацию можно считать нормальной, но вот сильно отдающий в руки стук нормальным назвать нельзя. На самом деле вибрация руля может свидетельствовать о наличии проблем, которые не связаны напрямую с рулевым механизмом. Как и в случае с практически всеми автомобильными механизмами, игнорирование проблемы может иметь серьезные последствия. Давайте разберемся и заодно изучим вопрос того, как возникновение проблем можно предотвратить.
Когда водитель чувствует вибрацию руля
Практика показывает, что с проблемой биения руля знакомы практически все владельцы авто. Однако ситуаций, при которых это самое биение можно наблюдать, несколько. И вот о каких ситуациях идет речь:
- Торможение авто;
- Резкие повороты на ухабистой дороге;
- Размеренное движение на небольшой скорости;
- Движение на весьма большой скорости – от 80 и выше километров в час.
Как видите, перечислены совершенно разные ситуация. Их нужно разбирать по-отдельности, что мы сейчас и сделаем. Сразу отметим, что игнорировать такую проблему нельзя, а решается она, как правило, довольно быстро. Хоть с диагностикой и покупкой запчастей или шин можно влететь в копеечку, траты оправданы безопасностью и комфортностью дальнейшей езды.
Вибрации на высоких скоростях
На скоростях свыше 80 километров в час руль может ощутимо биться. Как правило, биения становятся особенно сильными уже со 100 километров в час. И дело тут в чем: когда масса колес в различных точках не выровнена (колеса не отбалансированы) по ходу движения на большой скорости возникает т.н. центробежная сила, которая утягивает за собой одно из колес. Водитель это чувствует, держась за руль – он начинает сильно вибрировать. Но и это не все! Как показала практика, действие центробежной силы как-бы подкрепляется рядом прочих факторов. Среди них:
- Деформация колесных дисков. Обычно биение руля наблюдается при механических повреждениях дисков, которые эксплуатируются уже долгое время. В редких случаях диски могут иметь дефект уже с завода – если вы заметили это в первое время после покупки, обязательно верните диски продавцу;
- Деформация поверхности шины. А именно, боковой поверхности. Такую деформацию еще называют грыжей. Обратите внимание на каждое из колес – если хотя бы одна шина имеет хорошо заметное вздутие или механический дефект вообще, ее нужно заменить;
- Поломка ступичного подшипника. Если ступичный подшипник вышел из строя, вращение колеса не будет достаточно плавным. Водитель сможет ощутить это через руль;
- Слабая накачка колес. Обычно слабо накачанные колеса не напоминают о себе через руль – начинает вибрировать вся машина, – но не упомянуть о такой проблеме попросту нельзя.
Запчасти на Chevrolet aveo
AVEO sedan (T250) (05.05 – )
Запчасти на Chevrolet lacetti
LACETTI sedan (J200) (03.03 – )
Попробуйте набрать скорость и убедиться, что руль бьется именно при быстром движении. Затем остановить и тщательно осмотрите покрышки. Следующий этап : проверка ступичного подшипника, балансировка колес. Заметьте, что дефективные шины могут стать причиной вибрации руля даже в том случае, если колеса идеально отбалансированы. Также при посещении мастерской рекомендуем заострить внимание специалиста на вопросе правильной установки колес. В некоторых случаях установленные ступицы попросту не подходят к колесными дискам. Горе-мастера также могли неправильно затянуть колесные болты или же гайки с конусными основаниями.
Вибрация руля на малой скорости
Не самая частая проблема, ведь, согласно статистике, водители чаще жалуются на биения руля на высокой скорости. Однако из этой статистики мы можем почерпнуть кое-что весьма интересное: у владельцев авто чаще начинаются проблемы подобного характера в зимнюю пору. Если начал бить руль на небольшой скорости, стоит задуматься о следующем:
- Не набрали ли колесные диски большое количество грязи. Может, это и звучит не слишком правдоподобно, но грязные диски могут провоцировать вибрацию руля. То же касается налипшего на дисках снега и льда;
- Хороши ли затянуты колесные болты. Классическая причина вибрации руля;
- В каком состоянии шаровые опоры. Как правило, сильно изношенные шаровые опоры становятся причиной биения руля при наборе скорости;
- Нет ли деформации дисков. Также весьма частая причина вибрации. Поначалу деформируемые диски лишь слегка дергаются, но уже спустя некоторое время они напоминают о себе через руль.
Как видите, причины сугубо технические. Достаточно осмотреть колесные диски и провести диагностику шаровых опор . Также советуем обратить внимание на крепление двигателя. Иногда бывает и так, что вибрации руля наблюдаются на автомобилях с сильно изношенным вентилятором кондиционера, поскольку он постоянно работает на максимуме оборотов.
Биения руля на поворотах или на ухабистой дороге
Здесь все интереснее. Если биения руля наблюдаются на больших или малых скоростях, нужно проверять колесные диски, крепежи, а также отбалансировать колеса. А вот если проблема наблюдается на поворотах или же по ходу езды по некачественной дороге, проверить нужно несколько элементов ходовой и рулевого механизма:
- Наконечники рулевых тяг. Если езда по ухабистым дорогам сильно отдает в руль, нужно проверять именно наконечники. По-хорошему это нужно делать на смотровой яме и с помощником, который будет проворачивать рулевое колесо, пока вы следите за работой наконечников. В наконечниках первыми изнашиваются вкладыши и пыльники;
- Рулевая рейка. Если на плохих дорогах водитель чувствует вибрацию, переходящую в хорошо ощутимые удары, стоит проверить крепление рулевой рейки. Также проверьте втулку – она изнашивается относительно быстро;
- ШРУС. Здесь все просто: если водитель слышит «хруст» в районе колеса, нужно менять соответствующий ему шарнир;
- Амортизаторы. Задача амортизаторов в том, чтобы смягчать удары, повышать безопасность и комфорт от езды. Иногда водители привыкают к жестким амортизаторам и даже начинают ездить осторожнее, но если руль начал вибрировать, амортизаторы стоит проверить и, в случае необходимости, заменить;
- Сайлентблоки. Простейшая диагностика сайлентблоков на поднятом автомобиле включает в себя визуальный осмотр, изучение поведения рычагов при раскачивании, а также прослушивание с целью выявления стуков. Эксперты советуют сразу менять сайлентблоки, не вызывающие доверия;
- Подшипники рулевого редуктора. Они нередко становятся причиной вибрации руля. Если рулевой редуктор стучит при вхождении в поворот, а сам руль начинает ощутимо вибрировать, стоит проверить упорные подшипники.
Как видите, диагностику подвески и рулевого механизма можно провести самостоятельно. Здесь будет очень кстати смотровая яма или домкрат, а также помощь второго человека . Впрочем, мы рекомендуем обратиться на СТО – специалисты проведут диагностику намного быстрее и качественнее. Что касается выбора запчастей для ремонта, то здесь стоит отдавать предпочтения или оригиналам, или тем производителям, которые поставляют свои товары автоконцернам.
Биения руля при торможении
Нередко причины биений нужно искать в тормозной системе. А именно, в тормозных дисках и колодках. Как наверняка знают все автолюбители, тормозные диски сильно греются по ходу эксплуатации. Процесс термического расширения металлов, которое просто называют деформацией вследствие перегрева, становится причиной вибрации руля. Тормозные диски при нагреве и последующем быстром охлаждении становятся волнистыми, а барабан попросту неровным. Также нельзя не упомянуть о проблеме загрязнения тормозных дисков.
Обратите внимание на тормозные колодки. После притирки их поверхность не всегда становится идеально ровной. После нажатия на педаль тормоза из-за неправильной формы колодок тормоза начинают вибрировать, и эта самая вибрация передается на руль. Также стоит изучить суппорт – он может прижимать колодки к диску неравномерно , что становится причиной вибраций. Тормозные суппорты нужно чистить от ржавчины и смазывать.
Вибрации на стоянке и холостых
Иногда владельцы авто жалуются на вибрацию руля при холостых оборотах и при попытках тронуться с места. Сама вибрация при этом бывает довольно сильной. Особенно часто проблема дает о себе знать в поддержанных автомобилях, ранее не подвергавшихся частым ремонтом и заменам отдельных комплектующих. Вибрация на холостых может быть вызвана чем-то из этого:
- Износ подушек силового агрегата. В этом случае подушки нужно поменять и на всякий случай проверить сам двигатель – если он начал вибрировать после капитального ремонта, проверка является обязательной;
- Износ рулевой рейки. А если быть точным, износ либо всего приводного вала рейки, либо шлицевой части вала. Биения руля с такой рейкой будут усиливаться по мере повышения скорости.
Здесь поможет только проверка и замена износившихся деталей. Помните о том, что смежная с двигателем резинометаллика имеет не самый большой эксплуатационным ресурс и должна регулярно меняться. В среднем, их ресурс составляет 100-120 тысяч километров . На практике этот пробег может быть как ощутимо больше, так и несколько меньше. Ресурс запчастей-аналогов значительно меньше.
Чем чревато игнорирование проблемы
Если при езде систематически бьет в руль и вы к этому даже привыкли, не стоит думать, что проблема не будет иметь последствий. Опытные автолюбители наверняка знают, что даже самые износоустойчивые механизмы не терпят частой и сильной вибрации . Она может вывести из строя практически любой механизм. Положительного влияния на водителя она тоже не оказывает. Помните, что вибрация руля может усиливаться со временем. Вот например:
- По какой-либо из причин руль начал слегка биться. Проблема игнорируется;
- Сильнее изнашиваются шины. Биения становится сильнее;
- Сильно изнашиваются подшипники, комплектующие подвески, отдельные элементы рулевого механизма. Управлять транспортным средством становится намного сложнее.
Эксперты уверены в том, что главной проблемой вибраций являются колеса, а отдельных случаях и тормоза. Подвеска автомобиля с постоянно вибрирующим рулем со временем просто становится слабее и отдельный ее элемент может выйти из строя намного раньше положенного . Опасно здесь то, что водитель проблемного автомобиля становится менее внимательным и более раздражительным, что вкупе с техническими недостатками транспортного средства может стать причиной аварии.
Вывод
Вибрация двигателя может указывать на множество проблем в различных узлах автомобиля. Это и тормоз, и ходовая, и сам рулевой механизм, а иногда даже крепежные элементы двигателя. Так как вибрации лишь указывают на нечто большее, автолюбителю ни в коем случае нельзя игнорировать проблему – нужно как можно раньше спланировать поездку на СТО и проведение ремонтных работ. Самостоятельно владелец авто может сделать лишь несколько вещей: проверить тормоза и колеса, смазать тормозные механизмы, заменить наконечники тяг или же подтянуть рулевую рейку, а также проверить состояние пыльников и сайлентблоков.
Причины вибрации руля автомобиля
Если даже плохая сборка салона машины – а она проявляет себя в дребезжании пластиковых элементов и стекол – сильно раздражает автовладельцев, то вибрация руля автомобиля способна запросто довести их до нервного тика. Это очень назойливый процесс! Между тем это действительно серьезная неисправность, требующая немедленного ремонта. Причем самостоятельно проводить его нет смысла, так как совладать с бедой не получится, причин бывает много. Соответственно, начинать нужно с профессиональной диагностики – только специалисты на современном оборудовании помогут владельцу машине не тратить зря времени.
При торможении, на неподвижном автомобиле и повороте
Деформация тормозных дисков и барабанов, то есть изменение их геометрии – основная причина появления вибрации при торможении. Эта беда может быть спровоцирована перегревом тормозных дисков, температура которых вначале резко повышается, а затем точно так же резко падает. Бывают случаи и заводских дефектов этих элементов.
Если автомобиль заведен, но не движется, а биения все равно себя проявляют, проблему следует искать в приводном валу рулевой рейки либо креплении мотора. В последнем случае даже на холостом ходу в руку бьет довольно ощутимо, и такая проблема часто характерна для машин с большим пробегом. И как только автомобиль начинает набирать скорость, степень вибрации возрастает до того, что продолжать движение просто опасно. Впрочем, и во втором варианте – износе приводного вала рулевой рейки, а иногда и деформации самого вала – проблема проявляет себя таким же образом.
Если появление вибрации проявляет себя при входе в поворот, то почти со 100-процентной вероятностью можно утверждать, что дело в сайлентблоках либо ШРУСАХ.
В любом случае ездить на автомобиле с такими вибрациями нельзя, так как довольно быстро разрушаются элементы рулевого механизма. А это – прямой путь к потере управляемости и, как следствие, к дорожно-транспортному происшествию.
В движении
Факторов, связанных с вибрацией руля автомобиля во время езды, немало. Причем неприятность может проявляться как на средних – до 60 км в час – так и более высоких скоростях.
Во-первых, обычно данная проблема неожиданно «вылезает» после смены поры года, когда зимние покрышки меняют на летние, и наоборот. Причина может крыться в плохой балансировке колес, приводящая не только к дискомфорту, но и неравномерному износу шин. А если не повезет, то достанется и элементам подвески, особенно подшипникам ступиц.
Во-вторых, биения же на малых скоростях тоже могут быть обусловлены разбалансировкой колесных дисков, которые могут с внутренней стороны забиться грязью и снегом. Определить это можно достаточно точно – как только скорость движения вырастает, вибрации исчезают.
Третья причина неисправности – искривление колесных дисков после попадания автомобиля в глубокую выбоину или производственный дефект. В данном случае это определяется визуально, вот только гнет обычно внутреннюю сторону колес. Соответственно, их придется снимать. Причем все 4! Поэтому лучше заехать на шиномонтаж и не заниматься рутинным делом самому.
В-четвертых, руль может «лихорадить» из-за дефектных шин, у которых деформированы боковины или корд. Однако нельзя стопроцентно пенять на производителя, если владелец машины постоянно ездит по дорогам с выбоинами. Это провоцирует «грыжи». И нельзя не упомянуть, что причины вибрации руля автомобиля даже на низкой скорости могут крыться в элементарной неравномерности давления в колесах.
Наконец, если на средней и высокой скорости рулевое колесо сильно отдает в руку, это может означать, что колесо «скачет» на ступице из-за неравномерности затяжки крепежных болтов или их ослабленности. Также причиной проблемы может стать сам автовладелец, поставивший на машину комплект неоригинальных колесных дисков, у которых отверстия не подходят под диаметр болтов. В итоге, чем выше скорость – тем сильнее вибрация руля.
Причины вибрации руля и способы устранения
Почему вибрирует руль?
Такой вопрос може озадачить каждого автолюбителя. Это может быть временное явление, например попадание колеса в выбоину на большой скорости. Постоянная вибрация может иметь место при сезонной смене шин, если не выполнена балансировка. Неопытного водителя может сбить с толку непредсказуемость вибрации: она может возникать на скорости, может носить временный характер. Иногда вибрации носят спонтанный характер, т.е. непонятно откуда появляются, и так же спонтанно и исчезают.
Необходимо отличать вибрацию в движении и биение руля во время торможения, потому что это причиной тому являются совершенно различные ситуации. В любом варианте руль бьет при движении из-за неравной массы нескольких или одного колеса. Выделяют пять основных причин, которые могут идти в связки, а могут возникать по отдельности.
Балансировка колес
Данная проблема возникает два раза в год после смены шин в конце сезона. Если в шиномонтажной мастерской поставили баланс неправильно, или используя старые метки, которые не всегда соответствуют новой резине, или как крайний вариант просто не балансировались. Эта проблема легко устранима – просто нужно заставить исполнителей исправить брак замены шин, либо обратиться в другой шиномонтаж.
Грязь на дисках
Это головная боль любого автолюбителя в зимнее время. А у тех, кому приходится ездить круглый год по пересеченной местности, это проблема сезона не имеет. Проблема здесь в том, что не все диски рассчитаны на такие условия, но из-за красоты водители используют именно их, не смотря на несоответствие климатическим условиям. Диски накапливают снег и грязь, но самостоятельно очиститься во время тряски и движения не могут и их нужно очищать вручную. В критических случаях грязь до такой степени утрамбовывается и присыхает, что превращается в монолит с осевым диском. Такие накопления создают серьезный противовес чистому колесу. Если руль дергается, необходимо проверить отсутствие таких накоплений.
Статический дисбаланс
Возникает при нарушении геометрии колеса, это относится как к окружности диска, так и окружности покрышки. Расхожая фраза на авторемонте – диск разбился. В самых плохих вариантах возможна и деформация диска от постоянных и сильных ударов. Обычно возникает от удара об бордюр, частой причиной могут быть некачественно вулканизированные шины, ну а если вам не повезло, то покрышки могли исказиться и при неправильном хранении. И заводской брак никто не отменял. Если в колесе возник статический дисбаланс, то эта проблема решается несложной балансировкой на станке, но после установки на автомобиль биение появится снова. При таком варианте придется измерить биение на установленном на автомобиль колесе. Для этого следует обратиться в продвинутую шиномонтажную мастерскую, имеющую специальное оборудование и дающую гарантию, что они определят причину биения, устранят ее и дадут гарантию, что какой-то определенный срок проблема снова не появится.
Деформация ступицы
Наиболее редкая проблема, из-за которой бьет руль – это деформация ступицы. Она может быть сопряжена и с другими поломками элементов подвески. Эту проблему можно попытаться решить собственными силами, до обращения в автомастерскую. Поднимаем машину со стороны бьющего колеса на домкрат, и прокручиваем его с прикладыванием прибора, который измерит отклонения. Необходимо узнать точно, колесо или диск не имеют статического дисбаланса. Если колесо поставлено криво или не соответствует параметрам ступицы, то это может вызывать сильные вибрации. На данный вопрос легко получить ответ, если одеть колесо на ступицу. После этого проверяем колесо на предмет люфта, без прокручивания, колесо нужно подвигать вверх и вниз, при необходимости назад и вперед, если при этом ощущается легкое пошатывание, значит люфт присутствует. В таком случае очевидно, что окружность центрального отверстия диска больше осевой окружности, и бить будет постоянно, такой диск к эксплуатации на вашем автомобиле не пригоден. Единственно возможным вариантом являются дисковые шайбы, но их нужно выточить индивидуально на каждое колесо, что создает еще одну проблему, которую не всегда можно быстро решить.
Еще может быть причиной банальный непрофессионализм работников шиномонтажников, и неопытных водителей, которые затягивают конусные дисковые болты одновременно и до упора, что естественно является причиной искривления. Хороший совет в таком случае – болты затягиваются постепенно, через один, обязательно поначалу руками. Такие работы выполняются при висящем колесе. После окончания ручного зажима, потихоньку опять с чередованием зажимаем пневмопистолетом или ключом.
В заключение хочется сказать, что вибрация руля говорит о надвигающихся проблемах, игнорирование таких сигналов привод к авариям. При появлении вибрации, необходимо сразу же искать ее причину.
Односторонний дисбаланс может успешно перейти в двухсторонний, не говоря уже о том, что при сильных нагрузках катастрофически изнашивается резина. Двусторонний дисбаланс создает различный резонанс, колеса смещаются друг к другу и при езде, а особенно при наборе скорости и при торможении будет постоянно ощущаться биение и вибрация. Данная проблема требует немедленного разрешения.