Как не нарваться на поддельные запчасти
Подделки запчастей и контрафакт: что у них общего и как с ними бороться?
Несколько лет назад 20% рынка составлял контрафакт. Два года назад контрафактные запчасти по некоторой информации уже занимали 30% только российского рынка. На фоне изменения экономической ситуации не трудно понять тенденцию и представить нынешние масштабы. Но для того, чтобы ответить на ключевые вопросы, для начала нужно разобраться в сути понятий «подделка» и «контрафакт».
Массовое существование поддельных и контрафактных автозапчастей привело к тому, что существует массовое мнение о схожести данных понятий. Да, действительно – между ними есть кое-что общее, но на самом деле контрафакт и подделка – это вовсе не синонимы и очень даже разные вещи. Ошибочно считать эти понятия одним и тем же.
Самые четкие различия в терминах можно определить, обратившись к правоведению. Именно юридическая сторона позволяет разобраться в сути, т.к. даже в Википедии термин «контрафакт» трактуется частично как подделка, да и само слово counterfeit дословно переводится с английского как «подделка».
Контрафактные товары – это продукция, которая содержит чужие права интеллектуальной собственности. Товарооборот такой продукции приводит к нарушению исключительных прав собственника, о чем в первую очередь может свидетельствовать незаконное использование логотипа и/или названия.
Искаженная, либо очень похожая маркировка под известный бренд, дает основания нарушителям отрицать факт преступления, т.к. оригинальное имя и логотип не используются. Но обычные покупатели часто не знают, как в точности должна выглядеть подлинная марка и при покупке опираются лишь на смутно знакомый образ.
Подделки – это изделия, которые ставят за цель имитировать настоящую продукцию без привязки к конкретному имени. Еще на самом элементарном уровне подделка может не иметь ничего общего с подлинным товаром (кроме внешнего вида), например разреженный сироп по сравнению с моторным маслом.
Сходство и различие поддельных запчастей и контрафакта
В случае с автозапчастями, подделки обычно создаются в кустарных условиях, где даже не стоит задача произвести качественный продукт. Главная цель – выпустить и реализовать нечто похожее на образец, в данном случае компонент автомобиля.
Производство контрафакта происходит намного интереснее. Здесь кроме подделывания внешнего вида товара и его отличительных особенностей, ведутся попытки приближения к технологическому процессу производства подлинного товара, что должно придать изделию такие же технические свойства, как и у оригинала.
Говоря простым языком: контрафакт – это подделка продукции бренда более высокого уровня. Но нужно сразу отметить, что контрафакт – не всегда синоним некачественного товара. Под определение «контрафакт» на законодательном уровне подпадает и вполне себе подлинная продукция, но завезенная в страну не уполномоченным официально импортером.
Мы приглашаем к сотрудничеству передовых производителей и дистрибьюторов автозапчастей для совместной борьбы с подделками и контрафактом.
Присылайте нам на почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. данные о поддельных и контрафактных запчастях, свои идеи и предложения, чтобы придать информации широкую огласку и вместе противодействовать развитию рынка «серых автокомпонентов».
Как не попасть: рынок автозапчастей заполонил контрафакт
Ремонт автомобилей сопряжен с риском установки контрафактных, или, как говорят в обиходе, «левых», запчастей. Помимо того что поддельная деталь может сломаться и запустить цепочку неприятных последствий, есть большая вероятность потерять гарантию автопроизводителя. Правительство надеется решить проблему с помощью маркировки, однако не все производители готовы к этому и предупреждают о росте цен. «Известия» разбирались, какова сейчас ситуация с контрафактом на рынке запчастей и как обезопасить себя от подделок.
Выгодное дело
Достаточно посмотреть на объемы выручки всего рынка автомобильных деталей, чтобы понять, что он весьма заманчив для продавцов и производителей контрафакта. Так, в прошлом году, согласно результатам исследования аналитического агентства «Автостат», оборот рынка автозапчастей России только для легковых автомобилей составил 1 трлн 403,2 млрд рублей, для понимания масштаба — это более половины денег, потраченных за тот же период на покупку новых автомобилей. Доля поддельных автокомпонентов традиционно оценивается примерно в 20–30% всего рынка.
В мировой торговле доля контрафакта стабильно увеличивается, говорится в недавно опубликованном докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Если в 2013 году она составляла 2,5% ($461 млрд) от всех товарных потоков, то через три года этот показатель достиг 3,3% ($509 млрд). В Евросоюзе с его мощными таможенными барьерами за тот же период доля контрафакта увеличилась с 5% до 6,8% (€121 млрд). Традиционно крупнейшими странами поставщиками пиратской и контрафактной продукции являются Китай и Гонконг (на них приходится 90% таких товаров), но в последнее время растет импорт нелегальной продукции из Таиланда, Индии, ОАЭ, Турции и Сингапура.
В России объем контрафактных автозапчастей может составлять треть всего рынка.
«Трудно сказать, каков объем контрафакта, я думаю, до 30% может доходить. Проблема в том, что зачастую эти детали сделаны на достаточно высоком уровне. У вас просто не хватит компетенции оценить, подделка это или нет. Происходит это так: китайский завод, выпускающий детали для одного или нескольких автопроизводителей, часть своей продукции выводит на рынок, что называется, через «серые схемы», причем объемы довольно серьезные. Есть и чисто подпольные заводы, которые работают по оригинальной номенклатуре и документации фирменных автокомпонентщиков, и, очевидно, не без помощи коллег с официальных заводов они штампуют контрафакт. У последних качество хуже, могут быть шибки в допусках и сопромате. Но полиграфия, упаковка, наклейки, штрихкоды — всё на высоком уровне. Понять, что к чему, сможет только профессионал, — рассказывает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.
Черная метка преступникам
Мошенников ловят регулярно. Так, в марте этого года правоохранители МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти обнаружили во Фрунзенском районе города склад поддельных рулевых реек для различных марок машин, всего около 270 деталей. По факту было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное использовании средств индивидуализации товаров». Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на два года. Тем не менее это не останавливает желающих заработать на контрафакте.
В правительстве решение этих задач во многом видят в создании системы маркировки товаров. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, подделать российскую маркировку будет невозможно, поскольку «у каждой цифровой бирки есть «криптохвост», или так называемый криптокод, который позволяет отследить товар на протяжении всего цикла жизни.
Из автомобильных запчастей первыми маркировку должны получить шины.
— Помимо борьбы с нелегальной продукцией (контрафакт, контрабанда), цифровая маркировка увеличит собираемость таможенных, налоговых, иных обязательных платежей, обеспечит аналитику импорта, производства и оборота товара в РФ, создаст инструмент общественного контроля, когда как проверяющий, так и потребитель смогут проверить любой товар с помощью приложения для мобильного телефона, — рассказал «Известиям» статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
Впрочем, сами производители шин (Bridgestone, Michelin, Good Year, Continental, Nokian Tyres и Pirelli) через свою ассоциацию заявили, что вводить маркировку в их сегменте необоснованно, поскольку проблем с контрафактом именно они не испытывают, а дополнительные расходы на маркировку приведут к росту розничных цен.
Сохранить гарантию
Для владельца нового автомобиля установка контрафактной детали может обернуться значительными проблемами, самая большая — череда поломок.
«Простой пример: бензиновый фильтр в производстве прост, посему очень часто встречается поддельные. Вы установили непонятно чей фильтр, и он не справился с фильтрацией топлива на должном уровне, у вас в итоге засорились форсунки и свечи — это в бензиновом двигателе. В дизельном проблемы будут куда серьезнее: выход из строя топливной рампы или насоса ТНВД. В зависимости от модели и последствий ремонт исчисляется десятками тысяч рублей, если не больше», — говорит Ифанов.
Рассчитывать на гарантийный ремонт после установка «левой» запчасти не стоит, предупреждают в компании Toyota.
«В первую очередь хотим отметить, что на сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество контрафактных запасных частей и расходных материалов, которые могут влиять на надежность эксплуатируемого автомобиля, а также на безопасность водителя и пассажиров. В связи с этим Toyota настоятельно рекомендует пользоваться сервисными услугами официальных дилеров, которые предлагают оригинальные запасные части и прошли профессиональное обучение по стандартам Toyota. Безусловно, клиент вправе не следовать нашим рекомендациям, если считает, что может самостоятельно проводить ТО согласно регламенту производителя или уверен в качестве услуг, предоставляемых сторонними организациями. В данном случае клиент принимает ответственность на себя. Однако если будет установлено, что возникшая неисправность стала следствием применения некачественной детали, некорректно или не в полном, рекомендованным производителем, объеме проведенного обслуживания, то в таком случае в гарантийном обслуживании может быть отказано», — рассказала PR-директор российского офиса Toyota Наталья Астафьева.
Дилеры также призывают выбирать автозапчасти только у официальных представителей компаний, которые могут предъявить соответствующие сертификаты на продукцию.
«Контрафакта на рынке довольно-таки много, подделки очень достойного качества, которые очень сложно внешне отличить. Покупать запасные части лучше у сертифицированных продавцов, в том числе у официальных дилеров марок. Нужно стараться избегать покупки запасных частей у частных лиц в интернете, через доски объявлений типа Avito и прочие», — порекомендовал директор по сервису «Авилон» Rolls-Royce и Ferrari» Александр Лобов.
Впрочем, не всегда выбор запчасти может быть связан с официальным дилером, убежден партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его мнению, крупные, особенно сетевые ,магазины известных брендов не допускают подделок на прилавках, поскольку дорожат имиджем.
Есть ли контрафактная продукция в магазине Exist
Отличительной особенностью интернет-магазина экзист, является наличие большого, актуального и регулярно обновляющегося ассортимента. Множество позиций всегда доступны для заказа и дают клиенту право безграничного выбора.
Среди большого ассортимента интернет-платформы Exist вы можете найти:
- Порядка 24-27 миллионов позиций товаров с присвоенными артикулами;
- Экзист сотрудничает с множеством различных производителей, поставщиков, которые производят свою продукцию в Беларуси, Казахстане (Ближнем Зарубежье). Также можно встретить ассортимент, производимый в Азии;
- Среди позиций всегда есть автомобильные запчасти, различные аксессуары (более 1000 брендов).
При этом компанией Exist говорится о том, что товары, представленные на данном портале, могут быть:
- Оригинальными. Поставляются и изготавливаются на заводах брендовых производителей;
- Неоригинальными. Говоря простыми словами- подделками.
Основные понятия о товарах
Исходя из ранее представленной в статье информации, понятно то, что интернет-магазин напрямую говорит о том, что в ассортименте можно встретить как оригинальную, так и поддельную продукцию. Однако продажа подделок ещё не говорит о том, что товар площадки Экзист – это контрафакт.
Подделка | Контрафакт |
---|---|
Это аналог популярной и как правило более дорогой продукции, который продаётся под собственным логотипом.
Производитель при этом полностью независим и является правообладателем. |
На контрафактную продукцию у производителей нет соответствующей лицензии, сертификации.
Продукция изготавливается на подпольном производстве. Имеет схожесть с популярными, известными оригиналами. В первую очередь изготовление таких продуктов направленно на то, чтобы получить выгоду, путём вождения потребителей в заблуждение. |
Важно! Зачастую контрафакт имеет качество в разы хуже, чем оригинал и не способен его заменить. Покупка такого товара приводит к тому, что в скором времени детали или другие приобретённые товарные позиции быстро изнашиваются или попросту выходят из строя.
Есть ли место контрафакту
Сделать выводы по-поводу того, есть ли в магазине Exist контрафакт в первую очередь можно сделать не столько по товарным позициям, сколько по отзывам самих покупателей.
В случае приобретения потребителем задней ступицы для легкового автомобиля Тайота Камри сначала покупатель не обнаружен дефектов и других особенностей. Но после начала эксплуатации, им был найден люфт.
После данного инцидента, потребитель оформил возврат, а магазин отправил ступицу на экспертизу. В конечном итоге интернет-магазином Экзист было вынесено следующее решение: «Поломка была вызвана неправильной установкой и нарушением технического монтажа».
Сам же Exist заверил, что против продажи контрафакта и в магазине вы никогда не встретите подобного вида продукции.
Также можно встретить и негативные отзывы о том, что потребителями было куплено поддельное масло, контрафактные фильтры.
В результате можно вынести вердикт, что среди множества позиций ресурса, также как и на других аналогичных сервисах встречаются как поддельные, так и контрафактные позиции.
На фото представлено несколько реальных отзывов покупателей:
Откуда поддельный товар
Если исходить из законодательства, то в случае наличия на сайте контрафактной продукции, на которую нет сертификатов, соответствующих лицензий, именно магазин несёт ответственность.
В процессе сотрудничества платформы с различными поставщиками, новыми производителями, среди них появляются и недобросовестные. В результате некачественной, неполной проверки такого бренда, производителя, среди позиций нередко появляются как просто поддельные, так и контрафактные товары.
Важно! Для того чтобы не приобрести вместо оригинального и качественного товара, подделку, контрафакт в магазине Экзист, необходимо знать, как правильно их отличить по определённым признакам, параметрам. Сделать это можно даже удалённо.
Рассмотрение каталожного номера
Гарантией того, что вы точно приобретёте оригинальный продукт, является наличие определённого каталожного номера. Важно помнить, что такой номер не является самим артикулом, который есть у каждой позиции без исключения и присваивается для более удобного поиска, отслеживания количества единиц.
- Каталожный номер указывается следующим образом: RU или FRU (part number);
- С помощью такого номера, вы сможете самостоятельно узнать об уникальности позиции через специальный контактный центр;
- Если вы приобретаете запчасть состоящую из нескольких элементов, они могут иметь различный номер. При этом сам элемент будет иметь единую маркировку;
- Партийный номер – это своеобразный паспорт товара.
Однако наличие данной составляющей ещё не гарантирует то, что в интернет-магазине Exist вы купите оригинальный товар.
Многое решает цена
Ещё одним подтверждением оригинальность определённой позиции, является её стоимость. В случае если товар оригинальный, его стоимость будет в разы выше, чем стоимость аналогичной по своим характеристикам, внешнему виду подделки.
Цена на оригинальные детали и другие аксессуары выше за счёт производимой накрутки за сам бренд. Также и сам интернет-магазин увеличивает стоимость для того чтобы получить максимальную выгоду от продажи.
Подделка практически всегда будет стоить существенно дешевле. Этот факт в совокупности с отсутствием партийного номера на сто процентов позволяет удостовериться в том, что данная позиция подделка и имеет сомнительное качество.
В случае если схожесть упаковочной оболочки с оригиналом стопроцентная, а два предыдущих пункта также присутствуют, следует знать о том, что вероятней всего такой товар фальсификация.